Конкурсная работа Повышение интереса учащихся к иностранному языку через проектную форму деятельности

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Холмовская общеобразовательная школа I-III ступеней




Головань Татьяна Александровна










ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ

К ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ФОРМУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ







Номинация: формы и методы организации внеклассной работы

по учебным дисциплинам

















2013

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ

ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ……………………………………5

ГЛАВА П. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ………………………………………………...9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………...13

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………...15






ВВЕДЕНИЕ

Современная школа как социально-педагогическая система призвана обеспечить достижения таких образовательных результатов, которые соответствовали бы целям развития личности и современным требованиям общества. Чтобы достойно жить в современном обществе, личность должна быть компетентна в разных сферах деятельности.

Благодаря появлению гуманистической парадигмы в образовании сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить

и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития учащихся, формированием в каждом школьнике ключевых компетенций. Быть компетентным означает способность применять в любой ситуации полученные знания и опыт. Компетентный подход призван преодолеть пропасть между образованием

и жизнью.

Реализуя компетентный подход, мы опираемся на международный опыт, адаптируя его к украинским традициям и потребностям.

Иностранный язык рассматривается как важный способ межкультурного общения: знание его является важной предпосылкой

для личных, культурных, профессиональных и экономических контактов.

Перед учителем иностранного языка стоит задача развить способности учеников свободно пользоваться иностранным языком для достижения коммуникативных целей. Современный учитель обязан применять такие методы и технологии в своей практике, которые повышают интерес

и желание учеников изучать иностранный язык.

Актуальными сегодня являются интерактивные и проектные технологии личностно-ориентированного обучения, поскольку они

предвидят моделирование жизненных ситуаций, совместное решение

проблем на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации. Поэтому на разных этапах урока я постепенно стала использовать интерактивные технологии, вводить элементы проектной деятельности, на которые обратила особое внимание. К сожалению, на уроках не хватает времени

для данного вида работы, в связи с этим со временем начала применять проектный метод больше во внеклассной работе

с целью активизации познавательной деятельности.

Цель данной работы: привить интерес учащихся к иностранному языку и проследить эффективность применения проектного метода во внеклассной работе.

В ходе работы были поставлены следующие задачи:

  1. изучить теоретический материал по данной теме;

  2. путём анкетирования выявить интересы и способности учащихся;

  3. проанализировать программный материал с целью определения, где можно применять проектный метод;

  4. активизировать познавательную деятельность учащихся;

  5. повысить мотивацию учащихся в изучении английского языка;

6) активизировать научно-исследовательскую деятельность учащихся путём применения проектного метода во внеурочное время;

7) составить методические рекомендации для учеников по самостоятельной исследовательской работе над проектом;

8) организовать проведение школьных конкурсов проектных работ

по разновозрастным группам;

9) создать банк данных проектных работ.

Объект исследования: процесс обучения и воспитания учащихся

на внеклассных мероприятиях.

Предмет исследования: проектный метод.

Методы исследования: изучение научно-методической литературы

по проектному методу; анкетирование учащихся, психологическое исследование; обобщение собственного опыта.

ГЛАВА I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную, ожидаемую цель -

создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик почувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность.

Учебный процесс происходит в постоянном, активном взаимодействии всех учеников. Одной из технологий интерактивного обучения, обеспечивающей личностно-ориентированный подход, является метод проектов.

Общий принцип, на котором базируется метод проектов, заключается

в установлении непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом обучающихся. Важнейшими факторами, которые способствуют формированию внутреннего мотива речевой деятельности при проектном обучении, являются:

  • связь идеи проекта с реальной жизнью;

  • наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников;

  • ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя.

Цель проектной работы заключается в возможности каждого ребенка проявить себя как можно лучше: продемонстрировать свои творческие способности, применяя при этом приобретённые знания и навыки по лексике, грамматике и т.д.; поделиться жизненным опытом, открыть в себе новые таланты, избавиться от многих комплексов, иметь на всё собственное

мнение, научиться слушать мысли других и уважать их, подталкивать детей

к творческим экспериментам, креативному мышлению. Работая

над проектом, ученики проводят небольшую исследовательскую работу

по теме, которая их интересует. Дети занимают активную позицию во время защиты проектной работы.

