Статья «Кукла на уроке немецкого языка»

"Описание материала: Статья рассказывает о применении кукол на уроке немецкого языка с целью формирования у учащихся коммуникативных навыков и их личностного  развития. В статье подробно перечислены наиболее привычные ситуации с куклами на уроке немецкого языка, темы для ролевых игр и учебных диалогов.  В материале статьи перечислены вопросы, на которые нужно обратить внимание учителю при подготовке к уроку с использованием кукол. Далее в статье говорится о том, как использование кукол помогает учителю организовывать учебную деятельность учащихся на уроке. Речь идёт также о кукольном театре на немецком языке, о том, как спектакли помогают учащимся изучать немецкий язык. В статье также описываются правила работы с куклой на уроке.              Надеюсь, что данная статья заинтересует учителей немецкого языка и послужит импульсом для использования кукол в обучении иноязычному общению.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья «Кукла на уроке немецкого языка»

Скажи мне что-то, и я забуду.

Покажи мне это, и я буду это знать.

Позволь мне это сделать, и я пойму, что это.

Основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативных умений. Поэтому очень важно пробуждать в учащихся потребность в общении на иностранном языке, развивать и совершенствовать способности, умения и навыки в речевой деятельности.

Детям и подросткам нужны фигуры для идентификации, с которыми они могут общаться. Использование персонажей в виде кукол на уроке немецкого языка облегчает процесс иноязычного обучения. Многие учителя имеют свои персонажи, с помощью которых они обучают учащихся на разных этапах урока.

Прежде всего, целесообразно использовать ручные куклы на раннем этапе обучения. Исследования говорят о том, что при использовании кукол речевые и языковые навыки развиваются постоянно. Разумеется, что младшие школьники проявляют большой интерес к игре с куклами. Но можно также утверждать, что и старшие школьники также получают радость и удовольствие от игры с куклами. Куклы могут выступать на уроке в разных ролях, и учащиеся охотно идентифицируют себя с ними.

Хорошим примером является тот факт, что учителя применяют на уроке куклы, которые они смастерили сами. Так они могут придать кукле характер, который соответствует их намерениям и учебным планам и целям.

Существует много видов кукол и много возможностей, чтобы изготовить эти куклы. Очень охотно дети мастерят куклы сами по соответствующей инструкции. Рукоделие доставляет детям удовольствие, появляется несколько кукол, с которыми можно проигрывать большое количество коммуникативных ситуаций.

На уроке кукла может выступать в различных ролях. Перечислим наиболее употребительные:

  1. Кукла, управляемая учителем, разговаривает с учениками или обращается к ним.

  2. Кукла, управляемая учеником, разговаривает с другими учениками.

  3. Учитель общается с куклой, ученики смотрят и слушают.

  4. Один ученик общается с куклой, остальные смотрят и слушают.

  5. В беседе «Ученики - Учитель» принимает участие кукла, управляемая учителем или учеником.

Каждая из этих ситуаций имеет свои особенности. Так, например, в ситуации, когда учитель или ученик общается с куклой, важно, что каждый игрок учится говорить разными голосами. Так тренируется правильное акцентирование, выделение голосом главного. В игре с куклами можно всё преувеличивать. Игрок учится голосом чётко передавать свои намерения. Таким образом, развивается и улучшается ораторское искусство.

Эффективным средством обучения является ролевая игра, которая помогает создать атмосферу учебного сотрудничества и преодолеть психологический барьер, самоутвердиться.

В центре внимания коммуникативного урока немецкого языка стоит языковое понимание партнёров в простейших ситуациях общения.

С учётом этой цели обучения применение кукол предоставляет учителю большие возможности для развития коммуникативных навыков учащихся.

Учитель может проигрывать краткие диалоги с куклой или куклами, а впоследствии уже ученик вместо учителя может принимать участие в диалоге. Темы для ролевых игр достаточно разнообразны: «Мы представляемся», «Мы извиняемся», Нам нужна информация», «Мы просим о помощи», «Мы делаем покупки», «Мы планируем путешествие», «Мы заказываем еду», «Мы планируем посещение театра» и т.д. Также в классе могут возникнуть другие ситуации.

При импровизации возникает опасность, что текст остаётся без контроля. Это нежелательно на уроке иностранного языка. Поэтому сцены должны быть подготовлены.

Учителю перед уроком с использованием куклы нужно продумать вопросы:

- Какие роли будут представлены в диалоге?

- Какие роли будет играть кукла (будут играть куклы)? Почему?

- Как должна вести себя кукла, что она должна говорить, чтобы быть убедительной?

- Какие языковые средства нужно особенно тренировать? Как я буду их вводить? Как закреплять?

- Какие выражения, модальные частицы и т.д. могут оживить игру?

