Использование современных информационных технологии на уроках немецкого языка в сельской школе

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»















Использование современных информационных технологий на уроках немецкого языка в сельской школе.











подготовила учитель немецкого языка

Занфирова Е.М.





с.Н-Пены

2015 год

Образование - одна из важнейших частей культурной системы общества. И в настоящее время наша система образования претерпевает большие изменения. Процесс построения открытого общества в России и интеграция ее в мировое сообщество, в том числе и в образовательной сфере, способствуют модернизации национальной образовательной системы. В настоящее время ведущие тенденции развития страны связаны с «открытостью миру», с построением демократического общества, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем раньше, мерой свободы и ответственности. Это означает, что сегодняшнему выпускнику школы предстоит жить в сложных динамических, изменяющихся условиях. Поэтому он должен быть вооружен, прежде всего, не системой заученных знаний, а умением, способностью меняться, самообучаться. А это означает, что он должен:

  • быть хозяином своей жизнедеятельности;

  • быть творцом своей культуры и автором культурных «произведений» в различных областях деятельности;

  • оставаться далеко не в стороне от исторических процессов, событий, происходящих в обществе.

  • должен овладеть системой навыков, умений, связанных с творчеством, способностью к обновлению, подключению к новым массивам информации.

Новые информационные технологии способны стать средством, при помощи которого сознание ребенка приобретает новый характер. Прежде всего, умение моделировать ситуацию, используя компьютер, приводит к воспитанию системного мышления, в котором культурные, нравственные ценности доминируют в создании и реализации новых технологий.

В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Знание иностранного языка дает молодежи возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов глобальной сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями и мультимедийными средствами обучения.

Цель обучения иностранному языку - это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя- активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности.

Обучать иностранному языку - это значит обучать общению, передаче и восприятию информации. Общаться можно с помощью писем и по телефону, за информацией ходить в библиотеку.

Использование же информационных технологий в сочетании со знаниями и умениями в области иностранных языков позволяет обучающимся получить представление о реалиях современной экономической и социальной ситуации в стране и в мире, а также способствует успешной социальной адаптации.

Сегодня важно научить обучающихся адаптироваться в изменяющихся условиях жизни, т.е. видеть проблемы, анализировать их, оценивать и находить решение, работать с информацией. Поэтому на основе уже усвоенных знаний учащиеся настраиваются на овладение процессом приобретения знаний.

Иногда приходится видеть, что обучающимся не всегда интересен процесс вовлечения их в устную речь по различным темам. При работе с компьютером исключена скука и равнодушие со стороны обучающихся, т.к. необходимые на уроке наглядность и ситуации реальны. Конечно, эта работа требует от ученика хорошей языковой подготовки, усидчивости, творческого подхода, но он делает всё это с радостью. Никто из учеников не остаётся разочарованным на таких уроках. Использование компьютеров даёт радость познания. И при этом наблюдается не только развитие мышления, но и развитие инициативной речи. Только нужно всегда создавать условия (на уроке, при выполнении домашнего задания) для развития этого мотива. Использование информационных технологий на уроках немецкого языка делает общение учащихся более интересным, оживляет атмосферу в классе.

Известно, что в настоящее время разрабатывается методика обучения иностранному языку с использованием Интернет. На своих уроках использую Интернет как источник дополнительных материалов. Пользователь Интернета получает доступ к актуальной и аутентичной информации, которую трудно отобрать из других источников. Практика показала, что Интернет при правильном, разумном и творческом его применении может стать полезным и необходимым средством не только для обучения немецкому языку, но и для привития школьникам новой культуры учёбы.

Таким образом, Интернет, компьютеры вносят разнообразие в учебный процесс, являются эффективным методом в изучении немецкого языка.

Но не всегда эта работа с использованием информационных технологий бывает успешной, т.к. слишком много времени уделяется поиску нужного материала. Уже в течение 2-х лет пытаюсь включить Интернет в ход своих уроков в старших классах, где у учащихся уже определённый уровень языковых знаний, позволяющий использовать многообразный материал. В работе помогает то, что большинство обучающихся уже научились обращаться с компьютером. Такие уроки дают возможность ученикам экспериментировать и наглядно видеть свои шаги. Это пробуждает их интерес, развивает самостоятельность при прохождении какого- либо материала. После работы по какой- либо теме ученик может проверить, насколько успешно он усвоил данный материал, выполняя предложенные задания на компьютере. Эффективность их решения обусловлена доступной игровой формой.

В своей практике я использую Интернет для создания мультимедийных презентаций к урокам, для повышения эффективности самообразования, для проведения тестирований по темам и отслеживания результативности знаний учащихся.

На дополнительных уроках по немецкому языку мы с ребятами с помощью Интернет-технологий пишем и оформляем мини-сочинения, готовим поздравительные открытки, оформляем стенгазету к Неделе немецкого языка.

Также, опираясь на текстовый материал, учащиеся выходят на продуктивное использование иностранного языка, т.е. написание поздравительных открыток, коротких писем для электронной почты. Для учащихся это идеальная возможность применения выученной лексики в естественных условиях.

