Доклад и презентация на тему Игра как форма обучения на уроках иностранного языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

23

Доклад и презентация на тему Игра как форма обучения на уроках иностранного языкаСОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Психолого-педагогические характеристики применения игрового метода в обучении иностранному языку 6

1.1. Понятие «игровой метод» в обучении иностранно языка 6

1.2. Психолого-педагогические характеристики применения игрового метода в обучении иностранному языку 10

ГЛАВА II. Выявление наиболее продуктивных форм игр на уроках иностранного языка 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

ЛИТЕРАТУРА 24

ПРИЛОЖЕНИЯ






ВВЕДЕНИЕ

Дети приступают к изучению иностранного языка с желанием и радостью. Новый предмет загадочен и влечет всех. Учащиеся еще не представляют, какие это будут уроки, и как они будут учиться, но все они уверены в успехе и с нетерпением ждут первого урока. Как же хорошо нужно подготовить учителю к этой первой встрече и как хорошо нужно работать дальше, чтобы не обмануть ожидания детей. В этом ему поможет игра.

Игровые методы помогают увлечь детей учебной работой, организовать различные режимы общения, работу в парах и группах.

Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в психологии и философии. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, и др.) и младших школьников (Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).

В современной системе образования возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания иностранного языка, относится игровой метод. Игровой метод является одной из уникальных форм обучения, который позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению иностранного языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс [4].

Использование игрового метода обусловлено перенасыщенностью учебного материала. Изучение игр как форм обучения на уроках иностранного языка является актуальным на сегодняшний день.

Актуальность исследования данной творческой работы является в том, что изучение иностранного языка диктует целесообразность использования игровых методов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний. Их применение повысит прочность и качество усвоения знаний учащихся, если игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приёмами, четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся.

Игра - это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Объектом исследования данной творческой работы является повышение мотивации деятельности учеников при изучении иностранного языка.

Предмет исследования - игровой метод как одна из форм организации познавательной деятельности при изучении иностранного языка.

Целью изучения игры как формы обучения на уроках иностранного языка явилась необходимость проанализировать и дать характеристику различным видам игр при изучении иностранного языка. Достижение этой цели требовало решения следующих задач:

1) провести теоретический анализ психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности игры; определить подходы к проблеме исследования;

2) выявить педагогические и методические основы использования игровых методов при изучении иностранного языка;

3) выявить наиболее эффективную классификацию игровых методов, которая может успешно использоваться при изучении иностранного языка.

Цели и задачи данной творческой работы определили её структуру. Работа состоит из введения, главы I и главы II, заключения, литературы и приложения.

Новизна работы состоит в выявлении одной общей классификации игр в преподавании иностранного языка.

Игра является предметом изучения различных наук - истории культуры, педагогики, психологии и так далее. В силу некоторых причин, игра необычайно привлекательна для участников любого возраста. Ученики тратят массу сил, времени, творческой изобретательности на участие в играх. То есть, если вложить образовательное содержание в игровую оболочку, то можно решить одну из ключевых проблем педагогики - проблему мотивации учебной деятельности.











ГЛАВА I. Психолого-педагогические характеристики применения игрового метода в обучении иностранного языка 1.1. Понятие «игровой метод» в обучении иностранного языка

Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, такие как Эльконин Д.Б., Стронин М.Ф., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на то, что игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс общения на этом языке, но максимально приближает его к естественной коммуникации. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным, но одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости [6].

Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельного метода для освоения определенной темы;

  • как элемент (иногда весьма существенный) какого-то другого метода;

  • в качестве целого урока или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля или упражнения);

  • при организации внеклассного мероприятия.

При использовании игрового метода задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы организовывать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, особенно творческие.

Игра всегда предполагает определенное напряжение эмоциональных и умственных сил, а также умения принятия решения (как поступить, что сказать, как выиграть?). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Положительным является тот факт, что при этом ученик еще и говорит на иностранном языке.

Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных методических задач, таких как:

- создание психологической готовности учащихся к речевому общению;

- обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала;

- тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Игровая форма занятия создаётся на уроке при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся. Ситуация может напоминать драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игрового занятия ситуация может проигрываться несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры - ситуация реальной жизни. Реальность ее определяется основным конфликтом игры - соревнованием. Желание принять участие в такой игре мобилизует мысль и энергию участников игры, создает атмосферу эмоциональной напряжённости. Несмотря на чёткие условия игровой ситуации и ограниченность использования игрового материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности. Поэтому для игры в определенных пределах характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жесты, мимику и др., имеет ярко выраженную целенаправленность.

Реализация игровых приемов и ситуация при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве средства игры. В учебную деятельность учитель вводит элемент соревнования. Это позволяет перевести дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:

Рассмотрим подробнее особенности всех этих функций.

  1. Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятия информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком. Это означает, что игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принять решение (как поступить, что сказать, как выиграть и т.д.). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся, т.е. игра таит в себе богатые обучающие возможности.

  2. Воспитательная функция заключается в воспитании таких качеств, как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре, также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.

  3. Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроках, превращение уроков в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой, и в сказочный мир.

  4. Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединения коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии в иностранном языке.

  5. Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.

  6. Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации. Здесь же стоит отметить, что осуществляется психологический тренинг и психокоррекция различных проявлений личности в игровых моделях, которые могут быть приближенны жизненным ситуациям (в этом случае может идти речь о ролевой игре).

  7. Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств, способствующих активизации резервных возможностей личности [7].

Все вышеперечисленные функции игры помогают не только в обучении иностранному языку, но так, же развивают личностные качества школьника.

Суммируя сказанное выше, можно сделать следующие выводы.

  1. В современной философской, психологической, педагогической литературе нет однозначной классификации игр. Существует множество подходов к проблеме классификации игр. Психологи и педагоги по-разному рассматривают проблему. Психологи дают общую их классификацию, выделяя подвижные, строительные, интеллектуальные, условные; педагоги же обращаются к дидактическим играм, которые подразделяют на речевые и языковые.

  2. Зарубежные ученые дают классификации учебных игр, основными из которых они считают ролевую игру и симуляцию. Под симуляцией они понимают воспроизведение часто встречающихся в жизни ситуаций, требующих обязательного решения.

  3. Различные виды драматизации, импровизации, разыгрывание диалогов по ролям, разыгрывание сценок являются своеобразным приемом обучения иноязычной речи, а не видами ролевой игры.

  4. В настоящее время методистами разработано большое количество ролевых игр и вариантов их проведения, направленных на повышение мотивации к изучению иностранного языка и для усовершенствования процесса обучения иноязычному говорению.

1.2. Психолого-педагогическое обоснование применения игрового метода в обучении иностранному языку

Психолого-педагогической основой игровых методов обучения является игровая деятельность.

Манулейко З.А. считает, что большое значение в психологическом механизме игры отводится мотивации деятельности. Игровые методы обучения используют различные способы мотивации.

1. Совместное решение игровых задач стимулирует межличностное общение и укрепляет отношения между учащимися (мотивы общения).

2. В игре учащиеся могут постоять за себя, свои знания, свое отношение к деятельности (моральные мотивы).

3. Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели. В игре учащиеся изначально равны, а результат зависит от самого игрока, его личностных качеств. Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностную значимость. Ситуация успеха создаёт благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. В игре есть таинство - неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа (познавательные мотивы) [8].

Блестящий исследователь игры Б.Д. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражении мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Д.Б. Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых [15].

По определению М.Ф. Стронина, «игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [13]. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции и самореализации.

В игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются более важными, чем знания в предмете [8]. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок, благотворно сказывается на результате обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, ученик может уже говорить наравне со всеми.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную (освоение диалектики общения);

- диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);

- игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

- межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей);

- социализации (включение в систему общественных отношений) [15].

