Методические рекомендации: Организация рефлексии на учебных занятиях по английскому языку

Организация рефлексии на учебных занятиях по английскому языку: Методические рекомендации для  преподавателей НПО, СПО/З.Н. скребнева, Т.А. Палагута.- Курск: ОБОУ СПО «КАТК»,2014. – 31с.   Методические рекомендации включают в себя материал по организации рефлексии на учебных занятиях по английскому языку. Цельюданных методических рекомендаций  является выявление особенностей организации рефлексии на учебных занятиях по английскому языку, разработке конкретного материала  для применения на практике. Предназначены для педагогических работников начального и среднего профессионального образования.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУРСКИЙ АВТОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»




Методические рекомендации:Организация рефлексии на учебных занятиях по английскому языкуМетодические рекомендации:Организация рефлексии на учебных занятиях по английскому языкуМетодические рекомендации:Организация рефлексии на учебных занятиях по английскому языкуМетодические рекомендации:Организация рефлексии на учебных занятиях по английскому языкуМетодические рекомендации:Организация рефлексии на учебных занятиях по английскому языкуМетодические рекомендации:Организация рефлексии на учебных занятиях по английскому языкуМетодические рекомендации:Организация рефлексии на учебных занятиях по английскому языкуМетодические рекомендации:Организация рефлексии на учебных занятиях по английскому языкуМетодические рекомендации:Организация рефлексии на учебных занятиях по английскому языкуМетодические рекомендации:Организация рефлексии на учебных занятиях по английскому языкуМетодические рекомендации:Организация рефлексии на учебных занятиях по английскому языкуМетодические рекомендации:Организация рефлексии на учебных занятиях по английскому языкуМетодические рекомендации:Организация рефлексии на учебных занятиях по английскому языкуМетодические рекомендации:Организация рефлексии на учебных занятиях по английскому языкуМетодические рекомендации:Организация рефлексии на учебных занятиях по английскому языкуМетодические рекомендации:Организация рефлексии на учебных занятиях по английскому языкуМетодические рекомендации:Организация рефлексии на учебных занятиях по английскому языкуМетодические рекомендации:Организация рефлексии на учебных занятиях по английскому языкуМетодические рекомендации:Организация рефлексии на учебных занятиях по английскому языкуМетодические рекомендации:Организация рефлексии на учебных занятиях по английскому языкуМетодические рекомендации:Организация рефлексии на учебных занятиях по английскому языку







МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ







ОРГАНИЗАЦИЯ РЕФЛЕКСИИ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ












2014




Областное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Курский автотехнический колледж»





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕФЛЕКСИИ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

(для преподавателей НПО, СПО)

















КУРСК, 2014

Скребнева З.Н., Палагута Т.А. Организация рефлексии на учебных занятиях по английскому языку: Методические рекомендации для преподавателей НПО, СПО - Курск: ОБОУ СПО «КАТК», 2014.-31с.

Методические рекомендации включают в себя материал по организации рефлексии на учебных занятиях по английскому языку.

Предназначены для педагогических работников начального и среднего профессионального образования.



Печатается по решению методического совета ОБОУ СПО «КАТК»









СОДЕРЖАНИЕ


Введение

5

Психолого-педагогические предпосылки использования рефлексии

в учебном процессе

7

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

10

Рефлексия деятельности

14

Рефлексия содержания учебного материала

20

Результат применения рефлексии на учебных занятиях

30

Библиографический список

31










Нет ничего нежизненнее и

схоластичнее идеи о том, что

существует только один способ

деятельности. Эти способы бесконечно

разнообразны, как разнообразны

человеческие способности.

Б.М. Теплов



ВВЕДЕНИЕ


Современное учебное занятие иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от студентов концентрации внимания и напряжения сил, поэтому внимание ученых, методистов и преподавателей направлено на поиск резервов для совершенствования учебного занятия по иностранному языку, на повышение его эффективности, действенности.

Резервы кроются в повышении целенаправленности обучения, усилении его мотивации, информационной ёмкости содержания образования, применении современных методов обучения, активизации методов обучения, темпов учебных действий, развитии рефлексивных навыков труда, использовании новейших информационных технических средств обучения.

Целью данных методических рекомендаций является выявление особенностей организации рефлексии на учебных занятиях по английскому языку, разработке конкретного материала для применения на практике. Необходимость изучения особенностей рефлексии на учебных занятиях обусловлена тем, что рефлексия - это деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий, процедура, осуществляющая снятие практического затруднения на учебных занятиях по английскому языку.

