«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ СРЕДЕ»

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ СРЕДЕ»







СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………..…………...…....3

ГЛАВА I. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА - АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА………..….5

1.1.Уровни профессионального развития педагога……………………………..6

1.2.Профессиональная компетентность учителя - основной ресурс качества образовательного процесса…………………………………………………….......8

ГЛАВА II. УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ……….....……………………………………………….....……10

2.1. Качество обучения иностранному языку………………………………….....13

2.2. Профессиональное развитие учителя как условие достижения качества иноязычного образования в полилингвистической среде……………………….14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…….…………….……....18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….….…20





ВВЕДЕНИЕ


В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования, одним из основных направлений и первоочередных задач образовательной политики является обновление содержания образования, улучшение качества обучения и совершенствование механизмов контроля качества образования. Современное качество образования должно удовлетворять государственным требованиям и конкретным интересам отдельной личности. Стандарты современного школьного образования ориентируют на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности. Сегодня знание иностранного языка имеет огромную общественную значимость. Развитие международного общения, а также научно-технический прогресс выдвигает свои требования к определению культурности человека, и одно из этих требований - знание иностранного языка.

Владение иностранным языком - это дополнительное окно в мир, доступ к иным национальным культурам. Развивая иноязычную коммуникативную компетенцию, учителя иностранного языка изменяют подходы к выбору педагогических технологий, мониторингу качества образования по предмету, составлению заданий для контроля усвоения изученного материала, формам оценивания достижений учащихся. Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Это возможно сделать, используя новые педагогические подходы и технологии в современной школе. Таким образом, профессиональное развитие учителя и будет являться актуальностью моей работы.

Цель работы -выделить основные способы профессионального развития учителя как условия достижения качественного образования в полилингвистической среде.

Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:выделить уровни профессионального развития педагога;рассмотреть профессиональную компетентность учителя - как основной ресурс качества образовательного процесса;определить условия повышения качества иноязычного образования;найти и изучить способы повышения качества обучения иностранного языку.

Предмет исследования:профессиональное развитие учителя в полилингвистической среде.

Объект исследования: процесс обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.

В процессе исследования использовались следующие методы:

- анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

- изучение специальной литературы;

- систематизация полученной информации.

ГЛАВА I. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА-АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Настоящий этап развития России характеризуется глубокими и многоплановыми преобразованиями, которые проявляются во всех сферах функционирования общества. Результатом социально-политических изменений в стране стал новый социальный заказ, сформулированный в качестве цели образования: создание условий для развития активной,творческой личности, способной адаптироваться к изменяющемуся миру, когда востребована конкурентноспособная личность с ориентировкой на непрерывное саморазвитие. И педагогам, как главным участникам процесса образования каждого гражданина,предъявляются высокие требования. В XXI веке возникает потребность в поиске ответов на вопросы, обращённые к профессиональному развитию педагогических кадров, его структуре, содержанию, технологиям и оценке качества подготовки педагогов и образования в целом1.

В связи с этим существенно меняется практика реализации профессионально-педагогической деятельности учителя. Во многом эти изменения объясняются новым пониманием цели и результата образования, который формулируется в документах реформы образования в России и в мире в формате достижения нового качества массового образования. Чрезвычайно важным становится вопрос: «Как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность учителя, чтобы обеспечить новое качество образования, отвечающее «вызовам времени?». За последние десятилетия социокультурная ситуация в нашей стране серьезно изменилась. Россия становится открытой страной, строящей рыночную экономику и правовое государство, что увеличивает меру свободыи ответственности человека за собственное благополучие и за благополучие общества. Человеческий капитал в современном мире становится основным ресурсом развития любой страны, фактором, обеспечивающим еестабильность и прогресс. Россия, как и любая страна, нуждается в мобильных и высококвалифицированных специалистах, способных приниматьсамостоятельные ответственные решения в условиях неопределенностибыстро меняющегося мира, что, безусловно, предъявляет особые требования к системе образования.

Анализ направлений модернизации образования в России показывает,что основным ожидаемым изменением является достижение нового качества образования.Мнение учащихся и их родителей относительно первоочередных задач школы также можно рассматривать как социальный заказ системе образования, отражающий основной смысл школьного образования - формирование потенциала личности - ориентированный на достижение, впервую очередь, личностных результатов. Требования общества касаютсякачества результата и отражают такие характеристики человека, как инициативность, самостоятельность в принятии решений, мотивация к непрерывному образованию и профессиональному росту, которые составляютхарактеристику современного культурного типа личности2.