Игры, лежащие в основе игровых методов обучения, выступают средством научения, хотя источником её активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью. В играх учащиеся достигают целей различных уровней:

На первом уровне происходит удовлетворение от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

На втором уровне достигается функциональная цель, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжетов, ролей.

На третьем уровне учащиеся достигают педагогическую цель, решая игровые задачи. Именно на этом уровне происходит усвоение новых слов иностранного языка, использование лексики в речи [14].

Делая вывод из всего сказанного выше, особо хочется отметить то, что психологическими исследованиями доказано, что игра положительно влияет на эмоциональное состояние человека, раскрепощает и стимулирует его к обучению иностранным языкам. Однако игровое обучение не может быть единственным методом в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, а только, развивает познавательную активность школьников.






Глава II. Выявление наиболее продуктивных форм игр на уроках иностранного языка. Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов

игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификаций различного рода игр.

Говоря о классификации, необходимо заметить, что попытки классифицировать игры предпринимались еще в прошлом веке как зарубежными, так и отечественными исследователями, которые занимались проблемой игровой деятельности. Ж. Пиаже выделяет три основных типа игры, которые он соотносит с этапами развития ребенка [11].

- игры-упражнения - первые игры ребенка, связанные с захватыванием, действиями с игрушками (первый год жизни);

- символические игры, основанные на подражании миру взрослых с помощью особой системы символов (ранний дошкольный возраст);

- игры с правилами, которые, по сути, являются ролевыми играми.

Среди отечественных психологов и педагогов внимание заслуживают такие авторы, как Н.П. Аникеева, М.Ф. Стронин, Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн , Д.Б. Эльконин.

Автором еще одной классификации является отечественный психолог П.П. Блонский, который выделяет следующие типы игр:

1) мнимые игры - манипуляции импульсивного происхождения у младенцев, которые не являются собственно играми;

2) строительные игры, в основе которых лежит строительное искусство ребенка;

3) подражательные игры, основанные на подражании взрослым;

4) драматизации, т.е. игры, в основе которых - драматическое искусство ребенка;

5) подвижные игры, в которых огромную роль играет бег;

6) интеллектуальные игры, основанные на активизации умственных способностей ребенка [1].

Известный психолог Л.С. Выготский даёт психологическую классификацию игр, исходя из того, что игра заключает в себе действия, связанные с деятельностью ребёнка:

1) подвижные, которые связанны с выработкой умения перемещать себя в среде и ориентироваться в ней;

2) строительные, связанные с работой над материалом, которые учат точности и верности движений, вырабатывают ценные навыки, разнообразят и умножают наши реакции;

3) условные, которые возникают из чисто условных правил, связанных с ними действий и организуют высшие формы поведения [2].

Игры также делятся по виду деятельности:

- физические (двигательные);

- интеллектуальные (умственные);

- трудовые;

- социальные;

- психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

1) обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

2) познавательные, воспитательные, развивающие;

3) репродуктивные, продуктивные, творческие;

4)коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По характеру игровой методики игры можно разделить на:

- предметные;

-сюжетные;

-ролевые;

-деловые;

-имитационные;

-игры-драматизации.

Специфику игрового метода обучения в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-комнатные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения [3].

Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести 15-20 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением пройденного материала, а также разрядкой на уроке [10].

Игры могут быть грамматические, лексические, фонетические, орфографические. Все они способствуют формированию речевых навыков.

Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создаёт возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет школьников своим однообразием, а затрачиваемые усилия часто не приносят быстрого удовлетворения. Применение игровых методов обучения помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Например, ряд грамматических игр могут быть эффективными при введении нового материала [6].

Формированию и развитию лексических и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых - освоение правописания изученной лексики. Большинство игр можно использовать в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и вторичного закрепления [9].

Существует несколько групп игр, каждая из них служит определенной цели, имеет собственную специфику. Некоторые группы игр могут использоваться на уроке иностранного языка.

1 группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.

