СПОСОБЫ И СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИЕМ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Мы всегда воспринимаем что-то, что-то представляем, размышляем, думаем о чем-то. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности в современной психологии связывают с таким свойством нашей психики, как внимание. Внимание занимает особое место среди психических явлений. Выступаянеотрывной стороной познания, чувства и воли, внимание не сводится ни к одной из этих трех сфер пс...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СПОСОБЫ И СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИЕМ

НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Учитель английского языка

Жигунова Наталья Владимировна

Со знанием должно быть обязательно связано умение…

Печальное явление, когда голова ученика наполнена

большим или меньшим количеством знаний,

но он не научился их применять,

так что о нем приходится сказать,

что хотя он кое-что знает,

но ничего не умеет.

А.Дистервег



Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Мы всегда воспринимаем что-то, что-то представляем, размышляем, думаем о чем-то. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности в современной психологии связывают с таким свойством нашей психики, как внимание.

Внимание занимает особое место среди психических явлений. Выступая неотрывной стороной познания, чувства и воли, внимание не сводится ни к одной из этих трех сфер психического.

В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.д.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них.

Обучение в школе - сильнейший стимул развития внимания. Внимание - одно из основных условий успешной учебной деятельности, в то же время в учебной деятельности оно и развивается. В школе внимание ученика подчиняется распорядку учебной работы, от ребенка требуется быть внимательным не только к тому, что интересно, но и к тому, что менее интересно, но обязательно для него как ученика. Учебная деятельность требует от ребенка определенных волевых усилий, а также постановки цели: выучить, написать, сделать. Слушать и он заставляет себя выполнять требуемое.

Подлинный интерес ученика к учебному предмету должен обусловливаться не внешней занимательностью. Подлинный интерес зависит от содержания учебного материала, когда ученики сознают, что знания, которые им сообщает учитель, пусть и лишены внешней занимательности, но и имеют большое познавательное и практическое значение.

Движение на фоне покоя всегда притягательно. Дети провожают взглядом летящий самолет, движущийся поезд. Действующие макеты, модели, процессы изменения вещества на различных уроках являются хорошим средством привлечения внимания.

Для привлечения внимания и обеспечения восприятия необходимо:

  1. Изменение и движение иллюстративного материала на уроке - лучший стимул для восприятия.

  2. Контраст фигуры и фона также привлекает внимание учащихся к фигуре.

  3. Необходимость воспроизвести предметную действительность (в звуке, изображении, в виде чертежа, схемы) приводит к специальной задаче на наблюдение и способствует формированию такого качества учащегося, как наблюдательность. Сличение фиксируемой копии с оригиналом развивает внимательность учащихся.

Необходимым условием успешности любого вида обучения является полноценное внимание. Это определяется на основании характеристик объема внимания, его концентрированности, устойчивости, возможностей распределения. Для оценки этих показателей используются различные методики. К числу наиболее распространенных относится «Корректурная проба»


A

S

J

Y

B

F

K

E

V

B

Y

F

C

P

L

A

D

F

H

R

G

D

F

G

H

H

J

K

L

Y

B

N

S

H

T

G

Y

J

H

D

G

G

G

G

U

M

R

N

B

C

V

M

Z

X

W

T

H

J

K

P

L

O

H

F

D

S

A

V

B

B

B

B

N

H

Y

F

D

D

D

X

C

B

H

J

K

Y

L

O

R

F

Y

H

J

N

B

D

F

G

S

E

E

R

T

U

I

O

K

J

H

G

F

D

C

V

B

N

M

J

H

H

Фрагмент методики «Корректурная проба»

(тест на определение эффективности внимания)


В корректурной пробе обследуемому дают задание на заранее подготовленном бланке, содержащем строчки со случайно расположенными символами. В течение определенного времени нужно с максимальной быстротой вычеркивать определенный знак. Выполнение этого теста требует достаточного объема внимания и высокой степени его концентрации.

К примеру, назовем этот опыт «Изучение устойчивости внимания»:

Цель: определение устойчивости внимания в условиях работы, требующей его распределения и переключения (корректурная проба).

Оборудование: специальные бланки, секундомер.

Ход опыта: опыт проводится коллективно. Испытуемым зачитывается следующая инструкция: «Вам розданы листы со строчками различных букв. Ваша задача - просматривать буквы построчно, слева направо, как будто читаете, и зачеркиваете или подчеркиваете те из них, которые я назову. Делать это нужно как можно быстрее, но при этом быть внимательным, не допускать ошибок. Если закончится один бланк, то продолжаете работу на втором и т.д.

Работать начнете после моей команды «Let's go!» Сначала будете подчеркивать букву F и вычеркивать букву J. Когда через некоторое время я скажу Stop!, вы должны провести вертикальную линию в том месте просматриваемой строки, где вас застанет эта команда. И поменять способ работы на противоположный: подчеркивать букву J и вычеркивать букву F. При следующей команде Stop снова провести вертикальную черту и вернуться к старому способу работы: подчеркивать F и вычеркивать J и т.д. во время работы разговаривать и задавть вопросы нельзя. Если есть какие-то вопросы, задавайте их сейчас… (при объяснении правил работы рекомендуется проиллюстрировать их мелом на доске и выяснить, все ли поняли испытуемые). Are you ready? Let's go!

По команде запускать и останавливать секундомер каждую 1 мин. Опыт продолжается 10 мин. После окончания работы испытуемых просят дать отчет в том:

  • Насколько трудно им было выполнять задание;

  • В чем состояли трудности;

  • Устали ли они;

  • Смогли (хотели) бы они продолжить эту работу дальше;

  • Как они, по их мнению, справились с работой (без ошибок или, наоборот, сделали много или мало ошибок, много или мало строчек успели просмотреть).

Эти объективные отчеты помогут мне дать содержательную интерпретацию количественных показателей.

Обработка результатов производится путем сравнения с шаблоном, на котором зафиксировано правильное выполнение задания. Получение данных заносится в таблицу:

Время (мин)

Кол-во просм. Букв

(S)

Кол-во прав. подчеркн. и перечеркн. букв (C)

Кол-во неправ. подчерк. букв (W)

Кол-во ошибочно пропущ букв (O)

Коэффициент правильности (B)

Коэффициент продуктивности (E)

1-я


2-я


3-я


4-я


5-я


6-я


7-я


8-я


9-я


∑=10 минут


По этим данным для каждого испытуемого вычисляются коэффициенты правильности и продуктивности (по каждой минуте работы):

C - W

B = C + O

E = S + B

Испытуемые ранжируются по величине общих коэффициентов правильности и продуктивности (от минимального к максимальному). Находятся медианы этих двух рядов коэффициентов и строятся соответствующие 95%-ные доверительные интервалы. На их основании делаются предварительные диагностические выводы об уровне работоспособности и устойчивости внимания (низкая, средняя, высокая).

Методика «Корректурная проба» имеет много вариантов исполнения (различные буквенные варианты, цифровые, с кольцами Ландольдта), обработки результатов и построения нормативов, к которым можно обратиться в зависимости от конкретных задач исследования.

© 2010-2022