Важным аспектом понимания качества образования на современном этапе является необходимость обеспечения качественного образования длявсех обучающихся. Качество ресурсного обеспечения российских школ очень разнородно. Однако сегодня совершенно ясно, что в массовой практике школы невсегда эффективно используется чрезвычайно мощный ресурс обеспечениякачества образования - потенциал учительского корпуса3. Результаты образования российских школьников сегодня весьма высоки в области такназываемых академических знаний по школьным предметам - знанийфактов, законов, процедур, алгоритмов и т. д. При этом понятно, что современное качество образования требует большего умения применятьшкольные знания для решения жизненных проблем.

Таким образом, в современных условиях развития отечественногообразования чрезвычайно важно понять, как именно должна изменитьсяпрофессионально-педагогическая деятельность, поскольку именно учительявляется основным субъектом изменений в образовании и без его активного участия прогрессивные изменения невозможны4.

В отечественных исследованиях по теории образования в качестве ведущего исследовательского подхода рассматривается гуманистическая парадигма. Человек понимается как уникалная целостная личность, развивающаяся в процессе активной самореализации своего творческого потенциала в системе взаимодействия с другими людьми. Гуманистическая парадигма опирается на результаты осмысления центральных для гуманистической психологии проблем самоактуализации, саморегуляции, самоосуществления личности, поиска смысла бытия, целенаправленного и ценностно-ориентированного поведения, творчества, свободы выбора, достоинства, ответственности, целостности, глобального мышления (Г.А.Берулава, М.Н. Берулава, И.А.Зимняя, В.П.Зимнеченко).


  1. Уровни профессионального развития педагога

Основной характеристикой деятельности учителя следует считать педагогическую компетентность- эффективное владение им системой образовательных умений и навыков, в своей совокупности, позволяющие ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться оптимального образования учащихся. Совокупность различных профессиональных умений учителя называетсяпедагогической техникой.В понятие «педагогическая техника» входит две группы показателей. Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением: владение своим организмом, социально-перцептивные способности, техника речи и др.

Вторая группа показателей педагогической техники связана с умением воздействовать на личность, и раскрывает технологическую сторону педагогического процесса: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные, диагностико-аналитические и другие умения.

Следующимэтапом профессионального роста педагога является педагогическое мастерство, под которым традиционно понимается доведённая до высокой степени совершенства образовательная компетентность, отражающая особую отшлифованность методов и приёмов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. Для современного педагога важнейшими становятся знания теоретические, методологические и технологические.

Педагогическая техника как компонент профессионального мастерства учителя корректируется в основном в практической деятельности. Однако при освоении новых педагогических принципов и технологий необходимым условием является не только совершенствование технических педагогических приёмов, но и личностное саморазвитие педагога, его самоактуализация. Процесс самоактуализации включает в себя переход потенциальных особенностей личности в актуальные и выступает как основной механизм саморазвития5.

В связи с этим целесообразно остановиться на психологических требованиях к личности педагога, осваивающего новые педагогические технологии. Они включают: вариативность мышления, эмпатийность (способность настроиться на «волну» другого человека), толерантность (терпимость к инакомыслию), коммуникативность (как культура диалога), рефлексивность, способность к сотрудничеству и др.

Развитие этих качеств определяет высокий уровень общей культуры, психолого-педагогическую и технологическую компетентность, креативные (творческие) способности педагога. Всё это способствует повышению уровня его готовности к инновациям вообще и к овладению новыми педагогическими технологиями, в частности. Готовность определяют как качественный показатель зрелости саморегуляциипедагога, как активное состояние личности, выражающее способность решать педагогические задачи с учётом конкретных условий и обстоятельств практической деятельности. Определение готовности к инновационной деятельности не может ограничиваться характеристиками опытности и мастерства учителя.

Готовность к нововведениям - это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определённая личностная направленность, стремление, потребность внедрять новые способы и формы профессиональной деятельности («сочетание» психологической, теоретической и практической готовности).

Более высокий уровень квалификации учителя- педагогическое творчество. Оно связано не столько с продуцированием новых идей и принципов, сколько с их модернизацией, видоизменением.Только на высшем уровне своей профессиональной деятельности - новаторстве учитель выдвигаети реализует новые, прогрессивные идеи, принципы, приёмы в процессе обучения и воспитания6.

