Специфика изучения категорий вида и времени глагола в школе

В описании семантической системы русского языка значительное место занимает глагол, поскольку особенности грамматического строя в первую очередь определяются категориальными признакам данного разряда слов. «Глагол – грамматическое ядро огромного и разнообразного по своим структурным типам класса предложений. Он конструирует глагольное предложение, является в нем носителем и выразителем модальности, времени и лица, т.е. предикативности предложения. Глагольное слово в русском языке обладает не тол...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В описании семантической системы русского языка значительное место занимает глагол, поскольку особенности грамматического строя в первую очередь определяются категориальными признакам данного разряда слов. «Глагол - грамматическое ядро огромного и разнообразного по своим структурным типам класса предложений. Он конструирует глагольное предложение, является в нем носителем и выразителем модальности, времени и лица, т.е. предикативности предложения. Глагольное слово в русском языке обладает не только семантической, но и грамматической, и стилистической емкостью. Глагол в совокупности своих категорий и форм является самой сложной грамматической категорией русского языка», - отмечает В.В. Виноградов. Это делает важным всестороннее изучение глагола на разнообразном материале - современном, историческом.

В рамках школьного филологического образования, на уроках русского языка в VI классе (см.учебные комплексы М.Т. Баранова, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой; В.В. Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой; М.М. Разумовской и П.А. Леканта), учащиеся осваивают систему видов и времен глагола, хотя общие представления о данных грамматических категориях формируются еще в начальной школе. На занятиях русского языка в VI классе учащимся предлагается, во-первых, выяснить различия между глаголами совершенного и несовершенного вида (значение глаголов совершенного вида - действие, достигшее своего предела, и глаголов несовершенного вида - действие без указания на его предел; эти значения свойственны всем глагольным формам); во-вторых, совершенствовать умения и навыки определять той или иной глагольной формы - по вопросу и значению законченности/незаконченности действия. Учитель с целью повышения грамотности школьников и расширения их кругозора может познакомить и с другими способами определения вида глагола, которые являются дополнительными (например, возможностью сочетания формы буду с инфинитивом того или иного глагола). И лишь в завершении разговора о категории вида глагола упоминается ее связь с другой глагольной категорией - категорией времени, поскольку глаголы совершенного и несовершенного вида имеют разное число временных форм (глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени; кроме того, у глаголов совершенного вида форма будущего времени образуется только аналитическим способом, тогда как у глвголов несовершенного вида - синтетическим; ср.: напишу - буду писать).

Что касается категории времени, то также в рамках школьной программы для VI класса учащиеся знакомятся, во-первых, с общим значением категории времени и системой временных форм глагола (глагольная категория времени выражает отношение действия к моменту речи, который принимается за точку отсчета; настоящее время обозначает действие, совпадающее с моментом речи; будущее - последующее по отношению к моменту речи; прошедшее - предшествующее моменту речи); во-вторых, со способами и средствами образования временных форм русского глагола. В дальнейшем, при повторении ранее изученного материала в начале курса русского языка в VII-IX классах, школьники выполняют упражнения, нацеленные на актуализацию уже имеющихся знаний в области категории вида и времени глагола.

Анализ школьных учебников русского языка для X-XI классов (учебные комплексы А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой; Д.Э. Розенталя; В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова и Л.А. Чешко) также позволяет сделать вывод о том, что и в классах старшего звена углубления знаний учащихся о категориях вида и времени не происходит: все упражнения нацелены на повторение ранее полученных сведений (это, как правило, задания на образование формы нужного времени, определение вида глагола и т.п.). Лишь в методических разработках некоторых авторов, например, Н.М. Рухленко (2003), в рамках курса русского языка для X класса предлагается познакомиться с явлением синонимии временных форм, с понятием настоящего «исторического» времени в частности.

Как видим, в рамках школьного курса русского языка учащиеся получают базовые знания о таких категориях, как категории вида и времени, причем рассматриваются они по отдельности, не во взаимосвязи. Изучение видо-временных форм в системе будет способствовать расширению знаний учащихся о грамматических категориях глагола и глаголе как части речи в целом, повышению познавательного интереса к предмету.

© 2010-2022