• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Обобщение опыта работы по теме Применение технологии интегрированного обучения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Обобщение опыта работы по теме Применение технологии интегрированного обучения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Интегрированные уроки и внеурочная деятельность помогают формировать у школьников более целостную картину мира, в котором иностранный язык служит средством познания и общения. Такие уроки и мероприятия способствуют разностороннему и целостному развитию детей за счет объединения воспитательных, образовательных и развивающих способностей разных учебных предметов, кроме того, интегрированные уроки и внеурочные мероприятия расширяют содержательный план обучения иностранному языку и ведут к формиров...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Обобщение опыта работы)

Агафонова Н.Н., учитель английского языка, МБОУ лицея №5

В последнее время развитие отечественного образования характеризуется многообразной инновационной деятельностью школ. Одним из направлений личностно-ориентированного образования, наряду с дифференцированным обучением и вариативной организацией учебного процесса является построение процесса обучения на интегративной основе. Интегративно - педагогическая деятельность - это специфический вид педагогической деятельности, в ходе которого актуализируются те или иные интегративные задачи в области образовательной теории и практики.

Идея интеграции на уроках иностранного языка весьма актуальна. Во-первых, потому, что одна из традиционных, но и современных задач образования состоит в восприятии учащимися целостной картины мира, тогда как в настоящее время учебный процесс построен преимущественно на предметной, нецелостной основе. Следовательно, необходимо изыскивать способы ограничения построения обучения только на одном предмете, т.е. выходить на интегрированное обучение.

Во-вторых, истинно современное образование определяется как процесс становления целостной личности, а именно поэтому важен поиск таких моделей обучения, которые бы обеспечивали целостное развитие и саморазвитие личности.

В-третьих, интегрированное построение учебного процесса, заключает в себе значительно больше технологических возможностей. В условиях сближения и слияния разнокачественных знаний, способов деятельности, приемов мышления и т.д., а именно эти параметры присущи интегративным образовательным процессам, легче создать, например, проблемные ситуации или эмоционально-психологические установки в уроке, обеспечить взаимное обучение осуществить погружение, т.е. использовать доказавшие свою эффективность современные образовательные технологии.

По отношению к преподаванию английского языка на базовом уровне целесообразно выделить согласно исследованию Рыскуловой М. Н. междисциплинарную (междисциплинарные связи) и внутридисциплинарную (интеграция методов, форм и средств обучения) интеграцию. Междисциплинарная интеграция означает осуществление интеграции на основании общности структурных элементов содержания образования, а также общности понятий, идей, концепций в изложении отдельных разделов учебных программ. Ведущие идеи, понятия, концепции придают изучаемому материалу внутреннее единство, выполняют функцию системообразующих связей в содержании учебных предметов, являются своего рода стержнем, вокруг которого и происходит концентрация, объединение этого учебного материала. Для осуществления данного уровня интеграции в содержании учебных дисциплин необходимо выделять дифференцированную часть (базовую, присущую только данному предмету) и интегрированную, которая может стать структурным элементом и других предметов (например, изучение истории, экологии, географии и т.д. на уроках английского языка). Интеграция содержания на данном уровне исключает дублирование в изложении материала ряда предметов, позволяет более концентрированно изучать многие разделы и темы.

Применительно к урокам английского языка можно говорить о двух уровнях интеграции. Первый связан с большим количеством изучаемых по программе тем, связанных с другими предметами, (например, с обществознанием, историей, мировой художественной культурой, литературой, экологией, географией и др.) и представляет собой разработку единых универсальных уроков, объединяющих содержание этих предметов. Например, такие темы как «Молодежные проблемы», «Неформальные молодежные группировки» в Великобритании, США и России могут быть основой для разработки интегративного цикла уроков английского языка для учащихся 10-11 классов совместно с обществознанием. Темы «Страны мира и национальности», «Природные катаклизмы» являются основой интегративного цикла уроков английского языка для учащихся 7-8 классов совместно с географией. А актуальную тему «Защита окружающей среды» необходимо интегрировать с занятиями по экологии. Мною были проведены интегрированные уроки «Экологические проблемы» (интеграция с экологией), «Географическое положение России» (интеграция с географией), опубликованы интегрированные внеклассные мероприятия «Чайковский в Клину» (интеграция с музыкой), «Рождественская галерея» (интеграция с мировой художественной культурой). Любой урок, который посвящён творчеству писателей и поэтов, например Алану Милну, Шекспиру, естественным образом интегрируется с литературой. На этих уроках ребята принимают участие в конкурсах на лучший перевод.

На протяжении нескольких лет мною были разработаны и проведены интегрированные уроки с разными предметами. Это интегрированный урок английского языка с музыкой «Битлз» и урок-экскурсия «Чайковский в Клину», а также интегрированный с физикой урок-спектакль «Исаак Ньютон». Внеурочная работа по английскому языку в результате привела к появлению таких интегрированных проектов на английском языке как «Романовы и Виндзоры. Кровное родство двух династий» (интеграция с историей), «Уинстон Черчилль. Политик и художник» (интеграция с историей и мировой художественной культурой), «Фёдор Денисович Константинов. Иллюстрации к произведениям английских и американских писателей» (интеграция с литературой и МХК), «Марк Твен в России, о России, для России» (интеграция с литературой), «Что значит быть королевой. К 60-летию правления Елизаветы II» (интеграция с историей).

