Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок ИНФОЗНАЙКА по ФГОС (4 класс)

Раздел Иностранные языки
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

имени Кугультинова Давида Никитича


«Рассмотрено»

Руководитель МО математики и информатики

_____________

Протокол № ___ от

«____»____________2015 г.


«Согласовано»

Зам. директора по ВР МБОУ «СОШ №17» им. Кугультинова Д.Н.

___________ Мукукенова Н.А.

«____»____________2015 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №17» им. Кугультинова Д.Н.

____________Эрднеева Р.Ш.

Приказ № ___ от

«___»_________ 2015 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Андреевой Ольги Юрьевны

2 квалификационная категория


кружок «ИНФОЗНАЙКА»

4 класс













2015 - 2016 учебный год

Элиста


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа кружка «Инфознайка» для учащихся 4 класса разработана на основе примерной программы «Информатика и ИКТ» (авторы Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова - М.: Академкнига/Учебник, 2012), рекомендованной Министерством образования и науки РФ и является адаптированной.

Составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 4 класс: Учебник в 2-х ч. - М.: Академкнига/Учебник, 2012

Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 4 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/Учебник, 2012

Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 4 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие + СД. - М.: Академкнига/Учебник, 2012

Цель и задачи изучения кружка «Инфознайка»

Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без них).

Основные задачи курса:

  • научить обучающихся искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ними задач;

  • сформировать первоначальные навыки планирования целенаправленной учебной деятельности;

  • дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;

  • подготовить обучающихся к самостоятельному освоению новых компьютерных программ на основе понимания объектной структуры современного программного обеспечения;

  • дать представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Общая характеристика внеурочного курса кружка «Инфознайка» раскрывается через описание основных содержательных линий:

- Информационная картина мира.

- Компьютер - универсальная машина по обработке информации.

- Алгоритмы и исполнители.

- Объекты и их свойства.

- Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.

Информационная картина мира.

В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые знания. Отсюда вытекает первая задача курса информатики: учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения стоящих перед ним целей. Эта задача решается на протяжении всего периода обучения информатике в начальной школе в рамках всех пяти разделов курса.

В 4-м классе обсуждаются различные способы организации информации: дерево, гипертекст (4 класс).

Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата учащиеся выполняют практические задания, связанные:

  • со сбором информации путем наблюдения, фиксацией собранной информации и организацией ее различными способами;

  • поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;

  • обработкой информации по формальным правилам и эвристически.

Практические задания выполняются как с использованием компьютера, так и без него. Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.

В 4-м классе большое внимание уделяется заданиям по сбору информации путем непосредственного наблюдения за природными объектами и явлениями в процессе общения с окружающими людьми (опросы, интервью, беседы). Первостепенное значение уделяется сбору информации в семье, в классе, на пришкольном участке. Собранная информация фиксируется письменно и организуется в виде списков, таблиц с помощью компьютера или без него.

Для поиска и отбора информации в 4-м классе используются также учебники по другим предметам, детские энциклопедии, словари, справочники. При наличии оборудования могут быть использованы мультимедийные энциклопедии и гипертекстовые документы.

Обработка информации по формальным правилам рассматривается в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Выполняя алгоритмы, созданные для формальных исполнителей, учащиеся приобретают умение использовать информацию, содержащуюся в плане, предложенном другими людьми. Составляя такие алгоритмы, школьники учатся четко формулировать цели и самостоятельно составлять план достижения цели на основе информации о начальном и конечном состоянии исполнителя.

Компьютер - универсальная машина по обработке информации.

Повсеместное использование компьютерных технологий в трудовой деятельности ставит перед школой задачу формирования практических навыков использования различных компьютерных технологий. В связи с этим перед курсом информатики в начальной школе ставится задача дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьютере. Эта задача решается в разделе «Компьютер - универсальная машина для обработки информации». Весь материал разбит на два подраздела:

  • фундаментальные знания о компьютере,

  • практическая работа на компьютере.

В 4 классе (базируясь на опыте работы с различными программами, который обучающиеся приобрели за время учебы) обсуждается тема «Профессии компьютера». Обсуждаются программы обработки текстовой и графической информации, программы решения вычислительных задач и области их применения в жизни. Если в школе отсутствует необходимое оборудование, а ученики не имеют опыта работы на компьютере, обсуждение этой темы проводится с опорой на материал учебника и, при возможности, на экскурсиях в те места, где используются компьютеры (сберкассы, железнодорожные кассы, магазины и т. д.).

В этот же подраздел учебника 4 класса включены гигиенические нормы работы за компьютером.

Для практической работы на компьютере рекомендуется использовать пакет программ, входящий в учебно-методический комплекс. В 4-м классе могут дополнительно использоваться различные графические и текстовые редакторы, клавиатурные тренажеры без навязанного ритма, калькулятор из набора стандартных приложений Windows.

Алгоритмы и исполнители.

Успех профессиональной деятельности современного человека в значительной степени базируется на умении ставить цели, находить альтернативные пути достижения целей и выбирать среди них оптимальный. В этой связи ставится задача курса информатики в начальной школе - формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности.

