Деятельностный подход в обучении английскому языку

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Деятельностный подход в обучении английскому языку

Мастер-класс учителя английского языка

МБОУ "Гимназия №12"

Ширина Татьяна Николаевна



I. Подготовительно-организационный этап. (Постановка целей и задач)

(Слайд 1)

Цель мастер-класса: создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором приобретается опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика и формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

Задачи мастер-класса:

1) теоретически обосновать и продемонстрировать методы и приемы реализации деятельностного подхода в процессе обучения иностранному языку;

2) совместная отработка методических подходов и приемов деятельностного подхода в образовательной практике;

3) рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

II.Основная часть. (Содержание мастер-класса: теоретическое обоснование темы и практическая реализация в имитационной игре.)

(Слайд 2)

В соответствии с новой личностно-ориентированной парадигмой образования одним из современных походов к обучению ИЯ является деятельностный подход. Организацию процесса обучения на деятельностной основе рассматривали в своих работах известные психологи Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев и др., методисты А. А. Миролюбов, И. Л. Бим.

Деятельностная личностно-ориентированная парадигма, основана на субъект-субъектных отношениях.

Деятельностный подход в обучении английскому языкуДеятельностный подход в обучении английскому языкуУченик

Деятельностный подход в обучении английскому языкуСредства обучения

Учитель

В данном подходе школьник, наряду с учителем, выступает в качестве активного субъекта деятельности учения с учётом его потребностей, склонностей и возможностей. Деятельностнный подход нацелен на формирование личности, способной к самореализации, к активному взаимодействию с другими.

Применительно к содержанию образования в интересах развития свободной активной личности при данном подходе акценты ставятся на деятельностный компонент. (Слайд 3) Деятельностный компонент содержания образования включает в себя:

  • опыт творческой деятельности (в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях)

  • опыт познавательной деятельности (в форме знаний)

  • опыт осуществлять действия по образцу (в форме репродуктивных умений)

  • опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений (в форме личностных ориентаций)

В современной методике обучения ИЯ данный подход получил название сознательно-коммуникативного системно-деятельностного подхода. Он представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное обучение ИЯ как средству общения в условиях моделируемой на уроках речевой деятельности. При этом изучающий и речевая деятельность находятся в центре учебного процесса. Преимущество деятельностного подхода заключается в том, что на его основе обеспечивается сознательное и управляемое овладение языковым содержанием обучения. Единственный способ удержать в сознании какое-либо содержание состоит в том, чтобы действовать по отношению к этому содержанию. Один из основных принципов психологической теории деятельности - единство деятельности и сознания - становится основным методологическим принципом теории обучения ИЯ.

Деятельностная направленность обучения ИЯ отражена в целях обучения и структуре государственного стандарта, где акцент ставится на развитие ИКК /информационно-коммуникативной компетенции/ ученика в единстве всех её составляющих (языковой, речевой, социо-культурной, компенсаторной, учебно-познавательной). При этом содержание обучения ориентировано на развитие мотивации ученика к изучению ИЯ и на формирование умений во всех видах иноязычной речевой деятельности в тесной связи с другими видами деятельности. (Слайд 4)

Виды речевой деятельности связаны с:

  • видами деятельности, связанными с другими науками, искусством, физ. активностью

  • рефлексивной деятельностью

  • информационно-коммуникативной деятельностью

  • учебно-познавательной деятельностью

  • коммуникативно-практической деятельностью

  • творческая деятельностью

(Слайд 5)

Принципы сознательно-коммуникативного деятельностного подхода в обучении ИЯ

  • речевая направленность обучения (практический, речевой характер заданий, мотивированность и коммуникативная ценность урока)

  • интеграция всех видов речевой деятельности, её включение в другие виды деятельности

  • автономия учащихся в творческом задании, в выборе содержания и языковых форм, реализация субъектной позиции в учении

