- Преподавателю
- Иностранные языки
- Программа кружка Дружина юных пожарных
Программа кружка Дружина юных пожарных
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Конькова В.С. |
Дата | 04.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ильинская основная общеобразовательная школа №21
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
Учителей начальных классов
_______________Сорокопудова О.Н.
Протокол №1
от «25» 08 2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МОУ ИООШ №21
_______________Конькова С.С.
от «28» 08 2014 г.
«Утверждаю»
Директор
МБОУ ИООШ № 21
______________Гамов А.А.
Приказ №
от «29» 08 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА «Дружина юных пожарных».
срок реализации 1 год
Автор - составитель:
Конькова Виктория Сергеевна
Учитель музыки и изобразительного искусства
Принято на заседании
Педагогического совета
протокол № 11
от «29» 08 2014 г.
х. Ильинский
2014 год
Введение.
Год от года растет число пожаров в России, причем основное их количество приходится на жилой сектор. Страна теряет не только взрослых, но и детей. В настоящее время Россия занимает первое место в мире по числу людей, погибших при пожарах. Основными причинами пожаров являются: неосторожное обращение с огнем (до 50%), неисправность электрооборудования и приборов (около 20%), шалость детей с огнем (до 10%), поджоги (5-7%), неисправность печного отопления (10-11%). Для того чтобы опасность возникновения пожара по вине человека была минимальной, существуют правила пожарной безопасности, которые нужно не только знать и помнить, но и приучать себя выполнять в повседневной жизни. Чтобы правила безопасного поведения, привитые ребенку родителями и педагогами, переросли в последствии в общую культуру пожаробезопасного поведения требуется постоянная, целенаправленная работа. Поэтому актуальность образовательной программы «Юный пожарный» состоит в том, что она способствует формированию осознанного пожаробезопасного поведения школьников.
Пояснительная записка
Кружок «Дружина юный пожарный» является детским объединением дополнительного образования, объединяющим учеников школы в возрасте от 12 до 16 лет.
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения (1 час в неделю, 37 часов за год).
Программа разработана на основе авторской программы, «Примерной программы внеурочной деятельности» под редакцией В.А. Горского, М.:, «Просвещение» 2011г.
В деятельность кружка привлекаются активисты художественной самодеятельности, секции спорта, класс информатики.
Цель - повышение уровня знаний учащихся по пожарной безопасности, подготовка юношеских добровольческих пожарных дружин.
Задачи:
- дать ученикам необходимый уровень знаний безопасности жизнедеятельности;
- научить пользоваться средствами пожаротушения, правильным действиям на случай возникновения пожара и чрезвычайной ситуации;
- воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью.
Приоритетные направления программы
-
проведение мероприятий по правилам пожарной безопасности;
-
проведение практических мероприятий, способствующих закреплению знаний обучающихся;
-
освещение деятельности кружка через школьную газету и наглядные стенды.
Условия реализации программы
-
Методическая оснащенность: методическая и художественная литература; аудио, видео ; методические разработки соответствующего направления;
-
Многоплановость деятельности, создающая для учащихся ситуацию развития каждого, как целостной личности.
-
Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных, интеллектуальных, эмоциональных особенностей школьников.
-
Материально - техническое обеспечение: компьютерный зал, пожарная машина поселковой администрации.
-
Места для проведения творческих дел: компьютерный зал, спортзал, стадион, территория школы.
-
Материально - техническое обеспечение по пожарной безопасности: призы, канцтовары, материалы для оформления и творчества школьников, видео- аудио аппаратура, спортинвентарь, настольные и дидактические игры.
Прогнозируемые результаты:
Знать:
-
Научить сознательно выполнять в школе, на улице, дома правила пожарной безопасности;
-
развитие у детей навыков правильного и осторожного отношения с огнём;
-
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
-
применять и эффективно использовать спасательную технику, средства пажаротушения, приборы, оборудование и средства связи;
-
контролировать личное морально-психологическое состояние при пожарах и других чрезвычайных ситуациях.
Иметь представление:
-
об отечественном и зарубежном опыте тушения пожаров;
-
о перспективах развития отечественных аварийно-спасательных средств и средств пожаротушения;
-
о природных явлениях региона;
-
о процессе горения, пожаре и его развитии, особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах.