«Новатор» означает «обновитель», то есть человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи, приёмы в той или иной области деятельности.

Педагог-новатор - это автор новой педагогической системы, то есть совокупности взаимосвязанных идей и соответствующих технологий.

Учитель, владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию7.

Готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приёмов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя, авторским стилем его педагогической деятельности - один из важнейших показателей личностного развития педагога.Важнейшим условием, механизмом и результатом формирования готовности педагога к созданию авторской педагогической (дидактической, образовательной) технологии является индивидуальный авторский стиль деятельности педагога8.


  1. Профессиональная компетентность учителя - основной ресурс качества образовательного процесса

Развитие позитивной образовательной среды невозможно осуществить без профессионального развития педагогов. При этом учителя должны активно участвовать в собственном профессиональном развитии: самостоятельно определять его приоритеты, организовывать планирование и реализацию.

Ведя речь о переходе в образовании от системы функционирования к системе развития, следует учесть, что привычные формулы не отметаются новыми идеями и концепциями, а, опираясь на них как на освоенный этап, продолжают развиваться. Участвуя в создании новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения, где ключевой характеристикой является формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению всех участников образовательного процесса, мы должны помнить об изменении самой цели обучения. Как никогда актуальны слова известного дидакта, методолога, педагога - Даниила Борисовича Эльконина: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя»9.

Результаты анкетирования учителей показывают, что доминирует знаньевая парадигма, что далеко не все используют индивидуальный подход в обучении, что педагоги испытывают недостаточный уровень коммуникативной компетентности. Профессиональное развитие может и должно осуществляться самими учителями, с их участием, следуя при этом основной цели образования - помогать ученикам учиться10. Объективно, если учитель не в состоянии четко определить, в какой степени та или иная программа поможет ему достичь цели, то маловероятно, что она даст ожидаемые результаты в практической деятельности. Проведя ряд исследований (наблюдений, анкетирования) с целью определения, что способствует повышению эффективности педагогической деятельности, можно выделить ряд признаков эффективного профессионального развития. Три из них связаны с его содержанием и методами. Первый - это знание содержания своего предмета, постоянное совершенствование в области профессиональных компетентностей,создание, апробирование и применение собственных (авторских) программ по преподаваемым дисциплинам, элективным курсам, дополнительным образовательным услугам. Другой особенностью эффективного профессионального развития, а, следовательно, роста ключевых компетентностей, является предоставление учителям возможности учиться активно: давать открытые уроки и затем обсуждать их с другими учителями, посещать и обсуждать занятия своих коллег, практиковать обучение с демонстрацией собственного педагогического опыта, создавать смоделированные ситуации и принимать участие в круглых столах и серьезных профессиональных дискуссиях. Другой стороной процесса активного обучения является наблюдение за работой учеников с целью оценки эффективности процесса обучения. Внимательное изучение деятельности учащихся посредством педагогического мониторинга, помогает учителям проводить своевременную рефлексию и совершенствовать собственное преподавание.Третьей важной характеристикой профессионального совершенствования является его системность и последовательность. Профессиональное развитие вряд ли будет эффективным в отношении повышения качества преподавания, если оно не согласовано с целями самого учителя, не затрагивает темы самообразования и не направлено на выполнение общей для всей школы методической задачи11.

Следующий ряд характеристик эффективного профессионального развития связаны с вопросами разработки и реализации специальной программы профессионального развития. Важнейшей из характеристик является непрерывность. Казалось бы, известная истина - интенсивная и непрерывная деятельность оказывается более эффективной, нежели кратковременная и менее интенсивная.

Как построить методическую работу в школе, чтобы профессиональное развитие учителей стало частью их повседневной жизни? При сегодняшнем потоке информации, требуемой интеллектуальной переработки, план методической деятельности в школе должен быть мобильным,а преподаватель должен быть готовым к изучению поступающей свежей информации. Включенность педагогов в процесс изучения новых идей, педагогического опыта, внедрение инновационных проектов возможны в условиях применения новых форм взаимодействия: мобильных проблемных групп, тренингов, научно-исследовательских проектов, круглых столов. В связи с этим, следующей среди важных структурных характеристик профессионального развития является его коллективность. Это означает, что учителя, работающие в одном методическом объединении, преподающие один предмет или занимающиеся с учениками одного класса, принимают совместное участие в мероприятиях по повышению квалификации, что позволяет сделать этот процесс осмысленным, связным и, следовательно, результативным.