В процессе выполнения упражнений с использованием Интернета у учащихся вырабатываются и совершенствуются навыки и умения осуществления поиска материалов по данному вопросу, их чтения, перевода и оценки, конспектирования, написания письма для пересылки по электронной почте, написание статьи и доклада с изложением разных точек зрения. Можно говорить о том, что с помощью Интернета возможно эффективно проводить не только обучение чтению на иностранном языке, но и осуществлять коммуникативность обучения, что, кстати сказать, не всегда возможно при использовании книжных учебников. Кроме того, нельзя не отметить возможность технически более быстрой корректировки и изменения текстов и заданий, чем при использовании бумажного учебника. Но, конечно, не подразумевается ни в коем случае подмена печатных изданий материалами Интернета. Речь идет о возможности их гармоничного сосуществования. Так, материалы рассмотренного сайта Интернета возможно, на наш взгляд, использовать регулярно, плановым образом, при аудиторной и внеаудиторной работе, чередуя с использованием других учебных пособий. Использование Интернета в данном случае не только повысит интерес к обучению, но и позволит оживить учебный процесс. Таким образом, речь идет о втором способе использования материалов Интернета в преподавании иностранного языка - это проведение уроков, уже разработанных в сети Интернет.

Мне видится и еще один способ использования Интернета - это разработка уроков иностранного языка для разных специалистов самими преподавателями учебных заведений. Ценность подобных уроков очевидна - это по-настоящему творческая и интересная работа для преподавателя и учащихся. Достоинствами Интернета в этом плане является практически неограниченный объем материала, что дает возможность выбора и экспериментирования, а также использование возможностей электронного текста (гиперссылки, возможность коррекции текста), других служб Интернета (электронная почта, радио, конференции и т.д.). В результате проведения уроков с использованием материалов Интернета можно ожидать повышение интереса у учащихся к учебному материалу, к изучению иностранного языка; полученные знания станут более осознанными, у молодого поколения приобретается и развивается научный стиль мышления, способность к «межкультурной коммуникации». Можно говорить, что обучение становится «развивающим», что является важной чертой современного образования в мире.

Перед школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно- нравственного развития детей, воспитания социальной личности, ориентированной на ценности культуры демократического общества, развития личностных качеств учащихся. Успешность такого процесса во многом зависит от соответствия образовательного и воспитательного контекстов, органическая связь которых подтверждается на примере использования инновационных информационно- коммуникативных технологий.

В последние годы в образовательной политике России начали складываться предпосылки для решения важной и сложной социальной задачи - информатизации школьного образования. С самого высокого уровня оценена не только социальная актуальность государственной проблемы, но и верно отмечено самое слабое звено в цепи связанных с этой проблемой задач - сельская школа. Вместе с тем хорошо задуманная концепция в ее практической реализации сталкивается либо со стратегическими ошибками, либо с преступным противодействием.

Проблема сохранения села (экономика сельского хозяйства, экология сельской среды, культурные народные традиции), требует направленной политики закрепления молодежи на селе. Главный инструмент такой политики - укрепление и развитие сельских школ. Село может прожить (или, точнее, выжить) без дорог, без электричества и водопровода, без системы администрирования или религиозных институтов, но оно (село) неизбежно вымирает с ликвидацией сельской школы.

Сохранить сельскую школу было не легко и в эпоху индустриального общества. Сейчас, когда человечество (и Россия, в частности) уверенно вошло в новую эпоху информационного общества с его объективно обусловленными огромными объемами и высокой скоростью информационного общения, сложность этой задачи выросла многократно. При сохранении существовавших тенденций различия в кадровом составе, в техническом оснащении, в экономическом обеспечении и методической поддержке сельских школ и городских, страна неизбежно придет к вымиранию значительной доли сельских школ с отмеченными социально-политическими последствиями.

Спасать сельскую школу надо резким прорывом в ее информатизации, которая позволит не только существенно эффективнее организовать работу сельских школ (совершенствование предметных методик, повышение оперативности и содержательности управления школой, обеспечение переподготовки повышения квалификации и переподготовки кадров сельского учительства), но и, продемонстрировав ученикам-селянам возможности новых информационных технологий, в частности, в сельском хозяйстве, конструктивно и эффективно содействовать закреплению молодежи на селе.

Первые шаги информатизации сельских школ в России обнаружили и первые стратегические ошибки, связанные со стереотипным восприятием понятия информатизации образования. Действительно, говоря об информатизации школы в крупных городах, "реформаторы" образования имеют право называть информатизацией количественное насыщение школ компьютерами. С помощью этого современного дидактического инструмента успешно решается одна из основных задач школьной информатики - задача формирования стиля мышления молодого поколения, мышления, адекватного требованиям современного информационного общества. Другие образовательные и воспитательные задач учитель городской школы легко решает, проведя своих учеников через улицу в городскую библиотеку, музей, театр. Для многих сельских школ единственным окном в мир может стать только экран компьютера, соединенного с глобальной информационной сетью Интернет.

На сегодняшнее время в МОУ «Нижнепенская СОШ» оборудован и действует компьютерный класс, где установлено 7 компьютеров. Подключены Интернет, локальная сеть, 1мультимедийный проектор. На уроках немецкого языка я стараюсь применять новые информационные технологии. Для этого я сама овладеваю основами необходимых знаний, накапливаю личный опыт по практическому использованию компьютерных и других информационных технологий.


© 2010-2022