СТАТЬЯ КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Обязательным требованием ФГОС НОО является формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Формирование коммуникативных УУД является приоритетной целью в обучении английскому языку.    В данной статье рассказывается о роли уроков иностранного языка в становлении коммуникативных качеств у младших школьников,  Также в статье перечислены основные формы учебной коммуникации на уроках английского языка в начальной школе (монологические формы речевой коммуникации, диалогические формы рече...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В.С. Дриндрожик

МБОУ гимназия № 1 им. Н.М. Пржевальского,

Смоленск



КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА



Коммуникативная личность - самая главная составляющая личности вообще, ведь коммуникация занимает 80% всего человеческого существования.

Человек не может жить обособленно, ему постоянно приходиться устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Искусство общения и знание его психологических механизмов необходимы сегодня каждому как основа жизненного и профессионального успеха. Эффективность совместной деятельности людей во многом обуславливается уровнем их компетентности в сфере межличностных взаимодействий, в том числе коммуникативной компетенции.

Конечно, к моменту поступления в школу ребёнок уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Но уровень развития реальной коммуникативной компетентности младших школьников в основном далёк от желаемого.

Начальная школа выступает в качестве первой ступени, на которой закладываются и начинают развиваться основы коммуникативной компетенции.

Возможности уроков английского языка в формировании коммуникативных навыков у младших школьников чрезвычайно широки.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения ставит интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника. Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной формах в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника.

Реализация этой цели связана с формированием у учащихся ряда коммуникативных навыков: понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением; осуществлять своё коммуникативное поведение в соответствии с правилами общения и национально - культурными особенностями страны изучаемого языка.

Методическим содержанием современного урока иностранного языка должна быть коммуникативность. Обучая иностранному языку, мы учим детей общаться на данном языке, а научить этому можно только в условиях общения, то есть обучение иностранному языку должно быть организовано так, чтобы оно было подобно процессу естественной коммуникации.

Основные формы учебной коммуникации
на уроках английского языка в начальной школе

  • Монологические формы речевой коммуникации

  • Диалогические формы речевой коммуникации

  • Выступление с заранее подготовленной речью

  • Учебная беседа учителя и ученика

  • Рассказ

  • Учебная беседа в парах

  • Пересказ

  • Учебная беседа в группах

  • Сообщение

  • Ролевая игра

  • Блиц - турнир

  • Защита проекта

Следует отметить, что наиболее эффективными формами учебной коммуникации является групповая или парная работа учащихся, объединённых для совместного выполнения какого-либо устного задания. В процессе такой работы учащиеся избавляются от свойственной им на первых порах скованности, проявляют речевую самостоятельность, пытаются корректировать друг друга, получая при этом дополнительную возможность высказаться. Решая конкретно поставленную учителем задачу, учащиеся фокусируют свое внимание на определенной тематике и учатся использовать новые и уже известные им грамматические и лексические структуры в ситуациях, максимально приближенных к реальной жизни.

Но обучить общению на иностранном языке младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке, - задача весьма нелегкая и ответственная.

Успех обучения и отношения учащихся к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Но для решения поставленных задач требуется дополнительная тренировка, работа, направленная на усвоение как языкового, так и информативного материала, формирование определенных коммуникативно-познавательных действий. Иными словами, нужны такие задания, которые, с одной стороны, обеспечивали бы соответствующую коммуникативную тренировку, а с другой - сохраняли бы «аутентичность» применения иностранного языка. Таким приемом коммуникативной методики в начальных классах является, как правило, коммуникативная игра, которая позволяет создавать все условия общения: мотивы, цели и задачи общения. Вот пример языковой задачи, в которой есть мотив (игровой) и цель речевого действия: «Злой волшебник заколдовал наших зверей, домашних животных, птичек и т. д. Чтобы их расколдовать (это игровой мотив), нужно сказать, какого цвета твоя собака, кошка, рыбка и т. п. (это цель данного речевого действия)». Таким образом, коммуникативная задача - общая для всех, речевой образец тоже общий (My dog is brown), а коммуникативное намерение у каждого ребёнка своё:

P1: My cat is white.

P2: My fish is red.

P3: My dog is black.

Т.е. игра, являясь главным видом деятельности ребенка, позволяет сделать коммуникативно-ценными практически любые языковые единицы.

Занимательные, игровые элементы позволяют преодолеть большинство трудностей, связанных с условным характером иноязычного общения и усилить положительное воздействие иностранных языков на становление личности. Кроме того, обилие игровых ситуаций, сказочных сюжетов призвано создать на уроках атмосферу радости, раскованности и непосредственности.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1) Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в процессе овладения коммуникативными навыками и благодаря которому младший школьник получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Коммуникация имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение младший школьник, благодаря широким возможностям к научению, приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

2) А уроки английского языка не только положительно влияют на развитие психических функций учащихся начальных классов, вхождение их в общечеловеческую культуру через общение на новом для них языке, но и формируют коммуникативные навыки у младших школьников.

3) Используемые приемы работы способствуют развитию диалогической и монологической речи, расширению кругозора учащихся, поддержанию интереса к изучению английского языка.

4) Нельзя забывать, что в начальной школе закладываются фундаментальные знания, а от этого зависит будущее ребенка.



Список литературы


  1. Бим И.Л., Биболетова И.Л. Обучение иностранным языкам в начальной школе / И.Л Бим , И.Л Биболетова // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 2 - C.3

  2. Искрин С.А. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку. / С.А. Искрин // Иностранные языки в школе. - 2004 - № 2 - C. 12

  3. Колкова М.К. Модернизация обучения иностранным языкам в средней школе. / М.К Колкова // С-Пб.: "Каро", 2005.

  4. Соловова Е.Н., Апальков В.Г. Задачи языкового образования в русле глобальных проблем. / Е.Н Соловова , В.Г. Апальков // English - 2005, № 17.

  5. knowledge.allbest.ru/.

  6. festival.1september.ru/articles



© 2010-2022