Урок немецкого языка сегодня

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок немецкого языка сегодня

Какой он?

Прежде всего, это урок психологически комфортный, творческий, насыщенный разнообразной интересной деятельностью учителя и учеников. На уроке используются информационные технологии. А информатизация - это реальная возможность позитивного изменения качества образовательного процесса в силу особенностей нового средства обучения.

1 этап организации работы. Он продолжается, как правило, 1-3 минуты. В это время настраиваю учащихся на работу, напоминаю им о необходимости быть внимательными и аккуратными, задаю эмоциональный настрой на весь урок. Использование информационных технологий на этом этапе способствует активизации внимания младших школьников, погружению в тематику начавшегося урока.

В начале урока на экране могут быть представлены слова, написание которых нужно было запомнить к данному уроку; фотографии животных и растений природной зоны, о которой пойдет речь; актуальные для данного этапа обучения математические формулы и т.п. Этот приём сокращает время на подготовку к уроку, а продуктивность работы класса на уроке возрастает.

Если на этапе организации работы, используются специально подготовленные электронные презентации, видеосюжеты или анимации. большинство учащихся позитивно воспринимают новшество, активно участвуют в работе с первых минут урока.

В ряде случаев видеоряд используется на уроке вторично. Например, перед написанием словарного или математического диктантов. Поочередно представляемые на экране слова, математические выражения, понятия и т.д. проговариваются кем-либо из учеников.

Хороший эффект дает использование специально подобранных музыкальных композиций, включаемых сразу после звонка. Применение информационных технологий на организационном этапе позволяет решить основную дидактическую задачу, заключающуюся в подготовке к работе на уроке, более эффективно.

2 Этап актуализация знаний. Его продолжительность обычно составляет около 10 минут. В это время происходит повторение изученного материала, осуществляется подготовка к активной учебно-познавательной деятельности. Для коллективно-индивидуального выполнения устных заданий используются знания, умения и навыки, приобретенные на предыдущих уроках. Применяются задачи развивающего характера, выполнение которых позволяет подвести учащихся к теме урока, сформулировать проблему, решению которой будет посвящен следующий этап урока.

Использование информационных технологий это возможность избежать привычного написания учебных заданий на доске, современный подход к проведению данного этапа урока. На этом этапе компьютер используется для актуализации знаний так же, как когда-то применялся кодоскоп или диапроектор. Слайды с математическими выражениями, словами с пропущенными буквами появляются друг за другом по мере выполнения заданий.

На этом этапе урока целесообразно применять проекционную аппаратуру в том случае, если необходимо показать иллюстрации: фотографии, картины, схемы. Особенно эффективным является прием поиска недостающего или лишнего объекта. Например, на экране фотографии весеннего, летнего, и осеннего пейзажа. Вместо четвертой фотографии вопросительный знак. С ребятами обсуждается пропущенный пейзаж, актуализируя их знания о признаках зимы и природных явлениях этого времени года. По завершении обсуждения нужная фотография появляется, затем увеличивается до размеров всего экрана. Далее могут последовать необходимые уточнения, детализация. Такая работа способствует более глубокому усвоению изученного материала.

На данном этапе урока можно организовать индивидуальную работу учащихся на компьютере с учетом их психолого-педагогических особенностей. Например, ученик, пропустивший предыдущий урок, может быстрее, чем при участии в опросе, адаптироваться к изучаемому материалу. В течение нескольких минут можно прослушать и увидеть тот учебный материал, который уже знаком остальным школьникам, а затем присоединиться к работе класса.

Во-вторых, аналогичную работу можно предложить хорошо успевающему в учении школьнику с целью пропедевтического знакомства с новым материалом. При этом полезно озадачить ученика последующим участием в объяснении нового материала одноклассникам. Для структурирования предложенной в электронном учебном пособии информации ученик может использовать составление схем, таблиц, рисунков, с которыми затем познакомит других детей.

Многим ребятам интересен не только процесс работы с компьютером, но и этап представления новой информации одноклассникам.

Таким образом, использование представленных приемов может способствовать решению задачи подготовки к доминирующему виду деятельности всех обучающихся в соответствии с их возможностями и образовательными потребностями. Применение электронных учебных материалов на данном этапе позволяет не только осуществить индивидуальный подход к отдельным обучающимся, но и создавать ситуацию успеха.

