Мастер-класс Применение кейс-технологий на уроках иностранного языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на нашем мастер-классе и надеюсь, что вы для себя найдете много нового, интересного и полезного для ваших уроков. Современный учитель должен не только в совершенстве владеть предметом, методами, средствами и формами организации учебного процесса, но также он должен применять в своей работе и современные технологии обучения. В последнее время в Российской школе активно применяются разнообразные технологии. Часть из них вам будут продемонстрированы сегодня моими коллегами. Все они хороши по-своему. Я же отдаю предпочтение одному виду технологии, который развивает и логику мышления, креативность и коммуникативность. В основе этой технологии лежит системно-деятельностный подход. А что это за технология - вы без труда, думаю, догадаетесь. Обратите внимание на то, что у меня в руках.( Портфель) Назовите это слово по-английски. (Case) Правильно. Кейс. Кейс в переводе с английского означает"чемоданчик", "портфель", "кейс", а также "случай". Сегодня мы с вами поговорим о кейс - технологиях. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Немного истории: Родиной метода case - study являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета. В 1910 году декан Гарвардской школы бизнеса посоветовал преподавателям ввести в учебный процесс помимо традиционных уроков- дополнительные, проводимые в форме дискуссии со студентами.

Кейс-метод - это метод активного обучения на основе реальных ситуаций, в России принято говорит, метод ситуативного анализа. Суть метода case заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях. Цель технологии - помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо. Таким образом, наблюдается выход в самообразование обучающегося, что соотвествует требованиям к образованию сегодня.

Кейсы классифицируются на:

-практические кейсы: метод ситуативного анализа или метод деловой переписки. Данные кейсы как можно реальнее должны отражать вводимую ситуацию или случай;

-научно-исследовательские кейсы или метод инцидента, которые ориентированы на включение ученика в исследовательскую деятельность.

Метод инцидента.

Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.

Метод ситуационного анализа.

Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.

Метод деловой переписки: Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых выявляют проблему и пути её решения

Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.

Кейс- технологии делятся на следующие этапы:

Первый этап - это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается (с учетом возраста обучающихся). Затем определяются вопросы, на которые школьникам, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ.

Второй этап - работа учащихся с кейсом на уроке. (который включает в себя:

Аналитический этап (начало обсуждения кейса).

Цель этапа: проанализировать кейс в группе и выработать решение.

Итоговый этап (презентация групповых решений).

Цель: представить и обосновать решение/выводы группы по кейсу.

Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У обучающихся появляется реальная возможность общения на иностранном языке в процессе взаимодействия с другими участниками группы и преподавателем. Я довольно часто применяю этот метод на своих уроках. Особенно уроки в старших классах с применением таких технологий очень эффективны. Недавно на открытом уроки я наглядно продемонстрировала применение этой технологии. Тема урока была « А знаешь ли ты свои права и обязанности? Обучающие рассматривали ситуации из реальной жизни и должны были определить нарушены ли права ребенка или нет согласно законам РФ

Тематика кейс технологии может быть разнообразна и может применяться при изучении любых тем на любом уровне. Конечно, это требует определенной подготовки и уже имеющих знаний по лексическим темам, так , чтобы ученики могли закрепить. Как правило при применении кейс технологии создаются так назваемые «фокус-группы» . В каждой группе по 4-5 человек.

Кейс должен отвечать следующим условиям:

  • наличие реально существующей группы людей, организации, на основе которой разработана ситуация;

  • определенная хронология событий, временные рамки,

  • наличие реальной проблемы, конфликта,

  • ситуация должна быть представлена в «событийном» стиле, где отражены не только события, но и персонажи, их действия, поступки;

  • действие, разворачивающееся в кейсе, должно содержать интригу.

Действия учителя во время обсуждения:

В процессе обсуждения кейса учитель обычно старается воздержаться от ответов на вопросы. Вместо этого он задает вопросы дает слово ученикам, чтобы они сами отвечали на них.

Ключевые вопросы преподавателя при анализе ситуации: «Что вы сделали?», «Какие аспекты действия вы считаете правильными?», «Что можно было сделать лучше?», «Как вы можете решить эту проблему?», «Что мы могли бы сделать?», «В чем состоит проблема?», «Каковы возможные пути подхода к проблеме?», «Что может произойти и к чему может привести, если…?

В процессе обсуждения завязывается дискуссия, и в споре рождается истина. Технология кейс-стади делает основной акцент на самостоятельное мышление, способность доносить свои мысли до аудитории и конструктивно отвечать на критику своих оппонентов.

