- Преподавателю
- Иностранные языки
- Памятка к составлению урока
Памятка к составлению урока
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Козловцева И.Н. |
Дата | 02.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Памятка по составлению урока в рамках технологии проблемного диалога
-
этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)
Учитель создает для учеников проблемную ситуацию - противоречия, порождающего удивление (приемы):
- Предъявляет ученикам (м.б., через задание) одновременно два противоречивых факта, мнения.
- Задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их.
- Задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно).
- Дает задание, выполнение которого вызывает затруднения или при имеющемся уровне знаний и умений.
- Какое вы заметили противоречие? Что удивило?// Как думали сначала, а как на самом деле? // Почему не смогли выполнить задание?
Прием «яркое пятно» - заключается в сообщении классу интригующего материала, но при этом связанного с темой урока. Это может быть использование сказки, легенды, фрагмента из художественной литературы, случая из истории науки, культуры, повседневной жизни и т.д.
Прием «актуальность» - состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих обучающихся, лично для каждого.
2 этап. Формулирование проблемы (постановка цели и задач урока)
- Какой у вас возникает вопрос (проблема)?
- Что предстоит выяснить?
Прием «Побуждающий диалог» - вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).
3 этап. Актуализация знаний (что ученики уже знают по данной теме, вопросу, проблеме)
- Что мы уже знаем по этой проблеме?
- Что нужно узнать для решения проблемы?
Используем прием «подводящий диалог»
Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока или определения того, что нужно узнать, чтобы решить проблему, достичь цели урока.
Здесь могут быть разные типы вопросов и заданий:
- репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу);
- мыслительные (упражнения на анализ, сравнение, обобщение).
Но все звенья подведения опираются на уже пройденный материал, а последний вопрос позволяет сформулировать как тему урока, так и то, что нужно узнать, чтобы решить проблему, достичь цели урока.
4 этап Поиск решения (открытие нового знания)
Выполнение продуктивных заданий:
-
Осмыслить задание.
-
Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).
-
Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие).
-
Мысленно сформулировать ответ.
-
Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что…»; «потому что…»; «во-первых… , во вторых…».
Чередование формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;
Приемы: Рабочий лист; Сигнальные карточки; Составление кластера; Презентации; Комментированное чтение; Эксперименты; Опыты; Мини-проекты; Мини-исследования; Диктант; Текст с ошибками; Синквейн; Составление определения; Работа с диаграммами, графиками, статданными; Заполнение таблицы, схем; Метод «Найди связь с жизнью»; Работа с иллюстрацией и др.
5 этап. Закрепление. Применение нового знания.
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
- Чьи версии подтвердились?
- Как оцените свою работу?
- Используя свои новые знания … (дается задание на продуктивное применение - рассказ, рисунок и т.п.)
Приемы: «Найди ошибку»; Диктант; Словарная работа; Кроссворды; Коллаж; Работа по опорному конспекту; Работа по ТПО; Рассказ-эстафета; Логические цепочки, схемы; Составление конспекта, тезиса; Классификация; Аукцион знаний; Викторина; Тестирование; Тест; Составление таблицы, схемы;
Задание на соответствие; Группировка материала; Взаимопроверка; Составление кластера; Практическая или лабораторная работа и др.
6 этап Домашнее задание
Задание на выбор; Составь задачу; Сочини шпаргалку; Составь тест, задание; Задание с использованием Интернета; Творческое задание; Публичная лекция; Рекламный плакат; Работа с сайтом по предмету;
«Напиши письмо…»; Составь презентацию; Составь буклет по теме; Составь вопросы к документу, по карте; Подбери подобное и реши; Найди в словаре; «Займи позицию» и др.
7 этап Рефлексия
Закончи предложение:
- Сегодня на уроке я узнал … - Сегодня на уроке я вспомнил … - Сегодня на уроке я понял …