Как показывают многочисленные исследования, особенности рефлексии в процессе мышления являются необходимым условием для успешной реализации практической деятельности.

Таким образом, актуальность использования рефлексии на учебных занятиях по английскому языку заключается в том, что, являясь структурным элементом учебного занятия, рефлексия влияет на качество образовательного процесса, дает возможность экономить и более рационально использовать учебное время; позволяет услышать мнение всего коллектива группы об итогах и особенностях учебного занятия.















ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕФЛЕКСИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


Развитие студента предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии.

При традиционной системе обучения, когда преподаватель излагает готовые знания, а студенты пассивно их усваивают, вопрос о рефлексии обычно не стоит.

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Студент может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды во время учебного занятия является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio - обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.



а) reflexio (latin) -

Обращение назад



Обращение назад

б) Толковый словарь русского языка- размышления о своем внутреннем состоянии, самоанализ

в) Словарь

иностранных слов:

-размышление, самообладание, самопознание.

Форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление его собственных действий и их законов

Рефлексия

д) В современной педагогической науке

- самоанализ деятельности и её результатов

г) В социальной психологии

- осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению









Рефлексия может осуществляться не только в конце учебного занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе, в конце темы курса, постепенно переходя к постоянной внутренней рефлексии.

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния;

  2. рефлексия содержания учебного материала;

  3. рефлексия деятельности.

При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать:

а) цель занятия;

b) содержание и трудности учебного материала;

c) тип занятия;

d) способы и методы обучения;

e) возрастные и психологические особенности студентов.

Рефлексия может быть осуществлена в устной или письменной форме.

  1. Устная форма: диалог между одним студентом и преподавателем, диалог между двумя студентами, отдельные реплики со стороны разных студентов, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, полилог в виде беседы или обсуждения, игровые методы, круглый стол.

  2. Письменная форма: анкетирование и опросы с использованием различных методик: ответы на вопросы, открытые предложения, выбор из предложенных вариантов, расстановка по степени важности, согласие \ несогласие с утверждениями. Графические, схематические способы представления информации в виде таблиц, графиков, диаграмм, кластеров. Творческие задания: синквейн, эссе, письмо, сочинение.

Подробнее остановимся на каждом виде рефлексии.

РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ


Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Вот некоторые приемы работы, которые можно использовать во время учебного занятия.

  1. Самый простой вариант «смайлик»

Студентам предлагается выбрать рисунок (веселый, нейтральный, грустный), который соответствует их настроению.


Студенты одним из смайликов отмечают свое самочувствие до начала занятия и после его окончания. Это помогает преподавателю выяснить, как меняется настроение обучающихся в течение учебного занятия. А по его окончанию выяснить, что могло повлиять на изменение эмоционального состояния студентов.

2. Интересен «прием с различными цветовыми изображениями»

- У студентов две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце учебного занятия. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние студента в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у преподавателя причина изменения настроения в ходе учебного процесса. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.


  1. Цветовой прием «Цветовой коллаж»

Перед началом занятия студентам предлагается интуитивно выбрать один из цветных квадратиков, привлекших их внимание. Затем из них составляется цветовой коллаж. В конце учебного занятия студентам предлагается составить новый коллаж. После этого преподаватель расшифровывает значение коллажей, отражающих настроение.

Напоминаем, какому настроению соответствует какой цвет:

красный - восторженное;

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

зеленый - спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый - тревожное, напряженное;

черный - упадок, уныние.

Если преподаватель хочет закончить учебное занятие на более высоком эмоциональном уровне, к чему располагает также и содержание учебного занятия, то можно использовать еще один вариант - эмоционально художественную рефлексию:


  1. «Пейзаж»

Студентам предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Студенты выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

  1. Эмоционально-музыкальная концовка

Студенты слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (Elladio; Вивальди «Весна»; Бах «Шутка») Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Студенты выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

4. Студенты могут оценить не только настроение, но и свое эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у обучающихся удивления. В помощь студентам для высказывания предлагается опорный конспект, который также способствует повторению и расширению лексического запаса.

Какие эмоции вы испытываете?


