- Преподавателю
- Иностранные языки
- Программа дополнительного образования «Домашнее чтение на немецком языке»
Программа дополнительного образования «Домашнее чтение на немецком языке»
Раздел | Иностранные языки |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Петриченко Э.Г. |
Дата | 16.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Программа дополнительного образования
«Домашнее чтение на немецком языке»
(По материалам книги для чтения Рудольфа Эриха Распе
«Приключения барона Мюнхаузена» Stufe 3 Start Deutsch)
7 - 8 классы
ВЫПОЛНИЛА:
Петриченко Э.Г.
учитель немецкого языка
МБОУ «Школа №53»
Пояснительная записка
Курс домашнего чтения на немецком языке предназначен для учащихся 7-9 классов общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением иностранных языков, гимназий и лицеев и рассчитан на один урок в неделю (34 ч в год).
Современная концепция обучения иностранному языку предусматривает формирование коммуникативной компетенции учащихся. Ее составной частью является речевая компетенция, предполагающая развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности и, в том числе, чтения. Однако в рамках классно-урочной системы присутствует в основном «интенсивное» чтение - чтение небольших по объему текстов, по цели подразделяющееся на три вида: ознакомительное, изучающее и поисковое. Среди текстов, предназначенных для такого чтения, встречаются и отрывки художественных произведений, но многие школьники за годы обучения не прочитают ни одной книги на немецком языке целиком. Нередко перспектива остаться один на один с книгой на иностранном языке пугает изучающих немецкий - непривычно большой объем текста, незнакомая лексика и грамматические структуры и непонятные реалии чужой культуры могут быть серьезными препятствиями к самостоятельному чтению.
Основной курс немецкого языка не предполагает «экстенсивного чтения», чтения для удовольствия, а ведь важность его как составной части изучения иностранного языка трудно переоценить. В Федеральном государственном образовательном стандарте прописана необходимость обеспечить «сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур». Эту и ряд других целей и задач берет на себя данный курс.
Место в общем курсе изучения немецкого языка, цели и задачи курса
Курс домашнего чтения на немецком языке должен дополнять основной курс немецкого языка, выполняя ряд функций.
Первостепенные задачи (реализующиеся в рамках курса чтения)
-
Формирование интереса к чтению на немецком языке. Работая с адаптированными книгами для чтения разных жанров под руководством учителя, учащиеся приобретут большую уверенность в своих силах, научатся выбирать подходящие по уровню книги, преодолевать языковые трудности, почувствуют вкус к литературе.
-
Углубление знаний в области культуры стран изучаемого языка. Широкий выбор адаптированных книг для чтения издательства «Айрис пресс» позволит учащимся познакомиться с классическими и лучшими образцами современных произведений зарубежных авторов, узнать больше о традициях немецкоязычных стран, их истории и образе жизни.
-
Обучение началам литературного анализа. Выполняя задания по прочитанным книгам, школьники научатся излагать основное содержание, составлять характеристики героев, познакомятся с некоторыми литературными приемами. Эти виды деятельности сформируют начальные навыки анализа литературных произведений - базу для предусмотренного ФГОС обучения литературному анализу на старшей ступени.
-
Формирование прописанного в ФГОС умения «использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных целях». Серия содержит увлекательные книги стимулирующие познавательную активность учащихся, расширяющие их кругозор и укрепляющие межпредметные связи.
Вспомогательные задачи (решающиеся совместно с основным курсом)
-
Расширение словарного запаса учащихся за счет лексических единиц текстов книг и, что особенно важно, устойчивых словосочетаний.
-
Дальнейшее развитие навыков не только чтения, но и аудирования, так как многие книги для чтения имеют аудиосопровождение.
-
Дальнейшее развитие устной монологической и диалогической речи при помощи пересказов разных видов, обсуждения прочитанного, дискуссий, театрализованных постановок и др.
-
Формирование навыков творческого письма через выполнение специальных заданий, таких, как написание еще одной главы или альтернативного конца произведения, возможных диалогов между героями и т.п.
Результаты освоения курса
Личностные результаты:
- повышение учебной мотивации путем формирования интереса к чтению, а также благодаря творческому компоненту;
- расширение кругозора учащихся и стимулирование познавательной деятельности;
- воспитание толерантности и уважения к чужой культуре;
- повышение учебной самостоятельности школьников: от чтения под руководством учителя до самостоятельного внеклассного чтения на иностранном языке.
