Урок английского языка на тему Защита окружающей среды

План-конспект урока по теме: “Защита окружающей среды”(EnvironmentalProtection)УМК Кауфман К.И, Кауфман М.Ю. “HappyEnglish.ru “, 7 классУчитель: Хайберова Рамзия ТимиргаяновнаМОБУ Киебаковская ООШ, класс 7Группа 14 человекТип урока: урок обобщения и систематизации знаний с использованием ИКТ в форме соревнования Цель урока: Формировать коммуникативную компетенцию учащихся при помощи информационно-коммуникационных технологий и интерактивных упражнений.. Обучающие задачи:- Продолжать формиров...
Раздел Иностранные языки
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Седельниковская средняя школа №2»

Седельниковского муниципального района Омской области



ТЕМА:

«Метод проектов в начальной школе»


Урок английского языка на тему Защита окружающей среды

Подготовила: учитель начальных классов

МБОУ «Седельниковская СШ №2»

Чистякова Людмила Ивановна


2013/2014 уч. год

с. Седельниково.

Содержание


  1. Введение……………………………………………………………стр. 3-4

  2. Основная часть………………………………………………………стр. 4-22

    1. Из истории возникновения метода проектов………………..стр.4-6

    2. Что мы понимаем под методом проектов…………………стр.6-8

    3. Классификация проектов……………………………………стр.8-11

    4. Этапы работы над проектом…………………………………стр.11-16

    5. Организация проектов в начальной школе………………….стр.16-22

  3. Заключение…………………………………………………………..стр.23-24

  4. Список литературы………………………………………………….стр.25

  5. Приложение…………………………………………………………..стр.25









  1. ВВЕДЕНИЕ

"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".

Японская мудрость.

Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта

Несколько лет назад я начала реализовывать метод проектов на практике. Инновационный поиск новых средств работы с детьми привел меня к пониманию того, что мне нужны деятельные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников - серьезная и непростая работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования объектов окружающего мира, наличия библиотеки, умения владеть информационными технологиями, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых и неживых объектов.

Я определила цели своей работы:

  • выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью в разных областях науки, и развитие их творческих способностей;

  • совершенствование умений и навыков самостоятельной работы детей и повышение их уровня знаний и эрудиции;

  • пропедевтика научно-исследовательской деятельности младших школьников;

  • обучение учащихся начальной школы работе в рамках саморазвития и самообразования;

  • поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане расширения кругозора учащихся в области научных достижений;

  • активизация познавательной деятельности учащихся через исследовательскую и проектную деятельность.

Исходя из поставленных целей, я поставила перед собой задачи:

  1. Развивать у детей навыки научно-исследовательской работы (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы), умения самостоятельно и творчески мыслить.

  2. Помочь ученикам приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области.

  3. Овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами, оборудованием, техникой.

  4. Совершенствовать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ, составлению презентации.

  5. Воспитывать интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Из истории возникновения метода проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления).

Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. "Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум…Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления".

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

2.2. Что мы понимаем под методом проектов.

Проект - это одна из форм исследовательской работы, это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.

Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

1. направлены на достижение конкретных целей;

2. включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

3. имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

Цели работы над проектом:

Развитие личности, формирование УУД (универсальных учебных действий), создание основ творческого потенциала обучающихся, реализация проектного замысла.

Задачи проектной деятельности:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Мотивация является неиссякаемым источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.

Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект - это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

Что такое проект для учителя? Проект - это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.

Таким образом, проектная деятельность в начальной школе, учит детей взаимодействовать друг с другом, учит работать с информацией, а также учит их учиться, чего и требует от нас ФГОС.

Метод проектов не что иное, как попытка моделирования жизни, который никак не противоречит способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация - стремление успешно разработать тему проекта - оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок.

Самым главным результатом проектных игр является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний - он учится учиться.

Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:

  • успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;

  • знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;

  • выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;

  • проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;

  • детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. За последние два года работы я вместе с детьми подготовила несколько проектов: «Аппликация из осенних листьев», «Умелые руки не знают скуки», «День именинника» и «Одуванчики».

Хочу отметить, что перед детьми младшего школьного возраста, учитывая их психологические особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Следует включать в работу различный вспомогательный дидактический материал (памятки, инструкции, шаблоны), обязательно обращаться за помощью к родителям. Так в проектах «Умелые руки не знают скуки» и «Одуванчики» - родители оказали нам большую помощь в подготовке проектов.