Положительные Отрицательные

Удовлетворение неудовлетворение

счастье скуку

радость печаль

успех колебания

гордость страх

Я чувствую... потому, что... мне скучно (не скучно)

был активным, эмоциональным

полностью выполнил задание

получил хорошую отметку.

Отвечая на эти вопросы, студенты обычно радуют разнообразием

чувств и переживаний.


  1. Прием «Одним словом»


WHAT EMOTIONS DO YOU FEEL?


Positive emotions Negative feelings

Satisfaction Unsatisfaction

Happiness Irritation

Joy Boredom

Success Sadness

Admiration Anxiety

Proud Fear
Surprise




Why?

Because I…

…was not bored;

…work;

…didn`t relax;

… answered properly;

…was active, emotional;

…fulfilled the task;

…received a reward (a good mark)




РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современные технологии предполагают, что студент должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? - вот те вопросы, которые задают себе обучающиеся, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце учебного занятия дает возможность оценить активность каждого на разных этапах учебного занятия, используя, например, прием «лестницы успеха», «дорожные знаки». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость».

Вот некоторые приёмы, которые можно использовать в практике для реализации данного вида рефлексии.

  1. Самооценка активности на каждом этапе урока:

Если преподаватель ведёт учебное занятие в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце учебного занятия предложить студентам оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.










  1. Прием «Дорожные знаки»


Оценку своей деятельности во время учебного процесса студенты могут выразить при помощи дорожных знаков, учитывая технический профиль обучения.

«5»

Рис. Главная дорога

«4»

Рис. Пешеходный переход

«3»

Рис. Скользкая дорога

«2»

Рис. Тупик

  1. Прием «Светофор»


В конце учебного занятия студентам предлагается выбрать один из цветов светофора, определяя свое мнение о работе во время учебного процесса:

Зелёный цвет - «Во время учебного занятия мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно»/ «я удовлетворен учебным занятием»;

Жёлтый цвет - «Во время учебного занятия мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями»;

Красный цвет - «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»


  1. Прием «Рефлексивная мишень»


На этапе подведения итогов учебного занятия можно использовать приём «Рефлексивная мишень». Студентам предлагается оценить свою работу по четырём показателям, поставив крестики в соответствующем секторе мишени. Чем дальше от центра, тем ниже показатель. Таким образом, складывается общая картина работы группы. Заполненная мишень помещается на доску и кратко анализируется. Показатели могут изменяться.

Подобным образом можно оценивать, например, активность студентов во время учебного занятия, полезность изученного материала, формы и методы проведения учебного занятия, деятельность педагога, эстетичность выполненной работы и др. При необходимости можно попросить вместо крестиков ставить свои инициалы или заранее определённые порядковые

номера. В данном варианте получаются более конкретизированные данные.

Настроение на уроке

Желание работать

Работоспособность

Понимание материала

05

10

0

5




  1. Прием «Одним словом»


Закончите одним словом:

Сегодняшний урок - это…(Today`s lesson is…)

Сегодня на уроке я …(At the lesson I…)

Целесообразно на этапе рефлексии ещё раз вспомнить и акцентировать внимание на эффективности работы с использованием алгоритма, т.е. в определённой последовательности. Например, на заключительных этапах изучения темы (проблемы) студенты, работая над проектом, получают памятки с указанием наиболее общей последовательности или руководство, где подробно описаны действия, даны функциональные содержательные смысловые опоры.

Анализируя свою деятельность по предложенному алгоритму в процессе работы над проектом, студенты приходят к следующему выводу: процесс работы не менее важен, чем результат, и он строится в логике деятельности. А в случае неудачи студенты видят, на каком этапе они не доработали и на какие моменты обратить внимание в следующий раз.


  1. Прием «Мои ответы»


На протяжении учебного занятия отмечать условно свои ответы:

«V» - ответил по просьбе преподавателя, но ответ неправильный;

«W» - ответил по просьбе преподавателя, ответ правильный;

«| » - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«0» - не ответил
















РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


Преподаватель использует ее, чтобы выяснить, как студенты осознали содержание пройденного.

В данном аспекте рефлексии можно использовать следующие приемы:

  1. Прием незаконченного предложения (тезиса):

Возможные варианты незаконченных фраз, связанных непосредственно с тематикой урока.

got acquainted with…

During today's lesson I have found out

learnt…

remembered…

  1. Прием «Выбора афоризма»

Для включения студентов в образовательный процесс преподаватель предлагает 2-3 высказывания выдающихся людей. Их можно использовать в качестве фонетической и речевой зарядки.