2 группа - творческие игры, сюжетно-ролевые игры. Применяются на уроках иностранного языка. Данные игры делятся на ролевые и симуляции (воображаемые ситуации). Первые считают низшим, а вторые - высшим уровнем этого вида учебной деятельности. В ролевой игре о каждой роли дается чёткая информация и определенная ролевая позиция, а в симуляции даётся задача, которую необходимо решить, что напоминает опыт из собственной жизни. Ситуация может быть и не совсем реальной, однако передаётся не ролевое, а собственное отношение к проблеме. Этот вид игровой деятельности особенно эффективен на продвинутой стадии обучения иностранному языку, так как предполагает спонтанные высказывания в рамках воображаемой ситуации.

3 группа - интеллектуальные игры. Активизируют познавательную деятельность школьника, имеют проблемный характер решения задач. Могут применяться на уроках иностранного языка.

4 группа - технические, конструкторские игры.

5 группа - дидактические игры. Игры с готовыми правилами, которые служат для решения учебных задач. В эту группу входят собственно лингвистические игры, в которые играют на уроках иностранного языка. Лингвистические игры по количеству участников подразделяются на индивидуальные, парные и групповые. При этом к индивидуальным относят кроссворды, анаграммы, а к парным и групповым - игры типа бинго, совмещение аналогичных картинок и их нахождение с помощью вопросов, заполнение плана квартиры, диктант «в картинках».

Следуя выше приведённым классификациям, можно выделить одну общую характеристику М.Ф. Стронина, который в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на следующие категории:

1) лексические игры;

2) грамматические игры;

3) фонетические игры;

4) орфографические игры;

5) ролевые игры [13].

Лексические игры

Цели:

- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

- развивать речевую реакцию учащихся.

«Пантомима»

Чтобы закрепить в речи лексику по теме «Утро школьника», можно провести игру «Пантомима». Ведущий выходит из класса, а группа ребят располагается у доски. Каждый жестами и мимикой изображает одно из действий по заданной теме. Затем учитель говорит ведущему: Guess what every pupil is doing.

Примерные ответы ведущего:

This boy is doing morning exercises.

That girl is washing her face.

That boy is sleeping.

Грамматические игры

Цели:

- научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;

- создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца.

«Лото»

Лото «Глаголы в картинках» является хорошим наглядным пособием для грамматических форм. На картах несколько картинок, изображающих какие-либо действия человека, например: катание на коньках, игра в шахматы, чтение книг и т.д. На фишке - одна картинка. Учитель показывает фишку с картинкой (мальчик катается на коньках) и спрашивает: What is he doing? Учащихся находят у себя такую же картинку и отвечают: He is doing… При правильном ответе он получает фишку [16].

Фонетические игры

Цель - тренировать учащихся в произнесении английских звуков.

«Кто правильнее прочитает? »

Цель: формирование навыка произношения связного высказывания или текста.

Ход игры: на доске записывается небольшое стихотворение или отрывок из него (считалка, скороговорка). Преподаватель читает и объясняет значение слов, предложений, обращает внимание на трудности произношения отдельных звуков. Текст несколько раз прочитывается учениками. После этого даются две-три минуты для заучивания наизусть. Текст на доске закрывается, и обучаемые должны прочитать его наизусть, от каждой команды выделяются два три чтеца, за безошибочное чтение начисляются очки; за каждую ошибку снимается одно очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Орфографические игры

Цель данных игр - упражнение в написании английских слов. Часть игр рассчитана на тренировку памяти учащихся, другие основаны на некоторых закономерностях в правописании английских слов.

«Буквы рассыпались»

Цель: формирование навыков сочетания букв в слове.

Ход игры: преподаватель пишет крупными буквами на листке бумаги слово и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы». Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: «Кто быстрей догадается, какое это было слово?». Выиграет тот, кто первый правильно запишет слово. Выигравший придумывает слово, сообщает преподавателю или сам пишет и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется [17].