Проектное обучение является более продуктивным по сравнению

с традиционным, так как при выполнении учебного проекта знания приобретаются учащимися самостоятельно и представляют для них особую ценность, не случайно проведённый опрос учащихся показал, что они отдают предпочтение проектным заданиям.

В проектной методике чётко выражена тенденция к интеграции

в преподавании многих дисциплин (география, биология, астрономия, физика).

Основная нагрузка по выполнению проекта ложится на учеников, учитель выполняет только роль консультанта, оказывает методическую помощь, осуществляет контроль. Учитель - это инициатор, который:

  • вдохновляет учеников на творчество;

  • помогает ученикам в поиске источников, необходимых им в работе

над проектом;

  • сам является источником информации;

  • координирует весь процесс работы над проектом;

  • поддерживает и заинтересовывает учеников;

  • поддерживает поисковую активность учеников в работе над проектом.

На этапе подготовки или создания проекта можно привлекать

и родителей. А почему бы и нет? Но важно, чтобы родители помогали детям, а не выполняли задание вместо них. При этом ученики чувствуют, что они действительно создают что-то новое на английском языке, и это приятно им.

Проект может быть как долговременным (1-2 месяца), полномасштабным, так и кратковременным, занимающим одно аудиторное занятие. Если это кратковременный проект по определённой теме, то он выполняется на заключительном этапе работы над данной темой, но его подготовка осуществляется в ходе предыдущих уроков. Работа

над проектами строится по следующей схеме:

- задаётся тема исследований, подробно обсуждаются пути её воплощения. О предстоящей работе учащимся сообщается заранее, чтобы

не ограничивать их по времени;

  • определяются исполнители, учащиеся организуются в группы или работают индивидуально;

  • определяются сроки консультаций-проверок, что и когда предъявить, сообщить, как движется работа над проектами;

- уточняется индивидуальный план проекта каждой группы или учащегося;

  • собирается материал, обсуждается, что можно использовать и где достать; тем временем продолжается изучение текущего материала темы по учебнику;

  • проект проверяется в черновом варианте, что сделано, как выполнено, что имеется в запасе, как тема будет развёрнута дальше;

  • проект оформляется начисто, при проверке чистового варианта возможны добавления, но исправления ошибок нежелательны;

  • презентация проекта в соответствии с замыслом ведущего. Заранее определяется место, время и форма изложения. Перебивать ученика

при непосредственной защите проекта не рекомендуется;

  • оценка проекта.

Чтобы помочь ученику выбрать тему проекта, педагог должен хорошо знать своих учеников, их возможности, интересы, желания. Ученики класса различны по своим способностям, интересам, поэтому задания даются дифференцированно. Невозможно не порадоваться, если слабый ученик, который может сказать только несколько фраз, с пониманием зачитал написанный им текст. Это его маленькая победа! Главное подбодрить,

а не смутить ученика! Это тот случай, когда детей надо хвалить!

В каждом классе ученики отличаются в первую очередь своей успеваемостью по разным предметам, поэтому важно было определить уровень успеваемости учащихся по английскому языку.

Проанализировав таблицы №1 и №2 (см. приложение), можно сделать выводы: 54,4% учащихся успешно овладевают английским языком, что

создает предпосылки активного внедрения проектного метода; наибольшее качество знаний у учащихся 3 класса (эти дети активны и во внеклассной

работе), но у них нет ещё достаточной базы по иностранному языку, поэтому темы проектов им были предложены несложные (с учетом изучаемых тем): «Мое любимое время года», «Домашний любимец», «Мир моих увлечений»

и другие. Учащимся 5-7 классов предлагались темы: «Музыка, которую я люблю», «Мой кумир», «Моё хобби» и другие. Учащимся 8-11 классов предлагались темы посложнее, предполагающие не только подачу информации, но и предполагающие высказывание собственного мнения по данной теме: «Компьютер - это благо?», «Сети Интернета», «Пагубные привычки» и другие.

Необходимо знать и психологические особенности учащихся. Работая совместно с психологом, после проведённых анкет, собеседований, мы определили психологические типы учащихся (см. таблицу №3).

С учётом этих данных визуалам предлагались темы, связанные

с оформительской работой: рисунки, аппликации, коллажи; аудиалам было проще работать с текстовым материалом, с обработкой информации;

кинестеты предпочитают что-то сделать своими руками - они выполняли проекты-макеты. Эти данные помогают методически грамотно, с учётом индивидуальных особенностей учащихся, организовать и работу на уроке.

