Взгляд на нравственное воспитание дошкольников

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения, присваивает их. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Взгляд на нравственное воспитание дошкольников.


Е.Т.Пискарёва

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад № 24» город Ишим, Россия.


Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения, присваивает их. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Процесс становления личности продолжается и видоизменяется всю жизнь, но основы социально-нравственного развития закладываются уже в раннем и дошкольном возрасте. Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок постигает социально-нравственный опыт путем проб и ошибок, в большей своей части, подражая взрослым. Всем известно, что социально-нравственный опыт может быть как положительным, так и отрицательным, а значит, роль взрослого велика, важна и ответственна.

Прочность и устойчивость любого нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно, поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства влияют на личностную сферу ребёнка и потому влияют на прочность значимого качества. Знания и чувства побуждают потребность в действии, т.е. в поступках и поведении Поступки и поведение являются обратной связью, которые позволяют проверить прочность формируемого качества.

У детей младшего дошкольного возраста нельзя опираться на понимание, осознание важности формирования того или иного качества но это совершенно не значит, что их не надо воспитывать нравственно. Нужно изменить последовательность и начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной сферы и практики поведения.

Нравственное воспитание в дошкольном возрасте осуществляется с помощью определенных средств и методов:

- художественные средства (литература, кино, живопись, т.д.) Они придают эмоциональную окраску познаваемым моральным явлениям.

- природа, способствует формированию патриотизма и самооценки ребенка.

- собственная деятельность детей: игра, труд, художественная деятельность, учение. Они формируют практическое нравственное поведение. Особое место в этой группе средств занимает общение, которое как средство нравственного воспитания выполняет роль корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

- развивающая среда, быт. атмосфера, активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств

Выбор средств зависит от ведущей задачи, от возраста детей, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (формирование, закрепление, перевоспитание).

Б.Т.Лихачев исходит из логики целостности педагогического процесса и его организации при решении задач нравственного воспитания и самовоспитания. Согласно этому основанию он выделяет три группы методов:

-организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования).

-доверительного воздействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации):

- воздействия (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, к воле и поступку). [1]

В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений.[2]

Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье - важнейшие источники формирования нравственности детей.

Литература

1. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: 1996г.

2. Логинова В.И, Саморукова М.А. Дошкольная педагогика. - М.- 1998г.


© 2010-2022