ГЛАВА II. УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обучение - процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду.

В процессе обучения реализуются цели образования и воспитания. Главный путь получения образования - обучение в учебных заведениях различного типа, однако обучение осуществляется не только в учебно-воспитательных заведениях, но и в семье, на производстве, в быту и др. сферах. Содержание и характер обучения определяются уровнем материального и культурного развития общества, в котором оно осуществляется. Цели, содержание обучения, его организация и методы на всех этапах развития человеческого общества изменялись в зависимости от характера общественных отношений, актуальных требований к общему образованию и профессиональной подготовке людей, от педагогических идей о самом обучении12.

В условиях современного научно-технического прогресса возникла необходимость в разработке содержания, форм, методов и средств обучения, соответствующих новым социальным требованиям, а также возможностям и потребностям учащихся.

Обучение - двусторонний процесс, включающий деятельность обучающего и обучаемых и характеризующийся взаимодействием: целей обучения, воспитания и развития учащихся; содержания обучения, т.е. системы знаний, умений, навыков, которыми должны овладеть обучаемые; преподавания - деятельности педагога, которая по своей сущности представляет руководство познавательной и практической деятельностью учащихся; учения, т.е. деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями, навыками. В процессе обучения и воспитания формируются мировоззрение, качества личности, развиваются способности. Общественно-исторический опыт человечества передаётся детям и взрослым в процессе обучения, однако усваивается он по-разному - в зависимости от личного опыта, сформированных умений и навыков, отношения к учебной деятельности, особенностей личности13.

Обучение иностранному языку в школе - это усвоение знания иностранного языка для выработки умения выражать законченную мысль на уровне фразы или предложения. В обучение иностранному языку входит научить чтению, диалогической, монологической и письменной речи, т.е. коммуникативным навыкам, овладения учащимися основными видами речевой деятельности (аудирование, говорение и чтение) в пределах школьнойпрограммы, обучить письму в пределах выполнения письменных упражнений, научить составлению текстов коротких открыток и писем по основным коммуникативным направлениям. Успех в обучении иностранному языку всего на 20% зависит от знания лексики и грамматики и на 80% - от культуры и чувства слова14.

В средней школе закладывается базовая основа практического владения иностранным языком с тем, чтобы в дальнейшем успешно продолжать осваивать его и применять на практике.

Обучение иностранному языку в начальной школе направлено на:

- создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации к новому языковому миру, отличному от мира родного языка и культуры, и для преодоления в дальнейшем психологического барьера в использовании иностранного языка как средства коммуникации;

- ознакомление с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором, миром игр и развлечений;

- приобретения детьми социального опыта за счет расширения спектра проигрываемых коммуникативных ролей в ситуациях семейного и школьного общения, с друзьями и взрослыми на иностранном языке; формирование представлений об общих чертах и особенностях общения на родном и иностранных языках;

- формирование элементарных коммуникативных умений в 4-х видах деятельности с учетом возможностей и потребностей младших школьников;

- формирование некоторых универсальных лингвистических понятий, наблюдаемых в родном и иностранном языках.

При изучении иностранного языка на второй ступени, в основной школе (V - IX классы), в центре внимания находится последовательное и систематическое развитие у школьников всех составляющих коммуникативной компетенции в процессе овладения различными стратегиями говорения, чтения, аудирования, письма15.

Обучение иностранному языку в основной школе направлено на изучение иностранного языка как средства международного общения посредством:

- формирования и развития базовых коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности;

- коммуникативно-речевого вживания в иноязычную среду стран изучаемого языка, развитие всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции;

- социокультурного развития школьников в контексте европейской и мировой культуры с помощью страноведческого, культуроведческого и лингво-культуроведческого материала;

- культуроведческого и художественно-эстетического развития школьников при ознакомлении с культурным наследием стран изучаемого языка;

- формирование умений представить родную культуру и страну в условиях иноязычного межкультурного общения;

- ознакомление школьников с доступными им стратегиями самостоятельного изучения языков и культур.