Обычно возникает вопрос об оценке проектов. Представляется,

что необходим дифференцированный подход: оценка зависит от того, насколько полно и качественно раскрыта тема. Если учащийся провёл своё

собственное исследование и свободно рассказывает о нём, - высокая оценка

не вызывает сомнений. Если же работа недостаточно самостоятельна,

при зачитывании материала, учащийся постоянно обращается к тексту,

то выступление проигрывает, оценка снижается. Оценивать проект иногда

можно предложить и самим учащимся, объяснив предварительно критерии

оценки.


ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Для того, чтобы вести внеклассную работу над проектом, необходимо

учитывать:

  1. специфические особенности учащихся разных возрастов;

  2. особенности коллективной жизни на каждом конкретном этапе;

  3. индивидуальные особенности учащихся.

Вот уже второй год по традиции мы проводим в нашей школе конкурс- защиту творческих работ по английскому языку. В этом конкурсе участие могут принять учащиеся любого класса, так как нет возрастных ограничений. Учащиеся самостоятельно выбирают тему и форму своих работ и за месяц

до проведения данного конкурса подают заявку на участие.

Конкурс состоит из следующих этапов:

  1. самопрезентация (несколько слов о себе на английском языке);

  2. защита творческой работы (название работы, почему выбрана данная тема, как проводилась работа по избранной теме, актуальность работы,

её практическое применение и т.п.).

Критериями оценивания являются:

а) хронометраж (не более 10 минут);

б) презентация (чёткость изложения и культура речи),

в) дизайн,

г) актуальность;

д) информативность;

е) логическая структура работы и её составляющих;

ж) новизна;

з) практическое применение.

Оценивает участников конкурса жюри, в состав которого обычно

входят: администрация школы, учителя иностранного языка, активисты школьного самоуправления. Конкурс начинается со вступительного слова, затем следует яркая защита творческих работ, завершается подведением итогов. Жюри награждает победителей грамотами и ценными призами, а остальных участников - благодарностями и подарками. Зрители - не пассивные наблюдатели, они выбирают приз зрительских симпатий.

В 2006/2007 учебном году 5 учащихся были награждены грамотами,

а приз зрительских симпатий получила ученица 4 класса Дереза Анна за свою работу «Стихотворение В.Брюсова», переведённое на английский язык.

В 2007/2008 учебном году 4 учащихся получили грамоты, а приз зрительских симпатий достался самой юной участнице конкурса - ученице 4 класса Аблякимовой Мавиле за её творческую работу «Осень». Некоторые конкурсанты участвовали второй раз. Темы, выбранные учащимися, разнообразны: «Времена года», «Животные», «Паровые машины», «Первый президент США», «День св. Валентина», «Пасха», «Собор св. Софии»,

«Наша школа» и другие.

Проанализировав проведённые мероприятия, следует отметить следующие недостатки:

  • слабая активность учащихся средних и старших классов;

  • недостаточный опыт в публичных выступлениях сказывается на качестве презентации работ.

Чтобы решить эти проблемы, необходимо:

  1. провести социологический опрос учащихся старших классов по выявлению их интересов, с целью активизации их проектной деятельности;

  2. инициировать проведение методического совета школы по вопросу развития коммуникативных способностей учащихся;

  3. тщательнее контролировать подготовку защиты творческих работ.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проектная работа имеет общеобразовательную ценность. Изучая

культуру проектирования, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, эстетично реализовывать усвоенные методы и способы работы, а также совершенствует свои навыки

и культуру межличностного общения и сотрудничества.

Метод проектов даёт возможность включить учащихся в реальное общение на иностранном языке. Мы полагаем, что главным достоинством

и главным результатом работы над проектом является актуализация

имеющихся и приобретение новых знаний, навыков, умений и их творческое применение в новых условиях.

Работая над проектным методом, мне удалось добиться следующих результатов:

  1. Повысился интерес учащихся к изучению английского языка,

активизировалась их познавательная деятельность.

  1. Получив опыт публичного выступления при защите проектов,

учащиеся стали активнее отвечать на уроках.

  1. Совместная работа с учащимися над проектом создала новые условия

в отношениях «учитель-ученик».