  • дифференцированный и индивидуальный подход в обучении ИЯ, учёт потребностей, способностей и возможностей личности ученика, его личного опыта, чувств и эмоций

  • активизация речемыслительной деятельности учащихся при сохранении и поощрении мотивации учения (за счёт эвристичности /активизации мыслительных процессов/ учения, постановки проблемных вопросов, воздействия на эмоции, применения игровых моментов и др. приёмов)

При коммуникативно-ориентированном деятельностном обучении объектом обучения выступает речевая деятельность. Для того, чтобы правильно организовать учебную деятельность учащихся, учитель должен учитывать 3 стороны в деятельности согласно психологической теории: мотивационную, целевую и исполнительскую.

(Слайд 6) Роль учителя в деятельностном подходе:

  • мотивация учащихся к учению (вовлечь в деятельность и реализовать в ней важные для учащихся индивидуальные смыслы и мотивы)

  • поставить перед учащимися значимые для них цели

  • показать приёмы использования знаний в речевой деятельности и обеспечить творческий характер деятельности в сотрудничестве с учащимися

Поездка в Лондон (A trip to London) (Слайд 7)
(мотивирующий фактор: сюжет-вымысел - заочное путешествие)

(Слайд 8) Практичесие цели (для учителя):

  • совершенствовать навыки построения общих и специальных вопросов с глаголами в разных временах

  • формировать умение запрашивать информацию и давать ответные реплики в диалоге-расспросе с последующим обобщением в монологе

Личностно-значимая цель для учащихся:

  • научиться расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы с целью поинтересоваться жизнью друзей во время поездки в Лондон, для чего продолжить учиться задавать общие и специальные вопросы с глаголами в разных временах.

(Слайд 9)

Приёмы активизации речемыслительной деятельности, обеспечивающие её творческий характер:

  • чередование имитационных, подстановочных, трансформационных, комбинированных, условно-речевых и речевых упражнений при создании ситуаций общения

  • драматизация и ролевая игра

  • настольная игра и другие игровые приёмы и ситуации

  • пантомима

  • использование наглядности

1.Фонетическая зарядка. A cat in a hat. (Слайд 10)

Dear children, good morning! Today we are going to London. During our trip you'll learn to interview your friends about their lives asking and answering questions.

Now imagine that we are waiting for our train to London at the station. Let's have fun and act out the poem. One of you will be a cat.

(Учащиеся проигрывают по ролям. 1 ученик в роли кошки в шляпке. Остальные выразительно читают по одному предложению из рифмовки, сопровождая это активной мимикой и жестами.)

Where are you going my little cat?

I'm going to town to buy a hat.

What? A hat for a cat?

A cat in a hat?

Who ever saw a cat in a hat?

2.Займи своё место в вагоне. Take your seat in the carriage. (Слайд 11)

( 1ученик читает вопрос, данный на доске с правильной интонацией. Затем другой ребёнок прикрепляет карточку со словом на доске так, чтобы из первого вопроса получился новый вопрос, который также озвучивается и т. д.)

Make up the new questions putting the words in the right place in the given sentences.

When will you travel to England?

……………………. to London?

………………. go………………?

How…………………………….?

Why……………………………..?

3.В путь - на экспрессе! (Let's go by train) (Слайд 12)

(Учащиеся берут набор картинок-вагонов с написанными на них словами и становятся в ряд (занимают своё место в поезде), выстраивая первый вопрос. 1 ученик читает его с правильной интонацией. Затем ребята также работают со следующим набором картинок.)

Make up the train using the given words for the questions and go on a trip. You'll be the carriages.

When do you like to travel?

Where do you go by train?

Do you like to travel by ship?

What do you usually visit?

4.Разговор по телефону. (A telephone talk.) (Слайд 13)

(Дети выстраиваются в линию. 2 ученика - «телефоны», остальные - «провода». Первый ученик читает по карточки вопрос, дети по-очереди повторяют его. Ребёнок у второго телефона должен ответить на него. Учащиеся в линии повторяют его один за другим.)