Учебно-тематический план
дополнительной образовательной программы:
№ п/п.
дата
Тема
Кол-во часов
По плану
фактически
Всего
теория
практика
-
Пожарно-профилактическая подготовка
1-2
1.09
8.09
Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России.
2
1
1
3-4
15.09
22.09
Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горячей среды и источников зажигания.
2
1
1
5-7
29.09
6.10
13.10
Отчего происходит пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах.
3
1
2
8-9
20.10
27.10
Правила пожарной безопасности в школе и быту.
2
1
1
10-11
10.11
17.11
Что делать при возникновении пожара?
2
1
1
12-13
24.11
1.12
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
2
1
1
-
Тактико-техническая подготовка
14-16
8.12
15.12
22.12
Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения.
3
1
2
17-20
29.12
12.01
19.01
26.01
Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование.
4
2
2
21-23
2.02
9.02
16.02
Основы профессии пожарного.
3
2
1
24-28
2.03
16.03
23.03
30.03
6.04
Первичная доврачебная помощь при пожаре.
5
2
3
29-31
13.04
20.04
24.04
Противопожарное водоснабжение.
3
1
2
32-36
18.05
Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт.
5
1
4
37
25.05
Подведение итогов. Соревнования по пожарно-спасательному спорту.
1
-
1
Содержание программы
-
Пожарно-профилактическая подготовка
-
Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России.
Цели и задачи пожарных дружин. Ознакомление учащихся с историей создания и развития пожарной охраны. Первые попытки организовать борьбу с пожарами при Иване Грозном; развитие пожарной охраны при Петре I, Екатерине II; пожары в Москве; научно-технические достижения в области предупреждения и тушения пожаров; направления деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.
Практическая работа: составление словарика научно-технических терминов, оформление альбома по истории пожарного дела в России.
-
Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горячей среды и источников зажигания.
Понятие о физико-химических основах горения. Огонь - друг и враг человека; какую пользу приносит огонь человеку; как человек научился управлять огнем. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Почему надо знать и строго соблюдать меры предосторожности в обращении с огнем; недопустимости игр детей с огнем.
Практическая работа: лабораторная работа (демонстрация особенностей возгорания различных горючих материалов; демонстрация действия различных средств пожаротушения).
-
Отчего происходит пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах.
Основные причины пожаров. Основы профилактики пожаров. Предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров. Рассказы о некоторых крупных пожаров.
Практическая работа: составление таблиц по результатам изучения материалов местной печати о пожарах, произошедших в данном регионе.
-
Правила пожарной безопасности в школе и быту.
Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных и культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания зданий и помещений, виды и назначения путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах.
Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном образовательном учреждении и в других муниципальных учреждениях.
-
Что делать при возникновении пожара?
Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны. Правила действия в случае возникновения пожара. Практическое освоение приемов тушения возгораний. Освоение навыков эвакуации при пожаре.
Практическая работа: тренинги по правилам использования средств пожаротушения.
-
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации. Административная ответственность граждан, должностных, юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности.
Практическая работа: подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в образовательных учреждениях.
-
Тактико-техническая подготовка.
-
Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения.
Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты и тушения пожаров. Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и сигнализации. Основные ситуации пожарной сигнализации, пожарных извещателей. Принцип действия, устройства систем водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения. Назначение и устройство систем оповещения и управления эвакуацией.
Практическая работа: распределение обязанностей между членами отряда юных пожарных; проведение организационно-деятельностной игры по обработке действий юных пожарных при возникновении возгорания.
-
Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование.
Виды, назначения, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих веществ. Технические характеристики огнетушащих веществ. Технические характеристики огнетушащих веществ. Классификация огнетушителей, область их применения. Выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов. Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение.
Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования пожаротушения в быту, в школе и т.д.
-
Основы профессии пожарного.
Понятие о героической профессии. Формирование у ребят необходимых волевых и морально-психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы.
Практическая работа: подготовка и проведение конкурса эрудитов по истории противопожарной службы в России.
-
Первичная доврачебная помощь при пожаре.