2.3. Классификация проектов

Классификация проектов по доминирующему виду деятельности ученика:

  • практико-ориентированные;

  • исследовательские;

  • информационные;

  • творческие;

  • ролевые.

Кратко характеристика каждого из этих видов проектов представлена в таблице.

Вид

Краткая характеристика процесса и результата

Практико-ориентированные

Изготовление материального продукта, который можно использовать в жизни класса, школы, города, семьи, отдельного человека

Исследовательские

Выдвижение первоначальной гипотезы и проверка ее с помощью методов социологического опроса, наблюдения, эксперимента

Информационные

Сбор, анализ и представление информации о каком-либо объекте, явлении в виде реферата, видеоролика, альбома, плаката и т.п.

Творческие

Разработка альманахов, игр, сценариев, коллажей, рисунков, выставок, музыкальных произведений

Ролевые

Подготовка и разыгрывание спектакля

Наши проекты можно также классифицировать

Существуют и иные классификации проектов, основанные на выделении иного признака.


  • Классификация по предметно-содержательной области: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, внепредметные.

  • Классификация по продолжительности: мини-проекты (один урок или менее), краткосрочные (несколько уроков, обычно от 2 до 4), длительные (на четверть).

  • Классификация по месту выполнения проектов учащимися: на уроках в классе, после уроков в школе, домашние, смешанные.

  • Классификация по числу участников: индивидуальные, групповые, классные.

Наши проекты можно также классифицировать:

Проект «Умелые руки не знают скуки»

Проект «Аппликация из осенних листьев»

Проект «День именинника»

Проект «Одуванчики»

По виду деятельности

информационный

творческий

ролевой

исследовательский

По предметно-содержательной линии

внепредметный

монопроект

межпредметный

внепредмитный

По продолжительности

длительный

мини-проект

краткосрочный

длительный

По месту выполнения

домашний

на уроке в классе

смешанный

домашний

По числу участников

индивидуальный

классный

групповой

индивидуальный

Рассмотрим особенности каждого из них.

Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты; обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Это практические и лабораторные работы, доклады, выступления, дневники наблюдения и т.д. Так, работая над проектом «Одуванчики», учащаяся 2 класса провела ряд наблюдений за этими цветами, сделала выводы.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, театрализации, видеофильм, плакат, школьный журнал интересных дел и т.д. Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблем. Наш проект «Аппликация из осенних листьев» мы реализовывали на уроках технологии.

Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации.

Ролево - игровые проекты - это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями. По этому направлению мы реализовали проект «День именинника», где разделились на творческие группы: «Затейники», «Волшебники», «Поварята»,

Урок английского языка на тему Защита окружающей средыУрок английского языка на тему Защита окружающей средыУрок английского языка на тему Защита окружающей средыУрок английского языка на тему Защита окружающей среды
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью. Таким у нас был проект «Умелые руки не знают скуки». Учащийся собирал и представлял материал о поделках, которые делает его бабушка во дворе и около своего дома.

Урок английского языка на тему Защита окружающей средыУрок английского языка на тему Защита окружающей среды


Практикоориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого ученика и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

Методы исследования и проектов предоставляют ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Идет реальная игра, в которой главным условием является необходимость перевоплощения во взрослого человека для реализации детских задумок (как взрослый, ребенок планирует работу, выполняет ее, доказывает ее правильность и нужность, но в основе лежит детская тема). Педагог выступает в роли скрытого или явного координатора деятельности ребенка.

Монопроекты- реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета.
Разумеется, работа над монопроектами не исключает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной области или области деятельности человека. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста продукта проектной деятельности. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.
Межпредметный (интегрированный) - это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные. Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта. Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.
Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи взрослых.

2.4. Этапы работы над проектом.

Представляю таблицу, в которой отражены требования ФГОС при работе над проектами:

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность родителей

1. Погружение в проект

Цель - подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

- определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

- создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

• проблему проекта;

• сюжетную ситуацию;

• цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.

Мотивируют детей.

2. Планирование деятельности

Цель - пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

- определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

- установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

- распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

• различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;

• распределить роли в группах;

• спланировать деятельность по решению задач проекта;

• продумать возможные формы презентации результатов проекта;

• продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

Осуществляют:

• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

• распределение ролей в группе;

• планирование работы;

• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы

Консультируют в процессе поиска информации.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности

3. Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель - разработка проекта.

