Выступление на педагогическом совете Повышение эффективности урока французского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад: «Повышение эффективности урока французского языка» (выступление на педагогическом совете. Подготовила учитель французского языка Е.А. Лыгорева)

Перемены, происходящие в нашем обществе:

расширение контактов, более широкий выход на внешне - экономическую арену, создание совместных предприятий - повлекли за собой беспрецедентный взрыв практического интереса к иностранным языкам.

Потребность в эффективном овладении иноязычным общением заставляет искать новые формы и методы обучения. В настоящее время знание иностранных языков - это не только атрибут культурного развития человека, ученика, но и условие его успешной деятельности в самых разных сферах производства.

Наиболее жизнеспособными в настоящий период перехода от старой методики к новой оказался интенсивный метод:

1. отбор тем, ситуаций, текстов, форм и приёмов работы.

2. сюжетно-ролевая организация материала.

3. Использование всех каналов воздействия на учащегося.

Использование произведений живописи, поэзии, музыки для повышения обучения языку,

ТСО, ИКТ.

4. Максимальный учёт страноведческих фактов и т.д..

Все эти факторы заставляют учителя всякий раз по-новому подходить к уроку французского языка.

Урок привлекает внимание теоретиков и практиков обучения: ни у кого не возникает сомнения в том, что содержание, организация и проведение урока определяют силу воздействия на учащихся учебно-воспитательного процесса.

Существуют множественные возможности повышения действенности урока иностранного языка, и их нужно использовать, чтобы не допустить падения престижа предмета в глазах учащихся, обеспечить их интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Овладеть иностранным языком можно лишь при условии активной учебной деятельности каждого ученика. Я считаю, что назначение деятельности учителя состоит в том, чтобы осуществлять управление активной и сознательной деятельностью учащихся по усвоению учебного материала.

Успех в овладении иностранным языком находится в прямой зависимости от активности школьников, от того, как они вовлечены в саму речевую деятельность: сколько слушают, говорят, читают, пишут на иностранном языке. Ведь овладеть языком можно, только выполняя те действия и ту деятельность, которая составляет суть владения изучаемым языком для осуществления общения.

Современный урок иностранного языка - это сложное образование.

На уроках решаются многоплановые задачи. На каждом уроке учащиеся должны непременно получить «прибавку» к практическому владению изучаемым языком. Она может выразиться в лучшем понимании речи на слух за счёт усвоения новых слов, новой грамматической формы, структуры, что даёт ученику возможность также и больше сказать, лучше прочитать. Эту «прибавку» должны непременно осознавать сами ученики.

Большую роль в действительности урока играет кабинет, его оснащённость, общее развитие ребят, их подготовка по языку, возможность использовать межпредметные связи. Учитель должен быть изобретателен, находчив, эмоционален, с чувством юмора, коммуникабелен, хорошо знать учащихся, «чувствовать» их, т.к. учить надо всех, в том числе и тех, кто не хочет учиться.

Применение различных средств наглядности, ТСО, ИКТ повышает эффективность урока.

Урок должен быть обеспечен средствами обучения, соответствующими решаемым задачам. Так, формирование и развитие аудирования требуют использовать звукозаписи, информационно-коммуникационных технологий, обучение связному высказыванию и беседе ставит учителя перед необходимостью моделирования ситуаций общения, для чего используются видео, DVD и ИКТ, всевозможные иллюстрационные материалы.

Привлечение приёмов эмоционального воздействия (игр, рифмовок, стихов, пословиц, песенок, физкультминуток с проговариванием выполняемых действий, картинок, игрушек, ИКТ) усиливает интерес школьников к изучению языка и создаёт благоприятные условия для его усвоения.

Урок для учителя - это арена (арена имеет точно установленные размеры, урок строго ограничен по времени). Работа учителя носит подлинно творческий, артистический характер. Проведение интересного обучающего урока возможно только при условии его тщательной подготовки.

Глубокое понимание учителем того, что от него ожидают дети, какой урок принесёт им чувство удовлетворения и радости, следует рассматривать как ещё одну возможность повышения действенности урока иностранного языка.