Знакомство с приемами планирования деятельности осуществляется в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Составление и выполнение алгоритмов идет в двух направлениях:

  • планирование деятельности человека;

  • управление формальными исполнителями.

При составлении алгоритмов деятельности человека большое внимание уделяется планированию и организации учебной деятельности школьника, что оказывает положительное влияние на формирование полезных общеучебных навыков.

Изучение различных формальных исполнителей решает двоякую задачу. Во-первых, исполнение алгоритмов, созданных для формальных исполнителей, способствует развитию психической функции принятия внешнего плана. Это имеет первостепенное значение для практического овладения компьютером, так как использование компьютерных информационных технологий связано с формальным исполнением сложных последовательностей технологических действий (при сохранении и открытии электронных документов, при запуске программ и т. д.). Поэтому важно, чтобы на первом этапе овладения компьютерными информационными технологиями школьник умел формально выполнять алгоритмы, предложенные учителем. Во-вторых, самостоятельное составление таких алгоритмов стимулирует активное развитие алгоритмического мышления, что является основой изучения практически всех дисциплин школьного курса.

При наличии необходимого оборудования можно использовать компьютерные программы, которые позволяют, используя систему команд исполнителя, управлять исполнителем в интерактивном режиме. В этом случае параллельно с навыком составления алгоритмов формируются практические навыки работы с клавиатурой и мышью.

На основе опыта составления алгоритмов, накопленного учеником, обсуждается влияние на результат выполнения алгоритмов как набора инструкций, так и порядка их следования в алгоритме.

В 3 классе рассматривается более сложная алгоритмическая конструкция - ветвление. Это позволяет усложнить составляемые алгоритмы деятельности человека. На данном этапе учащиеся составляют алгоритмы решения учебных задач из разных предметов школьного курса, что дает возможность использовать учебники по всем предметам как источники информации, необходимой для составления алгоритмов. Процесс поиска и отбора нужной информации интегрируется с процессом постановки целей и составлением алгоритмов достижения этих целей.

Освоение объектного подхода в предыдущих классах позволяет подойти в 4 классе к составлению алгоритмов функционирования систем, состоящих из нескольких однотипных исполнителей. Учащиеся составляют алгоритмы, изменяющие свойства объектов. В этом контексте объектный подход рассматривается как средство планирования деятельности систем, состоящих из многих исполнителей.

В 4 классе еще более усложняются алгоритмические конструкции. Здесь рассматриваются циклы с предусловием как средство планирования циклически повторяющихся действий. Обсуждаются циклические процессы в природе и в деятельности учеников.

Использование циклических алгоритмов позволяет планировать деятельность по проведению естественно-научных экспериментов, что допускает интеграцию курсов «Информатика» и «Окружающий мир».

На этом же этапе рассматривается еще один способ планирования сложных действий: выделение основных и вспомогательных алгоритмов. При выделении в задаче основного и вспомогательного алгоритмов используется метод последовательной детализации, с которым обучающиеся познакомились в 3 классе.

Объекты и их свойства

Современные офисные программы, настольные издательские системы, графические редакторы и другое программное обеспечение имеют объектную структуру. Вследствие этого формирование универсальных учебных действий (выделение информационных объектов, определение их структуры и наборы существенных свойств, изменение значения свойств объекта с целью изменения его внешнего вида или поведения) является необходимым условием для успешного освоения современных информационно-коммуникативных технологий.

Изучение содержательного направления «Объекты и их свойства» начинается в 3 классе. Вводится понятие объекта и его свойств. Рассматриваются объекты различной природы: объекты живой и неживой природы, абстрактные объекты (логические высказывания, геометрические фигуры), информационные объекты (текстовые документы, табличные модели, изображения). При этом различаются понятия «имя свойства объекта» и «значение свойства объекта». На основании общности свойств различных объектов вводится понятие класса и подклассов объектов.

Логическим завершением данной содержательной линии является изучение объектной структуры текстового и графического документов и на этой основе быстрое овладение навыками работы в текстовом процессоре, графическом редакторе и редакторе презентаций в 4 классе.

Этические нормы работы с информацией, информационная безопасность личности

Создание и широкое использование локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей остро ставит задачу этических норм поведения в сети. Однако обсуждение этих проблем доступно учащимся начальной школы, только если у них есть практический опыт работы в сети.

В рамках этого раздела обсуждаются те аспекты проблемы, которые базируются на личном опыте учащихся:

- правила использования коллективных носителей информации (3-й и 4 классы);

- правила цитирования литературных источников (4 класс).

Хотя изложению этого материала в программе курса в сумме отводится всего несколько часов, к нему следует постоянно возвращаться и добиваться не только знания этих правил, но и их сознательного выполнения. Важно с первого урока информатики формировать бережное отношение к оборудованию компьютерного класса, осознание ценности как информации коллективного пользования, так и личной информации ученика. Учащиеся должны принять сознательные самоограничения при удалении и изменении файлов.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа», кружок «Инфознайка» представлен в предметной области «Математика и информатика», изучается в 4 классе по одному часу в неделю

Рекомендуемый объем учебного времени на изучение курса за 4 класс - 35 часов.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Ценностные ориентиры учебного предмета «Информатика и ИКТ» связаны:

- с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим;

- с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией;

- с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества;


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностные результаты

Нравственно-этическое оценивание. Выпускник начальной школы будет знать и применять правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Ученик сможет выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.

