Статья «Формирование УУД через использование ИКТ на уроках английского языка»

Особенностью нашего лицея является создание и использование по раз­личным предметам программ-тренажеров. Всем известно, что многократное повторение материала способствует прочному усвоению и запоминанию. Про­граммы-тренажеры помогают обеспечить многократность повторений при ми­нимальных временных затратах. На выполнение одного теста у ученика в сред­нем уходит 1-1,5 минуты, результат выполненного теста он видит сразу же на эк­ране, на полосе ответов неправильно выполненное задание выделяется дру...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Михалкина Татьяна Викторовна, Сметанина Анастасия Владимировна,

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Северский физико-математический лицей», учителя английского языка

Преподавание есть искусство, а не ремесло - в этом самый корень учительского дела. Перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников и не придерживаться ни одного неукоснительно - вот единственно возможный путь живого преподавания. Вечно изобретать, требовать, совершенствоваться - это единственно правильный курс учителя.

Работая учителями иностранного языка в средней школе, мы пришли к выводу, что невозможно использовать только те методики, которые сложились несколько десятков лет назад и являются общепринятыми. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А это значит, что школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться. [1,с.11] По сути, это и есть главная задача новых федеральных государственных образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. [1,с.12]

Что же такое умение учиться? Это - способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. [2,linguact.hyperlink/articles/ kaspinandsegal.html] Другими словами, мы учителя, должны наделить ребёнка универсальными учебными действиями, то есть совокупностью навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. . [3,с.5]

Презентации в Power Point стали чем-то привычным на наших уроках, мы используем их для речевой разминки в начальной школе, для демонстрации но­вого материала, для повторения и закрепления изученного. Постепенно отпада­ет необходимость наглядного материала на бумаге, если раньше нам приходи­лось выискивать где-то в журналах различные картинки, что-то рисовать самим, что-то клеить, то сейчас все намного проще: показываем на экране все, что нам необходимо, и это просто замечательно. Не только мы делаем презентации, но и активно вовлекаем учащихся в этот процесс, для них это все достаточно просто, интересно, современно. Так, в прошлом году ученики 9-х классов сдавали экза­мен по английскому языку в форме рефератов, каждый из них должен был под­готовить реферат в обычной печатной форме, приготовить устное сообщение по своей теме и сделать презентацию не менее 10 слайдов.

Эффективность использования слайд-презентаций на уроках очевидна: наглядность, нет необходимости создавать бесчисленные карточки, печатные материалы, повышение мотивации в изучении иностранного языка (уроки про­ходят «на одном дыхании»), повышение авторитета учителя («идет в ногу со временем»), эстетичность презентации учебных материалов. [1,с.13]

Создание и использование аудиофайлов

Аудирование или понимание английской речи на слух всегда вызывает много затруднений у ребят. Для развития этого навыка мы используем аудиофай­лы, которые легко копируются на флеш-карту ученика и таким образом, ребята имеют дополнительную возможность прослушивать тексты дома, отчитывать, повторять их за диктором, развивая при этом навык чтения и аудирования. Та­кие задания мы рассылаем ученикам по электронной почте, просим прослушать и заучить текст или отчитать, записать свое чтение и отправить этот аудиофайл на наши электронные адреса. Таким образом, мы получаем возможность прослушать всех учени­ков своей группы и выставить всем оценки за задание. За счет этого мы экономим время на уроке, уже нет необходимости проверять чтение домашнего текста. У ребенка есть возможность получить отличную оценку при экономии времени и сил, так как печатный текст имеет голосовое сопровождение.

Таким образом, преимущества использования аудиофайлов следующие: доступность, экономия времени на уроке, всегда есть речевой образец, возмож­ность прослушивания файла многократно, совершенствование навыков владе­ния компьютером, повышение языкового уровня.

Особенностью нашего лицея является создание и использование по раз­личным предметам программ-тренажеров. Всем известно, что многократное повторение материала способствует прочному усвоению и запоминанию. Про­граммы-тренажеры помогают обеспечить многократность повторений при ми­нимальных временных затратах. На выполнение одного теста у ученика в сред­нем уходит 1-1,5 минуты, результат выполненного теста он видит сразу же на эк­ране, на полосе ответов неправильно выполненное задание выделяется другим цветом.

