Статья на тему: Формирование ключевых компетенций школьников на уроках казахского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование ключевых компетенций школьников

на уроках казахского языка

Система образования в нашей стране вступает в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию, новым подходам к разработке и использованию технологий обучения.

Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, развить когнитивные, креативные, коммуникативные качества, "научить учащихся учиться". В современной педагогике все больше намечаются тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на методы и технологии, позволяющие обеспечить формирование компетенций, способствующих общему развитию личности ребенка и смелому вхождению в самостоятельную взрослую жизнь.

Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися умений, позволяющих действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, которые нужно использовать в процессе разрешения ситуации и достигать желаемого результата.

Исходя из исследований современных ученых, ключевые компетентности - это определённые обществом, самой личностью способности, умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов, как в личной, так и в профессиональной сферах жизни. Основная трудность заключается в том, что компетенция является многофункциональным понятием, для формирования которого нужна определённая учебная среда, позволяющая учителю моделировать ту или иную реальную ситуацию. А также, эффективное средство контроля за деятельностью обучаемого в этой модельной среде.

Таким образом, ведущей идеей моей педагогической деятельности является целенаправленная работа по формированию ключевых компетенций школьников на уроках казахского языка.

Позволю себе выделить наиболее значимые компетенции:

1. Общекультурная компетентность - обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые.

2. Социально-трудовая компетентность - способность личности взаимодействовать с социальными слоями, ориентироваться на рынке труда.

3. Коммуникативная компетентность - получение, использование, передача информации в процессе взаимодействия.

4. Личностное самоопределение - знания о человеке, его внутреннем мире, отношениях, о собственных психических качествах, возможностях, способностях, ценностях, целях, идеалах.

Развитие компетенций основывается на главных целях общего образования,опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки практической деятельности в современном обществе.

Но как помочь ребёнку стать компетентным? Этого можно добиться, на мой взгляд, именно при использовании новых инновационных интерактивных технологий, ведь именно они направлены на развитие мыслительной деятельности и коммуникативности, а учитель выступает как сценарист, режиссер, партнёр. А сформировать ключевые компетенции можно лишь в опыте собственной деятельности. Поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению, чтобы его познавательная активность мотивировала выработку личностного знания.

Исходя из этих позиций, мною сформулирована основная идея: процесс активизации учебно-познавательной деятельности на уроках казахского языка является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников.

В технологическом смысле познавательная активность обеспечивается за счет внедрения интерактивных педагогических технологий, постоянного использования межпредметных связей, повышающих научный уровень образования; использования информационно-коммуникационных технологий, организации процесса личностного осмысления изученного.

Мотивом для постановки педагогической проблемы стали результаты диагностики уровня сформированности учебно-познавательной деятельности у учащихся 9 и 10 классов по предмету, так как с этими классами я работаю не первый год.

Определив недостаточную мотивацию школьника по казахскому языку, которая в дальнейшем не позволит получить высокий балл по ЕНТ, я увидела, что у большинства учащихся не сформированы основные компетенции, либо они находятся в первоначальной стадии их формирования. Мне, как учителю казахского языка, было интересно разработать методику, позволяющую повысить мотивацию школьника.

Проблема обозначена. Передо мной стал выбор: найти именно те формы работы, которые бы позволили добиться активизации мыслительной деятельности школьника, при этом повысив собственную мотивацию к учению. Таким образом, мониторинг результатов стал для меня руководством в своей педагогической деятельности по формированию основных компетенций у моих учеников. В тех классах, где учащиеся недостаточно владели определёнными, выявленными начальным тестированием, навыками, я свою деятельность корректировала по развитию этих умений и навыков. Анализируя особенности как подросткового возраста, которому свойственна социальная активность, так и старшего школьника с его стремлением к самореализации, мною используются разные формы обучения на уроках: групповая, индивидуальная, парная, коллективная. Особенностью организации урока в рамках личностно ориентированного обучения является то, что ребенок занимает активную познавательную позицию через постановку и решение проблемы.

Исходя из собственного опыта, я пришла к выводу о том, что одним из условий формирования ключевых компетенций является внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимся, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого ученика, и основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Из современных образовательных технологий, применяемых в учебно -воспитательном процессе в системе личностно ориентированного обучения, в своей педагогической деятельности я использую:

-технологию саморазвития личности

- информационно - коммуникативные технологии.