Ученик научится самостоятельно соблюдать правил работы с файлами в корпоративной сети, правила поведения в компьютерном классе, цель которых - сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.

Самоопределение и смыслообразование. Ученик сможет находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях самообразования?» У него будет сформировано отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.

Выпускник начальной школы получит представление о месте информационных технологий в современном обществе, профессиональном использование информационных технологий, осознает их практическую значимость.

Метапредметные результаты образовательной деятельности

В процессе изучения курса информатики и ИКТ формируются РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (планирование и целеполагание, контроль и коррекция, оценивание).

Планирование и целеполагание. У выпускника начальной школы будут сформированы умения:

- ставить учебные цели;

- использовать внешний план для решения поставленной задачи;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Контроль и коррекция. У учеников будут сформированы умения:

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;

- сличать результат действий с эталоном (целью),

- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.

Оценивание. Ученик будет уметь оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса с помощью специальных заданий учебника.

К окончанию начальной школы в процессе изучения курса информатики и ИКТ у ученика будет сформирован ряд ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Общеучебные универсальные действия:

- поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов, в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;

- составление знаково-символических моделей (в теме «Кодирование информации», пространственно-графических моделей реальных объектов (в темах «Устройство компьютера», Алгоритмы и исполнители»);

- использование готовых графических моделей процессов для решения задач;

- оставление и использование для решения задач табличных моделей (для записи условия и решения логической задачи, описания группы объектов живой и неживой природы и объектов, созданных человеком и т.д.);

- использование опорных конспектов правил работы с незнакомыми компьютерными программами;

- одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) с целью выделения информации, необходимой для решения учебной задачи;

- выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий (составление алгоритмов формальных исполнителей);

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов.

Логические универсальные учебные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков с обозначением имени и значения свойства объектов (темы «Объекты и их свойства», «Действия объектов»);

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов (решение заданий типа «Продолжи последовательность...», темы «Классы объектов», «Таблицы», «Порядок записей в таблице», «Организация информации в виде дерева», «Дерево деления на подклассы», «Циклические алгоритмы» - задания на создание алгоритмов упорядочивания объектов);

- синтез как составление целого из частей (темы «Устройство компьютера», компьютерные программы «Сборка компьютера Малыш», «Художник», Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов);

- построение логической цепи рассуждений.

По окончании изучения курса «Информатика и ИКТ» выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебниках, энциклопедиях, справочниках, в том числе гипертекстовых;

- осуществлять сбор информации с помощью наблюдения, опроса, эксперимента и фиксировать собранную информацию, организуя ее в виде списков, таблиц, деревьев;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;

- основам смыслового чтения с выделением информации, необходимой для решения учебной задачи из текстов, таблиц, схем;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;

- устанавливать аналогии;

- строить логическую цепь рассуждений;

- осуществлять подведение под понятия, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- обобщать, то есть осуществлять выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять синтез как составление целого из частей.

Выпускник получит возможность научиться:

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- осознанно владеть общими приемами решения задач;

- формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

4-й класс (34 ч)

Информационная картина мира (11 ч)

Виды информации

Текстовая, численная, графическая, звуковая информация.

Технические средства передачи, хранения и обработки информации разного вида (телефон, радио, телевизор, компьютер, калькулятор, фотоаппарат).

Сбор информации разного вида, необходимой для решения задачи, путем наблюдения, измерений, интервьюирования. Достоверность полученной информации. Поиск и отбор нужной информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках, каталогах, предложенных учителем. Ценность информации для решения поставленной задачи.

Способы организации информации

Организация информации в виде дерева. Создание деревьев разной структуры вручную или с помощью компьютера (дерево деления понятий, дерево каталогов). Дерево решений. Запись дерева решений простых игр.

Компьютер - универсальная машина для обработки информации (7 ч)

Фундаментальные знания о компьютере

Профессии компьютера. Программы обработки текстовой, графической и численной информации, создания мультимедийных презентаций и области их применения. Компьютеры и общество.

Система координат, связанная с монитором. Координаты объекта на мониторе в символьном и графическом режиме.

Гигиенические нормы работы на компьютере.

Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования)

Запуск программ из меню «Пуск».

Хранение информации на внешних носителях в виде файлов. Структура файлового дерева. Поиск пути к файлу в файловом дереве. Запись файлов в личный каталог.

Создание текстовых и графических документов и сохранение их в виде файлов. Инструменты рисования (окружность, прямоугольник, карандаш, кисть, заливка).

Алгоритмы и исполнители (8 ч)

Циклический алгоритм

Циклические процессы в природе и в деятельности человека. Повторение действий в алгоритме. Циклический алгоритм с послеусловием. Использование переменных в теле цикла. Алгоритмы упорядочивания по возрастанию или убыванию численной характеристики объектов. Создание и исполнение циклических алгоритмов для формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью циклических алгоритмов.