Освоение приемов оказания первой доврачебной помощи. Анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Сердечно-сосудистая система. Степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах. Отравление продуктами горения, первая помощь.
Практическая работа: тренинги по освоению приемов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.
-
Противопожарное водоснабжение.
Понятие о свойствах воды как основного вида огнетушащих средств; способы подачи воды при пожаре. Виды водопроводов и их технические характеристики. Пожарные водоемы, пожарный гидрант и пожарный кран; их назначение.
Практическая работа: освоение на практике на доступном уровне противопожарного водоснабжения.
-
Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт.
Формирование знаний о назначении и работе пожарно-технического вооружения; формирование волевых и моральных психологических качеств. Индивидуальное и групповое обучение. Физическая подготовка учащихся. Спортивные игры и требования (нормативы) спортивной классификации.
Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке.
-
Подведение итогов. Соревнования по пожарно-спасательному спорту.
Подведение итогов работы объединения «Дружины юных пожарных». Подготовка к соревнованию.
Практическая работа: проведение соревнования по пожарно-спасательному спорту.
Ожидаемые результаты
Знать:
-
Научить сознательно выполнять в школе, на улице, дома правила пожарной безопасности;
-
развитие у детей навыков правильного и осторожного отношения с огнём;
-
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
-
применять и эффективно использовать спасательную технику, средства пажаротушения, приборы, оборудование и средства связи;
-
контролировать личное морально-психологическое состояние при пожарах и других чрезвычайных ситуациях.
Иметь представление:
-
об отечественном и зарубежном опыте тушения пожаров;
-
о перспективах развития отечественных аварийно-спасательных средств и средств пожаротушения;
-
о природных явлениях региона;
-
о процессе горения, пожаре и его развитии, особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах.
Материальное обеспечение.
- столы;
- стулья;
- доска;
- компьютер;
- проектор;
- альбомы;
- краски;
- огнетушитель.
Методическое обеспечение.
№
Раздел или тема программы
Формы занятий
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного (образовательного) процесса (в рамках занятия)
Дидактический материал
Формы
подведения итогов
1
Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России.
коллективная
объяснительно-иллюстративный
памятка по ТБ
Альбом, словарики.
2
Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горячей среды и источников зажигания.
коллективная
словесный
(лекция с элементами беседы)
Презентация с таблицами и схемами
Конспект
3
Отчего происходит пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах.
Групповая
словесный
(лекция с элементами беседы)
Презентация с таблицами и схемами
Конспект
4
Правила пожарной безопасности в школе и быту.
коллективная
словесный
(лекция с элементами беседы)
Презентация с таблицами и схемами
Памятки
5
Что делать при возникновении пожара?
коллективная
словесный (лекция с элементами беседы)
Презентация с таблицами и схемами
Памятки
6
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
групповая
словесный (лекция с элементами беседы)
Презентация с таблицами и схемами
Конспект
7
Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения.
групповая
практический (практическая работа)
Презентация с таблицами и схемами
Конспект
8
Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование.
групповая
поисковый
(практическая работа)
Презентация с таблицами и схемами
конспект
9
Основы профессии пожарного.
коллективная
словесный (лекция с элементами беседы)
Презентация с таблицами и схемами
Конспект
10
Первичная доврачебная помощь при пожаре.
Групповая
словесный (лекция с элементами беседы)
Презентация с таблицами и схемами
Памятка
11
Противопожарное водоснабжение.
Групповая
словесный (лекция с элементами беседы)
Презентация с таблицами и схемами
Стенгазета
12
Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт.
Коллективная
Практический
видеоматериал
Демонстрация строевой подготовки.
13
Подведение итогов. Соревнования по пожарно-спасательному спорту.
коллективная
практический
видеоматериал
Демонстрация строевой подготовки.
Литература.
1. Всероссийская газета для детей и их родителей «Добрая дорога детства»
2. Л.Ю.Скрипник Методическое пособие. Пожарная безопасность в школе. М. Айрис Пресс, 2005
3. Л.Я.Олиференко. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Теория и практика. М. Айрис Пресс, 2005
4. Основы противопожарной безопасности (видео пособие)
5. Энциклопедия школьника «Чрезвычайные ситуации».