  1. Повысилось качество успеваемости по английскому языку (дети нашей

школы впервые за много лет стали занимать призовые места в районном

этапе Всеукраинской олимпиады по иностранному языку).

Практика показывает, что проектная деятельность является большим

стимулом в работе, это активно действующая методика, ведущая к успешному овладению иностранным языком.

Как у любой медали есть две стороны, так и метод проектного

обучения имеет свои плюсы и минусы. Большой интерес, развитие разных способностей и радость творчества - это одна сторона медали. С другой стороны - любая проектная работа требует серьёзных временных затрат,

работы с большим количеством источников и выполнения больших объёмов

работы. При работе учащихся над проектами могут возникнуть и такие трудности (предлагаю возможные пути их решения):

  • На начальном этапе дети затрудняются в составлении индивидуального плана проекта, в формулировке своей идеи.

  • Встречаются ошибки при переводе текста.

  • Нежелание работать в намеченных парах. Необходимо подойти конструктивно, возможно, поменять пары или позволить работать индивидуально.

  • Перегруженность учащихся и, как следствие, нежелание работать

над проектами. Необходимо сделать перерыв, не перегружать работой, переключиться на другие виды деятельности по учебному материалу. Метод проектной деятельности не заменяет, а дополняет другие виды технологий обучения.

Это те задачи и проблемы, над которыми ещё предстоит работать.

Перспективы работы:

  1. Создать программу элективного курса по организации научно-

исследовательской работы в школе.

  1. Создать банк проектных работ.

  2. Использовать при защите проектных работ мультимедийные средства.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Кензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. - М., 2001.

  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

  3. Скоробогатова Г.Г. Проблемная, проектная, модульная и модульно- блочная технологии в работе учителя. - М.: МИОО, 2002 - с.221.

  4. Т. Громова, О. Быкова. Проектная деятельность в учебном процессе.// Учитель. - №4. - 2006 - с. 13-17.

  5. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе.// Завуч. - №1. -2007 - с.23-26.

  6. Борисова Р.Г. Проектная деятельность учащихся в общеобразовательной

школе// Иностр. языки в школе - 2007. -№8 - с.31-35.

  1. Бурлакова И.И.Проект «Научно-практическая конференция на английском языке»// Иностр. языки в школе - 2009. -№1 - с. 37-40.

  2. Санкина В.В., Кудрявцева Е.Ю. Проектная деятельность на уроке

немецкого языка// Иностр. языки в школе - 2007. - №7 - с. 31-33.

  1. Сокол И.А. Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку//Иностр. языки в школе - 2008. -№1 - с. 16-21.

I

  1. Шишова И.Е. Проектные работы в обучении одарённых детей иностранному языку// Иностр. языки в школе - 2008. -№1 - с.21-27.

  2. Вересока В.А. Проектне навчання на уроках англiйської мови як спосіб творчого розвитку учнів// Англійська мова та література - 2007. -№35 - с.2-8.

  3. Маляренко О.І. Досвід виконання проектних робіт за підручником «Divе, 5 клас» (Буренко В.М.)// Англійська мова та література - 2008. - №4 - с.20-21.

  4. Пантелеймонова-Плакса І.А. Ефективність використання інтерактивних та проектних технологій на уроках англійської мови// Англійська мова та література - 2008. -№24 - с. 17-23.

  5. Споришева Т.В., Колган І.В. Упровадження проектної технології в

позашкільній діяльності//Англійська мова та література - 2008. -№26 - с.8-10.

  1. Юдкіна Т.І. Використання методу проектів на сучасному уроці англійської мови// Англійська мова та література - 2007. -№11 - с.4-7.








По уровню успеваемости Таблица № 1

класс

кол-во

уч-ся в классе

высокий

достаточный

средний

низкий

кол-во

уч-ся

%

кол-во

уч-ся

%

кол-во

уч-ся

%

кол-во

уч-ся

%

3

21

14

67

7

33

0

0

0

0

4

16

8

50

2

12,5

5

31,3

1

6,2

5

21

5

23,8

4

19

9

42,9

3

14,3

6

22

4

18,2

4

18,2

12

54,5

2

9,1

7

28

2

7,1

11

39,3

11

39,3

4

14,3

8

28

3

10,7

9

32,1

12

42,9

4

14,3

10

17

3

17,6

8

47,1

5

29,4

1

5,9

11

18

1

5,6

8

44,4

7

38,9

2

11,1

Итого:

171

40

23,4

53

31

61

35,7

17

9,9

Таблица № 2

Конкурсная работа Повышение интереса учащихся к иностранному языку через проектную форму деятельности

▀ высокий

▀ достаточный

▀ средний

▀ начальный

Таблица №3

класс

кол-во

уч-ся в

классе

аудиалы

визуалы

кинестеты

смешанный тип

кол-во

уч-ся

%

кол-во

уч-ся

%

кол-во

уч-ся

%

кол-во

уч-ся

%

3

21

6

28,6

3

14,3

5

23,8

7

33,3

4

16

2

12,5

5

31,3

8

50

1

6,2

5

21

3

14,3

7

33,3

5

23,8

6

28,6

6

22

5

22,7

6

27,3

3

13,6

8

36,4

7

28

7

25

6

21,4

7

25

8

28,6

8

28

6

21,4

5

17,9

10

35,7

7

25

10

17

5

29,4

3

17,6

4

23,5

5

29,4

11

18

5

27,8

6

33,3

3

16,7

4

22,2

Итого:

171

39

22,8

41

24

45

26,3

46

26,9





ПАМЯТКА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

Эти материалы для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоятельно и овладеть техникой исследовательского поиска.

I. Как выбрать тему исследования?

Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное

в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим всё

кажется привычным, ясным и простым.

Вопросы в помощь при выборе темы.

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что

тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя

больше других. Если не можешь сразу понять, о чём хотелось бы

узнать, попробуй задать себе следующие вопросы:

  1. Что мне интересно больше всего?

  2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например,

математикой или поэзией, астрономией или историей)?

  1. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

  2. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Если эти вопросы не помогли, обратитесь к учителям, спросите своих родителей, поговорите об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет интересную идею.

Все темы можно условно объединить в три группы:

- фантастические (темы о несуществующих, фантастических

событиях и явлениях);

- экспериментальные (темы, предполагающие проведение

собственных наблюдений и экспериментов);

- теоретические (темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.).

  1. Цель исследования.

Определить цель исследования - это ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.

  1. Задачи исследования.

Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывает общее направление исследовательской деятельности, то задачи описывают основные шаги исследователя.

  1. Организация и методика исследования.

Как составить план исследовательской работы?

Перед началом исследования нужно обязательно составить его предварительный план. Однако надо помнить, что при проведении исследовательской работы этот план обычно приходится изменять

и совершенствовать, потому что исследование представляет собой творческий процесс, в ходе которого постоянно приходится что-то дополнять, а от чего-то отказываться.

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?». Для этого надо определить, какие инструменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку.

Предлагаем список доступных методов исследования:

  • подумать самостоятельно;

  • прочитать книги о том, что вы исследуете;

  • познакомиться с кино- и телефильмами;

  • найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет;

  • спросить у других людей;

  • понаблюдать;

  • провести эксперимент.

V. Подготовка к защите.

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчёты

и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко

изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.

Готовясь защитить свою исследовательскую работу, обязательно

подумайте, как можно кратко выразить основные понятия вашего исследования.

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким и его лучше всего составить

по схеме:

  1. почему избрана эта тема;

  2. какой была цель исследования;

  3. какие ставились задачи;

4) какие использовались методы и средства исследования;

5) каким был план исследования;

6) какие результаты были получены;

7) какие выводы сделаны по итогам исследования.

В научном мире принято, что защита исследовательской работы

- мероприятие открытое и на нём может присутствовать любой желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору исследования. К ответам на них следует подготовиться. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Как правило, спрашивают, как получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод. Готовясь к ответам на вопросы, помните, что главный залог ваших успешных ответов - свободное владение материалом своего исследования.

VI. От чего зависит успех?

  1. Не ограничивайте собственных исследований, дайте себе волю понять реальность, которая вас окружает.

  2. Внимательно анализируйте факты и не делайте поспешных выводов (они часто бывают неверными).

  3. Будьте достаточно смелы, чтобы принять решение.

  4. Приняв решение, действуйте уверенно и без сомнений.

  5. Сосредоточьтесь и вложите в исследование всю свою энергию и силу.

  6. Действуя, не бойтесь совершить ошибку.





4


© 2010-2022