Вспомогательный алгоритм

Основной и вспомогательный алгоритмы. Имя вспомогательного алгоритма. Обращение к вспомогательному алгоритму.

Объекты и их свойства (7 ч)

Изменение значения свойств объекта

Действия, выполняемые объектом или над объектом. Действие как атрибут объекта. Действия объектов одного класса. Действия, изменяющие значения свойства объектов. Алгоритм, изменяющий свойства объекта, как динамическая информационная модель объекта. Разработка алгоритмов, изменяющих свойства объекта, для формальных исполнителей и человека.

Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1 ч)

Действия над файлами (создание, изменение, копирование, удаление). Права пользователя на изменение, удаление и копирование файла.

Правила цитирования литературных источников.

Планируемые результаты освоения учебной программы

кружка «Инфознайка» к концу 4-го года обучения

Выпускник должен иметь представление:

  • о достоверности информации;

  • о ценности информации для решения поставленной задачи;

  • о направлениях использования компьютеров;

  • о понятии «дерево» и его структуре;

  • о понятии «файл» (при наличии оборудования);

  • о структуре файлового дерева (при наличии оборудования);

  • о циклическом повторении действий;

  • о действии как атрибуте класса объектов;

  • о системе координат, связанной с монитором.

Выпускник научится:

  • использовать правила цитирования литературных произведений;

  • приводить примеры информации разных видов и называть технические средства для работы с информацией каждого вида;

  • находить пути в дереве от корня до указанной вершины;

  • создавать небольшой графический или текстовый документ с помощью компьютера и записывать его в виде файла в текущий каталог (при наличии оборудования);

  • запускать программы из меню Пуск (при наличии оборудования);

  • записать файл в личную папку с помощью учителя (при наличии оборудования);

  • приводить примеры использования компьютера для решения различных задач;

  • использовать простые циклические алгоритмы для планирования деятельности человека;

  • составлять и исполнять простые алгоритмы, содержащие линейные, условные и циклические алгоритмические конструкции, для знакомых формальных исполнителей;

  • приводить примеры различных алгоритмов с одним и тем же результатом;

  • приводить примеры действий объектов указанного класса.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать графический или текстовый документ с помощью компьютера и записывать его в виде файла в текущий каталог;

  • записать файл в личную папку;

  • использовать компьютер для решения различных задач;

  • использовать циклические алгоритмы для планирования деятельности человека;

  • составлять и исполнять алгоритмы, содержащие линейные, условные и циклические алгоритмические конструкции, для знакомых формальных исполнителей;

  • приводить примеры различных алгоритмов с одним и тем же результатом;

  • приводить примеры действий объектов указанного класса.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Электронно - образовательные и Интернет ресурсы

1. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (содержит текст федерального государственного образовательного стандарта). Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации mon.gov.ru/dok/fgos/7195/

2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (содержит перечень УУД). Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации mon.gov.ru/dok/fgos/7195/

3. Сайт издательства Академкнига/Учебник akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi


Учебно-методическая литература

4 класс

Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 4 класс: Учебник в 2-х ч. - М. : Академкнига/Учебник.

Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 4 класс: Методическое пособие для учителя. - М. : Академкнига/Учебник.

Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 4 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие + СД. - М.: Академкнига/Учебник.

Для того чтобы полностью обеспечить планируемые результаты изучения курса информатики и ИКТ, учебный процесс должен быть обеспечен: компьютерами, обучающими компьютерными программами, входящими в методический комплект авторов Бененсон Е.П., Паутова А.Г., программами по обработке информации различного вида (текстовый процессор MS Word, графический редактор Paint, редактор презентаций MS PowerPoint, калькулятор).

При делении класса на группы требуется 15 компьютеров.

Обучающие программы методического комплекта работают со следующими операционными системами: Windows 98/200/XP/Vista/7, MacOS X, Linux. В нашем случае используется операционная система Windows 7.


Календарно-тематическое планирование кружка «Инфознайка» на 2015-2016 уч.г. МБОУ «СОШ №17» им. Кугультинова Д.Н.

4 класс. 1 час в неделю


№ урока

Дата

Наименование раздела, курса, тем уроков

Тип урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты (УУД)

Формы контроля

Домашнее задание

Предметные

Метапред-метные

Личностные

1 четверть - 9ч.

Алгоритмы и исполнители.

Информационная картина мира

6ч.

3ч.


Инструктаж по технике безопасности в кабинете информатики.

Алгоритм с ветвлением (повторение)

Урок повторения предметных ЗУНов или закрепление УУД

1

Информация как сведения об окружающем мире. Восприятие информации человеком

с помощью органов чувств.

Работа в программе «Считайка»

Знать, что алгоритм - план решения задачи или достижения цели; что алгоритм состоит из шагов; каждый шаг содержит команду, понятную исполнителю алгоритма; способы записи алгоритмов; правила поведения в компьютерном классе.

