Игровая технология как ведущий вид деятельности на начальном этапе обучения английскому языку

Преимущества обучения английскому языку в младшем школьном возрасте вполне очевидны т.к. обучение английскому языку способствует развитию памяти, воображения, внимания мышления и т.д. «Изучение английского языка расширяет кругозор ребёнка, развивает его разносторонне, позволяет ему лучше быть подготовленным к следующей ступени обучения языку на следующих (среднем и старшем) этапах. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Де...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Направление конкурса: педагогическая статья

Стекольщикова Надежда Александровна,

педагог дополнительного образования,

СП ГБОУ СОШ №9 «Центр внешкольной работы»,

Самарская область, г.о. Октябрьск

Игровая технология как ведущий вид деятельности на начальном этапе обучения английскому языку

Преимущества обучения английскому языку в младшем школьном возрасте вполне очевидны т.к. обучение английскому языку способствует развитию памяти, воображения, внимания мышления и т.д. «Изучение английского языка расширяет кругозор ребёнка, развивает его разносторонне, позволяет ему лучше быть подготовленным к следующей ступени обучения языку на следующих (среднем и старшем) этапах. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры». На младшей ступени обучения английскому языку, происходит формирование произносительных, лексических навыков, навыков техники чтения, и письма. Главная функция учителя - организация усвоения учебного материала путём вовлечения каждого в выполнение заданий, используя для этого хоровую, массовую, парную, групповую и индивидуальную формы работы, а также различные средства обучения. Кроме того, в младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра еще сохраняет свою ведущую роль. Исходя из этой особенности, игра должна стать основой для развития у учащихся навыков учебной деятельности.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно - моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. «Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю». Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

Итак, игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, а также уверенность в успешном овладении им. Но хочется отметить, что игра имеет не только мотивационные функции: «Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Игра может заставить ученика вспомнить пройденное, пополнить свои знания».

Обучающие игры на уроках английского языка являются одной из форм повышения учебной мотивации учащихся и положительного отношении к предмету. Они помогают отработать у детей целый ряд приёмов, направленных на концентрацию внимания: дух соревнования заставляет тренировать себя, быть более внимательными и собранными. Они также служат формой контроля знаний учащихся, повторения и обобщения изученного материала, формируют положительное отношение к изучению английского языка. И, что особенно важно, игровой метод просто необходим для снятия умственной перегрузки во время учебного процесса и является чуть ли не единственным, пожалуй, способом мотивации учебного процесса.

В игровой форме можно провести физминутку. Так при изучении темы «Глаголы движения» можно предложить игру «Повторяй за мной». Суть игры проста: необходимо показать и назвать глагол движения. Однако по мере усвоения учащимися новой лексики игра усложняется и видоизменяется. На первом этапе движение называет и показывает учитель, учащиеся повторяют и движения, и слова. Когда лексика освоена, учитель, а позже ведущий из учеников, только показывает действия, учащиеся же должны его повторить и назвать самостоятельно. В игру может быть привнесен и соревновательный момент: класс делится на команды, от каждой из команд выбирается ведущий. Каждому из них достается «список» из 5-10 глаголов движения. Не называя их, ведущий показывает движение, команда соперников должна угадать, повторить и назвать нужный глагол. За каждый правильный ответ начисляется балл.

Таким образом, в ходе игры происходит актуализация или закрепление лексики и проводится физминутка. По подобной схеме может быть отработана конструкция «Let's do smth». Элементы пантомимы используются и при изучении других лексических тем: Спорт, Одежда, Внешность, Части тела и др.

Еще одна такая же «многофункциональная» игра - «The Chain of Letters». Ею можно заменить физминутку или же использовать в конце урока как элемент рефлексии. Ее основное место - второй класс - при изучении алфавита, но может использоваться в третьем и четвертом классе для актуализации знаний.

Все участники игры встают в круг (в неделящемся классе мы просто встаем в междурядье). Ученики по очереди называют по одной букве алфавита. Тот, кто ошибается или слишком долго вспоминает нужную букву, выбывает из игры, то есть занимает свое место. Побеждает тот, кто не допускает ни одной ошибки. Как правило, в первый раз остаются стоять 1-2 ученика. К концу года из игры выбывает только один-два человека. В этой игре буквы можно заменить цифрами и числами, названиями времен года, месяцев, дней недели и т.п.

На уроках английского языка в начальной школе часто используются и различные вариации игры «Правда/Ложь». Учитель называет, например, звуки, показывая соответствующие транскрипционные значки, и иногда допускает ошибки. Учащиеся должны обнаружить ошибку. С помощью этой игры мы запоминали буквы, цифры и другую лексику, отрабатываем грамматические структуры типа «She is a nice girl».

Для совершенствования навыков аудирования используется игра «Поймай звук». Ученики хлопают в ладоши, когда они услышат в произносимых учителем словах заданный звук. Если ученик ошибается он встает. Остаются сидеть самые внимательные. Вариант этой игры используется при изучении темы множественное число существительных: учащиеся должны услышать и хлопнуть в ладоши на слово во множественном числе.

Для лучшего запоминания новых слов часто используются «поговорки»:

У елки цвет всегда один,

Зимой и летом это - green.

Почему сосисок нет?

Утащил их рыжий cat.

Для Шарика, для друга,

Принес я сахар - sugar.

Для объяснения грамматических символов используются приемы, предложенные Шоевой Е.Ю.: «Обучение грамматике также происходит через игру, так как дети ещё не знают по-русски названия частей речи и членов предложения. Поэтому слово "глагол" я заменяю словом "действие", "местоимение" - "вместо имени" и отрабатываю их по картинкам». Для объяснения спряжения глагола to be Шоева Е.Ю. предлагает рассказывать учащимся сказку: "Жил-был король to be и было у него трое верных слуг: am, is и are. Самым привилегированным был слуга am, он прислуживал лишь одному господину I. Is прислуживал трём господам: he, she, it. Are - тоже трём: you, we, they." Если в том, о чём мы говорим, нет действия, то место занимает слуга короля to be. После этого уместно провести игру "Есть ли действие?" Я говорю по-русски ряд предложений и прошу хлопнуть тогда, когда действия нет».

Для отработки полученных знаний можно использовать набор карточек символов: учитель называет слова, а учащиеся должны определить каким знаком символом они обозначаются. Для индивидуальных заданий на уроке используются наборы карточек из пособия Е.А.Барашковой «Грамматика английского языка. Игры на уроках».

Это, конечно же, не полный перечень игр, используемых на уроках английского языка в начальной школе: его можно пополнять до бесконечности. Главное помнить, что игра - лишь элемент урока, и она должна служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать какой именно навык, умения тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры.

Используемая литература:

  1. Пукина Т.В. Английский язык. 2-3 классы: игровые технологии на уроке и на досуге. - Волгоград: Учитель, 2008.

  2. Петрова Л.В. Игровые технологии на уроках английского языка // Английский язык. - 2008. - № 11.

  3. Артамонова Л.Н. Игры на уроке Английского языка и во внеклассной работы // Английский язык. - 2008. - № 4.

  4. Шоева Е.Ю. Занимательный английский для младших школьников // Английский язык. 2008. - № 11.


© 2010-2022