Доклад Активизации детей в ходе занятий

В докладе "Активизации детей в ходе занятий" рассмотрены вопросы    воспитания правильной и чистой речи у детей – это одна из важных задач в общей системе  работы по обучению родному языку. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с   окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться с другими детьми о совместной игре. И наоборот:  неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми, нередко накладывает тяжёлый отпечаток на ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад «Формы активизации детей в ходе занятий»

Воспитание правильной и чистой речи у детей - одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться с другими детьми о совместной игре. И наоборот: неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми, нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер. Речь не является врождённой способностью человека. Она формируется постепенно вместе с развитием ребёнка. Для развития речи большое значение имеет психофизическое здоровье ребёнка: состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), а также соматическое (физическое) состояние. Внятность и чистота произношения зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Патология артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и, как следствие, их недостаточная подвижность, нередко являются причиной неправильного звукопроизношения. Немаловажное значение имеет и хорошо развитое речевое дыхание, слух. Ослабление слуха ведёт не только к снижению словарного запаса, появлению аграмматизмов, но и к искажению слов. Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т.е.умения отличать одни речевые звуки от других. Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха тоже может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз. Значит: для того, чтобы выработать у ребёнка хорошую дикцию, обеспечить чёткое и благозвучное произнесение им слов и звуков в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, учить слушать речь окружающих, различать звуки не только при произношении, но и на слух. Немаловажно, чтобы зрение, обоняние, осязание и вкус были также достаточно развиты. Но особенно важно развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Всё это в значительной степени зависит от окружающей среды. Нужно отметить, что состав умственно отсталых школьников, особенно в первых-вторых классах, неоднороден. Различаются они по возрастным, типологическим особенностям, по уровню психологической готовности и дошкольной подготовки. Одни дети обнаруживают некоторые учебные навыки, другие совершенно ими не владеют. Объединяет тех и других неподготовленность к усвоению знаний, нарушены процессы восприятия и представления, памяти, мышления, внимания и т.д. Наиболее отчётливо проявляются недостатки речевого развития. Необходимо определенное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи: умения выделить звук из слова, отдифференцировать его от сходных звуков, уточнить в собственном произношении, найти его место в слове, установить последовательность входящих в слово звуков. Недостаточно развитый фонематический слух чаще, чем дефекты артикуляционного аппарата, препятствует правильному произношению. А в формировании правильного письма и чтения наряду с фонематическим слухом и произношением участвуют зрительное восприятие и пространственная ориентировка, моторика мелких мышц руки. Недостатки зрительного восприятия и представления затрудняют уточнение образа буквы, пространственного расположения её элементов. Нарушения моторики руки лишает движения точности, силы и координированности, без чего невозможно правильного обозначения звуков графическими символами (буквами). Недоразвитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексической, грамматической) затрудняют процесс обучения умственно отсталого ребёнка. Накладывает отпечаток и то, что дети плохо понимают обращённую речь. Инструкции воспринимают только по частям, после многократного повторения. Сами говорят мало, неохотно, речь их крайне примитивна, односложна. При рассматривании картинок ограничиваются краткими высказываниями. Самостоятельно правильные фразы строить не умеют и не могут их повторить. Общение с такими детьми затруднено. Кроме речевых нарушений имеются другие отклонения: крайне неустойчивое внимание, низкая работоспособность, плохая ориентировка в пространстве, механическая память. И всё это на фоне неустойчивой эмоционально-волевой сферы. Запас слов, особенно поступивших в первый класс, беден, в основном ограничен обиходом, бытом. Многих слов не знают, не все предметы, окружающие их, могут назвать. Например, не могут назвать лейку, веник, щётку. Чайную чашку называют кружкой или стаканом, лося-оленем, лису-волком, грабли- лопаткой. Дети не употребляют множественное число существительных, даже если видят на картинке несколько однородных предметов. Логопедические занятия способствуют формированию фонематического восприятия, расширению, уточнению и активизации словарного запаса, развитию речи, улучшению её грамматической стороны, пониманию обращённой речи, правильному звукопроизношению, слухового и зрительного восприятий. На занятиях уделяется внимание укреплению и развитию мелких мышц руки, укреплению и развитию речевого дыхания, мышц артикуляционного аппарата.

