- Преподавателю
- Иностранные языки
- Инновационный проект Наша Надежда
Инновационный проект Наша Надежда
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Комарова Г.М. |
Дата | 17.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Управления образования Орджоникидзевского района
МОУ ДОД «Копьёвский районный Дом детского творчества»
Республиканский Конкурс
« »
Номинация:« »
Инновационный проект
" Наша Надежда"
Комарова Галина Михайловна
заместитель директора по УВР
МБОУ « Копьевский Районный Дом детского творчества»
Орджоникидзевский район
Содержание
-
Паспорт Проекта «НАША НАДЕЖДА» по работе с одаренными детьми.
-
Обоснование актуальности Проекта
-
Нормативно-правовое обоснование Проекта
-
Пояснительная записка
-
цели,
-
задачи,
-
сроки,
-
участники,
-
ценностные приоритеты,
-
ожидаемый результат проектной деятельности в целом.
-
Этапы реализации Проекта.
-
Содержание Проекта
-
Концептуальные положения.
-
Методы и формы работы с одаренными детьми.
-
Условия успешной работы с одаренными детьми.
-
Основные направления деятельности, цели и задачи, условия успешной работы с одаренными детьми
-
Организация работы с одаренными детьми.
-
Литература.
-
Паспорт Проекта
Наименование Проекта
« Наша надежда»
Основание для разработки Проекта
-
Конституции РФ;
-
Конвенции о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);
-
Закона РФ "Об образовании";
-
Национальный проект «Образование»;
-
Постановления правительства РФ "О федеральной целевой программе "Дети России" от 30 октября 2002г.";
-
Программа "Развитие воспитания детей в РФ до 2015г.";
-
Доклада Правительства РФ "Образовательная политика России на современном этапе".
Разработчик Проекта
Заместитель директора по УВР Комарова Г.М
Цели и задачи Проекта
Основная цель: создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Основные задачи:
-
Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
-
Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
-
Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;
-
Внедрение новой оценочной деятельности обучающихся и педагогов - «Портфолио»;
-
Подготовка и повышение квалификации кадров работающих с одаренными детьми;
-
Разработка нормативно-правового обеспечения.
Сроки и этапы реализации Проекта
2010-2015 гг.
Организационный этап ( 2009-2010гг.): разработка программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
Этап реализации(2010-2011гг гг.): непосредственная работа с одаренными обучающимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности обучающихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
Завершающий этап (2012-15 гг.): контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.
Механизм реализации Проекта
Проект реализуется через работу методических объединений педагогов и систему методической работы, непрерывное образование и самообразование , через работу творческих групп педагогов и обучающихся по созданию базы данных и ее пополнению, взаимодействие всех участников образовательного процесса .
Ожидаемые результаты Проекта
После реализации данного Проекта мы ожидаем получить следующие результаты:
-
совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми;
-
создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
-
обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
-
стимулирование мотивации развития способностей;
-
проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ обучающихся;
-
увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
-
создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей (психологический профиль одаренного ребенка);
-
разработка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми;
-
создание электронного банка данных «Одаренные дети».
Объем и источники финансирования Проекта
-
Федеральный бюджет
-
Муниципальный бюджет
Организация контроля за исполнением Проекта
Координацию работ и контроль за исполнением Проекта осуществляет администрация МБОУ ДОД «Копьевский районный Дом детского творчества».
Контроль за целевым использованием финансовых средств осуществляет директор учреждения.
II. Обоснование актуальности Проекта
Без труда талант - это фейерверк: на
мгновенье ослепляет, а потом ничего не остаётся…
Мартен Роже
Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово "одарённость" следующим образом: "То же, что талантливый…". А уж талантливый - "…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями". Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Когда нам предлагают "создать банк одарённых детей", то мы, недолго сомневаясь, вносим в список имена самых сильных учеников, самых старательных, ответственных, тех, кто не подведёт на очередной олимпиаде или конференции. Вовсе не удивительно, что одарёнными у нас оказываются одни и те же ребята и по математике, и по литературе, по иностранному языку,… Но если признаться, то найти "одарённого" именно по своему предмету очень сложно.
Работа педагога с одаренными и талантливыми детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагогов личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими педагогами, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.
Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей.
Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта… Талант - это дар божий, который надо постараться сохранить и приумножить. И в каждом человеке есть своя "изюминка", свое неповторимое "Я".
Ученые доказали, что наш мозг работает с огромной недогрузкой: используется всего лишь 10-20% всех возможностей! И вероятно, дети становятся одаренными не столько потому, что им дано природой больше, чем другим (она ведь всем дала столько, что всего и использовать нельзя), сколько потому, что они в большей мере сумели реализовать себя.