3.На этапе изучения нового материала, формирования новых умений применение информационных технологий может использоваться для повышения эффективности представления учебного материала. Объяснение нового материала с применением информационных технологий может быть организовано в виде проблемной беседы. Для формулирования проблемы, можно использовать «живую наглядность», фото- и видеофрагменты удаленных или недоступных объектов и явлений.

Помимо электронных учебных пособий, материалов электронных атласов, словарей и энциклопедий, которые можно демонстрировать на этом этапе посредством проекционной аппаратуры, интерес представляют электронные презентации проблемной направленности.

Например, после формулировки проблемы, разрешению которой будет посвящен данный этап урока или целый урок изучения нового материала, на экран выносится главный вопрос урока. Ученикам предлагается высказаться о путях его решения. После обсуждения всех вариантов, учитель предъявляет классу заранее подготовленный слайд с символическими изображениями этих вариантов. Те предложения детей, которые не были заранее предусмотрены, выписываются на доску. Затем ученики выбирают последовательность рассмотрения предложенных ими путей решения проблемы. Учитель или приглашенный ученик использует систему гиперссылок для того, чтобы познакомить класс с новой учебной информацией и вновь вернуться к проблемному вопросу. Этот прием позволяет активизировать внимание учащихся, увлекает детей самой возможностью выбирать, богатыми иллюстративными возможностями.

Несмотря на то, что изображение на экране дети видят в отраженном свете, использовать проекционную аппаратуру для изложения нового материала не стоит более 10 минут. Еще одним существенным ограничением является недопустимость использования большого количества текста на экране.

Формирование новых умений на этом этапе урока, как правило, происходит при выполнении однотипных заданий, поэтому для организации коллективно-индивидуальной работы можно также использовать компьютер. Например, ученик, сидящий за компьютером, проговаривает вслух имена существительные. Учащиеся записывают каждое слово в тетради, затем на основе только что изученного правила определяют род имен существительных. Учитель просит ребят озвучить или показать с помощью условных знаков, карточек тот выбор, который сделан каждым. Проверкой коллективного выбора, полученного в результате обсуждения, является реакция компьютера на введенный учеником вариант ответа. В разработанных электронных учебных пособиях, помимо символьной реакции есть звуковое реагирование на правильность выбора. В итоге все дети слышат, а при наличии проекционной аппаратуры и видят, объективную оценку их работы с каждым словом.

Можно использовать и другой вариант дублирования. Ученик, выполнивший задание на компьютере, независимо от правильности выбора, знает объективно верный ответ. Время, затраченное им на эту работу намного меньше, чем у детей, которые пишут в тетрадях, поэтому можно предложить ему записать полученный и проверенный результат на доске для осуществления самопроверки другими учащимися. Со следующим словом или группой слов может работать другой ученик.

Данный прием позволяет использовать компьютер как средство индивидуализации обучения и как источник объективной информации для самопроверки. Использование интерактивных электронных заданий способствует сокращению времени и повышению эффективности формирования представлений обучающихся об изучаемых фактах, понятиях и явлениях, нежели при вербальном изложении нового материала.

4. Этап закрепления, систематизации, применения новых знаний, умений позволяет наиболее интенсивно использовать средства электронных учебных материалов для индивидуализации и дифференциации обучения.

Например, одним из вариантов является проведения обобщающих уроков с использованием метода проектов или групповой работы. Участники каждой из групп работают с компьютером во время выполнения одной из задач. В том случае, если группы сформированы по результативности обучения, различается уровень сложности заданий и дидактическая цель использования электронных учебных материалов. Так, например, участники первой группы - наиболее успешные ученики по очереди решают логические задачи. Такая работа создает условия для развития логического мышления и стимулирования этих обучающихся, успешно справляющихся с задачами, соответствующими стандарту.

Участники второй группы выполняют индивидуальное задание на компьютере на первом этапе урока, повторяя уже изученный материал, а также решают стандартные задачи различных видов. Дидактической целью применения компьютера в этом случае являлся контроль и самоконтроль, а также коррекция возможных пробелов в знаниях обучающихся.

