Доклад на тему: Формы и методы проведения внеурочной деятельности в условиях ФГОС

Иностранный язык в роли учебного предмета (или дисциплины) отличается тем, что обучение не подчиняется задаче овладения основами наук, а заключается в овладении новым вербальным кодом как средством межкультурного общения, инструментом приобретения новых знаний о мире. Внеурочная деятельность по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует развитию тв...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Tell me - and I'll forget, show to me - and I'll remember, let me do - and it will be mine forever! (Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, позволь мне сделать - и это станет моим навсегда.) Benjamin Franklin.

Думаю, что эти слова в полной мере отражают смысл организации внеурочной деятельности учителя в условиях перехода к стандартам второго поколения. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать, образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно - урочной, и направленную на достижение планируемых результатов, освоение основной образовательной программы начального общего образования.

Иностранный язык в роли учебного предмета (или дисциплины) отличается тем, что обучение не подчиняется задаче овладения основами наук, а заключается в овладении новым вербальным кодом как средством межкультурного общения, инструментом приобретения новых знаний о мире.

Внеурочная деятельность по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует развитию творческой активности обучаемых, их эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.

В настоящее время мы должны вовлечь всех обучающихся во внеурочную работу, научить детей применять полученные знания на уроках в жизни и быстро находить необходимую информацию из различных источников. И всего этого можно добиться во внеклассной и внеурочной работе.

Преимущества внеурочной работы:

- Формируется интерес учащегося к определенной теме и иностранному языку в целом;

- Формируются предметные, метапредметные и личностные умения и навыки;

- Развиваются творческие способности ученика;

- Снимается языковой барьер при общении на английском языке;

- Снимается психологический барьер при выступлениях на публике;

- Формируется духовно - нравственное начало.

Главным преимуществом внеурочной деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и потребностей.

Внеурочная деятельность по иностранному языку способствует достижению личностных (уважение к культуре другой страны, гражданственности, самостоятельности), предметных (навыки чтения, лексико-грамматические навыки, навыки аудирования,коммуникативные навыки), метапредметных результатов (навыки поиска и обработки информации, коммуникативные компетенции, успешная социализация обучающихся), требования к которым прописаны в образовательном стандарте второго поколения.

Когда мы говорим о формах организации внеурочной деятельности, первое, что приходит на ум, это специализированные кружки и секции. Тем не менее, занятия могут проводиться также в виде КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований и т.д.

Кружковые занятия по английскому языку имеют ряд сходных особенностей с кружками по другим предметам. К ним относится, во-первых, добровольный характер их посещения, поэтому в кружке английского языка могут участвовать не только хорошо успевающие учащиеся, но и любой ученик, изъявивший желание. При этом учитель должен постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к иностранному языку. Во-вторых, это отсутствие строгой регламентации в отношении места и формы их проведения, а также учета знаний.

В методической литературе и в практике школы традиционно различают три формы внеурочной деятельности: индивидуальная, групповая и массовая. В основу такого деления возложен признак количественного охвата участников.

Индивидуальная форма внеурочной деятельности проводится с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о значимых датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды. Групповая форма внеурочной деятельности имеет четко организационную

структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. В этой форме объединяются разные виды деятельности, например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение и просмотр диафильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного.

Массовые формы внеурочной деятельности не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия, как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера.

По содержанию можно выделить такие формы внеурочной деятельности по иностранному языку в начальной школе:

1) соревновательные

2) средства массовой информации

3) культурно-массовые

Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия. Мероприятия соревновательного характера: конкурс, игра, олимпиада, викторина и т.д. Средства массовой информации: стенгазета, объявление, проекты, выставка-викторина и т.д.. Мероприятия культурно-массового характера: праздник, посвященный традициям родной страны или страны, язык которой изучается; праздник, посвященный знаменательной дате: Halloween, Christmas, 8 March, etc.; тематические внеклассные мероприятия: Праздник алфавита, Моя семья, Веселый зоопарк, etc.).

Целесообразно выделить такую форму внеурочной деятельности, как Неделя иностранного языка, которая проводится и в нашей школе. Эта форма является массовой, так как предусматривает участие в ней большого количества учащихся разных возрастных категорий, включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников.

