• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Выступление на районном семинаре учителей английского языка на тему Неделя английского языка с использованием различных форм и методик внеурочной деятельности в рамках ФГОС

Выступление на районном семинаре учителей английского языка на тему Неделя английского языка с использованием различных форм и методик внеурочной деятельности в рамках ФГОС

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Неделя английского языка с использованием различных форм и методик внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Учитель английского языка

МБОУ Каипской ООШ Хамидуллина Р.К., 2015 г.

Стандарты второго поколения внесли серьёзные коррективы в работу учителя.

Наша работа подчинена реализации ФГОС ООО, в основе которых лежат не только предметные умения, но также и метапредметные, а также личностные. Для реализации новых стандартов служат множество приёмов и методов обучения. А внеурочная деятельность по предмету является одним из эффективных методов реализации новых стандартов.

Основное требование к предметным результатам освоения базового курса иностранного языка всегда было и будет формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Внеклассная работа способствует этому как нельзя лучше. Даже в обычных общеобразовательных школах множество талантливых, творческих ребят, которым по ряду причин тяжело даётся иностранный язык. Участие сначала в многочисленных репетициях, а потом и в самих мероприятиях помогают активизировать лексику и сформировать навыки обучения, а чувство успеха после выступления закрепляет результат. Следующим требованием предметных умений является владение знаниями о социокультурной специфике страны изучаемого языка. Сюда как раз вписываются все наши театрализованные постановки в рамках недели иностранного языка, знакомство со страноведческими материалами.

Одним из важных метапредметных результатов освоения программы является умение самостоятельно определять цели деятельности, уметь её корректировать, самостоятельно осуществлять и выбирать всевозможные ресурсы для её достижения. В процессе репетиций и подготовки учащиеся учатся корректировать свою деятельность, что-то менять, улучшать, учатся прислушиваться к мнению других участников, даже из разных возрастных групп. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других, эффективно разрешать конфликты - это тоже одно из важных метапредметных умений. Подростки не любят, когда им навязывают готовый сценарий или какой-либо проект, они стараются всегда сами принимать участие в их разработке. Для этого им приходится хорошо ориентироваться в различных источниках информации, уметь её переработать под свой проект, найти важное и отсеять ненужное. Всё это тоже метапредметные умения и навыки.

Большое значение в новых стандартах уделяется и личностным результатам. Хорошо продуманное внеклассное мероприятие помогает сформировать хороший вкус и эстетическое восприятие мира. Участие во внеклассной работе иногда может помочь определиться с будущей профессией. Дети решают стать лингвистами, актёрами, да и просто связать свою жизнь с творчеством. А в век цифровых технологий множество подростков после внеклассной работы решают стать специалистами в области компьютерных технологий. Всё это тоже личностные результаты освоения программы.

Внеклассные мероприятия играют важную роль и для самого учителя - они помогают ему сблизиться с учеником, лучше его понять, что положительно сказывается на всей работе в целом.

Внеклассная работа по любому предмету преследует две главные цели: во- первых, - это полезное для ребёнка провождение времени, развитие и становление его личности, а во- вторых, - это стимулирование интереса и поддержание высокой мотивации в изучении предмета.

Внеклассная работа по иностранному языку решает такие задачи:

- усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках английского языка;

- расширение мировоззрения учащихся;

- развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;

- воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.

Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:

1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности. Учащиеся решают для себя вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы прежде всего в соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое, заняться языком дополнительно с какими-то определенными целями.

2. Внеурочный характер занятий, который выражается, в отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места, формы их проведения, строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме отчетных вечеров, концертов, выпуска стенгазет.

3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений, которые проявляются в большей самостоятельности, изобретательности, творчестве.

Традиционно различают три формы внеклассной работы:

- Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учащимися, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п.

- Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами.

- Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как концерты, фестивали, конкурсы, праздники, тематические вечера и т. п.. Эти мероприятия проводятся эпизодически.

Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.
Мероприятия соревновательного характера, конкурс, игра, олимпиада, викторина и прочие. Средства массовой информации - стенгазета, объявление, бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина и т. п.. Мероприятия культурно-массового характера - вечер-праздник, посвященный народным традициям родной страны или страны, язык которой изучается; вечер-портрет, посвященный жизни и деятельности известных писателей, поэтов, композиторов, актеров и т.п.; вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники в связи со знаменательными событиями.

Внеклассную работу по предмету в течение нескольких лет я провожу в форме Недели английского языка, ставшей уже традицией в нашей школе.

Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учащихся.