Таким образом, интегрированные уроки помогут формировать у школьников более целостную картину мира, в котором сам иностранный язык будет выполнять специфическую функцию - служить средством познания и общения. Такие уроки способствуют разностороннему и целостному развитию детей за счет объединения воспитательных, образовательных и развивающих способностей разных учебных предметов, кроме того, интегрированные уроки расширяют содержательный план обучения иностранному языку и ведут к формированию и развитию более широких интересов детей, их склонностей и способностей к различным видам деятельности. Наконец, эти уроки создают условия для мотивированного практического применения иноязычных знаний, навыков и умений и дают возможность детям увидеть результаты своего труда, получить от него радость и удовлетворение. Как показывает практика, интерес у учащихся к изучению иностранного языка снижается с годами обучения. Если на начальном этапе учащиеся проявляют большую заинтересованность в изучении этого предмета по причине новизны и специфики данного этапа обучения, то уже на средней ступени необходим дополнительный поиск мотивации. Снижение интереса у учащихся обуславливается специфическими возрастными и социально обусловленными индивидуальными особенностями школьников. И именно в это время начинают четко определяться уровни обученности учащихся, их индивидуальные возможности преодоления трудностей в его изучении, интерферирующего влияния родного языка. Считается, что одной из причин потери интереса у большинства учащихся к данному предмету является отсутствие естественной потребности и реальной возможности его применения. Использование различных интегрированных курсов может в определенной мере решить эту проблему.

Помимо всего этого, создание интегрированных уроков в определенной мере решает проблему разработки и внедрения методов ускоренного образования и обучения, что важно в современных условиях, когда человечество ищет пути сокращения сроков образовательного процесса.

Второй тип интеграции касается приемов и методов проведения учебных занятий. В первую очередь это касается компьютеров и Интернета, используемых в учебном процессе, которые обладают поистине неограниченным потенциалом интегрирования всех составляющих педагогического процесса. Одним из эффективных способов интеграции в современном образовательном процессе следует признать мультимедийные технологии, а именно электронные носители, CD и видео носители информации, которые позволяют возвращаться назад, делать паузы для работы с информацией, подключая новые каналы восприятия материала. Практика показывает, что информационные технологии в обучении английскому языку имеют ряд преимуществ перед другими, позволяя прослушивать аутентичные тексты, развивать скорость чтения при выполнении тестовых заданий, повышать мотивацию в изучении языка, развивать грамотность и страноведческую эрудицию за счет знакомства с большим количеством видео и аудио материала.

В своей практике я использую такие интерактивные обучающие программы как «Профессор Хиггинс. Английский без акцента», «Tell Me More, Kids» (разноуровневое обучение по возрастным группам). Часто при подготовке уроков и внеклассных мероприятий пользуюсь сама и рекомендую учащимся пользоваться богатым материалом представленным в «Британской Энциклопедии». Любимые мною интерактивные пособия «Round Up-1,2,3,4» неизменно вызывают интерес учащихся к изучению английской грамматики.

Второй аспект внутридисциплинарной интеграции целесообразно осуществлять как на уровне содержания, так и на уровне приемов, методов, форм проведения учебных занятий. Среди многообразия инновационных форм и методов проведения учебного занятия английского языка, как показывает практика, наиболее эффективной является технология обучения в сотрудничестве в комбинации с методом мини - проектов. УМК по которым работает наш лицей предлагает очень много видов проектной деятельности, В конце каждого раздела приводятся темы, по которым учащиеся выполняют проекты, связанные с географией, историей, спортом, литературой изучаемого языка. Интеграция этих способов учебной деятельности позволяет не только добиться успехов в оптимальном усвоении материала, но и создать условия для речевой активности каждого обучающегося. Ограниченное время учебного занятия не позволяет качественно выполнить целый проект на уроке, использование как элемента интеграции мини - проектов позволяет обобщить изученный материал и обсудить его до конца занятия. Эффективным и целесообразным в обучении учащихся английскому языку представляется интеграция технологии критического мышления и традиционного коммуникативного метода.

Список литературы:

  1. Данилюк А.Я. «Теоретико-методические основы интеграции в образовании», Ростов-на-Дону, 1997.

  2. Загорная Л.П. «О разработке интегрированного курса «Иностранный язык + художественное развитие»// Иностранные языки в школе, 1992г. №3-4

  3. Зеня Л.Я. «Воспитание экологической культуры школьников средствами иностранного языка»// Иностранные языки в школе, 1990г. №4

  4. Пульбере А., Гукаленко О., Устименко С. «Интегрированные технологии» // Высшее образование в Росси, 2004. -№ 1

5. Раченко И.П. «Интегративная педагогика», bspu.ab.ru/





© 2010-2022