- Какие вариации возможны в запланированном диалоге?

- Какие задания я должна дать ученикам для подготовки сцены?

- Как я распределю роли в классе?

Кукла на уроке может выполнять много функций: она хвалит, помогает, исправляет, вносит предложения, шутит, веселится, представляет правила, напоминает о правилах, руководит дискуссией.

Использование кукол в обучении иностранным языкам оказывает учителю помощь и поддержку:

• Кукла облегчает учителю его оценивающую и руководящую (направляющую) деятельность на уроке;

• Ученики ведут себя с куклой свободнее, чем с учителем;

• Ученики учатся поведению и общению в группе;

• Ученики учатся точно слушать.

Также с куклой можно учить грамматику.

Например, пусть будет специальная кукла Грамматика. О ней все ученики знают, что она жёлтая, ей 12 лет, невероятно ленивая, всегда голодная, необразованная и т.д. И кукла с такими характеристиками, которые знают все дети, участвует в тренировке грамматических правил.

С куклой дети интереснее будут тренировать употребление модальных глаголов, последовательность времён, окончания прилагательных, образование степеней сравнения, отрицание, вопросительное предложение. Преимущество таких грамматических упражнений с куклой состоит в том, что тренировка происходит менее абстрактно, есть возможность проявить больше фантазии, группа действующих лиц учится оживлённее, веселее.

Так же, как и в ролевых играх, учитель может сначала проиграть упражнение с куклой, потом ученики перенимают роли на себя. Но нужно всегда помнить о том, что кукла - это не инструмент для зубрёжки грамматики. На первый план всегда должен выходить игровой момент.

Также на уроке иностранного языка большую роль играет кукольный театр. Ученики смотрят представление кукольного театра или сами готовят спектакль на немецком языке. В кукольном спектакле, который дети ставят сами, они переживают осознанные и неосознанные желания и состояния и могут в игровой форме вникнуть в них, разобраться и преодолеть это. Роли распределяются с учётом желания, психологических особенностей ребёнка. В этом отношении кукольный театр имеет большое значение в трудном процессе самоопределения ребёнка.

Маленькие дети наслаждаются представлением кукольного спектакля с историями и иллюзиями. На спектаклях на немецком языке дети могут запомнить несколько характерных выражений и позднее их использовать. Конечно, для этого актёры должны особо употреблять, подчёркивать, выделять голосом определённые выражения, повторять их несколько раз, побуждать детей самих к повторению этих фраз. Если ученики сами ставят спектакль, то либо они представляют готовые спектакли, либо пишут спектакль по теме урока самостоятельно. В таком случае особо оправдана драматизация историй и сказок, часто с известными персонажами, например, с ведьмой, чёртом и т.д. Но заучивание текста спектакля, конечно же, требует времени и происходит, как правило, вне занятия. Выученные тексты помогают процессу обучения и не скоро забываются.

Кукольный спектакль на иностранном языке может проходить в различных формах. Представление может проходить с заранее запланированным действием. Зрители воспринимают игру, и их реакция ограничивается одобрением, неприятием, аплодисментами. Иногда актёры дают импульс игре. Зрители управляют игрой, они предлагают, какие персонажи будут играть, что они будут делать. Также игровое действие может быть спланировано. Но куклы обращаются к зрителям и просят выразить их мнение. Последняя форма спектакля предпочтительнее в обучении иностранному языку, так как именно здесь присутствует ситуативно оправданная языковая реакция учеников, что является целью иноязычного обучения. Реакции зрителей должны быть запланированы в ходе спектакля.

И в заключение несколько слов о том, как нужно работать с куклами.

Во-первых, кукла должна иметь своё определённое место в классе, откуда она всегда появляется: коробка, шкаф, чемодан, сумка и т.д. Она не должна лежать где-то в помещении. Кукла не должна оставаться на руке учителя, если она не задействована в данный момент на уроке.

Во-вторых, куклу нужно держать так, чтобы её голова была немного выше головы учителя. Тогда она смотрит со слегка наклонённой головой на игроков и зрителей.

В-третьих, важно также вертикальное положение куклы. Только из этого положения возможны наклоны, кивания и т.д. Все движения должны соответствовать размеру и двигательным возможностям маленькой куклы. Особенно важны минимальные движения головы и рук во время говорения. Если кукла не говорит и не производит никаких действий, она должна занять нейтральное положение.

И наконец, игрок должен продумать, как его действия должны ясно и чётко отличаться от действий куклы. Чем чётче прослеживаются эти отличия, тем убедительнее ситуация.

Таким образом, использование кукол является одним из способов повышения мотивации и эффективности учебной деятельности учащихся на уроке немецкого языка.



© 2010-2022