Статья на тему Проблемы преподавания немецкого языка в современном мире

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемы преподавания немецкого языка в современном мире.


Иностранный язык объективно является общественной ценностью. Сейчас, как никогда, необходимо, чтобы люди владели иностранными языками. Поэтому сегодня, когда возросла потребность в изучении иностранных языков, когда международное общение приобрело массовый характер, цель обучения формулируется как «обучение общению на иностранном языке».

Общеизвестно, что исторически и в силу социокультурных традиций сложи­лось так, что изучение немецкого языка в нашей стране было широко распростра­нено долгое время. На современном этапе объективная реальность показывает, что немецкий язык все больше вытесняется английским языком и теряет свой статус первого иностранного языка. Перед учи­телями немецкого языка встал вопрос: как вообще должно строиться обуче­ние немецкому языку, чтобы не пропа­дал интерес учащихся к его изучению?

Когда школьники приступают к заня­тиям иностранным языком, ни один учи­тель не может пожаловаться на отсутст­вие интереса у них к его предмету, так как этот интерес является главной движу­щей силой познавательной деятельности учащихся. Но по данным исследований, уже к VII классу из более 97% учащихся стремление изучать ИЯ значительно ослабевает у 86% учащихся.

Поэтому проблема мотивации при изу­чении иностранного языка в школе при­сутствует всегда, особенно при обучении немецкому языку, так как большинст­во родителей учащихся предпочитают, чтобы дети владели английским языком.

Заинтересованность обучающихся на начальном этапе, как правило, является очень высокой, и перед учителем стоит задача поддержания ее путем широкого привлечения новейших учебных пособий и актуального дополнительного материала, а также использования современных методик, стимулирующих взаимодействие между участниками учебного процесса.

В связи с переходом на коммуникативное обучение возросли возможности немецкого в решении актуальных задач современного общества в области воспитания подрастающего поколения и возрастания образовательного, воспитательного и развивающего потенциала предмета «иностранный язык». Поэтому большое внимание должно быть уделено структуре урока, его логике, характеру заданий и организации всей работы преподавателя и обучаемых, которая все больше приобретает черты подлинного общения.

Одной из проблем, характерных для процесса преподавания немецкого языка, является недостаточная степень усвоения учебного материала. В данном вопросе большую роль играют, помимо мотивации обучающихся, актуальность и привлекательность предлагаемых учебных материалов, а также профессиональная компетенция учителя.

Специфика предмета «Иностранный язык» предъявляет к учителю иностранного языка важные требования, а именно быть источником достоверных и корректных знаний предмета, носителем иноязычной культуры, организатором продуктивной коммуникации, ведущей к развитию и воспитанию личности в целом.

В настоящее время преподаватель иностранного языка находится в сложной ситуации, так как в методике обучения иностранным языкам за последние годы произошли большие изменения. Если раньше преподаватель страдал от недостатка интереса и потребности в изучении иностранных языков со стороны общества, отсутствия новейшей литературы, то теперь он имеет доступ к многообразным материалам по иностранному языку. Это породило ситуацию, когда учитель стал затрудняться в выборе приоритетов в профессиональной деятельности, определении целей и задач своей работы. Учителю нелегко ориентироваться в потоке методической литературы по изучению иностранных языков. Отсутствует профессиональная автономия- способность и умение ориентироваться в профессиональной области.

В процессе стимулирования изучения немецкого языка особенно актуализируются следующие проблемы:

проблема образования единого психологического пространства, способствующего повышению мотивации изучения немецкого языка в средней школе;

- проблема организации партнерства между педагогом и учащимся в обста­новке деятельностного сотрудничества и сотоварищества;

- проблема достижения такого педаго­гического эффекта, при котором учителю удается разбудить внутренние потенци­альные мотивы учащихся и их родителей изучать немецкий язык.

Практика показывает, что учителя немецкого языка не по своей вине ока­зались недостаточно подготовленными к решению всех этих и других возни­кающих в процессе учебной деятельно­сти проблем.

В настоящее время учителями немец­кого языка ведется активная работа по сохранению интереса к изучению немецкого языку, изыскиваются все средства и стимулы повышения мотивации к изуче­нию немецкого языка, благодаря:

1. Новым информационным техноло­гиям и новым техническим средствам передачи информации.

2. Повышению активности и творче­ства учительского труда по обеспечению прочности знаний, умений и навыков учащихся.

3. Интеграции иностранного языка с другими предметами, например, с исто­рией и литературой.

4. Развитию партнерских отношений между учителем, учащимся и их родите­лями, что имеет в целом большое обра­зовательное и воспитательное значение, так как ответственность за качественный учебный процесс несут не только учите­ля, но и учащиеся, их родители и общест­венное окружение.

5. Обучению немецкому языку через постоянное самообучение учителей немецкого языка.

6. Активному участию учителей немецкого языка в семинарах.


© 2010-2022