Уметь: определять вид алгоритмов (линейный и алгоритм с ветвлением); объяснять, что обозначают геометрические фигуры в записи алгоритма в виде блок-схемы; определять, из каких блоков состоит ветвление; проверять алгоритм, заполняя таблицу; составлять алгоритм, цель которого вывести на экран наименьшее из значений переменных D, C, B

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД Правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося

Общеучебные универсальные действия

Фронтальный опрос

№4

    Алгоритм с циклом

    Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД - УФППН, овладения новыми предметными умениями - УОНПУ

    1

    Назначение основных устройств компьютера для ввода и вывода информации. Пользование мышью. Использование простейших средств текстового редактора. Правила работы за компьютером. Работа в программе «Лаборатория»

    Знать, что цикл - это участок алгоритма; из чего состоит цикл (тело цикла и блок выхода).

    Уметь: выполнять лабораторную работу на тему «Плавает ли предмет?»; записывать результаты выполнения алгоритма
    в таблицу; рассматривать алгоритм и выполнять задание

    Самостоятельная работа

    №8

      Составление алгоритмов с циклом

      Урок применения предметных ЗУНов и УУД

      1

      Простейшие приемы поиска информации. Источники информации (книги, средства массовой информации, природа, общение с другими людьми). Работа в программе «Лаборатория»

      Уметь: выбирать верные рассуждения; заполнять пропуски в алгоритме; составлять алгоритм нахождения самого тяжелого предмета из пяти данных; составлять циклический алгоритм приготовления блинов и записывать его в виде блок-схемы

      КОММУНИ- КАТИВНЫЕ УУД

      Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу.

      ЛОГИЧЕСКИЕ УУД Анализ объектов, сравнение, классификация, синтез.

      Общеучебные универсальные действия

      Практическая работа

      №12

        Алгоритм упорядочивания объектов

        Урок применения предметных ЗУНов и УУД

        1

        Работа с простейшими информационными объектами. Использование различных алфавитов в шрифтах замены. Работа в программе «Лаборатория»

        Уметь: различать алгоритмы с циклом
        и алгоритмы с ветвлением; выбирать верные высказывания; составлять циклический алгоритм выполнения лабораторной работы; выполнять составленный алгоритм

        Самостоятельная работа

        №16

          Составление и исполнение алгоритмов с циклом

          Урок применения предметных ЗУНов и УУД

          1

          Работа с простейшими информационными объектами. Принцип двоичного кодирования. Двоичное кодирование текстовой информации. Работа в программе «Лаборатория»

          Уметь: выбирать верные высказывания; выполнять циклический алгоритм; выполнять составленный алгоритм; анализировать алгоритмы упорядочивания растений

          Практическая работа

          №20

            Составление и исполнение алгоритмов

            с циклом

            Урок применения предметных ЗУНов и УУД

            1

            Работа с простейшими информационными объектами. Особенности обработки информации человеком и компьютером. Входная и выходная информация. Работа в программе «Лаборатория»

            Уметь: соединять точки отрезками, выполняя циклический алгоритм; заполнять пропуски в циклическом алгоритме; пользоваться справочной литературой; записывать информацию в таблицу; составлять алгоритм упорядочивания записей
            о предках поэта

            Самостоятельная работа

            №24

              Организация информации в виде дерева. Исполнитель алгоритмов

              Путешественник

              УФППН, УОНПУ

              1

              Работа с простейшими информационными объектами. Особенности обработки информации человеком. Работа в программе «Путешественник»

              Знать: способ организации информации об отношениях между объектами; структурные части дерева («вершины», «ребра», «корни», «листья»).

              Уметь: называть команды, обозначать команды и выполнять действие алгоритма

              в виде действия; называть части алгоритма в виде дерева; составлять дерево, показывающее структуру бассейна Волги; составлять дерево твоей родословной

              Самостоятельная работа

              №28

                Дерево деления объектов на подклассы

                Урок применения предметных ЗУНов и УУД

                1

                Работа с простейшими информационными объектами. Особенности обработки информации человеком. Сопоставление текстовой и графической информации. Работа в программе «Путешественник»

                Знать, что дерево, которое показывает, как объекты одного класса разделить на группы по какому-нибудь признаку, называют деревом деления на подклассы,
                а выделенную группу объектов - подклассом данного класса.

                Уметь: рассматривать дерево деления на подклассы; составлять по рисунку дерево структуры бассейна Эгейского моря

                Практическая работа

                №32

                  Файловое дерево

                  Урок применения предметных ЗУНов и УУД

                  1

                  Работа с простейшими информационными объектами. Особенности обработки информации человеком. Сопоставление текстовой и графической информации. Работа в программе «Путешественник»

                  Знать: понятие «файловое дерево»; что файлы имеют имена; файлы можно объ-единить в группу и дать группе имя; имя жесткого диска - С:.

                  Уметь: выбирать верные высказывания; по алгоритму Путешественника восстанавливать дерево файлов и папок на диске С:, составлять алгоритм для Путешественника

                  Практическая работа

                  №36

                  2 четверть - 7ч.

                  Алгоритмы и исполнители

                  7ч.



                    Вспомогательный алгоритм

                    Урок повторения предметных ЗУНов или закрепление УУД

                    1

                    Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов. Поиск лишнего предмета. Работа в программе «Чертёжник»

                    Знать, когда составляют вспомогательный алгоритм.

