Практические рекомендации психолога в работе с трудновоспитуемыми учащимися. Существуют следующие группы педагогических приемов. Созидательные - содействуют улучшению взаимоотношений , установлению душевного контакта: -
проявление доброты, внимания, заботы; -
просьба; -
поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения). Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями: -
поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях; -
любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции; -
форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности; -
награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок; -
поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды; -
помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды; -
никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день; -
если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно; -
всегда учитывайте состояние ребенка; -
не унижайте ребенка; -
соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил». -
«авансирование личности» - предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему; -
Прощение. Умение прощать - необходимейшее качество для педагога. Самое главное - трезво оценивать факты. Приемы, способствующие формированию правильного поведения. -
Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример - важный аргумент правоты педагога. -
Доверие. -
Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы. -
Вовлеченность в интересную деятельность. Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ученика. -
Опосредование. Учитель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а посредством какого-то промежуточного звена. -
Фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые активизируют к хорошему поведению. Разговор с учеником не сосредоточивается на совершенном нарушении, а ведется в другом плане, тем не менее он влияет на поведение трудного ребенка. В этом суть флангового подхода. -
Активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородных стремлений. Прямые и косвенные тормозящие приемы. -
Констатация поступка. Прямая констатация поступка характеризуется высказыванием, которое делает акцент на данном поступке, косвенная констатация поступка выражается высказыванием или действием, которое доказывает ученику, что его поступок педагогу известен. -
Осуждение. Это прием открытого отрицательного отношения педагога к нарушению моральных норм. -
Наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание. -
Приказание. -
Предупреждение. -
Возбуждение тревоги о предстоящем наказании. -
Проявление возмущения. При проведении работы с трудновоспитуемыми учащимися необходимо соблюдение следующих принципов. Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного ученика. Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним. Условиями реализации данного принципа являются: -
стимулирование самопознания учеником своих положительных черт; -
формирование нравственных качеств при самооценке своего поведения; -
постоянное внимание к положительным поступкам ученика; преобладание позитивных оценок в анализе поведения ученика -
проявление доверия и уважительного отношения к нему; -
формирование веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей; -
учет интересов учащихся, их индивидуальных особенностей
|