- Преподавателю
- Иностранные языки
- Памятки для учащихся при подготовке к чтению, пересказу, аудировани
Памятки для учащихся при подготовке к чтению, пересказу, аудировани
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хаустова И.А. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Полезные рекомендации по развитию таких видов речевой деятельности, как чтение, устная речь (пересказ прочитанного), аудирование.
Возможно, учителя сочтут эти советы полезными и ознакомят с ними своих учеников.
Чтение
Когда вы читаете текст про себя и встречаете неизвестные вам слова и выражения, применяйте технологию, изложенную ниже.
-
Сначала прочитайте абзац для общего ознакомления с содержанием, не останавливаясь на незнакомых словах и конструкциях.
-
Вернитесь к началу абзаца и более тщательно прочитайте его. Когда дойдете до незнакомого слова, продолжайте чтение до ближайшего знака препинания. Попытайтесь догадаться о значении слова по смыслу.
-
Когда вы решите, что нужно обратиться к словарю, действуйте в такой последовательности:
а) подчеркните слово;
б) внимательно посмотрите на предложение, содержащее новое для вас слово, и прочитайте его вслух;
в) найдите слово в словаре;
г) выпишите его;
д) вернитесь к тексту, найдите предложение, содержащее это слово, и прочитайте его; продолжите чтение текста.
-
Не пишите русский эквивалент слова на странице учебника, концентрируйте внимание на английском варианте.
-
Когда закончите работу над текстом, посмотрите, сколько слов вы записали и сколько предложений с этими словами вы понимаете. Еще раз просмотрите выписанные вами слова.
6. Просматривайте их не реже одного раза в неделю. Выучите эти слова (их написание, произношение и значение), иначе вы будете постоянно тратить время на их поиски в словаре.
-
Возвращайтесь к прочитанным ранее текстам, чтобы проверить, понимаете ли вы их содержание.
-
Готовьте себя к будущему. Если вы регулярно занимаетесь, хорошо усваиваете английский язык, это поможет вам в овладении вторым иностранным языком.
Как подготовиться к пересказу текста
1. Прочитайте текст.
-
Ответьте на вопросы, помещенные после текста.
-
Если нет послетекстовых вопросов, составьте их так, чтобы ответы на них представляли собой краткий пересказ текста.
-
Медленно читайте текст еще раз.
Каждое значимое слово в предложении должно быть понято. Посмотрите его значение в словаре, если это необходимо.
-
Запишите ключевые слова на маленьком листочке бумаги. По ключевым словам постарайтесь воспроизвести текст. Не начинайте каждое предложение одними и теми же словами. Используйте различные варианты: first, next, then, after that, later on, finally, at last и т. п.
-
Прочитайте текст еще раз; если нужно, выпишите дополнительные ключевые слова. Пересказывайте текст простыми предложениями. Не используйте сложные причастные и деепричастные обороты, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Вы сможете делать это позднее, когда будет хорошо сформирован навык пересказа.
-
Перескажите текст вслух, желательно перед зеркалом или в роли актера, выступающего перед публикой. Важно, чтобы вы сконцентрировали внимание на содержании текста, а не на произношении, лексике или грамматических структурах. Возможно, вначале вам лучше будет удаваться передача содержания близко к тексту, а не пересказ его своими словами с выражением своего отношения к тому, о чем говорится в тексте. В этом случае вам удобнее смотреть не на учителя и товарищей, а например, на окно, доску. Можете прикрыть глаза. Все это помогает сосредоточиться. Но не позволяйте себе заглядывать в текст более трех раз. Если не получается, перепишите текст, потом перескажите, заглядывая в него сначала столько раз, сколько необходимо, затем уменьшая количество до одного раза. Наконец, вы пересказываете текст, пользуясь только ключевыми словами.
-
Изложите письменно краткое содержание текста, пользуясь только ключевыми словами. Заканчивайте подготовку, как только вы почувствуете уверенность в себе.
9. Во время ответов товарищей следите за их речью, записывайте спорные момен-
ты, чтобы потом обсудить правильные варианты с учителем.
