Программа кружка Дружина юных пожарных

Год от года растет число пожаров в России, причем основное их количество приходится на жилой сектор. Страна теряет не только взрослых, но и детей. В настоящее время Россия занимает первое место в мире по числу людей, погибших при пожарах. Основными причинами пожаров являются: неосторожное обращение с огнем (до 50%), неисправность электрооборудования и приборов (около 20%), шалость детей с огнем (до 10%), поджоги (5-7%), неисправность печного отопления (10-11%). Для того чтобы опасность возникнов...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ильинская основная общеобразовательная школа №21


«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

Учителей начальных классов

_______________Сорокопудова О.Н.

Протокол №1

от «25» 08 2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ ИООШ №21

_______________Конькова С.С.

от «28» 08 2014 г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ ИООШ № 21

______________Гамов А.А.

Приказ №

от «29» 08 2014 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА «Дружина юных пожарных».

срок реализации 1 год

Автор - составитель:

Конькова Виктория Сергеевна

Учитель музыки и изобразительного искусства

Принято на заседании

Педагогического совета

протокол № 11

от «29» 08 2014 г.






х. Ильинский

2014 год

Введение.

Год от года растет число пожаров в России, причем основное их количество приходится на жилой сектор. Страна теряет не только взрослых, но и детей. В настоящее время Россия занимает первое место в мире по числу людей, погибших при пожарах. Основными причинами пожаров являются: неосторожное обращение с огнем (до 50%), неисправность электрооборудования и приборов (около 20%), шалость детей с огнем (до 10%), поджоги (5-7%), неисправность печного отопления (10-11%). Для того чтобы опасность возникновения пожара по вине человека была минимальной, существуют правила пожарной безопасности, которые нужно не только знать и помнить, но и приучать себя выполнять в повседневной жизни. Чтобы правила безопасного поведения, привитые ребенку родителями и педагогами, переросли в последствии в общую культуру пожаробезопасного поведения требуется постоянная, целенаправленная работа. Поэтому актуальность образовательной программы «Юный пожарный» состоит в том, что она способствует формированию осознанного пожаробезопасного поведения школьников.




Пояснительная записка

Кружок «Дружина юный пожарный» является детским объединением дополнительного образования, объединяющим учеников школы в возрасте от 12 до 16 лет.

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения (1 час в неделю, 37 часов за год).

Программа разработана на основе авторской программы, «Примерной программы внеурочной деятельности» под редакцией В.А. Горского, М.:, «Просвещение» 2011г.

В деятельность кружка привлекаются активисты художественной самодеятельности, секции спорта, класс информатики.

Цель - повышение уровня знаний учащихся по пожарной безопасности, подготовка юношеских добровольческих пожарных дружин.

Задачи:

- дать ученикам необходимый уровень знаний безопасности жизнедеятельности;

- научить пользоваться средствами пожаротушения, правильным действиям на случай возникновения пожара и чрезвычайной ситуации;

- воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью.

Приоритетные направления программы

  • проведение мероприятий по правилам пожарной безопасности;

  • проведение практических мероприятий, способствующих закреплению знаний обучающихся;

  • освещение деятельности кружка через школьную газету и наглядные стенды.

Условия реализации программы

  1. Методическая оснащенность: методическая и художественная литература; аудио, видео ; методические разработки соответствующего направления;

  2. Многоплановость деятельности, создающая для учащихся ситуацию развития каждого, как целостной личности.

  3. Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных, интеллектуальных, эмоциональных особенностей школьников.

  4. Материально - техническое обеспечение: компьютерный зал, пожарная машина поселковой администрации.

  5. Места для проведения творческих дел: компьютерный зал, спортзал, стадион, территория школы.

  6. Материально - техническое обеспечение по пожарной безопасности: призы, канцтовары, материалы для оформления и творчества школьников, видео- аудио аппаратура, спортинвентарь, настольные и дидактические игры.

Прогнозируемые результаты:

Знать:

  • Научить сознательно выполнять в школе, на улице, дома правила пожарной безопасности;

  • развитие у детей навыков правильного и осторожного отношения с огнём;

  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

  • применять и эффективно использовать спасательную технику, средства пажаротушения, приборы, оборудование и средства связи;

  • контролировать личное морально-психологическое состояние при пожарах и других чрезвычайных ситуациях.