В глазах школьников, учитель прежде всего носитель преподаваемого им иностранного языка («немец», «француз», «англичанин»). Следовательно, первое, что от учителя ожидают учащиеся,- это хорошее практическое владение преподаваемым языком. Дети понимают иноязычную речь учителя, если она эмоциональна, обращена ко всем и каждому, и, непременно, доброжелательна. Только такая речь вызывает у школьника желание подражать учителю и вступать с ним в общение.

Понимание элементарных высказываний, ограниченных конкретными ситуациями, умение самому высказаться, понимание прочитанного, вызывают чувство удовлетворения от занятий иностранным языком.

На уроке иностранного языка особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык.

Эти задачи можно решить с помощью игровых методов обучения. В игре способности любого человека, а особенно ребенка проявляются в полной мере. Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений. На уроке иностранного языка можно использовать игровые элементы (через создание проблемных воображаемых ситуаций, работа с игровыми упражнениями для повторения лексики по теме и другие). Весь урок может быть представлен в виде игры (проведение ролевой, интеллектуальной игры по теме, проведение игры на материале по страноведению и другие).

Для создания игровых ситуаций широко используют рисунки, описание ситуаций, кроссворды, тексты художественных произведений.

  • Игра-кроссворд по теме "СЕМЬЯ".

Описание: игра в виде поля из сетки, в каждой из которых написана буква алфавита. Среди букв зашифрованы слова по данной теме. Перед началом игры учащиеся вместе с учителем читают и переводят слова из активного словаря. Задача учащихся - самостоятельно отыскать среди букв данные слова. Учащиеся играют индивидуально или в парах (в данном случае в игру привносится азарт).

  • Игра - упражнение вставьте букву по теме "Одежда".

Описание: преподаватель пишет на доске слова из активного словаря, пропускает одну или несколько букв. Задача учащихся - вставить пропущенные буквы.

  • Игра-упражнение "Угадай слово".

Описание: игра состоит из двух этапов. Учащиеся играют в парах. На первом этапе учащиеся пишут максимальное количество предложений по картинке. На втором этапе составляют ситуации с данными предложениями.

  • Игра "Опиши картинку".

Описание: учащиеся делятся на команды. Преподаватель зачитывает характеристику слова, задача учащихся - угадать о каком слове идет речь и правильно его произнести.

  • Игра-упражнение "Найди лишнее слово".

Описание: преподаватель пишет на доске группы слов, в каждой из которых есть одно лишнее слово. Задача учащихся - найти лишнее слово.

  • Игра "Соревнование".

Описание: учащиеся делятся на 2 команды. Преподаватель раздает каждой команде картинку, задача учащихся - подробно описать её.

Игровые формы обучения актуальны на всех этапах обучения, ведь они активизируют познавательные процессы учащихся, повышают мотивацию к изучению иностранного языка. Но что особенно важно - игровые методики создают вполне естественные ситуации общения между участниками.

Учитывая все отрицательные и положительные факторы, влияющие на мотивацию в изучении французского языка, преподаватели в большей степени опираются на эмоциональную мотивацию. Решение этой задачи оптимизируется при условии использования методики, основанной на эмоциональном восприятии учебного материала.

В этом плане весьма эффективным является использование на уроке песен и стихов на иностранном языке. По мнению ученых, преподаватель иностранного языка больше, чем преподаватель другого предмета обязан активно создавать положительный эмоциональный климат на уроке и обеспечивать по возможности возникновение у школьников положительных эмоциональных состояний, благоприятных для учебной деятельности.

В соответствии с этой задачей, необходимо прививать у учащихся способность понимать человеческие отношения через поэзию и красоту слова, умение её оценить. Об этом французские методисты говорят: "Воспитательное значение искусства - неоспоримо. Оно открывает, воспитывает душу. Это, несомненно, созерцание красивого будит здоровые идеи - мирные, чистые, а не идеи насилия, ненависти и вульгарной грубости."