On the way to England call your friends from London and speak over the phone.

Hello!

When do you go to school?

Where do you play basketball?

What do you do in the evening?

5. Пантомима. (Guess the action.) (Слайд 14)

(Ученик изображает жестами загаданное действие. Учащиеся интервьюируют его с опорой на схему и словосочетания на карточках и отгадывают действие.)

Now we are in London. All of you have a rest in different ways. Guess what your friend is doing now. Show these actions.

Are you V-ing …? - Yes, I am. / No, I am not.

play football

visit museums

take pictures

swim in the swimming pool

read newspapers

have lunch

ride a bike

6. Крестики и нолики. (Noughts and Crosses.) (Слайд 15)

(Учащиеся составляют предложения в Present Perfect)

After dinner you've come into the hotel. Let's have fun. You will play the game "Noughts and Crosses". Guess what your friend has already done in London today. Give the short and the full answers.

Have you V3 … today? - Yes, I have. … ./ No, I haven't. … .

hear Big Ben

go to the cinema

have lunch

visit the Tower of London

see the ravens

go to the theatre

see the monument to Admiral Nelson

Tomorrow you will go on a sea voyage. During this voyage you will continue to learn English.

Bon voyage! (Слайд 17)

III.Рефлексия. (Самооценка и самоанализ по поводу деятельности на мастер-классе. Дискуссия по результатам мастер-класса) (Слайд 18)

Основные характеристики использованных заданий и приёмов, реализующих деятельностный подход в обучении ИЯ.

Данные упражнения:

  • полимодальные (задействуют все системы восприятия: вижу - слышу - чувствую)

  • эвристические (активизируют мыслительные процессы)

  • интегративные (интегрируют разные виды речевой деятельности и другие виды деятельности)

  • интерактивные (предполагают активные действия: монолог, диалог, ролевую игру, элементы драматизации)

  • эмоционально-смысловые (задействуют интуитивное понимание, догадку в различных ситуациях)

  • комплексные (содержат сочетание нескольких НУ одновременно)

  • многопозиционные (предполагают изменение познавательных ролей и позиций)

  • многоуровневые (содержат несколько уровней компетенции: мотивацию, цели, стратегии)

  • разноуровневые (тренируют различный уровень сложности одной и той же компетенции)

Таким образом, активизировав мышление, фантазию и личный опыт детей, задействовав сенсорные системы, мы можем вовлечь детей в творческую речевую деятельность, что в конечном итоге способствует формированию ИКК школьников и их личностному развитию.







Использованные литература и источники:

  1. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностр. языки в школе. - 2002. - № 2. С. 11 - 15.

  2. Бим И. Л. Что означает личностная ориентация образования применительно к деятельности учителя // Иностр. языки в школе. - 2009. - № 3. С. 2 - 8.

  3. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.

  4. Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностр. языки в школе. - 2000. - № 4. С. 9 - 15. - № 5. С. 17 - 22.

  5. Мильруд Р. П. О проблеме центрированного на ученике подхода к обучению иностранным языкам в России // Иностр. языки в школе. - 1997. - № 6. С. 7 - 12.

  6. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. - 2005. - № 2.

  7. Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. - М.: АПКиППРО, 2006. - 168 с.

  8. Переточкина М. Г. Приёмы оптимизации учебной деятельности на уроках английского языка // Иностр. языки в школе. - 2009. - № 8. С. 44 - 46.

  9. Плигин А., Максименко И. Now Let's Play English. Личностно-ориентированное обучение английскому языку. - Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. - 272с.

  10. Салтовская Г. Н. Личностно-ориентированный урок иностранного языка // Иностр. языки в школе. - 2009. - № 3. С. 49 - 55.

  11. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с.

  12. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

  13. vashabnp.info/load/4-1-0-1129



© 2010-2022