Учащиеся ознакомились с праздниками «Хеллоуин», «Рождество» и «Новый год». Такие мероприятия дают ученикам возможность узнать традиции и обычаи страны изучаемого языка, а также ценить и уважать свою культуру. А также провели КВН "Знаешь ли ты Великобританию?". Это еще одна возможность практического применения языка, повышения интереса детей к языку, усиления их мотивации и возможности практически применять язык. Класс был оформлен с плакатами, газетами, посвящёнными каждой части Великобритании. Участвовали четыре команды. Ребята заранее придумали себе эмблемы, подготовили костюмы валлийцев, шотландцев, разучили песни и стихи, подготовили гимны этих стран и выполнили презентации к каждой своей газете и защищали свои страны. В начале учащиеся рассказали историю этих стран, об их традициях, с применением презентации. Далее прошли разные конкурсы, кроссворды, прозвучали стихи и этнические песни. Проведение подобных мероприятий помогает расширить страноведческие познания, приобщиться к культуре английского народа. Подготовка к КВН пробуждает творческую активность детей, развивается их вкус к театральной деятельности, ребята проявляют выдумку и фантазию. Показ на сцене, реакция зрителей - всё это даёт возможность детям познать радость созидательного труда и увидеть результат процесса, который оценён не только ими, но и другими.

Проводятся конкурсы чтецов стихотворений англоязычных авторов. Мы провели вечера, посвященные жизни и деятельности шотландского поэта Роберта Бернса, знаменитого английского поэта-романтика Уильяма Блейка. Целью данного направления внеклассной работы является развитие креативности, социокультурные, а также лингвистические компетентности.

Также проводим конкурсы любителей чтения на английском языке - фонетические конкурсы. Ребята читают отрывки из понравившихся им произведений английских авторов или же текстов на английском языке.

Учащиеся начальной школы знакомятся с русскими и английскими сказками, читают их на английском языке. Я приобрела много книжек со сказками на английском языке для разных возрастных групп, содержание которых соответствует интересам детей и потребностям их возраста.

Чтение сказок доставляет учащимся большую радость и дает возможность прочно закрепить лексику и грамматические формы, необходимые для развития навыков и умений устной речи.

Помимо разных мероприятий, проводимых в рамках Недели английского языка в средних

классах, я стараюсь подготовить постановку сказки на английском языке. Ребятам это очень нравится. Мы разучиваем стихи, песни, готовим костюмы и декорации. В прошлом году мы подготовили и поставили сказку " Little house " с учащимися 3-4 классов. А в этом году мы готовим постановку сказки "Turnip" с учащимися 2 и 3 классов. Эффективность внеклассной работы зависит, как было сказано выше, от следующих условий, осуществляемых на занятиях: добровольность участия, сочетание самодеятельности и инициативы детей с направляющей ролью учителя; четкая организация и тщательная подготовка всех мероприятий; эстетическая выразительность, занимательность и новизна содержаний, форм и методов работы; наличие целевых установок; широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся.

Сложность организации учебно-воспитательного процесса обучения иностранному языку в школе состоит в том, что овладение иностранным языком происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна - две минуты говорения за урок. В основном, на уроке задача развития у учащихся речевых навыков и умений решается посредством выполнения большого количества языковых и речевых упражнений. Отсутствие у ученика мотивации, основанной на естественной потребности к общению на иностранном языке, а также отсутствие возможности использовать иноязычный речевой опыт в реальной жизни ограничивает достижение существенных результатов в обучении иностранному языку.

В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды.

Внеурочная деятельность является хорошим и очень важным дополнением к основной работе педагога, но не может её полностью заменить. Она направлена на повышение мотивации, помогает сформировать учебные, метапредметные и личностные умения, способствует духовно - нравственному воспитанию школьников. Учителю следует помнить, что внеклассная работа существует, прежде всего, для самих детей и должна учитывать их интересы.

Ну а преимущества внеурочной работы очевидны:

- Формируется интерес учащегося к иностранному языку в целом;

- Формируются предметные, метапредметные и личностные умения и навыки;

- Развиваются творческие способности учащегося;

- Снимается языковой барьер при общении на английском языке;

- Снимается психологический барьер при выступлениях на публике;

- Формируется духовно - нравственное воспитание учащихся.

Учителям данная система позволяет: - Реализовывать новые стандарты; - Стимулировать работу учащихся; - Лучше понять и сблизиться со своими учащимися.

Список литературы

1. Соловова Е. Н. "Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей". - М.: Просвещение, 2006 г.; 2. ФГОС среднего (полного) общего образования. 2012 г.; 3. "Жизненные навыки: Уроки психологии в начальной школе "/Под ред. С. В. Кравцовой. - М.: Генезис, 2002 г.; 4. Кузьменковы Ю. и А. "Учим английский, ставя пьесы!" - М.: "Макс-Пресс, 2008 г..

© 2010-2022