Задачи:

- самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

- промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Наблюдают.

Контролируют соблюдение правил техники безопасности.

Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

4. Оформление результатов

Цель - структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

- анализ и синтез данных;

- формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

Наблюдает, советует.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

5. Презентация результатов

Цель - демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

- подготовка презентационных материалов;

- подготовка публичного выступления;

- презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

• обобщает и резюмирует полученные результаты;

• подводит итоги обучения;

• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

• понимание проблемы, цели и задач;

• умение планировать и осуществлять работу;

• найденный способ решения проблемы;

• рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

Консультируют в выборе формы презентации.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта.

2.5.Организация проектной деятельности в начальной школе.

Подготовительный этап проекта достаточно продолжителен и трудоемок. Учитель начальной школы должен продумать замысел и разработать структуру проекта; создать организационные, дидактические и методические материалы; оформить грамоты и благодарственные письма, памятки.

Как из всех учащихся младших классов выбрать тех, кто готов заняться исследовательской деятельностью?

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходимо не только желание, но и особая готовность, "зрелость", заключающаяся в:

1) Наличие у детей ряда коммуникативных умений:

  • умение спрашивать, (то есть выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации "дефицита" информации или способов действий);

  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение и аргументировано его доказывать);

  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

2) Развитие мышления учащихся, определенная "интеллектуальная зрелость". Это наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.

Хочу поделиться с вами правилами поиска и выбора темы исследования, как наиболее важного этапа всей работы.

  • Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска школьник будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.

  • Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

  • Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

  • Правило 4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

  • Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограниченна.

  • Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения.

  • Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов - исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению.

  • Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

Ведущая идея, по моему мнению, состоит в том, чтобы выполняемая ребенком исследовательская деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни». Отсюда вытекает практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов исследования.

Использование методов исследования и проектирования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Например, в нашем проекте «Умелые руки - не знают скуки», ученики исследуют увлечения своих бабушек.

- В проекте «Аппликация из осенних листьев» - исследование с осенними листьями.

- В проекте «День именинника» - учащиеся исследуют запросы одноклассников по проведению праздника.

- В проекте «Одуванчики» - наблюдения за одуванчиками.

Источники для сбора материала во многом зависят от избранной темы. Но и актуализация поиска новых сведений создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами. Так, в проекте «Одуванчики» учащаяся вместе с родителями много интересной информации нашли в Интернете, а в проекте «Умелые руки не знают скуки» - в газетах и журналах. Следует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемся с добытой информацией. Главный смысл настоящего исследования - найти знания самостоятельно. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

Учащимся можно предложить список допустимых методов исследования:

  • подумать самостоятельно;

  • прочитать книги о том, что используешь;

  • познакомиться с фильмами по этой проблеме;

  • найти информацию в сети Интернет;

  • спросить у других людей;

  • понаблюдать;

  • провести эксперимент.

Далее идёт этап подготовки к защите исследования. Ученик должен кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом. Для этого потребуется:

  • дать определения основным понятиям;

  • классифицировать основные предметы, явления, проблемы;

  • выработать суждения;

  • сделать выводы;

  • подготовить текст выступления и быть готовым к ответам на вопросы по результатам исследования;

  • иметь при себе макеты, рисунки, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. Подготовленный продукт должен быть представлен представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

Результатами проектов, которые реализовывались в моём классе:

- Проект «Умелые руки - не знают скуки» - выставка рисунков, фотографий и презентация.

Урок английского языка на тему Защита окружающей средыУрок английского языка на тему Защита окружающей среды

- Проект «Аппликация из осенних листьев» - аппликация

Урок английского языка на тему Защита окружающей средыУрок английского языка на тему Защита окружающей среды

- Проект «День именинника» - составление сценария праздника, изготовление открыток

Урок английского языка на тему Защита окружающей средыУрок английского языка на тему Защита окружающей среды

-Проект «Одуванчики» - варенье из одуванчиков и результаты наблюдений.

Урок английского языка на тему Защита окружающей средыУрок английского языка на тему Защита окружающей средыУрок английского языка на тему Защита окружающей среды

Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать, прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа.