На завершающей, третьей ступени (среднее общее образование) (в X - XI классах) обучение иностранному языку должно способствовать иноязычной коммуникативной компетенции, обеспечивающей использование иностранного языка в ситуациях официального и неофициального общения в учебной, социально-бытовой, культурной, административной, профессиональной сферах коммуникативного взаимодействия. При этом в центре внимания - развитие культуры устной и письменной речи на иностранном языке, углубление культуроведческих знаний об образе и стилях жизни в странах изучаемых языков.

Задачи и содержание иноязычного учебного общения старшеклассников варьируются с учетом профиля школы и расширяются за счет междисциплинарного подключения иностранного языка к изучению других предметов.

Обучение иностранному языку на третьей ступени направлено на:

- развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности школьников, позволяющей им быть равноправными партнерами межкультурного общения на иностранном языке в бытовой, культурной и учебно-профессиональной сферах;

- обучение этике дискуссионного общения на иностранном языке при обсуждении культуры, стилей и образа жизни людей;

- развитие общеучебных умений собирать, систематизировать и обобщать культуроведческую и иную информацию, представляющую интерес для учащихся;

- ознакомление учащихся с технологиями самоконтроля и самооценки уровня владения языком;

- развитие умений представлять родную страну и культуру, образа жизни людей в процессе иноязычного культурного общения;

- использование иностранного языка в профессионально-ориентированном образовании16.

В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения:объяснительно-иллюстративный;репродуктивный;проблемный;исследовательский.

Репродуктивный метод обучения предусматривает усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях.

Проблемный метод предполагает максимальное содействие активизации познавательной деятельности учащихся. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации.

Исследовательский метод обучения обеспечивает самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При использовании этого метода обучение является результатом активного исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных методов. Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов объектов и ситуаций в процессе воздействия на них. Для достижения успеха необходимо наличие среды, реагирующей на воздействия17.

2.1.Качество обучения иностранному языку


Качество обучения иностранному языку - это умение общаться и грамотно строить беседу на иностранном языке. Качество обучения зависит от качества деятельности педагога, он определяет: цель и результат обучения;методические цели в учебном процессе (методы, приемы, технологии); предметный и прочий материал, на базе которого будет происходить освоение умений (компетенций); сценарий (план) учебного занятия; плюсы и минусы проведенного занятия; задания и ситуации, позволяющие ученикам получать удовлетворение от учебы и достигать результатов;самостоятельную и коллективную мотивированную деятельность учащихся. При этом учитель должен знать и владеть психологическими методами изучения личности ученика.

Современная концепция образования состоит в переходе от знаниевого к компетентностно-ориентированному подходу. Целью обучения является развитие не только практической, но и информационной компетенции.

В современной школе активно формируются совокупности организационных и функциональных структур. Создаются комплексы педагогических измерителей и стандартизированных процедур оценивания качества, разрабатываются наборы норм и правил обеспечивающих оценку достижений обучающихся, качества образовательных программ и процесса обучения. Показателями качества обучения школьников иностранному языку являются:уровень овладения программным материалом по иностранному языку;количество обучающихся на «4» и «5»;участие в олимпиадах, конкурсах, выставках;уровень овладения учащимися стандарта изучения иностранного языка;уровень коммуникативных качеств учащихся.

2.2.Профессиональное развитие учителя как условие достижения качества иноязычного образования в полилингвистической среде


Эффективная система лингвистического иноязычного образования, в основе которой лежит принцип полилингвизма. Это означает, что учащиеся развиваются в условиях дидактической многоязычной среды, созданной с помощью введения в учебный процесс изучения от двух до трех иностранных языков и широкого спектра факультативов, спецкурсов, элективных курсов, направленных на расширение социолингвистической компетенции учащихся и преподавания некоторых предметов или их отдельных разделов на иностранном языке.

Необходимо стараться создать условия для формирования у школьников широкого гуманистического взгляда на мир, основанный на общечеловеческих ценностях и новом мышлении, воспитываем в них осознанное отношение к выбору профессии, потребность в практическом использовании иностранных языков в будущей профессиональной деятельности18.