                    Уметь: выполнять алгоритм; составлять дерево, которое показывает структуру данного рисунка; составлять по рисунку основной и вспомогательный алгоритмы; выполнять циклический алгоритм, записанный

                    в виде блок-схемы

                    РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью

                    ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

                    Общеучебные универсальные действия

                    1. Поиск и информации

                    2. Знаково-символическое моделирование

                    3. Смысловое чтение

                    4. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

                    5. Постановка и формулирование проблемы

                    Самостоятельная работа

                    №40

                      Вспомогательный алгоритм с параметром

                      Урок применения предметных ЗУНов и УУД

                      1

                      Истинные высказывания. Ложные высказывания. Работа в программе «Чертёжник»

                      Знать, что имя параметра записывается
                      в скобках после имени вспомогательного алгоритма.

                      Уметь: анализировать вспомогательный алгоритм с параметром; выбирать верные высказывания; составлять алгоритм по рисунку; составлять таблицу, в которой каждая запись содержит информацию о количестве звезд

                      Практическая работа

                      №44

                        Исполнитель алгоритмов Художник. Система координат монитора

                        УФППН, УОНПУ

                        1

                        Работа с таблицей. Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов. Поиск лишнего предмета. Работа в программе «Художник»

                        Знать, что прямоугольная система координат состоит из двух прямых, которые называются осями; оси пересекаются под прямым углом; оси имеют имена (ось Х и ось Y); точка пересечения называется началом координат.

                        Уметь: откладывать единичный отрезок; записывать координаты точек; находить изображение прямоугольной системы координат; записывать алгоритм создания орнамента; создавать рисунок по образцу, используя вспомогательные алгоритмы; выполнять алгоритм, записанный в виде блок-схемы

                        Самостоятельная работа

                        №48

                          Составление и исполнение алгоритмов Художником

                          Урок применения предметных ЗУНов и УУД

                          1

                          Работа с таблицей. Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов. Поиск лишнего предмета. Работа в программе «Художник»

                          Уметь: составлять дерево деления данного класса на подклассы; составлять по рисунку алгоритм для Художника; выполнять задания, используя алгоритм Художника

                          Практическая работа

                          №52

                            Составление и выполнение алгоритмов с циклом дня Художника

                            Урок применения предметных ЗУНов и УУД

                            1

                            Порядок записей в таблице. Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов. Поиск лишнего предмета. Работа в программе «Художник»

                            Уметь: находить закономерность в координатах точек для каждого рисунка; заполнять пропуски в алгоритме, записанном

                            с помощью блока-схемы и вспомогательного алгоритма; по рисунку составлять циклические алгоритмы украшения; по рисунку и его описанию составлять дерево, которое показывает структуру церкви

                            КОММУНИКА-ТИВНЫЕ УУД

                            Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу.

                            Общеучебные универсальные действия

                            Практическая работа

                            №56

                              Составление и выполнение алгоритмов с циклом

                              Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов, универсальных действий

                              1

                              Порядок записей в таблице. Предметы и их свойства. Поиск лишнего предмета. Работа в программе «Художник»

                              Уметь: выполнять алгоритмы; составлять алгоритм упорядочивания рисунков музыкальных инструментов; выбирать верные высказывания

                              Практическая работа

                              №60

                                Контрольная работа по теме «Алгоритмы и исполнители» Твои успехи

                                Контрольно-коррекционный урок

                                1

                                Составлять алгоритмы для различных исполнителей и понимать их

                                Уметь: выполнять алгоритмы; определять истинность высказываний; составлять алгоритм упорядочивания рисунков; составлять по рисунку алгоритм для Художника; придумывать свой циклический алгоритм шифрования текста

                                Контрольная работа

                                3 четверть - 10ч.

                                Обработка информации с помощью компьютера

                                10ч.



                                  Виды информации. Обработка

                                  графической информации

                                  УФППН, УОНПУ

                                  1

                                  Работа с простейшими информационными объектами. Особенности обработки информации человеком. Сопоставление текстовой и графической информации. Двоичное кодирование графической информации. Работа в графическом редакторе Paint

                                  Знать: виды информации по способу получения (зрительная, слуховая, вкусовая, осязательная); виды информации по способу двоичного кодирования (графическую, численную, звуковую); понятия «графический редактор», «текстовый редактор», «текстовый процессор», «звуковой редактор», «файл».