Вот некоторые основные компетенции, реализуемые в ходе проектной деятельности учащихся, актуальные для повышения знаний выпускников:

-умение извлекать пользу из опыта;

-умение опрашивать окружающих;

-умение занимать позицию в дискуссиях и высказывать свое собственное мнение;

-умение сотрудничать в группе;

-умение разрабатывать и выполнять рекомендации;

- умение нести ответственность.

Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности. В чём я убедилась при проведении собственных уроков. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках казахского языка текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.

Использование интерактивной доски на уроке создает дополнительные благоприятные условия для организации учебной деятельности.

Достоинства использования интерактивной доски на уроках казахского языка:

- демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса;
- создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке;

- использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат.

Хочу отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

На уроках с применением ИКТ продолжается работа по закреплению учебных навыков и формированию умений осуществлять исследовательскую деятельность.

К наиболее эффективным формам представления материала по казахскому языку и литературе следует отнести мультимедийные презентации. Одним из инструментов ИКТ на уроках является программа PowerPoint. В данной программе преподавателем и учащимися составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков, а так же во внеклассной работе. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора.

Презентации позволяют преподавателю иллюстрировать свой рассказ. Одним из достоинств применения мультимедиа в обучении является повышение качества обучения за счёт новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.

Создание мультимедийных презентаций как педагогам, так и учащимся ,выполнение творческих и научно-исследовательских работ, а так же проектная деятельность учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий способствуют обучению сотрудничества, групповой работе, формирование и развитию аналитических навыков учащихся, повышению информационной грамотности.

Мультимедийные презентации я использую для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению, например, видеозапись отрывка из художественного фильма, снимки, иллюстрации.

К примеру, при подготовке к открытому уроку по казахскому языку по теме «Обычаи и традиции казахского народа» для реализации лексической темы, мною были представлены презентации, видео, слайды.

Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока.

Ученик при создании каждого слайда презентации превращается в компьютерногохудожника ( слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу).Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление .Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями ,выступления превращаются в яркие и запоминающие. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который безусловно пригодится в дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Программа PowerPoint дает возможность использовать на уроке рисунки, портреты , видеофрагменты, диаграммы.

На уроках казахского языка и литературы я использую электронные учебники. Эти учебники помогают мне решить следующие задачи:

-усвоить базовые знания по предмету;

-систематизировать усвоенные знания;

-сформировать мотивацию к учению предмета;

В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернета в учебный процесс. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. Например, при изучении темы «Народные сказки» учащиеся ,пользуясь Интернетом нашли много дополнительной, интересной информации. Так же с помощью Интернета мы смогли просмотреть казахские народные сказки. Здесь были задействованы все учащиеся класса. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. Ученики самостоятельно готовят доклады, рефераты, составляют проекты.

Применение Интернета так же дает возможность учащимся принимать участие в различных видах олимпиад.

Использование новых технологий на уроках литературы позволяют провести урок интересно и нестандартно закрепить полученные на уроке знания.

Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения ,повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла свое применение.

Использование информационных технологий в обучении - большая трудная работа. Она требует от учителя не только большой эрудиции, но и высокого методического уровня. Но эти технологии оснащены всеми необходимыми компонентами, которые в совокупности с правильно отобранными другими технологиями обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Включая эти приемы в образовательный процесс, учитель делает урок интересным, содержательным и увлекательным. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать ИКТ в своей деятельности ,т.к.главная задача школы- воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Построение различных образовательных информационных систем основывается на картах развития умственных навыков учащихся и творческого потенциала учителя.

При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:

- критическое осмысление информации,

- выделение главного в информационном сообщении,

- систематизирование и обобщение материала.

На уроках казахского языка осуществляется социально-личностное становление учащихся, закладывается фундамент формирования личности нашего общества с активной гражданской позицией, решается задача формирования на базе полученных знаний важнейших практических и интеллектуальных умений и навыков. Для реализации таких значимых задач необходимо создание на каждом уроке творческой атмосферы и ситуации успеха.