Учащиеся третьей группы, наиболее нуждающиеся в помощи учителя, используют визуальные опоры, представленные в электронном виде, чтобы лучше представить условие и вопрос задачи.

В том случае, если этап закрепления в рамках комбинированного урока проводится в привычной для младших школьников обстановке, помимо групповой работы с электронным учебным заданием можно организовать индивидуальную работу или работу в парах. Предлагая отдельным учащимся выполнять задания различного уровня сложности, учитель может использовать уже описанный прием дублирования содержания заданий.

Еще один прием, позволяющий организовать текущий контроль знаний обучающихся, - работа с электронным заданием по цепочке. Такой вид работы может проводиться в виде эстафеты, в которой принимают участие все ученики класса.

Для получения здоровьесберегающего эффекта такого вида деятельности можно предложить детям встать со своих мест во время проведения эстафеты. Победитель определяется не только по затраченному времени, но и по правильности выполнения задания. Итоги работы подводят сами учащиеся в результате взаимопроверки.

Формой организации учебной деятельности на этом этапе урока может быть работа в парах с электронным учебным заданием, которая может быть организована следующим образом. В том случае, если этап закрепления следует непосредственно за объяснением нового материала, целесообразно создавать пары по принципу «консультант и ученик, которому требуется помощь». Совместная работа с компьютером оказывает положительное влияние на развитие каждого из учеников в том случае, если оценивается не результат совместного выполнения задания на компьютере, а то, как ученик, которому требуется помощь, справился с последующим аналогичным заданием самостоятельно.

Если работа в парах организуется на уроке закрепления и систематизации знаний, то можно приглашать для совместной деятельности хорошо успевающих учеников, предлагая им задание повышенной сложности. В этом случае оценивается их совместный труд. Для дальнейшего развития этих учеников можно предложить им продолжить совместную работу над проблемой, требующей творческого решения уже за партой или представить результат своей деятельности одноклассникам.

Когда с компьютером работают учащиеся, испытывающие трудности в обучении, то оценивается их умение найти общий язык, разобраться с посильной задачей, определить границы своих возможностей. Таким образом, вариативность приемов организации учебной деятельности младших школьников с электронными учебными материалами на этапе закрепления, систематизации и применения новых знаний, умений позволяет обеспечить индивидуализацию обучения в условиях традиционного комбинированного урока в начальной школе. Существенным преимуществом использования информационных технологий на данном этапе является разнообразие видов деятельности учащихся, эффективная организация оперативного самоконтроля и текущего контроля знаний, а также обеспечение условий для усвоения системы знаний с использованием мотивационно значимых средств обучения.

Существенным вкладом в развитие младших школьников является предоставление возможности выбора средств и способов выполнения домашнего задания. Одним из приемов, позволяющих уже на первой ступени обучения осуществлять пропедевтическую работу, направленную на формирование и развитие информационной культуры учащихся, а также нацеленную на углубление знаний и реализацию компетентностного подхода в обучении, является альтернативное домашнее задание. Сущность подхода заключается в следующем:

- альтернативное домашнее задание выполняется учащимися по желанию;

- не ограничивается число и вид используемых источников информации;

- обязательным условием является представление полученных результатов классу;

- желательным условием является наглядность (например, создание электронных презентаций) и новизна представляемой информации для других учащихся;

- ограничивается объем информации, предъявляемой в текстовой форме, и время выступления ученика;

- поощряются вопросы к выступающему и его умение на них ответить.

Применение приема альтернативных домашних заданий ведет не только к изменению организационных характеристик образовательного процесса, но и существенно расширяет дидактические функции домашней самостоятельной работы учащихся, способствует повышению интереса младших школьников к учебному предмету.

Таким образом, на каждом из этапов комбинированного урока возможно эффективное и разнообразное использование информационных технологий обучения. При этом необходимо подчеркнуть, что применение всех перечисленных вариантов одновременно невозможно и недопустимо. Учитель, проектируя свой урок, определяет - какие из рекомендованных форм организации учебной деятельности, приемов применения электронных учебных материалов целесообразны на данном уроке. Главным ориентиром должны быть дидактическая, развивающая и воспитательные цели урока, комфортность и безопасность образовательного процесса.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.



© 2010-2022