Иметь представление:

  • об отечественном и зарубежном опыте тушения пожаров;

  • о перспективах развития отечественных аварийно-спасательных средств и средств пожаротушения;

  • о природных явлениях региона;

  • о процессе горения, пожаре и его развитии, особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах.

Учебно-тематический план

дополнительной образовательной программы:


№ п/п.

дата

Тема

Кол-во часов

По плану

фактически

Всего

теория

практика

  1. Пожарно-профилактическая подготовка

1-2

1.09

8.09

Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России.

2

1

1

3-4

15.09

22.09

Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горячей среды и источников зажигания.

2

1

1

5-7

29.09

6.10

13.10

Отчего происходит пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах.

3

1

2

8-9

20.10

27.10

Правила пожарной безопасности в школе и быту.

2

1

1

10-11

10.11

17.11

Что делать при возникновении пожара?

2

1

1

12-13

24.11

1.12

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

2

1

1

  1. Тактико-техническая подготовка

14-16

8.12

15.12

22.12

Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения.

3

1

2

17-20

29.12

12.01

19.01

26.01

Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование.

4

2

2

21-23

2.02

9.02

16.02

Основы профессии пожарного.

3

2

1

24-28

2.03

16.03

23.03

30.03

6.04

Первичная доврачебная помощь при пожаре.

5

2

3

29-31

13.04

20.04

24.04

Противопожарное водоснабжение.

3

1

2

32-36

18.05

Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт.

5

1

4

37

25.05

Подведение итогов. Соревнования по пожарно-спасательному спорту.

1

-

1



Содержание программы

  1. Пожарно-профилактическая подготовка

  1. Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России.

Цели и задачи пожарных дружин. Ознакомление учащихся с историей создания и развития пожарной охраны. Первые попытки организовать борьбу с пожарами при Иване Грозном; развитие пожарной охраны при Петре I, Екатерине II; пожары в Москве; научно-технические достижения в области предупреждения и тушения пожаров; направления деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.

Практическая работа: составление словарика научно-технических терминов, оформление альбома по истории пожарного дела в России.

  1. Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горячей среды и источников зажигания.

Понятие о физико-химических основах горения. Огонь - друг и враг человека; какую пользу приносит огонь человеку; как человек научился управлять огнем. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Почему надо знать и строго соблюдать меры предосторожности в обращении с огнем; недопустимости игр детей с огнем.

Практическая работа: лабораторная работа (демонстрация особенностей возгорания различных горючих материалов; демонстрация действия различных средств пожаротушения).

  1. Отчего происходит пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах.

Основные причины пожаров. Основы профилактики пожаров. Предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров. Рассказы о некоторых крупных пожаров.

Практическая работа: составление таблиц по результатам изучения материалов местной печати о пожарах, произошедших в данном регионе.

  1. Правила пожарной безопасности в школе и быту.

Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных и культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания зданий и помещений, виды и назначения путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах.

Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном образовательном учреждении и в других муниципальных учреждениях.

  1. Что делать при возникновении пожара?

Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны. Правила действия в случае возникновения пожара. Практическое освоение приемов тушения возгораний. Освоение навыков эвакуации при пожаре.

Практическая работа: тренинги по правилам использования средств пожаротушения.

  1. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации. Административная ответственность граждан, должностных, юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности.

Практическая работа: подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в образовательных учреждениях.

  1. Тактико-техническая подготовка.

  1. Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения.

Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты и тушения пожаров. Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и сигнализации. Основные ситуации пожарной сигнализации, пожарных извещателей. Принцип действия, устройства систем водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения. Назначение и устройство систем оповещения и управления эвакуацией.

Практическая работа: распределение обязанностей между членами отряда юных пожарных; проведение организационно-деятельностной игры по обработке действий юных пожарных при возникновении возгорания.

  1. Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование.

Виды, назначения, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих веществ. Технические характеристики огнетушащих веществ. Технические характеристики огнетушащих веществ. Классификация огнетушителей, область их применения. Выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов. Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение.

Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования пожаротушения в быту, в школе и т.д.

  1. Основы профессии пожарного.

Понятие о героической профессии. Формирование у ребят необходимых волевых и морально-психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы.