Самостоятельная работа учащихся на уроках является распространенным приемом активизации мыслительной деятельности. Постановка перед учащимися мыслительных задач, цель которых состоит в самостоятельном получении ответа на поставленный вопрос, максимально активизирует их мышление, побуждает сравнивать факты, формулировать правила, определения. Виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебной и справочной грамматической литературой; практические работы; работа с раздаточным материалом; работа со схемами; рецензирование ответов своих товарищей на уроках.

Такое обучение ставит своей целью так освещать учебные вопросы, чтобы вызывать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, а через нее обеспечивать активное, целенаправленное внимание, восприятие, запоминание и т. д. В данном случае осуществляется с целью активизации мышления школьников, способствуют формированию главных и второстепенных учебных компетенций через такие методические средства как кластер, синквейн, сравнительные таблицы.

Образование должно быть направлено, прежде всего, на создание условий для раскрытия личности человека, а предмет и уроки казахского языка помогают молодому человеку найти собственную позицию, определить свое место в жизни, сформулировать свое собственное отношение к таким понятиям как «общечеловеческие нравственные ценности».

Систематическое использование интерактивных методов и приемов работы на уроке привело к целому ряду последствий:

1.Повысилась производительность урока.

2.Активнее устанавливаются межпредметные связи. /история Казахстана, казахская литература, русский язык, культура/

3.Появилась возможность организации учебной деятельности учащихся под руководством преподавателя.

4.Изменились к лучшему взаимоотношения с учениками, особенно с увлеченными новыми технологиями. Они начали видеть в преподавателе «родственную душу».

5.Изменилось отношение к учебному труду. Ребята начали выбирать способы реализации своих способностей и возможностей, активно вовлекаться во внеурочную деятельность.

6. Повысилось качество знаний по языку во всех классах.

7.Сохраняется устойчивая мотивация учащихся к учению на уроках и во внеурочной деятельности.

Каждый ученик идет путём открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делаем одно дело: учимся и учим друг друга. Таким образом, использование интерактивных средств и приемов обучения открывает возможности формирования жизненного опыта ребенка; стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении; выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир; реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное; ведёт учащихся по ступенькам роста личности; вызывает интерес к предмету; учит общаться, развиваться интеллектуально.

С целью раскрытия творческого потенциала личности обучающихся, активного включения их в самостоятельную исследовательскую деятельность, выработки навыков создания собственной пусть небольшой , но значимой работы выпускники создают так называемые «Письмо будущим выпусникам», где создают алгоритмы усвоения той или иной темы.

Каждый ребенок - неутомимый исследователь, нужно только вовремя помочь ему выбрать нужную тропинку на пути знаний и вместе с ним радоваться каждому маленькому открытию.

При анализе результатов применения интерактивных приемов и методов организации учебной деятельности я пришла к следующим выводам:

- возросла социальная и познавательная активность детей: уровень субъективного контроля ученика, интеллектуальная инициатива;

- расширились компетентности школьника как ученика: его самостоятельность, информационная грамотность, уверенность в себе, проявляющиеся в способности принять решение, а также ориентация на задачу и конечный результат,

-появилась открытость мышления, способность к коллективной деятельности, ответственность за принимаемые решения;

- наблюдается ежегодная тенденция роста качества знаний.

Мои ученики принимают активное участие во внеклассной работе по предмету: посещают факультатив, участвуют в районных, областных конкурсах, дистанционных олимпиадах КИО, больше 80% выпускников набирает при итоговой аттестации в форме ЕНТ положительные оценки. Средний балл ЕНТ в разрезе последних лет выглядит следующим образом:

2010г.-20б

2012г.-21б

2013г.21,5б

Если мы хотим подготовить современного человека, выпускника, готового нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, способного активно и творчески участвовать в общественной жизни, хорошо адаптироваться к условиям меняющегося мира, самостоятельного, готового к сотрудничеству, мы, учителя, должны строить свою работу на основе педагогики сотрудничества, личностно ориентированного обучения. Все это, в сочетании с современными инновационными технологиями, даст возможность развиваться нам самим и создавать условия для развития наших учеников.

Ученик должен быть успешным, и я ему в этом помогу!



© 2010-2022