Статья на тему Обучение аудированию на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучение аудированию в условиях реализации ФГОС

В настоящее время в российском обществе широко обсуждаются вопросы, которые касаются образования. Политические, социально-экономические и культурные преобразования в России требуют изменений в образовательном процессе. Перед школой и учителем ставятся новые задачи, которые нацелены на оптимизацию учебного процесса. В связи с этим необходимым было введение Федерального государственного образовательного стандарта, который ориентирован на становление личностных характеристик учащихся, их готовности и способности к саморазвитию.

Предмет «Английский язык» в современной школе становится наиболее востребованной школьной дисциплиной, так как современному обществу все больше и больше требуется людей, владеющих иностранным языком. Главной целью ФГОС нового поколения является формирование у учащихся потребности изучения иностранного языка и овладение им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном и полиэтническом мире, в условиях глобализации, на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства познания и общения в современном мире. Таким образом, в условиях реализации ФГОС иностранному языку отводится значимая роль в решении основной задачи школы - развитии и формировании личности школьника, личности самостоятельной и ответственной за свои поступки, а также за результаты обучения.

Главной целью обучения иностранному языку с учетом требований ФГОС является формирование коммуникативной компетенции в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме, т.е. способности учащегося осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка.

В связи с этим, необходимо отметить важность обучения аудированию на уроках английского языка. Аудирование - это понимание иностранной речи на слух, т.е. составляет основу коммуникации (общения). Говорение и аудирование взаимосвязаны, так как являются компонентами устной речи. Следовательно, умение аудировать иностранную речь на слух, облегчает овладение говорением на иностранном языке.

В процессе обучения аудированию в условиях реализации ФГОС учитель должен обратить внимание учащихся на то, что необходимо прививать учащимся культуру слушания. Учащиеся должны осознать, что умение аудировать - это залог успеха в изучении английского языка. Необходимым условием формирования понимания учащимися иностранной речи является ведение учителем урока на иностранном языке.

Учителю следует грамотно организовать работу над совершенствованием умения аудировать. Обычно, слушая иностранную речь, учащиеся пытаются уловить знакомые слова и догадаться о смысле воспринимаемой речи. Это не всегда удается по разным причинам. Проблема здесь в том, что аудирование как понимание смысла речи не похоже на слушание фраз диктанта и не зависит только от узнавания слов. Во-первых, необходимо обращать внимание учащихся на то, кто говорит, с какой целью говорит человек, каково его душевное состояние, при каких обстоятельствах происходит разговор. Необходимо объяснять, что при понимании звучащей речи догадка играет более важную роль, чем анализ слов и грамматики. А догадка опирается на интонацию, акцент, тембр и темп речи говорящего. На этой произносительной основе и происходит узнавание слов и грамматических структур.

Первое впечатление о произносительной стороны речи сводится к следующему: учащиеся узнают на слух разные виды речи, т.е., например, звучание лекции отличается от звучания сказки или смешной истории. Важно отметить, что в любом из жанров речь может казаться взволнованной, спокойной, эмоциональной и т.д. Следовательно, нужно объяснять учащимся, что определение жанра речи и ее эмоциональной окраски является важным, и влияет на понимание прослушанного. Следует акцентировать внимание учащихся на распределение в речи пауз и ударений. Таким образом, следующей ступенью обучению аудированию является развитие способности выделять смысловые паузы и логические ударения. Важным фактором, от которого понимание речи на слух, является то, насколько хорошо учащиеся узнают, изученные ранее лексико-грамматические компоненты речи.

Последовательность работы с текстом должна быть предложена учащимся:

- снятие трудностей (познакомить с новыми словами),

- установка на первое прослушивание, вступительная беседа (попросить определить жанр речи, эмоциональную окраску речи говорящего),

- первое прослушивание,

- проверка понимания, обсуждение прослушанного текста,

- второе прослушивание,

- проверка понимания, более углубленное обсуждение текста.

Таким образом, на уроках английского языка с учетом требований ФГОС необходимо уделять должное внимание обучению аудированию, сделать этот вид речевой деятельности неотъемлемой частью в образовательном процессе.

© 2010-2022