Для успешной работы на этапе презентации, нужно научить учащихся кратко излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными. Набор типичных форм презентации не очень велик, поэтому здесь требуется особый полет фантазии в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей ребенка - артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных. В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Каждый проект у нас также был представлен в виде презентации:

Урок английского языка на тему Защита окружающей средыУрок английского языка на тему Защита окружающей средыУрок английского языка на тему Защита окружающей средыУрок английского языка на тему Защита окружающей среды

Таким образом, мы видим, что проект - это "пять П": Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация. Шестое "П" проекта - его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Работа завершается коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов, формулировкой выводов. Результаты должны быть реалистичными. Если рассматривается теоретическая проблема, то итогом проектной деятельности является конкретное ее решение: советы, рекомендации, выводы. Если выдвигается практическая проблема, то требуется получить конкретный продукт, готовый к внедрению (видеофильм, альбом, компьютерная газета, альманах, доклад и т. д.).

Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее исследование не может считаться завершенным. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (завучи, учителя, родители). Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Время представления проекта целесообразно ограничить 7-10 мин. Необходимо строго регламентировать вопросы и ответы. По завершении прений следует поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и тех, кто задавал интересные вопросы. На защите проектов у нас всегда присутствовали родителя, учителя, учащиеся других классов.

Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Итог исследовательской работы - это участие в ежегодных районных научно-исследовательских конференциях НОУ «Поиск» для обучающихся начальной школы:

2012/2013 учебный год - Проект «Умелые руки - не знают скуки» - участие

2013/2014 учебный год - Проект «Одуванчики» - 1 место

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому "проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим "видам прямого или косвенного обучения". И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.

Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые "нравственные привычки". Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость - такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

В современной педагогике метод учебного проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий. Внутри проектной деятельности учащиеся являются субъектами этого процесса: они усваивают цели и задачи деятельности, заданные извне как личностно и общественно значимые, активно овладевают её содержанием и по мере овладения в большей степени самостоятельно организуют и реализуют собственную проектную деятельность.

Но основное её преимущество по сравнению со многими другими видами учебной деятельности состоит в том, что данная основная цель учебной деятельности выступает перед учениками в косвенной форме, неявно. И необходимость её достижения усваивается школьниками постепенно, принимает характер самостоятельно найденной и принятой цели, т.е. цели, имеющей в силу этого значительную личностную ценность.

Проектная деятельность школьников, предоставляя школьнику широкое поле новой для него деятельности, тем самым способствует появлению широкого круга интересов и, затем, через них, косвенным образом оказывает воздействие на формирование идеалов, убеждений, привычек и мировоззрения личности.

Проектная деятельность школьников как вид учебной деятельности на всех этапах своего осуществления носит характер совместной деятельности, разделённой между учеником и учителем-консультантом, а также внутри группы учеников, занятых выполнением одного проекта. На основании этого можно сделать вывод о том, что проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе её осуществления дети приобретают богатый опыт совместной деятельности, разделенной как со взрослыми, так и со сверстниками.

Проектная деятельность - метод, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательного активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, снижается тревожность и психическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников. Таким образом, технологию учебного проекта можно считать здоровьесберегающей.

Эта технология имеет и огромные воспитательные возможности, как движущая сила социо-культурного развития школьника, т.е. воспитание у него нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной, экономической, экологической, валеологической культуры, адаптированности к современной жизни., развития самостоятельности, умения благотворно влиять на социум.

Работа над проектной деятельностью - это один из способов вхождения школьника в социально нормированную деятельность, в которой ребёнок учится определять границы своей самостоятельности, свободы и ответственности.



  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996

2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.

3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. - Народное образование. - М., 2000, № 9, с.177-180.

4. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996

5. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. - М., 1998

6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., Интор, 1996.

7. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 2000.

8. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.

Список использованных ресурсов:

  • m-proektov.narod.ru/data/main-5/topic-1/page08.html

  • nachalka.com/book/export/html/326

  • school3aksay.ucoz.ru/load/vystuplenija/doklady/proektnaja_dejatelnost_uchashhikhsja_nachalnoj_shkoly_kak_odin_iz_metodov_lichnostno_orientirovannogo_obuchenija_iz_opyta_raboty_esmagulova_g_s/22-1-0-251

  • deti-66.ru/forteachers/primaryschool/o-mir/2143.html

  • school4.k-ur.ru/zerno.html

  1. ПРИЛОЖЕНИЯ



  1. Проект «Умелые руки - не знают скуки»

  2. Проект «Аппликация из осенних листьев»

  3. Проект «День именинника»

  4. Проект «Одуванчики»

28


© 2010-2022