Кейс-технология в обучении английскому языку

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4

Расширение политических, экономических, научных и культурных связей с зарубежными странами выдвигает сегодня повышенные требо-вания к изучению иностранных языков. Профессиональная подготовка учителя нового времени направлена в настоящее время на модерниза-цию отечественной школы, что совпадает с тенденциями всего мирово-го сообщества в области образования.

В России приняты важнейшие документы по реформированию сов-ременной системы образования. Приоритетные направления развития об-разовательной системы основываются на идее радикального изменения и трансформации сложившихся форм и методов обучения в соответствии с новыми реалиями, что является важнейшей научной проблемой.

Использование инновационных технологий и методов обучения по-могает современным педагогам решать задачи эффективной подготовки кадров. Одной из таких технологий, обладающих огромным образова-тельным потенциалом, является кейс-технология.

Кейс-технология (case-technology) возникла в середине ХХ столетия в стенах Гарвардской школы бизнеса и получила широкое применение при подготовке специалистов разного профиля, прежде всего в области экономики, юриспруденции, менеджмента, а позже - при обучении язы-ку специальности и подготовке преподавателей языка. Кейс-технология понимается как технология обучения, построенная на таком учебно-ме-тодическом комплексе, задача которого обеспечить необходимым набо-ром информационного, методического материала, который не только описывает ситуацию, а позволяет её понять и осуществить контроль за самостоятельным усвоением знаний по дисциплине.

Итак, суть кейс-технологии заключается в том, что обучающимся предлагается набор (папка, кейс) учебных материалов, в результате зна-комства с которым обучающиеся должны осмыслить содержание этих материалов и предложить своё решение с использованием имеющихся знаний и умений.

На занятиях по иностранному языку работа с применением кейс-тех-нологии предполагает формирование, совершенствование и развитие язы-ковых навыков и умений студентов. Опираясь на личный опыт, хочется отметить следующее: если традиционные методы в преподавании дисци-плины ориентированы на изучение чего-либо, то кейс-технология - на научение чему-либо, т.е. на овладение навыками применения имеющих-ся знаний к конкретной ситуации.

Особенность кейс-технологии заключается в том, что в ходе подгото-вительной работы преподавателем определяется тема (ситуация; иногда ставится проблема, не имеющая однозначного решения), подбирается и раздаётся материал, отражающий какой-либо вопрос. Преподаватель по-ясняет, в чём заключается деятельность студентов и по каким критери-ям будет оценена их работа. Управляемость процесса обучения состоит в том, что право подбора информации (при допустимости участия сту-дентов в подборе на стадии подготовки кейса) принадлежит преподава-телю. И, поэтому, он может прогнозировать ход работы. Данная техно-логия способствует развитию умений студентов самостоятельно прини-мать решения, находить правильные и оригинальные ответы на проблем-ные вопросы. Опыт показывает, что кейс-технология в обучении иност-ранному языку может с успехом совмещать в себе такие виды работы, как повторение за преподавателем, ответы на вопросы, пересказ текста, а также включать такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы, как метод проектов, ролевые игры, ситуативный анализ и другие.

Сегодня кейс-технология всё шире применяется как вид дистанцион-ного обучения, основанного на использовании наборов (кейсов) тексто-вых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материа-лов и их рассылке для самостоятельного изучения при организации ре-гулярных консультаций у преподавателей (tutors) традиционным или дистанционным способами.

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ В ОБУЧЕНИИ

ИНОЯЗЫЧНОМУ ГОВОРЕНИЮ.

При использовании кейс-технологии в обучении иноязычному гово-рению следует организовать учебный материал так, чтобы каждый кейс включал задания, обеспечивающие активизацию основных компонентов: мотивационного, процессуального, результативного и рефлексивного. И.А.Зимняя соотносит эти аспекты содержания обучения иноязычному говорению с этапами порождения высказывания: мотивационно-побуди-тельным, этапом формирования и формулирования мысли и реализую-щим.

Мотивационный аспект содержания обучения говорению связан с первым этапом осуществляемого обучающимися иноязычного говорения - мотивационно-побудительным. На этом этапе перед преподавателем вста-ёт сложная задача создания, поддержания и повышения мотивированнос-ти речевого поступка студента. Решение этой непростой задачи предпо-лагает осуществление преподавателем отбора и организации учебно-рече-вых ситуаций, стимулирующих возникновение и развитие коммуникатив-но-познавательной потребности студентов к высказыванию мысли на ан-глийском языке.

Процессуальный аспект содержания обучения иноязычному говоре-нию связан со вторым этапом осуществляемого студентами говорения - этапом формирования и формулирования мысли. На этом этапе студент должен осуществить правильный отбор средств и способов формирова-ния и формулирования собственной мысли на английском языке.

Результативный аспект содержания обучения иноязычному говорению связан с третьим этапом - реализующим. Этот этап носит внешне выра-женный характер. Студенты осуществляют произнесение высказывания и таким образом реализуют свой замысел.

Рефлексивный аспект содержания обучения иноязычному говорению связан с таким компонентом говорения, как контроль, анализ, самоконт-роль.

Освоение описанного содержания обучения (в четырёх его аспектах) может осуществляться с помощью заданий (упражнений), представлен-ных следующими группами:

- задания, направленные на обеспечение студентов: а) учебно-речевой ситуацией, темой, проблемой, способствующими вызову коммуникатив-но-познавательного мотива говорения и коммуникативного намерения; б) языковым и речевым материалом; в) различными схемами, таблица-ми, для успешного планирования и программирования иноязычного вы-сказывания;

- задания, направленные на подготовку дискуссий, проектов, брейнстор-мингов, способных активизировать учебно-речевую деятельность студен-тов;

- упражнения контрольного характера.

Практика использования кейс-технологии на занятиях по английскому языку, как свидетельствует имеющийся опыт, способствует активизации учебного процесса и является эффективным средством формирования по-знавательной и языковой возможностей студентов.

Применение данной технологии приводит к повышению интенсивнос-ти учебного процесса и обеспечивает многообразие форм взаимодейст-вия между его участниками, актуализирует определённый комплекс зна-ний, который необходимо усвоить на данном этапе образовательного процесса.

© 2010-2022