Проектная деятельность на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Проектная деятельность на уроках английского языка.

(из опыта работы)

Скажи мне - и я забуду. Покажи - и я запомню.

Дай мне сделать самому - и я пойму.

Китайская пословица

В практике своей деятельности я использую технологию метода проекта. Не утверждая, что проектная работа поможет решению всех проблем в изучении иностранных языков, можно отметить, что это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Самое ценное в проектной деятельности, на мой взгляд, то, что все исходит от учащихся, а роль учителя - лишь организационная.

Я использую различные варианты проектов и пути их реализации. Наибольшее распространение в моей практике преподавания иностранного языка получили монопроекты (это разрешение проблемного вопроса одного ученика) и коллективные проекты (предполагает разрешение проблемного вопроса группой учащихся).

Учащиеся выполняют мини-проекты: составляют тематические проекты, коллажи, рисуют постеры и открытки, газеты, используют мультимедийные презентации по следующим темам: «Моя семья», «Моё любимое животное», «Мой край», «Рождество и Новый год», «Мой день».

Особенно большое значение имеют практико-ориентированные, или социально-значимые, проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Например, практико-ориентированным является проект «Английская азбука» (2 класс), в ходе которого дети изготовили азбуку.

Проект в начальной школе не может быть сложным. Задание должно соответствовать уровню знаний и умений учеников.

Исходя из опыта использования данного метода, целесообразно начинать постепенное внедрение некоторых элементов проектного обучения, поэтапного ознакомления с проектной деятельностью и развития навыков презентации до реализации долгосрочных проектов. + Так, например, первый проект «Мой папа» мы выполняли коллективно в тетради, следующий «Мой край» ребята выполняли самостоятельно, а проект «Моё любимое животное» оформляли на альбомном листе. Изготовление алфавита во 2 классе является долгосрочным проектом.

Первые проекты мы начинаем делать во втором классе. Тема "My favourite animal" лучше всего подходит для начала проектной деятельности. Учащиеся выбирают любимое животное, рисуют его и рассказывают о нем. При этом они узнают о правилах оформления проекта: наличие заголовка, автора проекта, класс, аккуратное оформление. Первые проекты учащиеся выполняют на альбомных листах. Устраивается выставка, и ребята представляют свои работы: читают или рассказывают о своем любимом животном. + На данном этапе в большей степени реализуется индивидуальный подход: Если один ученик только зачитает своё сочинение, то другой расскажет наизусть, а третий ещё и задаст вопросы слушателям.

На этом проект "Мое любимое животное" не заканчивается. Поскольку мы изучаем новые грамматические структуры, учащиеся постепенно добавляют новые предложения, и в результате в конце года получается полноценный рассказ, который мы можем оформить в небольшую книгу собственного изготовления.

Проектная работа может начинаться с одного листка и заканчиваться целой книгой. Постепенно накапливается целая библиотека книг, собственного изготовления. Ребята очень гордятся своими работами. Мы проводим выставку для родителей и одноклассников. Материал таких книжек является прекрасным пособием для чтения других детей. + Ценность представленного опыта заключается в том, что детские работы используются много раз не только в данном, но и в других классах.

Следует отметить, что проекты во 2 классе являются в основном краткосрочными. Они длятся 1-2 недели. И требования к представлению проекта соответствуют возрастным особенностям школьников. С каждым годом проекты усложняются, вводятся новые приемы представления и оформления проектов.

В 3-м классе проекты усложняются по форме и по содержанию. Длительность проекта не превышает одного месяца и ограничивается рамками изучения одной лексической темы (4-6 уроков). Например, проект "День рождения" начинается с составления приглашений (а также ответов на подобные приглашения), выбор подарка, изготовления открытки и написания поздравления. Оформление материалов проектной деятельности проходит при помощи информационно-компьютерных технологий (Microsoft Word, Paint и Draw, Microsoft Excel). Ребята учатся печатать текст, используя разные шрифты, размеры, цвет. Выделяют заголовок, вставляют картинку или фотографию. Учатся составлять таблицы, например таблица семейных дней рождений. Далее ребята пишут сценарий, составляют меню. И в результате проектной деятельности по теме "День рождения" выступает урок-праздник. В 3 классе защита большинства проектов проходит в групповой форме. Это может быть проведение праздника, подготовка сценки, газеты, брошюры. Почти каждая тема может быть предметом проектной деятельности: Пойдем в кино; Мой дом; Мировые достопримечательности; Занятия спортом и др. Выполнение групповой проектной работы способствует созданию доброжелательной атмосферы и духа сотрудничества в коллективе участников проекта. Критерии оценки проектов в 3 классе усложняются.

В 4 классе проект " Все обо мне" долгосрочный. Проект длится весь учебный год и объединяет все рассказы, диалоги, стихи, письма, презентации, выступления, составленные ребенком в течение года.

В результате проектной деятельности у каждого ребенка формируется банк творческих работ, который мы назвали " Мой языковой портфолио". Собранный материал не только показывает, какой учебный путь прошел ребенок, но и обеспечивает комфортный переход на следующий этап обучения английского языка.

Презентация проектной деятельности возможна в разных вариантах. Это зависит от темы, цели и количества участников проекта. Демонстрация результатов может быть индивидуальной в виде рассказа, стихотворения, газеты, электронной презентации, реферата, а может быть групповой, например, концерт для родителей, праздник для учащихся.

Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, поэтому более эффективным. Ребята с различными способностями становятся успешными и востребованными в проектной деятельности. Без принуждения учащиеся многократно повторяют лексический и грамматический материал, воспринимая проектную работу не за учебное задание, а как награду. + (Даже если ребенок скачает материал из интернета, ему всё равно придётся прочитать и перевести на русский язык вовремя презентации). В период выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и коммуникативные навыки. Уже в начальной школе ребята учатся работать со словарями, справочной литературой, составляют сообщения, продумывают способ презентации, и конечно учатся оформлять свои работы. Проектная деятельность в начальной школе готовит учащихся к более сложной исследовательской работе в среднем звене. Метод проектов изменяет отношение ребенка к компьютеру: из игрового объекта компьютер превращается в источник информации и один из способов презентации материала.

Ребята всегда охотно берутся за выполнение проектов и так торопятся, что пропускают какой-либо этап работы над проектом. Чаще всего это аналитический этап. Это самый сложный этап для учащихся и требует значительной предварительной проработки. Потому что ученики начальной школы не обладают большим лексическим запасом. Поэтому в некоторых проектах появляются ошибки. + (показать проекты с ошибками)

Если есть ошибки в конечном варианте проекта, я исправляю их карандашом или записываю на отдельном листе бумаги, тогда учащиеся сами решают, хотят ли они исправить конечный вариант работы.

Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на ИЯ: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. + (пример Тимофей)

Нельзя сказать, что все проекты успешны, но это одна из наиболее удачных форм контроля, вызывающая у учащихся большой интерес и здоровый азарт. Эта форма работы даёт возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам.

В прошлом учебном году защита проектов, посвященных Рождеству и Новому году совпала с украшением школы к празднику и ребята украсили своими работами классные комнаты.

Проектные работы на тему «Олимпийские игры» приняли участие в школьном конкурсе рисунков.

Согласно ФГОС нового поколения задача нашего образования сегодня состоит в том, чтобы ученик в школе сформировал метапредметные результаты, научился ориентироваться в потоке информации, анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. Тогда в силу более высокого образовательного уровня ему легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выбрать будущую профессию, жить творческой жизнью.


© 2010-2022