                                  Уметь: открывать графический редактор Paint; дополнять рисунок файлового дерева с папкой своего класса и личной папкой; личную папку называть своей фамилией; выбирать верные высказывания; исследовать, как работают инструменты рисования; составлять алгоритмы создания рисунков в графическом редакторе Paint с помощью инструментов «эллипс», «ластик», «заливка»

                                  ЛИЧНОСТНЫЕ УУД Правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося

                                  Общеучебные универсальные действия

                                  Фронтальный опрос

                                  №4

                                    Создание рисунков с помощью инструментов редактора Paint

                                    Урок применения предметных ЗУНов и УУД

                                    1

                                    Управление формальными исполнителями. Планирование деятельности человека с помощью линейных алгоритмов/ Работа в графическом редакторе Paint

                                    Уметь: строить дерево структуры рисунка; рисовать жука в графическом редакторе Paint с помощью инструментов «эллипс», «ластик», «заливка», «карандаш», «выделение»; копировать рисунок в графическом редакторе

                                    Самостоятельная работа

                                    №8

                                      Копирование фрагмента рисунка в редакторе Paint

                                      УОНПУ

                                      1

                                      Создание и исполнение линейных алгоритмов для формальных исполнителей/ Работа в графическом редакторе Paint

                                      Уметь: разбивать рисунки на два класса, один из классов разбивать на два подкласса, каждый подкласс обводить синим цветом; создавать рисунок в графическом редакторе Paint, используя готовые элементы; сохранять рисунок; рассматривать окно диалога и отвечать на вопросы

                                      Практическая работа

                                      №12

                                        Вставка рисунков из файла. Перемещение рисунков в редакторе Paint

                                        УОНПУ

                                        1

                                        Управление формальными исполнителями. Создание сложных алгоритмов. Работа в графическом редакторе Paint

                                        Знать назначение инструментов графического редактора Paint.

                                        Уметь: выбирать верные высказывания; создавать рисунок в графическом редакторе Paint, используя готовые элементы; решать задачу с помощью таблицы

                                        КОММУНИ- КАТИВНЫЕ УУД

                                        Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу.

                                        Самостоятельная работа

                                        №16

                                          Текстовая информация. Обработка текста на компьютере

                                          УФППН, УОНПУ

                                          1

                                          Запись алгоритмов. Двоичное кодирование текста. Работа с текстовым редактором MS Word

                                          Знать: программы для работы с текстом (текстовый редактор и текстовый процессор); что текст состоит из символов; что компьютер хранит в памяти двоичные коды символов, каждый символ кодируется набором из восьми нулей и единиц; в кодовой таблице 256 символов.

                                          Уметь: форматировать текст (выравнивать); заполнять пропуски в дерев

                                          е деления данного набора символов на подклассы; открывать файл с текстом в программе MS Word и форматировать его; со-хранять электронный текст; отмечать точки, заданные координатами

                                          Самостоятельная работа

                                          №20

                                            Редактирование и форматирование текста в ТП MS Word

                                            Урок применения предметных ЗУНов и УУД

                                            1

                                            Определение истинности сложных высказываний, записанных по схеме «…и…», «…или…». Работа с текстовым редактором MS Word

                                            Уметь: сохранять текст в текстовом процессоре; рассматривать алгоритм выбора команды сохранения; объяснять, в каких случаях надо использовать команду «Сохранить», а в каких - «Сохранить как»; заполнять пропуски в тексте; открывать файлы в текстовом процессоре ТП MS Word, вставлять пропущенные слова, выделять их красным цветом, сохранять файл

                                            в свою личную папку

                                            Практическая работа

                                            №24

                                              Дополнительные возможности текстового процессора

                                              Урок применения предметных ЗУНов и УУД

                                              1

                                              Истинное высказывание. Ложное высказывание. Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов. Работа с текстовым редактором MS Word

                                              Знать: дополнительные возможности текстового процессора (вставка рисунка из файла, создание объекта Word Art); понятие «редактирование» текста; свойства графического объекта (рисунка) в текстовом документе.

                                              Уметь: вставлять рисунок из файла; создавать объект Word Art (художественная надпись); редактировать текст с помощью клавиш «Deletе», «BackSpace»; рассматривать фрагмент файлового дерева и выполнять задания; выбирать истинные высказывания; делить элементы класса «Символы» на два подкласса; создавать поздравительную открытку в текстовом процессоре MS Word; выполнять циклический алгоритм, записанный в виде блок-схемы

                                              ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

                                              Общеучебные универсальные действия

                                              1. Поиск и информации

                                              2. Знаково-символическое моделирование

                                              3. Смысловое чтение

                                              4. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

                                              5. Постановка и формулирование проблемы

                                              Практическая работа

                                              №28

                                                Обобщение темы «Обработка текстовой информации на компьютере»

                                                Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов, универсальных действий

                                                1

                                                Истинное высказывание. Ложное высказывание. Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов. Работа с текстовым редактором MS Word

                                                Знать понятия «носитель графической информации», «носитель звуковой информации».

                                                Уметь: выполнять алгоритм; анализировать отредактированные тексты; создавать поздравительную открытку в текстовом процессоре MS Word

                                                Общеучебные универсальные действия

                                                Практическая работа

                                                №32

                                                  Численная информация. Вычисления на компьютере

                                                  УФППН, УОНПУ

                                                  1

                                                  Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов. Работа в программе Калькулятор ОС Windows

                                                  Знать, что в памяти компьютера числа хранятся в виде двоичных кодов, которые называются двоичными числами; для кодирования чисел используется не кодовая таблица, а набор правил, который называют «двойная система счисления».

                                                  Иметь представление о происхождении слова «компьютер».