Метапредметные результаты:
- формирование умения работать с книгой как источником информации;
- воспитать «грамотного читателя», умеющего выбирать книги для чтения в соответствии со своими вкусами и предпочтениями, исходя из своего уровня владения языком, работать с глоссарием, анализировать прочитанное;
- дальнейшее развитие умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, формирование навыков проектной деятельности, благодаря разнообразию форм работы на уроках.
Предметные результаты:
Курс вносит заметный вклад в формирование коммуникативной иноязычной компетенции учащихся:
- в области речевой компетенции: способствует формированию умений в четырех основных видах речевой деятельности;
- в сфере лингвистической компетенции: позволяет овладеть новыми языковыми средствами, как лексическими, так и грамматическими;
- в области социокультурной компетенции: приобщает учащихся к культуре, традициям, реалиям стран изучаемого языка.
Содержание и учебно-методическое обеспечение курса
Курс построен на работе с текстами книг, представляющими собой сокращенное и адаптированное, но завершенное литературное произведение. В ходе работы над книгой учащиеся:
знакомятся с содержанием книги, развивая при этом навыки чтения и аудирования;
знакомятся с биографией автора и особенностями описываемой эпохи (для более старших читателей);
выполняют разнообразные задания на проверку понимания; анализируют прочитанное, обсуждают ситуации и поступки героев;
учатся пересказывать текст подробно и кратко (выбирая основное содержание),
-
также от лица героев; расширяют свой словарный запас и овладевают новыми грамматическими
структурами; выполняют творческие задания разных типов (от создания веб-страницы героя
книги до театрализованных постановок); овладевают навыками творческого письма;
выполняют проектные задания; учатся сотрудничать, так как многие виды учебной деятельности внутри курса
предполагают работу в парах и группах.
-
Соответствие уровня классу является приблизительным и зависит от количества часов в учебном плане, особенностей конкретной группы и других факторов.
-
ФГОС предусматривает достижение порогового уровня владения иностранным языком по окончании базового курса.
Книги этой серии идеально подходят для учащихся подросткового возраста, они позволяют школьникам познакомиться с лучшими образцами мировой литературы, известными авторами, расширяют кругозор и дают богатую почву для обсуждения.
Книги содержат большое количество иллюстраций, которые не только привлекают внимание школьников, но и облегчают им понимание текста и дают дополнительные возможности для развития устной речи.
Книги этой серии идеально подходят для читателей, делающих первые шаги в самостоятельном чтении литературы, помогают привить интерес к чтению и формируют базовые читательские навыки. Система разработанных заданий существенно облегчает работу учителя.
Работа с книгами этой серии позволяет учащимся использовать иностранный язык для расширения своих знаний в других предметных областях, что предусмотрено требованиями ФГОС. Данная серия также способствует обогащению словарного запаса учащихся и являются прекрасной базой для проектных и исследовательских работ на немецком языке.
Формы работы и виды учебной деятельности
Курс домашнего чтения позволяет комбинировать разнообразные формы работы - индивидуальную, групповую и фронтальную. Так, например, учащиеся самостоятельно читают новую главу и выполняют задания на проверку понимания, в группе готовят презентацию образа героя или театрализованную постановку одной из сцен, всем классом участвуют в дискуссии или викторине по прочитанной книге.
Очень удобна и эффективна на уроках курса работа в паре. Взаимодействуя друг с другом при выполнении разных заданий, от элементарных (таких как совместный поиск информации в тексте) до творческих (например, разыгрывание интервью с одним из героев книги), учащиеся приобретают навыки работы в сотрудничестве. Парная работа удобна организационно - она не требует перестановки парт, времени на деление на группы и распределение функций внутри них, а также облегчает контроль участия каждого в учебной деятельности. Работа в паре повышает мотивацию, добавляет элемент взаимообучения (при котором в паре более сильный ученик помогает более слабому) и создает психологически более комфортную обстановку для неуверенных в себе учащихся. Таким образом, при комбинировании разных форм работы парная может быть использована как повседневная, базовая форма.
Использование ИКТ на уроках курса позволит учащимся делать презентации по прочитанным книгам и биографиям авторов, создавать веб-страницы любимых героев и т.п.
Внутри каждого этапа работы с книгой данный курс позволяет использовать разнообразные виды деятельности в зависимости от возраста учащихся и других особенностей группы/класса.
Этап первый - представление книги
Основная задача этого этапа - вызвать у учащихся интерес к произведению. Для этого можно, например:
по обложке книги определить жанр; пользуясь иллюстрациями из книги попытаться предсказать, о чем в ней
пойдет речь; попробовать расставить названия глав в логическом порядке и предположить,
каков сюжет; прочитать или прослушать один увлекательный отрывок из книги и
предложить учащимся предположить, что происходит и что должно случиться.