Затем студенты выбирают высказывание, которое им больше понравилось и воспроизводят его по памяти. В конце учебного занятия вновь возвращаемся к этим афоризмам. Студенты выбирают то высказывание, которое соответствует теме учебного занятия, обосновывая свой выбор.

Ability

Behind an able man there are always other able man.

Chinese proverb

I get quiet joy from the observation of anyone who does his job well.

William Feather

Friendship

Do not protect yourself with a fence but rather with your friend.

Czeck proverb

The friend who understands you creates you.

Romain Rolland

I like a friend who will stand by me not only when I am in the right, but when Iam a little wrong. SirWalter Scott

Friendship is an art and very few persons are born with a natural gift for it.

Kathleeen Norris

Future

The only light upon the future is faith.

Theador Haecker

It is a cheap generosity which promises the future in compensation for the present.

J.A. Spender

Generation

Each generation has a different language, and can't learn what a former generation knew until it has been translated into their words.

K.B. Hatharway

Each generation is a secret society and has uncommunicable enthusiasms, tastes and interests which are mystery both to its predecessors and posterity.

John Joy Chapman

Generosity

No one is so generous as he who has nothing to give.

French proverb

I am convinced that the majority of people would be generous from selfish motives, if they had the opportunity.

C.D. Warner

It is very pleasant to be generous though very vexatious to pay debts.

Ralph Waldo Emerson

Gentlemen

What is it to be a gentleman? The first to thank and the last to complain.

Serbian proverb

A gentleman is a man whose principal ideas are not connected with his personal needs and his personal success.

W.B.Yeats

Health

When a man loses his health, then he first begins to take good care of it.

Josh Billings

Health of body and mind is a great blessing if we can bear of it.

J.H.C.Newman

He who has health has hope and he who has hope has everything.

Arab proverb

Joy

The more joy we have, the more nearly perfect we are.

Benedict Spinoza

One joy scatters a hundred griefs.

Chinese proverb

Movies

Most horror movies are certainly that.

Brendan Frencis

Everybody criticizes the movies. Yet everyone seems to continue to go to them.

James M. Gillis

Music

God save me from a bad neighbour and a beginner on the fiddle.

Italian proverb

Music is another lady that talks charmingly and says nothing.

Austin O'Malley

Newspaper

A free press can of course be good or bad, but, most certainly without freedom, it will never be anything but bad.

Albert Camus

Early in life I had noticed that no event is ever correctly reported in a newspaper.

George Orwell

You should always believe all you read in newspapers, as this makes them more interesting.

Rose Macaulay

Youth

Youth means love.

Robert Browning

Youth is a period of missed opportunities.

C. Connolly

Youth is the best time to be rich and the best time to be poor.

Euripides

No young man believes he will ever die.

William Hazlitt

Youth is quick in feelings but weak in judgement.

Homer

The way to success

Persistent people begin their success where others end in failure.

Edward Eggleston

Failure is only opportunity to begin again more intelligently.

Henry Ford

Never, never, never give up.

WinstonChurchill

Education

The nation that has the schools has the future.

Bismark

Better build schoolrooms for the boys than prison cells for the men.

Eliza Cook

I hear and forget, I see and remember, I do and I understand.

Chinese proverb

Использование афоризмов делает речь студентов более яркой, образной, насыщенной. Нельзя не учитывать и нравственный аспект данной работы.



  1. Рефлексия достижения цели.

Цель учебного занятия записывается на доске и в конце учебного процесса проводится обсуждение ее достижения.


Чтобы достичь цели, надо, прежде всего, к ней идти!

Карточки для проведения рефлексии

на учебных занятиях по английскому языку

CARD № 1

To achieve the aim of the lesson I'll have to/I should… use…

look at…

review…

be…

open…

To fulfill the task I should/must…. remember…


CARD № 2

I want to receive a good mark today. That's why I should

  • be attentive, emotional, active;

  • listen to my classmates, to my teacher;

  • ask and answer different questions;

  • participate in discussion;

  • review some words and grammar rules;

  • read a lot;

  • open the book at page….



CARD № 3

Say what you have just done and how you've done it.

I (we) have just

  • read an extract from the fairy-tale "…";

  • acted out the dialogue;

  • practiced grammar;

  • asked and answered different questions;

  • played a game;

  • written a test;

  • retold the story…

  • reviewed the words.



