Воспитательные возможности учебного текста на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательные возможности учебного текста на уроках английского языка.

На уроках английского языка в среднем звене мы работаем в лексикой, грамматикой английского языка и знакомимся с культурой, традициями страны изучаемого языка, а начиная с восьмого класса большой упор делается на работу с текстами, которые помогают формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как проблемы, отраженные в текстах, затрагивают вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.

Основная цель уроков в старших классах - это не столько формирование конкретных лингвистических компетенций, сколько работа над развитием речи учащихся, умением грамотно, убедительно выражать свои мысли. Вот здесь мы и сталкиваемся с главной проблемой современных школьников. Привыкая на всех гуманитарных предметах не пересказывать текст, а работать только в печатных тетрадях или с текстами (так как это основная цель ЕГЭ), наши ученики не могут связно и логично выражать свои мысли на уровне даже трех предложений.

Поэтому мы на уроках английского языка пытаемся вывести детей на диалог, а потом и монолог. Наши учебники построены как раз на этом принципе.

Уже заголовок модуля включает в себя проблему, которой будет посвящен весь урок. Далее мы работаем с готовым текстом, который содержит в себе какую-либо проблему, ставящую ребенка перед необходимостью ее осмысления и нравственного выбора.

Например: «Школьная форма: за и против».

Но сначала идет большая работа с текстом: упражнения на лексику, грамматику, ответы на вопросы по пониманию содержания текста. А дальше от учеников требуется высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу и привести аргументы, почему они так считают. В помощь ученикам даются разные клише.

Цель ученика - не только поучаствовать в полилоге, но и создать монологическое высказывание по данной проблеме, приводя при этом три аргумента «за» и два-три аргумента «против» (именно такой у нас формат ЕГЭ и требования к эссе на олимпиаде).

Среди тем, обсуждаемых на уроках в 9-11 классах, есть такие:

  • «Взаимоотношение детей и родителей в семье»;

  • «Отношение родителей к друзьям детей»;

  • «Взаимоотношения с одноклассниками»;

  • «Современная мода»;

  • «Книги в жизни современного человека»;

  • «Проблемы молодежи»;

  • «Спорт: смотреть или заниматься самому?»;

  • «Особенности системы образования в разных странах»;

  • «Инвалид - это полноценный человек»;

  • «Влияние интернета на формирование личности ребенка»;

  • «Доброта … это сейчас модно?»;

Как мы видим, на уроках мы обсуждаем с детьми очень разные актуальные проблемы:

  • Проблемы современной семьи;

  • Проблемы национальной культуры;

  • Проблемы нравственного воспитания.

Наша основная цель заставить детей мыслить и говорить. Начинать такую работу очень трудно и учителю и ученику. В 9 классе мы видим в сочинениях детей и монологических высказываниях и даже иногда глупые детские мысли, например: «Значимая деятельность в моей жизни - это прогулки и общение с друзьями» (тема не подразумевала рассказа о хобби или занятиях в свободное время, а требовала высказать мнение о той деятельности, которая является самой главной, важной в данный жизненный период).

В 11 классе мы видим достойные по объему эссе, с интересными, взрослыми, зрелыми мыслями. Я хотела бы привести несколько цитат на русском языке:

- «Я считаю, что ходить в школу - это моя главная обязанность, точно так же, как выполнять домашнее задание по всем предметам, хотя мой папа считает, что достаточно выбрать профилирующие предметы, а по остальным получать «3».

Я думаю, если ученик не выполняет все домашние задания, то какой смысл ходить в школу 11 лет? Поэтому если ты учишь только 4 предмета, ты проводишь много времени в пустую. К тому же большинство предметов будут полезны в университете и студент будет выглядеть глупым без знаний об истории родной страны, без знаний иностранного языка и т.д.

Еще один пример. Эссе на тему «Деньги - это источник счастья или источник зла»

- «Что же такое деньги? Это счастье или проблема? Я не думаю, что деньги это плохо, если ты заработал их сам и не украл. Что касается меня, я пытаюсь работать на летних каникулах. Только летом у меня есть возможность работать. Например, я могу доставлять газеты и письма. Это работа не имеет ничего общего с моей будущей карьерой. Это работа достаточно низкооплачиваемая, но я могу зарабатывать карманные деньги. Я думаю что хорошо, когда есть опыт работы».

Какие методы и приемы мы используем на уроках английского языка для того, чтобы научить детей мыслить и говорить? К методам и приемам, содействующим воспитанию учащегося на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работу. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения какой-то проблемы, презентуется всему классу, в то время как класс выбирается лучшее решение и обосновывает свой выбор, приводя аргументы.

Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается модель поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого учащегося.

И, конечно, не последнюю роль играют тематические уроки. Проектная методика обучения иностранным языкам дает большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путем сравнения и постоянной оценки имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, ее людям, традициям. Но самое главное - воспитание уважения к чужой культуре неотделимо от воспитания чувства собственного достоинства, самоуважения и патриотизма. Обсуждая конкретные факты и события из повседневной жизни, примеры из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов можно добиться того, что у учащихся будут вырабатываться нравственные представления и понятия. Уроки английского языка способствуют приобретения учащимися нравственных знаний, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной деятельности.

И в заключении мне хочется сказать, что изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывается большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру учащегося. Также изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности. И как мы можем видеть, больше всего этому способствует работа с текстами на уроках английского языка.

© 2010-2022