Доклад Системно-деятельностный подход как основа ФГОС

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Суворова»













Выступление на заседании РМО учителей иностранного языка по теме:


«Системно-деятельностный подход как основа ФГОС»










Подготовила: Глушенкова Р.В.,

учитель иностранного языка

МБОУ «СОШ № 2 г. Суворова»











Суворов, 2015


Those who cannot change their minds cannot change anything.
Кто не может изменить свои воззрения, не может изменить ничего.
Bernard Shaw
Бернард Шоу

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития.

С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование универсальных учебных действий, на развитие самостоятельности учебных действий. Потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении проблем (задач), коммуникативная компетентность и информационная компетентность.

Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

Информационная компетентность - это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.

Коммуникативная компетентность - это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста; публичные выступления.

Компетентность разрешения проблемы - целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы; оценка результата/продукта деятельности.

Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно-деятельностный подход. Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Внедрение системного подхода в учебные действия школьников преобразует его в системно-деятельностный.

В нем следует выделить пять основных компонентов - учебно-познавательные мотивы, т. е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект», действие целеполагания («что я должен сделать…»), выбор средств и методов, планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»), решение задач и рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»)

Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность - личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельности становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

ФГОС ориентирован на достижение цели основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Основной результат - развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. Основная педагогическая задача - создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Системно - деятельностный подход - методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

- разработку содержания и технологий образования, определяющих пути и способы личностного и познавательного развития обучающихся;

- развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий познания и освоения мира;

- признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

- учет роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей и путей образования и воспитания;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);

- обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Образовательные результаты

Личностные результаты - сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательно-го процесса, самому образовательному процессу и его результатам
Метапредметные результаты - освоение обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Предметные результаты - усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, знаний и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

Своё выступление по теме я хотела бы закончить словами Уильяма А. Уорда: «До цели четыре шага: планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно, действуйте положительно и добивайтесь неустанно».



© 2010-2022