За последние десятилетия социокультурная ситуация в нашей стране серьезно изменилась. Россия становится открытой страной, строящей рыночную экономику и правовое государство, что увеличивает меру свободы и ответственности человека за собственное благополучие и за благополучие общества. Человеческий капитал в современном мире становится основным ресурсом развития любой страны, фактором, обеспечивающим ее стабильность и прогресс. Россия, как и любая страна, нуждается в мобильных и высококвалифицированных специалистах, способных принимать самостоятельные ответственные решения в условиях неопределенности быстро меняющегося мира, что, безусловно, предъявляет особые требования к системе образования. Анализ направлений модернизации образования в России показывает, что основным ожидаемым изменением является достижение нового качества образования, которое соответствует основным факторам развития современного общества:

• Информатизация жизни общества (становление приоритета конструирования личностного знания на основе самостоятельной работы с разнообразной информацией).

• Становление открытого общества, что обеспечивает существенное расширение среды существования человека и многочисленные пересечения индивидуальных сред.

• Становление гражданского общества, что повышает меру свободы и, следовательно, ответственности человека в осуществлении жизнедеятельности.

• Становление нового культурного типа личности, характеристиками которого являются активность, самостоятельность и ответственность личности.

• Профессионализация в течение всей жизни, которая подразумевает готовность человека учиться и переучиваться в течение всей жизни.

Эти факторы оказывают прямое влияние на сферу образования, на современное понимание качества образования и, следовательно, на профессионально-педагогическую деятельность учителя19.

Мнение учащихся и их родителей относительно первоочередных задач школы также можно рассматривать как социальный заказ системе образования, отражающий основной смысл школьного образования - формирование потенциала личности - и ориентированный на достижение, в первую очередь личностных результатов. Требования общества касаются качества результата и отражают такие характеристики человека, как инициативность, самостоятельность в принятии решений, мотивацию к непрерывному образованию и профессиональному росту, которые составляют характеристику современного культурного типа личности. Важным аспектом понимания качества образования на современном этапе является необходимость обеспечения качественного образования для всех обучающихся. Именно эти цели выдвигает программа ЮНЕСКО «Образование для всех».

Качество ресурсного обеспечения российских школ очень разнородно. Однако сегодня совершенно ясно, что в массовой практике образования главное -это потенциал учительского корпуса. Результаты образования российских школьников сегодня весьма высоки в области так называемых академических знаний по школьным предметам знаний фактов, законов, процедур, алгоритмов и т. д. При этом понятно, что современное качество образования требует большего умения применить школьные знания для решения жизненных проблем.Таким образом, в современных условиях развития отечественного образования чрезвычайно важно понять, как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность, поскольку именно учитель является основным субъектом изменений в образовании и без его активного участия прогрессивные изменения невозможны. Поэтому так важно определить содержание подготовки учителей к решению задач обеспечения качественного образования для всех обучающихся. Вполне очевидно, что в данном контексте необходимо установить необходимые изменения в профессиональной подготовке будущих учителей в педагогическом университете, а также возможности повышения квалификации в данном направлении работающих учителей.

В настоящее время российская система образования переживает достаточно сложный и весьма затянувшийся переходный период. Перед модернизацией системы образования ставятся новые задачи, направленные на повышение эффективности образовательного процесса. Одна из этих задач - необходимость разработки системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. В связи с этим возрастает значимость эффективности процесса повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров различных уровней образования.

Для повышения квалификации, прежде всего, необходимо развитие профессионального мастерства и культуры, обновление теоретических и практических знаний специалистов системы образования в соответствии с современными требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения инновационных методов решения профессиональных задач, к которым относится содействие в определении содержания самообразования преподавателя; оказание помощи и поддержки педагогическим кадрам в подготовке к аттестации и внедрении инноваций в учебный процесс20.

Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя21.

Процесс профессионального развития педагогических работников можно сделать наиболее эффективным и устранить ряд недостатков с помощью активного использования средств информационных и коммуникационных технологий.

Можно констатировать, что до Адольфа Дистервега (1790-1866 гг.) дидактика представляла собой образовательный процесс почти в полной независимости от учителя. «Сила не в учителе, а в методе» - был девиз. Понимание метода, как образа деятельности учителя, как чего-то безраздельного с ним, личного и приведение всей дидактики Дистервега. Школа находится в постоянном движении, а вместе с ней находятся в постоянном движении учителя. Быть в движении для учителя, значит мыслить, самосовершенствоваться, критически относиться ко всем учением, мнениям, взглядам, ничего не принимать на веру, в силу авторитета. Высшее начало всего воспитания и образования Дистервег указывает такое: «Самодеятельность в служении истинному, прекрасному, доброму»22. Если педагог хочет других приготовить для истинной жизни, он должен признать бесспорным три положения:

1)как никто не может дать другому того, чем не владеет сам, так никто не может развивать, воспитывать и образовывать, кто сам не развит, не воспитан, не образован;

2)педагог может действовать воспитательно и образовательно на других, действовать необходимо лишь в той мере и степени, в которой он сам причастен воспитанию и образованию, в какой степени усвоил его;

3) педагог способен действительно воспитывать и образовать лишь до тех пор, пока он сам работает над своим истинным воспитанием и образованием. То есть в основу образовательного процесса Дистервег ставил учителя, его личность, которую невозможно заменить методом, планом, программой- «Дух учителя не может быть заменен ничем». Главнейшие дидактические положения Дистервега: «Учи сообразно с природой образуемого, сообразно с культурой времени и страны, а так же необходимо учитывать природу преподаваемого предмета учителю. Дистервег делил все знания на знание «posteriori» и «priori» (по их источнику, опыту или разуму). Метод преподавания отдельного предмета должен сообразоваться с источником нашего знания и с природою предмета, человек обуславливает метод и предмет обуславливает метод. Начинай обучение с той точки, на которой стоит ученик и веди его далее без перерыва, без пробелов, основательно и постоянно вперед, тогда достигнешь общей цели учения, развития самодеятельности и полного знания предмета. «Обучай энергично!» Дидактическая сила и дидактическая способность - термины введенные Дистервегом.Идеи, выдвинутые в педагогике Г.Песталоцци, Ф.Фребелем, А.Дистервегом, были востребованы педагогикой ХХ века23.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Сложившаяся социальная ситуация в педагогической среде, даёт основание считать, что эффективная педагогическая деятельность, рациональное использование педагогов остаётся актуальной проблемой и требует изучения динамических личностных факторов с целью сохранения личностно-профессиональных ресурсов на разных этапов жизненного пути.

Профессиональное развитие педагога выражается в мотивации деятельности, удовлетворённости трудом, потребности признания социальной значимости его деятельности.Активность педагога влияет на его жизненные позиции и жизненную линию в целом.Возрастает значение интеграции профессионального и общекультурного образования как условия творческого развития личности педагога, повышения квалификации, а непрерывное образование способствует личностному росту педагога в его профессиональой деятельности.

В современных условиях меняется статус образования, поскольку со второй половины XX столетия серьезно исследуется вклад образования в экономический рост, в повышение качества жизни через категорию человеческого капитала, который определяется образованием человека.Именно поэтому становится чрезвычайно актуальной проблема качества образования, его нового понимания. Сегодня серьезно рассматривается влияние социокультурного контекста на качество образования. Социокультурная ситуация детерминирует требования к выпускнику школы, которые, в свою очередь, отражены в требованиях к качеству образования и определяют его цели, реализуемые учителем в профессиональной деятельности. В ситуации образования в Российской Федерации в плане достижения качественного образования для всех становится актуальной такая функция профессиональной деятельности учителя, как содействие образованию каждого ребенка школьного возраста. Содействие образованию школьника предполагает создание средствами педагогической деятельности условий для проявления самостоятельности, творчества, ответственности ребенка в образовательном процессе и формирования у него мотивации непрерывного образования.

Наряду с ведущей выделяются соподчиненные функции деятельности учителя: функция проектирования индивидуального образовательного маршрута; функция управления. Принятие учителем новых функций зависит от его культурно-профессиональной идентичности, которая проявляется в ценностных установках, реализуемых в процессе профессионально-педагогической деятельности, что позволяет сделать вывод о том, что создание условий, содействующих образованию ребенка, возможно в том случае, если учитель готов к пониманию изменений на основе профессиональной педагогической рефлексии, служащей основой его самообразования.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что ориентиром необходимых изменений в профессионально-педагогической деятельности должно быть осознание новых ценностей образования и готовность к реализации новых функций профессиональной деятельности. Данный вывод определяет основную идею подготовки учителя к освоению новых функций профессиональной деятельности, поскольку новые ценности не могут быть транслированы способом информирования и последующего воспроизведения, они должны осваиваться способом проживания. Для этого предлагается в вузовском образовании:осмыслить роль и место педагогики и других общепрофессиональных дисциплин в профессиональной подготовке учителя;определить способы педагогизации среды профессиональной подготовки учителя;осуществить изменения процесса реализации профессиональных образовательных программ на основе компетентностного и контекстного подходов.

