- Преподавателю
- Иностранные языки
- Статья на тему Проблемы преподавания немецкого языка в современном мире
Статья на тему Проблемы преподавания немецкого языка в современном мире
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Егорова Я.Р. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Проблемы преподавания немецкого языка в современном мире.
Иностранный язык объективно является общественной ценностью. Сейчас, как никогда, необходимо, чтобы люди владели иностранными языками. Поэтому сегодня, когда возросла потребность в изучении иностранных языков, когда международное общение приобрело массовый характер, цель обучения формулируется как «обучение общению на иностранном языке».
Общеизвестно, что исторически и в силу социокультурных традиций сложилось так, что изучение немецкого языка в нашей стране было широко распространено долгое время. На современном этапе объективная реальность показывает, что немецкий язык все больше вытесняется английским языком и теряет свой статус первого иностранного языка. Перед учителями немецкого языка встал вопрос: как вообще должно строиться обучение немецкому языку, чтобы не пропадал интерес учащихся к его изучению?
Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие интереса у них к его предмету, так как этот интерес является главной движущей силой познавательной деятельности учащихся. Но по данным исследований, уже к VII классу из более 97% учащихся стремление изучать ИЯ значительно ослабевает у 86% учащихся.
Поэтому проблема мотивации при изучении иностранного языка в школе присутствует всегда, особенно при обучении немецкому языку, так как большинство родителей учащихся предпочитают, чтобы дети владели английским языком.
Заинтересованность обучающихся на начальном этапе, как правило, является очень высокой, и перед учителем стоит задача поддержания ее путем широкого привлечения новейших учебных пособий и актуального дополнительного материала, а также использования современных методик, стимулирующих взаимодействие между участниками учебного процесса.
В связи с переходом на коммуникативное обучение возросли возможности немецкого в решении актуальных задач современного общества в области воспитания подрастающего поколения и возрастания образовательного, воспитательного и развивающего потенциала предмета «иностранный язык». Поэтому большое внимание должно быть уделено структуре урока, его логике, характеру заданий и организации всей работы преподавателя и обучаемых, которая все больше приобретает черты подлинного общения.
Одной из проблем, характерных для процесса преподавания немецкого языка, является недостаточная степень усвоения учебного материала. В данном вопросе большую роль играют, помимо мотивации обучающихся, актуальность и привлекательность предлагаемых учебных материалов, а также профессиональная компетенция учителя.
Специфика предмета «Иностранный язык» предъявляет к учителю иностранного языка важные требования, а именно быть источником достоверных и корректных знаний предмета, носителем иноязычной культуры, организатором продуктивной коммуникации, ведущей к развитию и воспитанию личности в целом.
В настоящее время преподаватель иностранного языка находится в сложной ситуации, так как в методике обучения иностранным языкам за последние годы произошли большие изменения. Если раньше преподаватель страдал от недостатка интереса и потребности в изучении иностранных языков со стороны общества, отсутствия новейшей литературы, то теперь он имеет доступ к многообразным материалам по иностранному языку. Это породило ситуацию, когда учитель стал затрудняться в выборе приоритетов в профессиональной деятельности, определении целей и задач своей работы. Учителю нелегко ориентироваться в потоке методической литературы по изучению иностранных языков. Отсутствует профессиональная автономия- способность и умение ориентироваться в профессиональной области.
В процессе стимулирования изучения немецкого языка особенно актуализируются следующие проблемы:
проблема образования единого психологического пространства, способствующего повышению мотивации изучения немецкого языка в средней школе;
- проблема организации партнерства между педагогом и учащимся в обстановке деятельностного сотрудничества и сотоварищества;
- проблема достижения такого педагогического эффекта, при котором учителю удается разбудить внутренние потенциальные мотивы учащихся и их родителей изучать немецкий язык.
Практика показывает, что учителя немецкого языка не по своей вине оказались недостаточно подготовленными к решению всех этих и других возникающих в процессе учебной деятельности проблем.
В настоящее время учителями немецкого языка ведется активная работа по сохранению интереса к изучению немецкого языку, изыскиваются все средства и стимулы повышения мотивации к изучению немецкого языка, благодаря:
1. Новым информационным технологиям и новым техническим средствам передачи информации.
2. Повышению активности и творчества учительского труда по обеспечению прочности знаний, умений и навыков учащихся.
3. Интеграции иностранного языка с другими предметами, например, с историей и литературой.
4. Развитию партнерских отношений между учителем, учащимся и их родителями, что имеет в целом большое образовательное и воспитательное значение, так как ответственность за качественный учебный процесс несут не только учителя, но и учащиеся, их родители и общественное окружение.
5. Обучению немецкому языку через постоянное самообучение учителей немецкого языка.
6. Активному участию учителей немецкого языка в семинарах.