Синквейн как прием технологии развития критического мышления на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Синквейн как прием технологии развития критического мышления

на уроках английского языка

Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности и яркости. Владение словом является искусством, которому надо учиться не один год. От этого зависят и социальный статус человека, и его профессиональная карьера. Человек в современном мире для того, чтобы быть успешным, должен:

-обладать системой коммуникативных навыков;

-уметь уравновешивать в своем сознании разные точки зрения;

-объединять активные и интерактивные процессы;

-проверять отдельные идеи на возможность их использования;

-моделировать системы доказательств, на основе которых базируются различные точки зрения;

-переоценивать и переосмысливать понятия и различную информацию и использовать их самостоятельно при принятии решения.

Такую систему умственных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющую человеку эффективно взаимодействовать с информационной реальностью, называют критическим мышлением. Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, которое требует вариативной, самостоятельной, осмысленной позиции. Эта позиция значительно повышает «надежность» обучения, которое становится осознанным и рефлексивным и усиливает коммуникативный потенциал личности. Одним из приемов развития критического мышления является синквейн.

Синквейн - прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме.

Слово «синквейн» происходит от французского, означающего «пять».

Правила написания синквейна:

1. Первая строка - одним словом обозначается тема (имя существительное).

2. Вторая строка - описание темы двумя словами (имена прилагательные).

3. Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия).

4. Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи).

5. Пятая строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

На начальном этапе работа может быть коллективной, потом в паре и затем индивидуальной. Учащиеся расширяют словарный запас, учатся составлять словосочетания, строить предложения. В то же время появляется необходимость выразить свои чувства, эмоции, определить свою позицию, отношение к обсуждаемой теме. Учащиеся очень ярко отзываются на такую работу, начинают сами предлагать темы, и они могут быть самыми разнообразными. Это зависит от того, на каком уроке предложено задание, какая тема изучается.

Работа над синквейном - это быстрый инструмент для рефлексирования, обобщения понятий. Учащийся должен обладать глубоким знанием темы, иметь свое собственное мнение, креативное мышление, ему необходимо уметь находить в информационном материале наиболее существенные элементы и делать выводы.

Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события из изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся. Именно потому, что с помощью этих небольших стихотворений в нескольких строках можно выразить суть темы, они стали такими популярными на уроках. Также синквейн - это отличный контролёр. Ведь никто не сможет передать суть предлагаемой темы стихотворением, если перед этим не был прочитан необходимый текст, выучены новые слова и т.д. Составляя синквейны, каждый может показать свой талант. Если стихотворение получилось эмоциональным и передает всю суть, то ученик в точности справился с заданием. Подобные виды работы помогают учителю увидеть учащегося класса не только как ученика, но и как личность, индивидуальность с только ему присущим видением и восприятием окружающего мира.

Если учащийся испытывает затруднения при написании синквейна, на это может быть всего две причины: или ему просто не нравится тема задания, или ему не хватает словарного запаса. Следовательно, учителю изначально необходимо подобрать тему задания, близкую каждому ученику, заинтересовать учащихся. А обогащение словаря - это одна из целей написания синквейна. В этой связи хотелось бы отметить важность синквейна и для развития компенсаторной компетенции учащихся, когда им приходится проявить свое умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств.

Современные учебники богаты лексикой, и уже во втором классе у детей есть некоторое количество прилагательных и глаголов, необходимых для написания синквейна. Я работаю по УМК «English» В.П.Кузовлева, который с самого раннего этапа обучения вводит в пассивный словарь учащихся большое количество новых слов. Синквейн, в свою очередь, помогает перевести их в активное использование.

Начинать работу лучше с коллективного составления синквейна, чтобы каждый ученик понял структуру этого стихотворения. Уже во втором классе учащиеся с удовольствием составляют синквейны на такие темы, как «Моя семья», «Мои друзья» и другие. В этом возрасте дети с удовольствием работают в паре и составляют один синквейн на двоих.

Например:

My mum
kind, beautiful
help, work, cook
I love my mum.
My friend

В третьем и четвертом классах заметно обогащается словарный запас, учащиеся знакомятся с грамматическими структурами английского языка, но любовь к синквейну не ослабевает. При написании такого стихотворения требуется минимальное знание грамматики, что позволяет ученикам разного уровня подготовки проявить себя. Каждый ученик оказывается в ситуации успеха, что очень важно на любом этапе обучения, а особенно в начальной школе. В четвертом классе учащимся предлагаются темы «Мои любимые животные», «Я люблю мою школу», «Место, где я живу», «Профессии». В этих классах ученикам уже хочется проявить свою индивидуальность, и они больше любят выполнять задание самостоятельно, развивая креативное мышление.

Вот еще примеры работы моих учеников:

A singer
nice, popular
sing, dance, jump
She/ he plays music
A star.

PE

interesting, useful

run, play football, skip

Pupils like it

A subject

На основе синквейна можно составить разноплановые задания.

Возможны варианты:

  • с составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

  • коррекция и совершенствование готового синквейна;

  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих строк ее определить) и т. д.

В четвертом классе наряду с коллективной, парной и индивидуальной работой над синквейнами я использую синквейн и для развития критического мышления учащихся, развития их диалогической речи:

  • каждому учащемуся даётся 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн;

  • затем он с партнером из двух синквейнов составляет один, с которым оба будут согласны. Это дает возможность критически рассмотреть данную тему. Этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими;

  • после этого вся группа может ознакомиться с парными синквейнами. Это порождает дальнейшую дискуссию. Это довольно сложный процесс, но при постепенном продвижении, при достаточном опыте написания синквейнов и при партнерском отношении учителя всё удается.

Также синквейн - это хороший метод самоконтроля. Ученик сам, прочитав задание, может придумать это стихотворение, если получается - материал усвоен отлично.

Процесс написания синквейна позволяет учителю гармонично сочетать элементы всех образовательных подходов: информационного, деятельностного и личностно ориентированного.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. В центре процесса работы над синквейном находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность, креативное мышление, умения учебного сотрудничества.

  2. Роль учителя в данном процессе важна, но она иная, чем при традиционном обучении.

  3. Ответственность за успешный результат учащиеся в большой степени берут на себя.

  4. Главная цель такой работы - развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению.

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка младшего школьного возраста, метода, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова, частей речи и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли. Однако при внешней простоте формата синквейн является быстрым, но мощным средством рефлексии, синтеза и обобщения понятий, информации.


© 2010-2022