Эссе Минусы и плюсы использования презентаций на уроке

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Карич Мария Викторовна - зам. директора по воспитательной работе, учитель английского языка МБОУ СОШ № 34 пгт. Джубга МО Туапсинский район

Эссе.

Какие риски и преимущества ожидают учителя, желающего использовать мультимедийные презентации на уроке.


Всё зависит от учителя -

хороший урок презентация украсит,

плохому же уроку - все равно не поможет.

За последние годы ситуация в российском образовании сильно изменилась благодаря внедрению информационно-коммуникационных технологий в педагогическую практику. Уроки с использованием электронных средств обучения стали уже повседневностью. Важная задача - позаботиться о том, чтобы эти новые возможности послужили во благо детям, которые сегодня учатся в российских школах.

Интерактивные формы обучения в школе предполагают наличие современных средств организации процесса, которые позволяют преподавателям сохранять и дорабатывать учебный материал, побуждая к новым инновационным методам преподавания.

Применение ИКТ обладает неоспоримыми преимуществами. Предоставление знаний в форме презентации облегчает изучение темы, учащиеся чувствуют себя более раскрепощённо. Презентации во время урока представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным.

Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. На школьном уроке целью презентации может быть:

  • актуализация знаний;

  • сопровождение объяснения учителем нового материала;

  • первичное закрепление знаний;

  • обобщение и систематизация знаний.

На мой взгляд, каждая презентация должна нести с собой помимо наглядности ещё что-то. И, если в течение учебного дня используются презентации, то все уроки и классные часы ученики и учитель сидят при искусственном освещении, без дневного света. Нормально ли это? Естественно, нет. Чтобы работать с информацией на слайде, приходится напрягать зрение. Если презентаций много, то и напряжений зрения много. Вряд ли это оправдано с медицинской точки зрения.

Исходя из собственного опыта, заметила: если учебное занятие превращается в «лекцию со слайдами», учеников начинает это не только утомлять, но и раздражать. Раздражает переизбыток анимации и яркие пятна на экране. Особенно, часто это наблюдается у младших школьников, при условии, что презентация занимает более 15 минут урока или мероприятия и проводится в условиях приглушенного света. Дети идут на такой урок, как в кинотеатр, их переполняют эмоции не от самой мыслительной деятельности, а от просмотра ярких слайдов. Рабочая обстановка сводится к нулю.

Хороший урок должен быть похож на театральное действие. Дети - не пассивные слушатели, а активные участники обсуждения увиденного и услышанного на каждом слайде. Слайды презентации - инструмент, который помогает по-новому осветить тему.

К сожалению, проблемы возникают и при использовании хороших презентаций. Иногда учителя объяснение нового учебного материала занятия заменяют на списывание учениками информации со слайда, особенно, если есть проблемы с дисциплиной в классе. Ученики торопятся списать все, что есть на слайде. Объяснения учителя, даже если они присутствуют, часто проходят впустую.

Не всегда использование презентации имеет положительный эффект, не всегда они нужны на уроке. Урок с использованием презентации должен быть привычным, удобным для учащихся и учителя.

Смешно, если презентацию использовать только для того, чтобы лишь объявить тему урока.

К сожалению, некоторые учителя или не успевают вовремя подойти к финалу собственной презентации, или попросту не умеют грамотно завершить речь. Очень важно, чтобы главную мысль уловил каждый ученик, иначе презентация станет простым заполнением времени урока.
Не маловажной является и психолого-физиологическая особенность восприятия материала. Хорошо известно, что при аудио и визуальном преподнесении запоминается до 65% информации. Для сравнения: устной информации запоминается лишь - 12 %, с записями - 25 %.

Используя и анализируя использование презентаций на уроках и внеклассных занятиях, пришла к выводу, что здесь есть как свои плюсы, так и минусы.

Преимущества использования презентаций:

  • уроки и мероприятия проводятся на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

  • появляется возможность усилить мотивацию обучения;

  • в процесс занятия включаются все дети, даже самые пассивные и застенчивые;

  • позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать благоприятный климат на уроках;

  • появляются новые варианты использования традиционных форм работы;

  • ученики сами активно создают авторские презентации, защищают свои рефераты и исследовательские работы с использованием компьютера;

  • учащиеся начинают работать очень творчески с информацией, которая обычно воспринимается как сухая и малоинтересная;

  • позволяет преподавателям работать в большой аудитории;

  • развивает коммуникационные компетенции у всех школьников;

  • сближает обучение в школе с повседневной жизнью общества;

  • предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

  • учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

  • позволяет использовать различные стили обучения;

  • позволяет сократить время на усвоение материала;

  • дает возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами.

Минусы использования презентаций:

  • оборудование и техника могут подвести учителя и не включиться вовремя;

  • часто возможна разница офисных программ: поэтому не факт, что не пригодится запасной, классический вариант с традиционной школьной доской, магнитофоном;

  • качество оборудования не всегда соответствует задаче урока;

  • испортить урок или мероприятие может и сама презентация, в основе которой лишь прописанные вопросы и картинки к ним;

  • могут отрицательно сказываться на здоровье школьников.

Учитель всегда должен помнить о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации. Главным в работе педагога является результат - хорошие знания ученика, которые могут быть получены, в том числе и путем правильного подбора форм и методов обучения. Не стоит проводить уроки с применением ЦОР постоянно, но в то же время ученики должны чувствовать, что такие уроки проводятся в системе.
Грамотная, продуманная, вписанная в структуру урока презентация, учебному процессу приносит пользу. Но основным инструментом учителя всё же остаются классная доска и мел, на использование новых компьютерных средств обучения можно отводить максимально 10-15 минут урока. Если использование презентации на данном уроке - это более эффективный подход, его необходимо использовать. Не следует забывать и о значении для учащегося общения с учителем.

При использовании ИКТ должны строго соблюдаться требования СанПиНа.

Согласна с тем, что компьютер на уроке - не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения. Действительно, с помощью презентаций, интерактивных досок, электронных учебников вести уроки намного легче и интереснее. Однако бесспорно и то, что ИКТ - это не панацея, а хорошее средство обучения в руках умелого учителя.

Уверена, что каждый учитель на каждом своем уроке должен стремиться все минусы применения презентаций обратить в плюсы. Это поможет повысить эффективность процесса обучения, не перегрузить детскую психику и сохранить здоровье подрастающего поколения.

3


© 2010-2022