Неделя иностранного языка в школе должна оказывать содействие целенаправленной организации и систематизации всей внеклассной работы по иностранному языку в школе, активизации работы кружков, для которых Неделя становится своеобразным творческим отчетом, формированию творческих отношений между учениками, учителями и родителями, которые взаимодействуют в процессе подготовки и проведение Недели. Неделю иностранного языка проводят в определенный период учебного года по предварительно составленной программе, которая определяет цели, содержание и форму любого из ее компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели должна быть интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки. Главное достижение - это проведения олимпиад по английскому языку, которые дают возможность реализации личностно- ориентированного обучения. На уроках для этого зачастую не хватает возможности или времени. А благодаря, внеурочной деятельности, участие в олимпиадах по английскому языку, позволяет расширить и систематизировать знания о языке. Здесь важно поддерживать интерес ребенка, предлагая ему участие в новых олимпиадах и повышая их уровень сложности.

Следует добавить, что плюсом проведения олимпиад по английскому языку является также обобщение и закрепление знаний учащихся в области языка - учащиеся легко могут проверить свои знания не только на уроках (во время контрольных работ), но и во внеурочное время.

Проекты и научные исследования - динамично развивающиеся направления внеурочной деятельности, в том числе по английскому языку. Особенностью данного вида работы является его направленность на самостоятельное расширение того материала, который был прямо или косвенно затронут на уроке.

Уже на первом году изучения английского языка можно работать над проектом связанным с алфавитом, страноведением, лексическими темами: «Семья», «Животные», «Дом», «Еда», грамматическими темами: «Множественное число», «Притяжательный падеж», «Глагол to be» и т.д.

У педагога английского есть возможность вовлечь в проектную деятельность большую группу учеников уже на ранней стадии обучения в независимости от уровня владения языком, учитывая интересы ребенка.

Проект может предполагать создание рабочих групп, каждая из которых занимается отведенной ей частью проекта: кто-то из ребят находит материал, кто-то рисует, другие создают слайды, команда участвует в формировании каждого шага проекта и в общем обсуждении как «вынести» материал на защиту. Тут стоит задача показать не только эффективную работу, но и эффектную защиту проекта.

Компьютер, мультимедиа выполняют важную роль в процессе обучения иностранному языку и являются средством поиска и самостоятельного добывания знаний, информации (в проектной и прочей познавательной деятельности), а также иллюстративным средством для представления в наглядной форме материала.

На занятиях внеурочной деятельности каждый школьник может проявить свои способности и самостоятельно оценить себя, то есть, провести рефлексию. Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, то есть, определенной системы проверки эффективности его функционирования. Контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль). Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, что позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения английскому языку.

Таким образом, внеурочная деятельность по иностранному языку оказывает положительное психологическое воздействие на взаимоотношение учителя и учащихся, создает атмосферу сотрудничества и творчества, способствует достижению общих целей, а также создает ситуацию успеха, в которой каждый обучающийся может попробовать себя в различных социальных ролях, научиться работать в команде, становиться участником диалога культур, что помогает достигнуть определённых результатов, значимых для него лично и для всех, кто работает вместе с ним, поможет сформировать социальные компетентности обучающихся, подготовиться к дальнейшей жизни с успешной адаптацией выпускников в новом мире компьютерных и других современных технологий. А начинать эту работу надо именно со школы, используя возможности организации внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС.

Подводя итог, можно сказать, что при изучении иностранного языка в начальной школе, внеурочная деятельность обучаемых, играет важную роль и проводится в соответствии со спецификой предмета. Она решает две главные задачи: во-первых, способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции, повышению интереса, углублению знаний, совершенствование навыков и умений по данному предмету; во-вторых, помогает организовать свободное время учащихся с целью их общего развития, нравственного и эстетического воспитания.

Список литературы

1. Внеурочная работа // Рос. Пед Энц. М.: 1993

2. Внеурочные учебные занятия. // Рос. Пед Энц. М.: 1993

3. Денисова Л.Г. Интенсивная методика на внеклассных занятиях в школе.

ИЯШ, 1989

4. Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. - М.:

Просвещение, 1980

5. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников М.: 1983

6. Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам: Высшая школа,1982

7. Павлова Т.П. Игровые приёмы работы на внеклассных занятиях по

английскому языку. - ИЯШ 1995

8. Ушаков Н.Н. Кружковая работа по изучению иностранного языка. - М.:

Просвещение, 1979.

5


© 2010-2022