Этап второй - работа с книгой
Это самый длительный этап, во время которого учащиеся постепенно знакомятся с содержанием произведения. Организовать его можно по-разному, но при этом необходимо соблюдать следующий важный принцип текст новой главы не должен читаться вслух. Иначе обучение чтению превратится в фонетический тренинг. Новый текст целесообразно читать про себя на уроке или дома. Чтение вслух полезно, особенно для учащихся 5-7 классов, и его можно практиковать как отдельное задание, но только после того, как текст был прочитан про себя и была произведена первичная проверка понимания содержания. Если в тексте есть диалоги, чтение их по ролям позволит сделать задание более увлекательным и внести в него элемент драматизации.
Большинство книг имеют аудиосопровождение, поэтому можно чередовать введение текста новой главы путем чтения и восприятия на слух. Это позволит развивать навыки аудирования. Аудиодиски можно также использовать для домашних заданий, попросив учащихся читать и параллельно слушать главу.
Можно предложить учащимся вести читательский дневник. Он может представлять собой как традиционную тетрадь с записями, так и более современный вариант - блог. Здесь читатель может в нескольких предложениях изложить содержание главы, записывать свое мнение о героях и событиях, выписывать понравившиеся выражения. Ведение такого дневника на немецкомком языке позволит развивать навыки письма и поможет глубже понять произведение. По договоренности с группой дневник может быть открытым для общего прочтения. Различия в изложенных мнениях дадут почву для интересных дискуссий. Альтернативный вариант организации работы с дневником предполагает прочтение его только учителем. Ведение дневника поможет учащимся лучше организовать свою работу, а учителю - использовать его как одну из форм контроля.
Работа над главами будет проходить три стадии, для каждой из которых характерны свои формы работы.
На первой стадии - до чтения текста - основными видами деятельности будут:
прогнозирование сюжета. Оно может осуществляться на основе прочитанного ранее, ключевых слов следующей главы, иллюстраций и т.п. Помимо поддержания интереса к чтению этот вид работы способствует развитию устной речи;
введение лексики. Целесообразно вводить лишь ключевые слова, без которых понимание событий невозможно. Необходимо развивать умение понимать смысл текстов с небольшим процентом незнакомых слов и угадывать значение слова по контексту.
На второй стадии - во время чтения текста - учащиеся:
собственно читают текст. Здесь могут отрабатываться разные типы чтения. Например, при первом прочтении учитель может попросить учащихся проверить свои прогнозы по содержанию, что не требует детального понимания текста;
слушают аудиозапись. Как и при чтении, здесь могут развиваться различные навыки в зависимости от поставленной задачи;
выполняют задания на проверку понимания - отвечают на вопросы, определяют, верны ли утверждения, расставляют события по порядку, определяют, кому принадлежит высказывание и т.п. Помимо заданий на понимание, представленных в книгах, учитель может составить свои в нужном ему формате. Так, например, при подготовке к экзамену ГИА по немецкому языку можно проработать часто вызывающее затруднения задание «Определите, какие из приведенных утверждений по тексту верны, какие нет и о каких нет информации»;
в парах составляют задания на проверку понимания текста друг для друга. Этот вид деятельности не стоит использовать в начале работы над книгой, так как ученикам нужно поработать с заданиями, подготовленными авторами книги или учителем, и понять принцип их составления. Самостоятельное создание заданий вызывает большой энтузиазм у учащихся и вносит разнообразие в работу;
работают с лексикой и грамматическими конструкциями главы. Такая работа не является целью этапа, но может проводиться по необходимости, если это нужно для более детального понимания текста.
Третья стадия начинается после чтения текста. Школьники:
читают текст вслух, по возможности по ролям. Эта форма полезна для более младших читателей. При наличии аудиосопровождения можно попросить учащихся отработать дома «красивое» чтение отрывка текста или роли;
обсуждают прочитанное. С более старшими читателями дискуссии будут одним из важнейших элементов курса, способствуя развитию навыков устной диалогической речи и выполняя воспитательные функции;
пересказывают содержание главы. Пересказы детальные, краткие и от лица героев не только развивают навыки устной монологической речи и обогащают словарный запас, но и учат выделять главное, развивают воображение и умение взглянуть на ситуацию другими глазами. Удачной формой может также быть пересказ с фактическими ошибками, которые должны найти слушатели. Такой вид деятельности интересен для отвечающего и позволяет удержать пристальное внимание аудитории;
работают с лексикой главы. Учитель может посчитать необходимой дополнительную отработку некоторых лексических единиц текста. Например, учащиеся составляют свои предложения и даже рассказы с данными выражениями, находят примеры употребления в словаре и др.