CARD № 4

Finish the sentences:

We have reached the aim (achieved the goal) of the lesson.

speak about…

uderstand the information…

know how to explain the problem(reason)…

Now I say my own opinion on…

can give arguments…

find necessary information…

express my attitude to…


4. Рефлексия отношения к проблеме (теме), взгляд на проблему

раньше и сейчас.

My opinion on at the problem now and then

Then (before) Now

know Now I …

didn't Besides…

understand Moreover…

realize

couldn't imagine

express


5.Интересен прием рефлексии в форме синквейна (пятистишии)

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме. Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление:

  • первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (название темы);

  • вторая - два прилагательных, характеризующих данное понятие;

  • третья строка - три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

  • четвертая строка - это фраза из четырех слов, раскрывающая суть темы или отношение к ней;

  • последняя строка - синоним ключевого слова (существительное).

В этом выводе каждый студент соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.



Вот несколько вариантов: (Prospects, «The Food of Love»)

John Lennon

Persistent, talented

Looked for, loved, wrote,

Changed pop music forever

The king of music

John Lennon

Handsome, eccentric

Sang, created, felt,

Brought something new to music

Famous pop star.

John Lennon

Unusual, attractive

Fell in love, admired, recorded

Was not like other pop stars

The greatest figure of pop history.

6. При характеристике, сравнении двух противоположных понятий заслуживает внимания прием «Даймонд»

Diamond- в переводе с английского- бриллиант, алмаз. Важный момент в данном задании - встреча, столкновение, соприкосновение двух противоположных понятий. Здесь студенты высказывают свою точку зрения и суждения, исходя из жизненного опыта.

The older generation

Confident, reserved, knowing, support, believe, give advice, hope.

Момент столкновения, разные точки зрения.

Try to understand, argue, conflict, problems in the contacts, pleasant contact.

The young generation

Show off, express themselves, reject, love rebellious, shocking, eccentric.

Последние два приема используются в технологии «развитие критического мышления, чтения и письма». Студент сам размышляет, осмысливает то, что он понял, усвоил и передает это в сжатой форме, выделяя основное, главное.

7. Приём «кластер»

Кластер (англ. Cluster-пучок, гроздь) - графический прием систематизации материала.

Мысли не громоздятся, а "гроздятся", т. е. располагаются в определённом порядке. Технология составления: Ключевое слово; Запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом; Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки; Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

Данный приём интеллектуальной рефлексии удобно использовать на этапах актуализации, закрепления или обобщения знаний.

Language

Country

Territory

Main cities

Climate

Holidays

Capital

Geographical position

Places of interest

Political system

Population





8. Прием «Плюс-минус-интересно»


П «+»

M «-»

И «интересно»

Для подведения итогов учебного занятия можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось во время учебного занятия, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению студента, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению студента, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «И» - «интересно» студенты вписывают все любопытные факты, о которых узнали во время учебного занятия и, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к преподавателю.

Это упражнение позволяет преподавателю взглянуть на учебный процесс глазами студентов, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого обучающегося. Для студентов наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.








РЕЗУЛЬТАТ ПРИМЕНЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ

НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ


К современному учебному занятию предъявляется множество требований. Среди них сохранение физического и психического здоровья обучающихся. Это помогает дозировать учебную нагрузку, а также пресекать усталость органов чувств студента и интеллектуальное истощение.

Рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение студента, но и на учебную деятельность, процесс и содержание. Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс.

Все, что делается на учебном занятии по организации рефлексивной деятельности - не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии, развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на учебном занятии - это совместная деятельность студентов и преподавателя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого студента.

Сегодня рефлексия является не дополнительной частью учебного занятия, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность студента на учебном занятии.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Научно-методический журнал " Иностранные языки в школе" .- 2005.-№1 , 2005.- № 2

2. Москвин А.Ю. Большой словарь иностранных слов. М.: ценрполиграф, 2005. - 816 с.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.; Оникс, мир и образование, 2005. - 1200 с.

4.Сарайкина Н.М. Технология использования рефлексивного подхода в работе с педкадрами. // Завуч. - 2007. - №1. - с.86-97

5. Соколова Л.А. Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся. // Иностранные языки в школе. - 2005.-№1.- с. 19-26

6. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование. // Иностранные языки в школе. -2006.- № 4 - с. 2- 13.




© 2010-2022