Задатки - семена будущего растения, которые могут сами по себе быть лучше или хуже, но об их качестве мы можем судить лишь после того, как из них что-либо вырастет. Об этом говорится и в знаменитой библейской притче:
Вот, вышел сеятель сеять;
И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;
Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло;
Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;
Иное упало на добрую землю и принесло плод... (Мер. 13).
Человек может прожить всю свою жизнь и не подозревать о тех возможностях, которые в него заложила природа.
Одаренный ребенок - это всегда творческая личность.
Его интеллектуальные показатели на порядок выше показателей его сверстников (определить IQ ребенка помогут специальные тесты) и приближены к показателям взрослых, а иногда даже и превосходят их.
-
Одаренный ребенок небанален, он поражает окружающих свежестью взгляда, неожиданностью выводов.
-
У одаренных детей большой словарный запас, они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова и понятия.
-
Такие дети живо интересуются всем необычным, не укладывающимся в рамки обычных представлений. Часто любят головоломки, ребусы, загадки. Их решения часто оригинальны и нестандартны. Им мало узнать ответ, они хотят знать, один ли он.
-
Одаренный ребенок способен заниматься несколькими делами сразу.
-
Они чрезвычайно требовательно относятся к результатам своего труда, порой даже чрезмерно требовательны к себе, грешат тем, что порой ставят себе сверхзадачи.
-
Одаренные дети проявляют выраженный интерес к определенным занятиям, предпочитают их всем остальным, очень увлекаются теми занятиями, которые им интересны, и игнорируют прочие, хотя и необходимые предметы. Способны концентрировать свое внимание на одном деле до нескольких часов.
-
Им свойственны богатая фантазия и чувство юмора, они обожают подковырки, несообразности, игру слов и часто видят их там, где сверстники не обнаруживают.
-
Этих детей отличают упорство и настойчивость в достижении цели.
Виды одаренности
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. К выделенным видам одаренности относятся следующее.
Художественная одаренность.
Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества.
Общая интеллектуальная одаренность.
Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
Социальная одаренность.
Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Стратегическая цель проекта: поддержка одаренных и способных детей, создание благоприятных условий для выявления одаренности, самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями через оптимальную структуру дополнительного и школьного образования
Воспитательная цель - воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений
Образовательная цель - расширение единого образовательного пространства МБОУ ДОД КРДДТ индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей
Развивающая цель -развитие способности детей через включение в художественную деятельность, развитие личности обучающихся.
Задачи:
-
развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования
-
стимулировать творческую деятельность создать условия для удовлетворения творческие потребности
-
совершенствовать здоровьесберегающие и здоровье развивающие компоненты образовательного пространства КРДДТ
-
внедрять в образовательное пространство КРДДТ вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио»
-
Выявление одарённых детей с использованием различных диагностик, создание условия для развития потенциальных способностей каждого ребенка
-
Отбор средств обучения, способствующих развитию воображения, фантазии, самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
Основные принципы построения программы:
1. Междисциплинарность содержания
2. Интеграция тем и проблем при изучении содержания.
3. Высокий уровень насыщенности содержания.
4. Открытый характер изучаемых вопросов и проблем.
5. Активные методы обучения проблемно-диалогического характера.
6. Направленность на развитие познавательной активности ребенка: развитие логического, творческого и критического мышления, способности к решению проблем.
7. Совместное решение проблем и исследовательских задач учащимися.
8. Высокая степень самостоятельности в процессе обучения.
Таким образом, работу с детьми, имеющими повышенные художественные способности можно осуществлять по следующему плану:
-
Диагностика параметров индивидуального развития.
-
Организация индивидуальной работы на занятии (определить меру трудности задания, создать индивидуальные маршруты обучающихся, разработать систему творческих заданий)
-
Исследовательская деятельность с учетом интересов обучающихся.
Поэтому, выявив одаренных детей, нужно научить их думать, предпринять все возможности для развития их способностей.
Первым помощником в этом деле является интерес обучающихся к предмету. Этот интерес можно поддерживать по-разному: рассмотрением творческих задач, решение которых предполагает недостаточность имеющихся знаний у обучающихся, которые могут иметь один правильный ответ при разных вариантах решений, либо допускают множество ответов; решением задач практического содержания; историческими экскурсами к истокам изучаемых вопросов, занимательными элементами урока.
Интерес формируется, конечно же, и через авторские выставки «Мой вернисаж», цель которых - расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей. В результате такой работы должна проявиться склонность к выбору профессии творческого направления.
Функции педагога студии ИЗО «Мир и человек»:
-
Выявление одарённых и талантливых детей.
-
Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными ми талантливыми детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
-
Организация индивидуальной работы с одарёнными и талантливыми детьми.
-
Подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, выставкам, конференциям школьного, районного, общероссийского, международного уровня.
-
Создание в учебном кабинете Медиотеки - материалов повышенного уровня сложности.
-
Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.