Этап третий - подведение итогов
Данный этап представляет наибольший простор для творчества учителя и учащихся.
Самый традиционный вариант - обобщающие задания по прочитанной книге: в форме командной игры-викторины, с использованием кроссвордов, чайнвордов, видеовопросов (основанных на иллюстрациях) и т.п. В зависимости от возраста и уровня владения языком задания (или некоторые из них) можно поручить подготовить учащимся в парах и группах.
Многие произведения серии экранизированы на немецком языке. Со старшими учащимися можно использовать фильм или его фрагменты, чтобы, например, найти различия между текстом и постановкой.
Создание презентации - рекламы прочитанной книги (индивидуально или в группах).
, Создание галереи образов героев на основе текста произведения. В качестве альтернативы можно разыграть в парах интервью с героями произведения.
Театрализованная постановка эпизодов (по выбору учащихся).
Творческое письмо: конкурс на лучшее продолжение или альтернативное окончание произведения.
Написание пьесы на основе произведения.
Формы контроля
Формы контроля при изучении данного курса могут включать:
текущий контроль домашних заданий (опрос, проверка читательского дневника);
устные ответы учащихся на уроках; самостоятельные работы; письменные творческие задания; презентации и проекты.
Тематическое планирование учебного материала
-
№
п/п
Предметно-тематическое содержание
Количество
часов
1.
Das Pferd auf dem Kirchturm
2
2.
Wolf im Geschirr
2
3.
Sechzehn Enten mit einem Schuss
2
4.
Erfolgreiche Jagd
2
5.
Hühner auf dem Ladstock
2
6.
Der Fuchs auf dem Brettnagel
2
7.
Die blinde Bache
2
8.
Der Hirsch und der Kirschbaum
2
9.
Stirn an Stirn mit einem Wolf
2
10.
Ein toller Rock
2
11.
Der Hase, der acht acht Pfoten hatte
2
12.
Die Wunderbare Weste
2
13.
Das Pferd auf dem Teetisch
2
14.
Ein halbes Pferd
2
15.
Wie ich auf der Kugel geritten bin
2
16.
Wie ich mich aus dem Morast herausgezogen habe
2
17.
Der Bienenhirt
2
Итого
34
В зависимости от возраста учащихся и выбранной книги планирование внутри модуля может варьироваться, но общая схема будет такой:
Примерное планирование внутри модуля
№ урока
Этап работы с
в модуле
книгой
Основные виды деятельности
1 либо
Вводный -
Представление книги - мотивация учащихся к чтению.
1-2*
знакомство с
Работа с краткой биографией автора, особенностями эпохи
книгой
и места действия, а также действующими лицами*
2/3-
Прогнозирование содержания новой главы.
11/13**
Основной -
Чтение текста и (при наличии аудиосопровождения)
поэтапная
восприятие на слух.
работа с
Выполнение различных заданий на проверку понимания.
главами книги
Обсуждение прочитанного, пересказы разных типов.
Работа с лексикой
12/14-16
Подведение итогов в различных формах (викторина по
Завершающий -
прочитанной книге, дискуссия, драматизация и т.п.)
подведение
Анализ произведения (характеристики героев, отношение к
-
итогов
прочитанному и др.)
Творческие и проектные задания (творческое письмо, презентация книги и т.п.)
-
Два часа выделяется на вводную часть в том случае, если требуется большая подготовительная работа, чтобы облегчить восприятие произведения.
-
Количество часов на основном этапе зависит от количества глав, которое в большинстве книг варьируется от 9 до 14. Может возникнуть необходимость объединить две более короткие главы или разделить длинную на два занятия.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации данного курса необходимы:
книги для чтения по количеству учащихся;
оснащение кабинета техникой для воспроизведения аудиодисков.
Для реализации данного курса желательны:
наличие DVD-проигрывателя (для использования экранизаций книг);
наличие компьютера и техники, проецирующей изображение (для презентаций).
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом МОиН РФ от 17 апреля 2012 г. № 413)
2. Рудольф Эрих Распе «Приключения барона Мюнхаузена» Москва Айрис Пресс, 2013
3. Л.З. Якушина «Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку» М: Высшая школа,1990
4. М.Цветкова - Особенности факультативных занятий для старшеклассников
5. Э.М. Береговская Путь к чтению без принуждения. ИЯШ, 1997, №1.
6. Э.М. Береговская Чтение - как средство, цель, удовольствие. ИЯШ, 1998,№3
7. О.Ю. Зверлова Организация домашнего чтения на немецком языке DJVU. М.: Просвещение, 1990