Для успешного преодоления отмеченных неблагоприятных моментов, создающих значительные трудности в работе по устранению нарушений звукопроизношения, коррекции свойств психики, активизации детей в ходе занятий. Большую помощь оказывают игры, игровые приёмы, занимательные задания. Дети всегда любят играть, участвовать в драматизациях сказок. При разучивании и отработке артикуляционных упражнений эффектным является приём обыгрывания отдельных поз или движений, всей артикуляционной гимнастики в целом. Сказки про весёлого язычка, который делает зарядку, гуляет по лесу, язычок и ребёнок качаются на качелях, ленивый котёнок, старый ветер и другие помогают с удовольствием отрабатывать точные и нужные движения языка.

Сказка про ленивого котёнка.

Жил -был ленивый котёнок. Всё время он лежал на крылечке(выполняется упражнение «лопаточка»). Отшлёпала бабушка как-то котёнка (упражнение «пя-пя-пя-пя»). «Мышей не ловишь!» Обиделся котёнок и ушёл в лес. Идёт он по тропинке, она то узкая, то широкая ( Язык широкий -узкий). То горочка, то низинка ( язык вверх- вниз).Вдруг увидел он забор (упражнение «заборчик»). За забором был дом с окошками ( Трубочка -улыбка). В домике жил петушок. Стали они жить вместе. Котёнок помог петушку сделать ремонт, покрасить потолок (упражнение «Маляр»). Котик починил часы, они пошли (упражнение язык вправо-влево). Петушок смолол зерно на мельнице (круговые движения языком). Потом котёнок и петушок пошли качаться на качелях (язык вверх-вниз). Хитрая лиса решила украсть петушка. Стала она прыгать через забор (щёлканье языком). Но забор был высокий, лиса его так и не перепрыгнула.

Артикуляционные упражнения, сопровождающиеся словами- стихами, создают у детей позитивный настрой. Например, такие упражнения:

«Лягушки улыбаются»

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца.

«Лягушка-слонёнок-дудочка»

Свои губы прямо к ушкам растяну я как лягушка,

А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

А сейчас я дудочка, дудочка - погудочка.

Мне понравилось играть повторю я всё опять.

При автоматизации звуков договорки, чистоговорки, потешки, загадки, считалки,скороговорки, стихи и игры настольные и подвижные занимают важное место. Дети активно принимают участие, контролируют во время игры свои отрабатываемые звуки, вводя их в самостоятельную речь. Есть много настольных игр, в которые особенно любят играть. Это игры -лото на различные темы:

Подбери и назови.

Времена года.

Что растёт во саду ли, в огороде.

Профессии.

Кто как кричит.

Чей ребёнок?

Чистоговорки

Ра- ра- ра- ра- ра -ра- ра- высокая гора. Ар-ар-ар-из чайника выходит пар.

Ру-ру-ру-ру-ру-ру-ру-пастушок ту-ру-ру-ру. Ур-ур-ур-висит над лампой абажур.

Ро-ро-ро-ро-ро-ро-ро-новое ведро Ор-ор-ор- трубят солдатам сбор

Ры-ры-ры-ры-ры-ры-ры- летают комары. Ыр-ыр-ыр-застыл ложке жир

Договорки ( доскажи словечко)

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую (лису).

Уронила белка шишку,

Шишка стукнула (зайчишку).

Скорговорки

Наш Филат не бывает виноват.

Сидел воробей на сосне,

Заснул и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне,

До сих пор бы сидел на сосне.

Считалки

Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана.

Буду резать, буду бить,

Всё равно тебе водить.

Список литературы

© 2010-2022