Тренажеры помогают нашим ученикам более качественно самостоятельно в домашних условиях подготовиться к выполнению итоговых тестов. За один урок мы можем повторить и выполнить тренировочные тесты по нескольким темам благодаря нашим программам. Конечно, такую работу учитель может организовать в традиционной форме, раздать ученикам тесты, дать время на их выполнение, проверить и на следующем уроке сообщить результат, но зачем тратить драгоценное время, силы, если все это может сделать компьютер на­много быстрее.

В среднем, на изучение одной темы в пятом классе уходит 6 уроков, на седьмом уроке проводится итоговый тест по теме. Перед тем как выполнить тест, наши ученики получают новую программу-тренажер с подобными задания­ми и дома имеют возможность потренироваться по данной теме. Мы не исполь­зуем на уроках существующие программы по английскому языку, так как, во-первых, не совпадает лексика, во-вторых, диски нужно покупать всему классу, в-третьих, нет привязки к учебникам, по которым мы занимаемся. Программы, которые мы создаем в нашем лицее, просты и удобны в использовании, легко копируются, занимают немного места на флеш-картах, их можно проделать, зайдя на сайт нашего учебного заведения sfml.tom.ru/, в разделе «ученику», а самое главное эти про­граммы соответствуют изучаемым темам. Если нам надо проверить, как уча­щиеся усвоили Present Simple или Present Perfect, мы подбираем задания, а ребята нашего лицея с помощью преподавателя по информатике перекладывают этот материал из текстовой формы в программу-тренажер. За этот учебный год мы создали тренажеры по следующим темам: настоящее простое время (утверди­тельный, отрицательный тип предложений), настоящее совершенное время, глагол to be, глагол can, глагол must, три формы неправильных глаголов, струк­тура there is/ there are. Работа с тренажером позволяет проконтролировать полу­ченные знания по грамматике и лексике английского языка быстро и своевре­менно, упрощается контроль над выполнением домашнего задания родителями, так как количество правильных ответов показывается на экране компьютера и от них не требуется знания английского языка. Кроме этого, ученик может са­мостоятельно работать с программой и подготовиться к зачету по теме.

Значение информационных технологий на уроках английского языка.

1) Что дают информационные технологии школе?

Учащимся. Разнообразие методик повышает интерес к изучению предметов, делает процесс познания привлекательным. Использование компьютера даёт возможность замкнутым ученикам раскрепоститься и делиться своими знаниями с другими, повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает развитию творческих способностей, повышает уровень общения и культуры, развивает речь. [3,с.6] Даёт возможность участвовать в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах, проектах.

Учителю. Решая новые методические задачи, углубляя знания по предмету, учитель повышает свой профессиональный уровень, а, следовательно, и растет авторитет среди учащихся, коллег, родителей. Применение информационных технологий стимулирует процесс совместного творчества с учителями других предметов (совместное создание небольших программ для уроков и для внеклассной работы). Компьютер позволяет создать базу мониторинга успеваемости учащихся, что более эффективно позволяет и учителю и ученику следить за динамикой своих результатов и создается в более удобной форме набор тестовых заданий, самостоятельных и контрольных работ.

Родителям. Даёт уверенность в том, что их дети развиваются гармонично, получают качественное образование, соответствующее требованиям времени. Повышает уважение к учительскому труду. Изменяет взаимоотношения с собственными детьми в лучшую сторону: родители прислушиваются к своему ребёнку, ценя его знания и умения.

Литература:

1. Азимов Э. Г. «Материалы Интернета на уроках англ. языка» //«Иностранные языки в школе» 2001 №1, с. 10-13

  1. Каспин И. В., Сегаль М. М.. Новые технологии в обучении иностранным языкам linguact.hyperlink/articles/kaspinandsegal.html

  2. Полат Е.С. "Интернет на уроках иностранного языка". //"Иностранные языки в школе" 2001 № 2, с. 5-8


© 2010-2022