Кейс-метод дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Обучающиеся не получают готовых знаний, а учатся их добывать самостоятельно, принятые решения в жизненной ситуации быстрее запоминаются, чем заучивание правил. Во-вторых, процесс решения проблемы, изложенной в кейсе - это творческий процесс познания, который подразумевает коллективный характер познавательной деятельности. Следовательно, обучающиеся учатся соблюдать правила общения: работать в группах, слушать собеседников, аргументировать свою точку зрения, выстроив логические схемы решения проблемы, имеющей неоднозначное решение. На уроке обучающиеся не будут скучать, а будут думать, анализировать, развивать навыки ведения дискуссии. И наконец, даже слабоуспевающие обучающиеся смогут участвовать в обсуждении вопросов, так как нет однозначных ответов, которые надо выучить. Они сами смогут предложить ответы. В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Мастер-класс Применение кейс-технологий на уроках иностранного языка Мастер-класс Применение кейс-технологий на уроках иностранного языка

Ситуация: вы являетесь учителями школы и на педагогическом совете должны решить вопрос: "Кого принять в 6 класс с углублённым изучением английского языка? Всего поступило 6 заявлений. Принять можно только одного ребёнка".

1. Девочка, проживает в другом районе города. Рядом со школой живёт её бабушка. Девочка имеет хорошие оценки по предметам естественнонаучного цикла.

2. Мальчик. Живёт возле школы. Все друзья во дворе учатся в этом классе, и он решил перейти в эту же школу.

3. Девочка. Прибыла из другого города. Родители дипломаты. Отлично владеет разговорным английским. Через 3 месяца переедет в другую страну.

4. Мальчик, ранее оставался на повторный курс обучения. Имеет неудовлетворительные оценки по 4 предметам. Состоит на учёте в милиции. Живёт рядом со школой.

5. Мальчик. Переехал из деревни, где не изучал английский язык. Живёт рядом со школой. Склонен к бродяжничеству.

6. Девочка. Инвалид детства 2 группы, ДЦП. Успевает по всем предметам на "4" и "5". Воспитывается одной мамой. Проживает рядом со школой.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Пример кейса № 1

  • Класс делится на 3 группы - 2 проблемные группы, 1 фокус-группа.

  • Группа 1 придерживается строго одной точки зрения на проблему, группа 2 - прямо противоположной.

  • Группы (после индивидуальной работы над кейсом, подготовки собственного выступления по теме в качестве домашнего задания) обсуждают свою точку зрения, выдвигают аргументы в его пользу.

  • Группы 1 и 2 представляют свое мнение с доказательствами. Фокус-группа отслеживает выступления, выбирает наиболее объективное и грамотно аргументированное мнение.

Пример кейса № 2

После индивидуальной работы над кейсом и домашних «заготовок» обучающиеся делятся на пары.

  • После самостоятельной работы в парах у доски выслушиваются импровизированные споры отдельных пар, остальные обучающиеся слушают, делают конспекты, решают, чьи аргументы были наиболее объективными и убедительными.

  • Критерии оценки - грамотность речи, вежливость спорящего, объективность, морально-этическая адекватность суждений.

  • Анонимное голосование, выбор победителя спора.

Пример кейса № 3

  • После индивидуальной работы над кейсом обучающиеся делятся на 2 группы и каждая получает домашнее задание - аргументировать определенную точку зрения на проблему, с прямо противоположных сторон.

  • На уроке группы вынужденно меняют «полюса».

  • Выступая с аргументами, обучающиеся получают возможность иначе взглянуть на проблему, а также оценить выступления своих одноклассников.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Примеры тематики кейсов: ( старшие классы)

  • «Компьютерные игры ничему не учат, и молодым людям лучше их избегать. Каково Ваше мнение на этот счет? ( по темам эссе)

  • Завершающие проектные работы «Составьте список архитектурных достопримечательностей России, по Вашему мнению могущих считаться новыми чудесами света. Аргументируйте свой выбор.»

  • Урок-беседа по темам разделов учебника. Семья. Еда. Хобби. Достопримечательности. Экология и окружающая среда ,Компьютерные технологии, Образование, Выбор профессии .Путешествия и многие другие

Примерные ситуации для классов среднего и старшего звена.

  • Ситуация 1. Вы находитесь в Лондоне и вам нужно позвонить домой. Телефон не соединяет. Вы звоните на телефонную станцию и просите вас соединить.

  • Ситуация 2. Вы звоните своему другу, но его нет дома. Вы просите его родителей оставить сообщение.

  • Ситуация З.Вы решили посетить Великобританию. Вы звоните в кассу и заказываете билет.

  • Ситуация 4. Ваш друг собрался посетить Великобританию. Он вам звонит и спрашивает ваших советов. Вы должны подсказать более удобный вид транспорта, описать погоду и подсказать, что ему лучше надеть.

© 2010-2022