10. Не читайте записанный вами текст вместо устного пересказа его. Это само-
обман и обман учителя.
Аудирование
-
Не разговаривайте во время прослушивания текста, радио- или телепередачи, аудио- или видеокассеты.
-
Запишите некоторые слова: они будут для вас ключевыми при воспроизведении прослушанного.
-
Старайтесь догадаться о значении слов по контексту, не сосредоточиваясь на словах, которые мешают пониманию. Выделите главную информацию.
-
Если текст предъявляется вам один раз, запишите все слова или предложения, которые вы поняли. Это поможет восстановить содержание прослушанного текста.
-
Если вам предстоит прослушать текст два раза, то при первом прослушивании постарайтесь понять, о чем говорится в тексте, определить действующих лиц, время и место действия. При повторном прослушивании постарайтесь вникнуть в детали содержания текста и будьте готовы отвечать на вопросы или задавать их.
-
Если у вас есть возможность многократно прослушать текст (например, вы хотите записать песню с аудио- или видеокассеты), записывайте весь текст постепенно, оставляя на бумаге пропуски для восстановления содержания при повторном прослушивании.
-
Когда вы разговариваете с кем-то на иностранном языке, то вам приходится немедленно реагировать на речь партнера. Пусть вас не смущает, что вы не поняли полностью высказывания собеседника. Говорите! Переспросите, извинившись, а если это не так важно, высказывайтесь сами.
-
Запомните: чем чаще вы будете слушать иностранную речь, тем лучше сможете понимать ее. Не упускайте возможности совершенствовать свои речевые навыки. Музыкальный слух есть не у всех, но слух есть у каждого.
* * *
«Серьезное внимание внеклассной работе уделяют учителя иностранных языков средней школы № 82 г. Екатеринбурга»,- пишет нам учитель-методист этой школы Зинаида Петровна Романова.
Внеклассная работа по иностранному языку рассматривается как существенная и неотъемлемая часть системы учебно-воспитательной работы в школе. С ее помощью учащиеся лучше усваивают, закрепляют и расширяют изучаемый на уроках материал. Здесь учитывается стремление детей к увлекательным, интересным видам занятий.
Особенно важной, подчеркивает Зинаида Петровна, является возможность практического применения школьниками знаний, умений и нывыков, полученных и сформированных на уроках: умение написать статью, заметку в стенгазету, письмо другу по переписке в другую страну, выступить на вечере, обсудить прочитанную книгу, принять участие в конкурсе, викторинах, общаться с представителями зарубежных делегаций и т. п. Все это - мощный фактор, способствующий повышению успеваемости по иностранному языку и поддержанию интереса к нему.
При организации внеклассных мероприятий педагоги учитывают индивидуальные особенности и интересы учащихся (кто рисует, поет, играет на каком-либо музыкальном инструменте). Для каждого ученика подыскивается посильное и интересное для него занятие.
Внеклассная работа, проводимая в школе, способствует развитию творческих способностей и эстетического вкуса учащихся, воспитывает их воображение, приучает к полезной деятельности, развивает у них внимание, память, чувство ответственности, упорство в преодолении трудностей, приучает к самостоятельности и организованности, к точности и аккуратности в выполнении заданий.
Полюбившейся ребятам формой внеклассной работы в школе являются вечера: тематические, литературные (посвященные жизни и творчеству писателя страны изучаемого языка), отчетные (на которых учащиеся показывают своим родителям, младшим школьникам то, чему они научились: поют песенки, читают стихи, участвуют в инсценировках и т. п.), вечера загадок, шарад, кроссвордов (под названиями «Поле чудес», «Черный ящик», «Звездный час»), которые содействуют развитию изобретательности, находчивости, смекалки учащихся, их творческих способностей.
Вечера проводятся как в одном классе, так и во всех параллельных классах.
Планируя тот или иной вечер, учителя учитывают его актуальность, возраст учащихся; соблюдаются принципы доступности, посильности.