Что касается подготовки работающего учителя, то стратегиями освоения функции содействия образованию школьника становится участие учителей и педагогических коллективов в инновационной и опытно-экспериментальной деятельности по решению задач современного образования. При этом в качестве тактического решения организации освоения учителями новых функций может быть принята идея корпоративного обучения учителей.

Сегодня при существующем дефиците финансирования системы образования, различиях в ресурсном обеспечении школ является не достаточно использованным педагогический потенциал учительского корпуса. Именно на этот ресурс необходимо делать ставку в сегодняшней ситуации в России. Именно таким образом может быть решена основная задача российского образования - достижение качественного образования всеми детьми, обучающимися в школе.












СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса образования. М., 1977. С.254-256.

2. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. -М.: Изд-во ИЯШ, 2001, №4. С.37,90.

3. Вуравлев И.К. Состав содержания образования, обусловленный принципами построения учебного плана / Теоретические основы содержания общего среднего образования/Под ред. В.В. Красовского, И.Я.Лянера. - М.: Педагогика, 2012.С.183-191.

4.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам, -М.: Изд-во АРКТИ, 2013. С. 49-127.

5. Горбенюк О.С., Горбенюк Т.Б. Теория обучения; Учеб.для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С. 4-10,87.

6. К проблеме модернизации содержания общего образования -М.: Изд-во ИЯШ, 2012, №5. С.5-8.

7. Копылова В.В. Основные направления организации обучения иностранным языкам при проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования / Коммуникативная методика. №3. - М., 2003.С. 50.

8. Обучение иностранным языкам в школе и ВУЗе /КАРО.- СПб, 2001. С. 37-89.

9. Педагогика. - М., 2009. №3. С. 45.

10.Пискунова Е.В. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России. - М., 2010. - 77 с.

11. 1september.ru/2003/22/3(дата обращения: 17.01.2016 г.)

12. ito.edu.ru(дата обращения: 17.01.2016 г.)

13.philist/net/pedagogika/comcrd.htp(дата обращения: 17.01.2016г.)

1К проблеме модернизации содержания общего образования. - М.: Изд-во ИЯШ, 2012, № 5. С. 5-8.

2Пискунова Е.В. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России. - М., 2010. С. 23.

3ito.edu.ru (дата обращения: 17.01.2016 г.)

4Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам, - М.: Изд-во АРКТИ, 2013. С. 57.

5Пискунова Е.В. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России. - М., 2010. С. 38.

6Обучение иностранным языкам в школе и ВУЗе / КАРО. - СПб, 2001. С. 38.

7ito.edu.ru (дата обращения: 17.01.2016 г.)

8Пискунова Е.В. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России. - М., 2010. - 77 с.

9Обучение иностранным языкам в школе и ВУЗе / КАРО. - СПб, 2001. С. 73.

10Бабанский Ю.К. Оптимизацияпроцессаобразования. - М., 1977. С. 254-256.

11Пискунова Е.В. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России. - М., 2010. С. 37.

12Пискунова Е.В. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России. - М., 2010. С. 54.

13Копылова В.В. Основные направления организации обучения иностранным языкам при проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования / Коммуникативная методика. № 3. - М., 2003. С. 50.

14Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса образования. М., 1977. С. 254-256.

15Горбенюк О.С., Горбенюк Т.Б. Теория обучения; Учеб.длястуд.высш.учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С. 4-10.

16Горбенюк О.С., Горбенюк Т.Б. Теория обучения; Учеб.для студ. высш.учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С. 87.

17Вуравлев И.К. Состав содержания образования, обусловленный принципами построения учебного плана / Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Красовского, И.Я. Лянера. - М.: Педагогика, 2012. С. 183-191.

18Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам, - М.: Изд-во АРКТИ, 2013. С. 77.

191september.ru/2003/22/3 (дата обращения: 17.01.2016 г.)

20Педагогика. - М., 2009, № 3. С. 45.

21Вуравлев И.К. Состав содержания образования, обусловленный принципами построения учебного плана / Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Красовского, И.Я. Лянера. - М.: Педагогика, 2012. С. 183-191.

22Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса образования. М., 1977. С. 254-256.

23philist/net/pedagogika/comcrd.htp (дата обращения: 17.01.2016г.)

20


© 2010-2022