-
Подготовка отчетов о работе с одаренными и талантливыми детьми;
-
Организация творческих выставок одаренных детей;
-
Предоставление необходимой информации для заинтересованных лиц.
Принципы работы с одарёнными детьми.
-
Принцип комфортности в любой деятельности.
-
Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся.
-
Возрастание роли внеурочной деятельности.
-
Принцип развивающего обучения.
-
Принцип добровольности
Список одаренных и талантливых детей
в студии изобразительного «Мир и человек»
2010-2013 учебный год
№
Фамилия и имя учащегося
Год обучения
Кукса Александр Сергеевич
3
Комарова Лидия Евгеньевна
3
Тачеева Елена Николаевна
3
Машонская Юлия Олеговна
3
Сивова Надежда Олеговна
2
Павликова Владислава Станиславовна
2
Алексеева Анастасия Вячеславовна
2
Халевина Дарья Серьгеевна
1
Ананьева Валерия Анатольевна
1
Докалов Сергей Владимирович
1
Холодняк Мария Александровна
1
Талант - как породистый конь, необходимо научиться управлять им,
а если дергать повода во все стороны, конь превратится в клячу...
Максим Горький
План мероприятий по работе с одаренными детьми
№
Наименование мероприятий
Сроки
Пути
реализации
1
Изучение мотивации обучающихся к самообразованию, диагностика познавательной сферы уч-ся
сентябрь
Анкетирование. тестирование
2
Организация работы одарённых и талантливых детей (участие в работе кружков и объединений, индивидуальная работа)
В теч. года
Составление
индивидуальных графиков работы, расписания работы кружков и объединений.
3
Разработка индивидуальных программ для одарённых и талантливых обучающихся
1-я четверть
Уроки,
творческие группы, исследовательская работа, ДТО «Вернисаж»
4
Организация работы по подготовке к районным , республиканским этапам Всероссийских выставок детского творчества.
Участие детей во Всероссийском конкурсе-игре «Золотое руно».
В теч. года
Консультации
педагога, самостоятель-
ная работа с литературой по
предметам, выполнение олимпиадных заданий
5
Подготовка обучающихся к участию в школьных, районных,
республиканских, российских
конкурсах исследовательских и
творческих работ, научно-
практических конференциях.
В теч. года
Консультации
педагога,
самостоятельная работа с литературой по предметам
6
Анализ творческой деятельности.
1 раз в полугодие
Беседа,
тест
7
Подготовка к исследовательской
Работе по изобразительному, защита исследовательской
работы
В теч. года
Консультации,
анализ литературы, разработка плана исследовательской работы
8
Подготовка обучающихся к участию в районных конкурсах ,выставках
В течение года
Индивидуальная работа
9
Проведение предметных недель и декад
Викторины, праздники, инсценировки
Список литературы:
-
Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. - М., 1981.
-
Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
-
Волков И.П. Много ли в школе талантов. - М., 1989.
-
Вопросы психологии способностей школьников /Под ред. Крутецкого В.А. - М.,1964.
-
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. - М.,1991.
-
Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М., 1991.
-
Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М., 1993. '
-
Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М., 1981.
-
Кадыров Б.Р. Способности и склонности: Психофизиологические исследования. -
-
Ташкент, 1990.
-
Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных
-
психологов. - М., 1995.
-
Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - М.,1968.
-
Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. - М., 1960.
-
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М., 1971.
-
Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы.- М., 1984.
-
Матюшкин А.М. Загадки одаренности. - М., 1993.
-
Меде В., Приорковский Г. Детская одаренность. - М., 1925.
-
Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.,1981.
-
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.П. Ступеньки к творчеству. - М., 1987.
-
Новлялская З.П. Стихи - продолженье мое и начало...- М., 1082.
-
Обухова Л. Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления в детском
-
возрасте. - М., 1995.
-
Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской иВ.М. Слуцкого. - М., 1991.
-
Программа «Одаренный ребенок». Осн. положения: Венгер Л.А. и др. - М.,199
-
Программа МОУ СОШ №1 им. М.Ю. Лермонтова г. Пятигорска «Одаренные дети»
-
Программа курса междисциплинарного обучения МДО "Одаренный ребенок"
-
Автор: доктор психологических наук Шумакова Наталья Борисовна г.Москва
-
Развитие творческом активности школьников/Под ред. Л. Л/. Матюшкипа. - М.,1991.
-
Ревеш Г. Ранние проявления одаренности и се узнавание. - М, 1924.
-
Способности и интересы. Сб./Под ред. Левитова Н.Д., Крутецкого В.А. - М.,1962.
-
Склонности и способности/Под ред. Мясищева В.II. - Л., 1962.
-
Способности и склонности. Комплексные исследования. Под ред. З.Л.
-
Голубевой. - М., 1989.
-
Чудновскии В.Э., Юркевич В. С. Одаренность: дар или испытание. - М., 1990.
10