Ролевые игры

Ролевая игра - это приём, который позволяет ученикам совершенствовать свои речевые навыки и умения, а также попробовать свои силы в актёрском мастерстве.

«Глаголы и наречия»

Цель: активизация грамматики и лексики в устной речи.

Ход игры: играющие образуют пары. На столе лежат две стопки карточек. В одной стопке карточки, на которых написаны глаголы, обозначающие действия, в другой - карточки с наречиями, поясняющими эти действия. Один из играющих берёт карточку с глаголом, второй - с наречием. Каждая пара играющих должна изобразить перед другой группой действие, которое записано на карточках. Играющие должны догадаться, какое действие они изображают, какие глаголы и наречия иллюстрируют, и назвать их на иностранном языке.

Во время игры учащихся не следует прерывать, ибо это нарушает атмосферу общения. Очень часто в обществе люди предпочитают молчать, если знают, что их речь вызовет отрицательную реакцию со стороны собеседника. Подобно этому ученик, каждую ошибку которого исправляет учитель, не только теряет основную мысль высказывания, но и желания продолжить беседу. Исправления следует делать тихо, не прерывая речи учащихся, или делать это в конце урока. Некоторые ошибки учитель имеет право игнорировать, чтобы не подавлять речевую активность учащихся [5].

Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать. При планировании уроков и подборе к ним различных игр нужно стараться учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень их развития и информированности, в некоторых случаях - опору на родной язык.




























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Безусловно, игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения иностранного языка, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация к изучению иностранного языка.

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для учащихся, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Игровые формы и приёмы очень разнообразны и могут быть использованы на каждом этапе урока. На первых этапах уместно использовать типичные игровые упражнения, которые сделают процесс запоминания слов интересным занятием. Игровые методы позволяют создавать вполне реальные ситуации общения между участниками игры. Поэтому игры особенно актуальны на заключительных этапах работы с новой лексикой, на которых происходит употребление слов в речи в конкретных игровых ситуациях.

Цель нашего исследования была достигнута, и можно сделать вывод, что игровые методы обучения многообразны. Но удалось систематизировать различные виды классификаций игр в одной таблице.

Классификация игры

Цель игры

1

Лексические игры

Развитие речевых умений

2

Орфографические игры

Запоминание правил написания слов

3

Грамматические игры

Научить употреблению речевых образцов

4

Фонетические игры

Формирование определенных навыков фонетики

5

Ролевые игры

Обучение умению общаться

Игровые методы часто очень просты по своей организации и не требуют специального оборудования. Игры могут быть использованы на каждом уроке иностранного языка, главное, чтобы они соответствовали целям и задачам обучения. Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.

Исследование показало, что игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения иностранного языка. Перспективой будущих исследований будет на практическом опыте применить, сравнить и выявить самый эффективный игровой метод в обучении иностранному языку в начальной и средней школе.

Давайте запомним все - и учителя, и воспитатели, и родители - что точно так же, как взрослый человек обязан работать, ребенку необходима игра.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Блонский П.П. Развитие мышления школьника. М., 1935.

  2. Выготский Л.C. Психология развития как феномен культуры. М., 1996.

  3. Ильченко Е.В. Игры, импровизация и мини-спектакли на уроках английского языка. М., 2003.

  4. Конышева А.В. Английский язык. Современные методы обучения. М., 2007.

  5. Кашина Е.С. Ролевые игры и лингвистические игры. Журнал «Иностранные языки в школе», C., 1996.

  6. Коптёлова И.В Игры со словами. Журнал «Иностранные языки в школе», N1-2003.

  7. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2002.

  8. Мануйленко З.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста. 1948. вып.14.

  9. Минкин Е.М. От игры к знаниям. М., 2003.

  10. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. М., 2000.

  11. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация. М.; 2002.

  12. Ступиков И.П. Изучаем французский легко и весело. СПб., 2009.

  13. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. 1999.

  14. Самаукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. М., 1997.

  15. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.

  16. proshkolu.ru

  17. fra.1september.ru



© 2010-2022