                                                  Уметь: рассматривать окно программы «Калькулятор»; выполнять порядок сложения двух чисел; выбирать объекты для работы с информацией; изучать алгоритм вычисления значения выражения со скобками с помощью программы «Калькулятор»

                                                  Самостоятельная работа

                                                  №36

                                                    Двоичное кодирование численной информации

                                                    Урок применения предметных ЗУНов и УУД

                                                    1

                                                    Запись алгоритмов. Работа в программе Калькулятор ОС Windows

                                                    Уметь: заполнять таблицу двоичных кодов чисел, используя алгоритм; по двоичному коду определять число

                                                    Практическая работа

                                                    №40

                                                    4 четверть - 8ч.

                                                    Объекты и их свойства

                                                    8ч.



                                                      Действия объектов

                                                      УФППН, УОНПУ

                                                      1

                                                      Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Работа в программе «Сад в компьютерной долине»

                                                      Знать понятия «объект», «свойства объекта», «действия объектов».

                                                      Уметь: обводить на рисунке объекты одного класса; называть действие, присущее всем объектам на рисунке; давать общее название всем объектам рисунка; определять объект по его действиям; записать действия объекта; работать в программе «Компьютерная Долина»

                                                      РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью

                                                      Фронтальный опрос

                                                      №44

                                                        Действия над объектами

                                                        Урок применения предметных ЗУНов и УУД

                                                        1

                                                        Способы записи алгоритмов. Свойства
                                                        объектов. Работа в программе «Сад в компьютерной долине»

                                                        Знать, что действия могут выполняться не только самим объектом, но и другие объекты могут производить действия
                                                        над ним.

                                                        Уметь: соединять рисунки объектов
                                                        с действиями, которые можно над ними выполнить; работать в программе «Компьютерная Долина»; находить в справочном разделе необходимую информацию

                                                        Самостоятельная работа

                                                        №48

                                                          Влияние действий на значение свойства объекта

                                                          Урок применения предметных ЗУНов и УУД

                                                          1

                                                          Массовость алгоритма. Запись алгоритмов. Свойства объектов. Работа в программе «Сад в компьютерной долине»

                                                          Знать, что действия объекта или действия над объектом могут изменять значение свойств (размер, форму, цвет, температуру и др.).

                                                          Уметь: определять, какие свойства ели меняют свое значение в результате ее роста; анализировать отредактированный текст, сравнивать текст до форматирования и текст после форматирования; работать в программе «Компьютерная Долина»; составлять циклический алгоритм, используя данный блок

                                                          Общеучебные универсальные действия

                                                          Практическая работа

                                                          №52

                                                            Циклические процессы в природе и технике

                                                            Урок применения предметных ЗУНов и УУД

                                                            1

                                                            Запись алгоритмов. Условные алгоритмы: истинные и ложные высказывания. Работа в программе «Сад в компьютерной долине»

                                                            Иметь представление о циклическом процессе.

                                                            Уметь: работать в программе «Компьютерная Долина»; рисовать схему циклического процесса

                                                            Практическая работа

                                                            №56

                                                              Использование компьютеров в жизни общества

                                                              Урок применения предметных ЗУНов и УУД

                                                              1

                                                              Запись алгоритмов. Условные алгоритмы: истинные и ложные высказывания. Работа в программе «Сад в компьютерной долине»

                                                              Уметь: работать в программе «Компьютерная Долина»; находить в справочном разделе необходимую информацию

                                                              Общеучебные универсальные действия

                                                              Практическая работа

                                                              №60

                                                                Обобщение по теме «Действие объектов. Действия над объектами»

                                                                Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов, универсальных действий

                                                                1

                                                                Компьютерный класс как информационная система коллективного пользования.

                                                                Формирование бережного отношения к оборудованию компьютерного класса

                                                                Уметь: определять действия объекта; составлять циклический алгоритм; работать в программе «Компьютерная Долина»; находить в справочном разделе необходимую информацию; соединять объекты с выполняемыми ими действиями

                                                                Практическая работа

                                                                №64

                                                                  Контрольная работа по теме «Обработка информации, действия объектов». Твои успехи

                                                                  Контрольно-коррекционный урок

                                                                  1

                                                                  Запись алгоритмов. Условные алгоритмы: истинные и ложные высказывания

                                                                  Уметь: называть технические средства, которые работают с информацией (графической, текстовой, численной, звуковой); форматировать текст; строить дерево структуры рисунка; составлять для программы «Калькулятор» алгоритм вычисления значения выражения с занесением в память промежуточных результатов; называть носителей информации

                                                                  Общеучебные универсальные действия

                                                                  Контрольная работа


                                                                    Итоговое обобщение по курсу начальной школы. Настольная игра «Путешествие по Компьютерной Долине»

                                                                    Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов, универсальных действий

                                                                    1

                                                                    Знать способы организации информации.

                                                                    Уметь: называть имена исполнителей алгоритмов; выполнять алгоритм, заполняя таблицу; составлять алгоритм решения задачи; рассказывать о способах организации информации; записывать информацию в виде таблицы; составлять списки, дерево отношений; придумывать дерево, с помощью которого можно собирать слова

                                                                    Работа в группах



                                                                    © 2010-2022