Одним из эффективных приёмов в обучении иностранному языку, является, несомненно, использование поэтического текста, потому что этот прием в первую очередь способствует такому важному фактору, как интерес к предмету. Задача учителя добиться, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. Именно здесь ему на помощь приходит огромное количество поэтических произведений и текстов, которые открывают широкие возможности для эффективного обучения иностранному язык. Стихи обогащают духовный мир ребёнка, учат видеть красоту человека и природы, развивают чуткость к поэтическому слову, радуют и изумляют музыкальностью языка. Работа над поэтическими произведениями имеет большое значение для эстетического воспитания - систематического развития эстетических чувств, художественных вкусов и разносторонних творческих способностей - как на уроках при обучении иностранному языку, так и во внеурочное время.

Поэзия обладает также огромным потенциалом эмоционального воздействия. Это очень важно, поскольку проблема эмоциональной насыщенности материала урока иностранного языка очень актуальна. Поэзия заставляет также интенсивно работать творческое воображение, способность к которому лежит в основе восприятия искусства.

Так как значительную роль в учебном процессе по иностранным языкам отводится межпредметным связям, то обращаясь к поэзии, учитель тем самым укрепляет и развивает связи иностранного языка с другими предметами, и в первую очередь, с родным языком и литературой.

Воздействие поэзии на эстетическое воспитание личности бесспорно. В то же время при работе над стихотворением преследуются и практические цели обучения:

  • отрабатывается произношение;

  • развиваются навыки выразительного чтения;

  • усваиваются различные языковые явления;

  • расширяется лексический запас учащихся;

  • приобретаются знания о быте, традициях французского народа;

  • закрепляется грамматический материал;

  • учащиеся получают первые представления о поэтическом переводе.

Использование поэтических текстов на изученном языке является весьма актуальным на любом этапе изучения иностранного языка, особенно на начальной стадии овладения языком:

  • В-первых, учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка.

  • Во-вторых, при работе с этим своеобразным лингвострановедческим материалом создается предпосылка для развития личности учащегося, так как специально и правильно подобранный материал стимулирует образное мышление и формирует хороший вкус.

  • В-третьих, поэзия на уроках иностранного языка дает толчок к творческой деятельности, воздействует на эмоциональную и мотивационную сферу личности.

Музыка и пение также играют большую роль в повышении мотивации учащихся. Пение на иностранном я зыке играет важную роль при формировании фонематического слуха, что в свою очередь совершенствует произносительные навыки, увеличивает объём слуховой памяти, развивает аудирование.

Известно, что песня, особенно аутентичная, является важным элементом любого языка. Кроме того, песня - это великолепное средство повышения интереса, как к стране изучаемого языка, так и к самому языку.

Мультимедийная презентация иноязычного материала - способ предъявления творчески переработанной учителем, адаптированной для определённого возраста учащихся языковой информации в виде логически завершённой подборки слайдов по определённой лексико-грамматической теме. ММП базируется на использовании аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий.

При наличии соответствующего оборудования мультимедийные программы обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, что позволяет представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации.

Это особенно важно: а) при ознакомлении с новой лексикой, так как изображения на мониторе/экране позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием; б) при изучении грамматического материала, когда у детей 7-8 лет ещё не развито абстрактное мышление, а увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.

Из опыта работы с презентациями можно сделать вывод:

-концентрация внимания учащегося на вводимом материале приближается к 100%;

- скорость и качество усвоения темы увеличиваются.

- повышается ответственность в учёбе.

Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках иностранного языка и во внеурочное время можно сделать вывод:

- мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения;

- они способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;

- улучшают качество усвоения материала;

- позволяют индивидуализировать процесс обучения;

-дают возможность избежать субъективности оценки.

Приходя на урок, учащиеся должны попадать в атмосферу изучаемого языка. Она создаётся учителем, его речевым поведением, оформлением кабинета (которое приобщает школьников к изучаемому языку, культуре народов, говорящих на нём) и, конечно, содержанием и ходом ведения, на котором учитель представляет школьникам культуру народов, стран изучаемого языка, знакомит их с традициями, памятниками культуры, выдающимися деятелями, писателями, художниками, композиторами, учёными.


© 2010-2022