Практическая работа: подготовка и проведение конкурса эрудитов по истории противопожарной службы в России.

  1. Первичная доврачебная помощь при пожаре.

Освоение приемов оказания первой доврачебной помощи. Анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Сердечно-сосудистая система. Степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах. Отравление продуктами горения, первая помощь.

Практическая работа: тренинги по освоению приемов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.

  1. Противопожарное водоснабжение.

Понятие о свойствах воды как основного вида огнетушащих средств; способы подачи воды при пожаре. Виды водопроводов и их технические характеристики. Пожарные водоемы, пожарный гидрант и пожарный кран; их назначение.

Практическая работа: освоение на практике на доступном уровне противопожарного водоснабжения.

  1. Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт.

Формирование знаний о назначении и работе пожарно-технического вооружения; формирование волевых и моральных психологических качеств. Индивидуальное и групповое обучение. Физическая подготовка учащихся. Спортивные игры и требования (нормативы) спортивной классификации.

Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке.

  1. Подведение итогов. Соревнования по пожарно-спасательному спорту.

Подведение итогов работы объединения «Дружины юных пожарных». Подготовка к соревнованию.

Практическая работа: проведение соревнования по пожарно-спасательному спорту.

Ожидаемые результаты

Знать:

  • Научить сознательно выполнять в школе, на улице, дома правила пожарной безопасности;

  • развитие у детей навыков правильного и осторожного отношения с огнём;

  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

  • применять и эффективно использовать спасательную технику, средства пажаротушения, приборы, оборудование и средства связи;

  • контролировать личное морально-психологическое состояние при пожарах и других чрезвычайных ситуациях.

Иметь представление:

  • об отечественном и зарубежном опыте тушения пожаров;

  • о перспективах развития отечественных аварийно-спасательных средств и средств пожаротушения;

  • о природных явлениях региона;

  • о процессе горения, пожаре и его развитии, особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах.




Материальное обеспечение.

- столы;

- стулья;

- доска;

- компьютер;

- проектор;

- альбомы;

- краски;

- огнетушитель.









Методическое обеспечение.

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного (образовательного) процесса (в рамках занятия)

Дидактический материал

Формы

подведения итогов

1

Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России.

коллективная

объяснительно-иллюстративный

памятка по ТБ

Альбом, словарики.

2

Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горячей среды и источников зажигания.

коллективная

словесный

(лекция с элементами беседы)

Презентация с таблицами и схемами

Конспект

3

Отчего происходит пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах.

Групповая

словесный

(лекция с элементами беседы)

Презентация с таблицами и схемами

Конспект

4

Правила пожарной безопасности в школе и быту.

коллективная

словесный

(лекция с элементами беседы)

Презентация с таблицами и схемами

Памятки

5

Что делать при возникновении пожара?

коллективная

словесный (лекция с элементами беседы)

Презентация с таблицами и схемами

Памятки

6

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

групповая

словесный (лекция с элементами беседы)

Презентация с таблицами и схемами

Конспект

7

Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения.

групповая

практический (практическая работа)

Презентация с таблицами и схемами

Конспект

8

Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование.

групповая

поисковый

(практическая работа)

Презентация с таблицами и схемами

конспект

9

Основы профессии пожарного.

коллективная

словесный (лекция с элементами беседы)

Презентация с таблицами и схемами

Конспект

10

Первичная доврачебная помощь при пожаре.

Групповая

словесный (лекция с элементами беседы)

Презентация с таблицами и схемами

Памятка

11

Противопожарное водоснабжение.

Групповая

словесный (лекция с элементами беседы)

Презентация с таблицами и схемами

Стенгазета

12

Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт.

Коллективная

Практический

видеоматериал

Демонстрация строевой подготовки.

13

Подведение итогов. Соревнования по пожарно-спасательному спорту.

коллективная

практический

видеоматериал

Демонстрация строевой подготовки.







Литература.

1. Всероссийская газета для детей и их родителей «Добрая дорога детства»
2. Л.Ю.Скрипник Методическое пособие. Пожарная безопасность в школе. М. Айрис Пресс, 2005
3. Л.Я.Олиференко. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Теория и практика. М. Айрис Пресс, 2005
4. Основы противопожарной безопасности (видео пособие)
5. Энциклопедия школьника «Чрезвычайные ситуации».

© 2010-2022