Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБПОУ «ИРКУТСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»












САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА




Методические рекомендации

по организации

самостоятельной работы студентов























Иркутск

Методические рекомендации «Самостоятельная работа» содержат материалы по организации самостоятельной работы студентов как с традиционными, так и новаторскими формами и методами в современной практике……………………

Адресованы преподавателям средних профессиональных образовательных учреждений.

Выполнила: Рогова Нина Викторовна - преподаватель ФГОУ СПО «Иркутский аграрный техникум»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….....................5

1.ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………..9

2. СУЩНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………10

2.1. Познавательная самостоятельность в истории обучения ……10

2.2. Сущность самостоятельной работы в среднем профессиональном учебном заведении …………………13

2.3. Виды самостоятельной работы ………………………………..16

3. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ…………………………………………...........................18

3.1.Объем самостоятельной работы и бюджет времени……………18 3.2. Управление самостоятельной работой ………………………..18

3.3. Перечень документов, необходимых для организации самостоятельной работы ……………………………………....19

3.4. Критерии оценки самостоятельной работы студентов ………..20

3.5. Условия для успешного выполнения самостоятельной

работы……………………………………………………………. 21

3.6. Культура самостоятельной работы ……………………………..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………24

ЛИТЕРАТУРА…………………………………….……………………… 25








ВВЕДЕНИЕ

«Развитие и образование ни одному человеку

не могут быть даны или сообщены.

Всякий, кто желает к ним приобщиться,

должен достигнуть этого

собственной деятельностью,

собственными силами,

собственным напряжением».

А. Дистервег


Наше время отмечено глубокими преобразованиями во всех сферах жизни людей - материальном производстве, общественных отношениях, культуре, образовании. В условиях перехода к интенсивному развитию экономики, реализации крупномасштабных комплексных социально-экономических программ решаются важные проблемы развития общества, образа жизни людей, формирования креативного мышления человека, его творческой активности.

В этих условиях требуются не только фундаментально образованные кадры, нужны специалисты, умеющие нешаблонно мыслить, способные постоянно совершенствовать свое мастерство, повышать образовательный уровень и, главное, творчески применять знания на практике. Они должны четко представлять себе содержание профессиональных действий, уметь изменять их план с появлением новых вариантов цели и средств, выстраивать и проверять доказательства, владеть навыками анализа и синтеза, а также обладать другими интеллектуальными умениями. Следовательно, научить будущего специалиста мыслить - одна из важнейших задач СПО. Ее решению в последнее время способствовали совершенствование содержания общего и профессионального образования, внедрение активных форм, методов и современных средств обучения в практику работы образовательных учреждений системы СПО.

Наша задача - превратить студента в активного участника процесса обучения, способного использовать навыки творческой работы в своей будущей профессиональной деятельности. Именно потому, что творческое овладение знаниями, навыками и умениями является главным условием формирования современного специалиста, мы обращаем особое внимание на организацию различных форм самостоятельной работы обучаемых. Без организации самостоятельной работы в учебном процессе невозможно создать на занятиях творческую атмосферу, побудить мыслительную активность студентов, выработать у них умения приобретать новые знания, сформировать интерес и вкус к продуктивной работе.

Стремительный рост потока научной информации в современном обществе приводит к необходимости постоянно пополнять свои знания. Поэтому нам важно научить студентов самостоятельно изучать тему/раздел дисциплины, овладевать системой умений и навыков, самостоятельно применять полученные знания для изучения явлений, видеть перспективы развития своей отрасли и решать практические задачи.

Самостоятельная работа - это такой метод обучения, при котором студенты по заданию преподавателя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность.

Самостоятельная работа занимает большое место во всех звеньях учебного процесса. К их числу можно отнести создание познавательных проблем, решение учебных задач проблемного характера, закрепление полученных знаний, выработку умений и навыков пользоваться приобретенными знаниями, проведение лабораторно-практических работ как с жестким, так и свободным алгоритмом.

Мы убеждены в том, что эффективность самостоятельной работы может быть значительно повышена, если ее рассматривать как функционирующую педагогическую систему, одним из важнейших компонентов которой является ее управляемость со стороны педагога и наличие надежных системообразующих связей. Именно диалектический метод организации, проведения и анализа ее результатов должен быть положен в основу определения эффективности самостоятельной работы и места ее форм, методов и средств в учебном процессе.

Какие же мотивы побуждают студента к самостоятельным усилиям? Одним из них является потребность расширить свои знания, узнать новое, овладеть какими-либо умениями, желание проявить самостоятельность, выполнить задание без посторонней помощи. Доминирующим является мотив самоконтроля - потребность проверить свои знания, возможности. При этом самоконтроль - одна из важнейших форм саморегуляции студента.

Широко известны традиционные формы самостоятельной работы, эффективно используемые преподавателями в учебном процессе: работа с учебником/учебными пособиями, программированными пособиями и программированными карточками заданиями, подготовка докладов, сообщений, выступлений, выполнение практических работ.

Наряду с традиционными формами самостоятельной работы в современной практике существуют и новаторские формы и методы самостоятельной работы. Диалектическое развитие существующих форм, методов и средств обучения, постоянный их творческий поиск позволяют интенсифицировать учебно-познавательную деятельность студентов, создают условия для осмысленного, продуманного усвоения информации, для перехода к осознанному выбору оптимальных вариантов использования как отдельных форм, методов и средств самостоятельной работы, так и их сочетаний.

Процесс обучения в среднем профессиональном учебном заведении как и любой учебный процесс имеет две стороны. Одна - это деятельность преподавателя. От его мастерства и компетентности зависит, какой объем сведений, накопленный человечеством, будет изложен в виде учебной информации, в какой форме будут даны алгоритмы профессионального опыта, какой стиль профессионального взаимодействия сложится. Вторая, и самая важная сторона учебного процесса - это активность того, кто учится. Еще К.Д. Ушинский, стремясь раскрыть движущиеся силы процесса учения, предупреждал, что всякое учение - это непременно борьба и преодоление внутренних препятствий, таких как собственная неорганизованность, безволие, неумение доводить начатое до конца.

Самостоятельная работа всегда вызывала и вызывает у студентов, особенно первых курсов, ряд трудностей, обусловленных необходимость адаптации бывших школьников к новым формам обучения. Главная трудность связана с необходимостью самостоятельной организации своей работы. Многие первокурсники испытывают большие затруднения, связанные с отсутствием навыка анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умения четко излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности, практически полным отсутствием психологической готовности к самостоятельной работе, незнанием общих правил ее организации. Одной из задач работы с первокурсниками является разработка и внедрение методов рационализации и оптимизации самостоятельной работы студентов.


1.ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Рассматривая среднее профессиональное учебное заведение как образовательное пространство, которое способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, где концептуально построена система ценностей будущего специалиста, информационное содержание наполнено профессионально направленными целями и способствует формированию профессионального мышления, а профессиональное развитие, общая культура инициирует процессы самовоспитания, самосовершенствования, мы строим процесс образования на принципах самостоятельности и творческой активности, познавательной инициативы и профессионально направленного интереса и ответственности.

Современный социум предъявляет особые требования к подготовке конкурентноспособного специалиста: высокий профессионализм, компетентность, высокий интеллектуальный уровень. Следовательно, главная задача среднего профессионального учебного заведения - научить будущего специалиста постоянно пополнять свои знания, привить вкус к непрерываемому самообразованию. Поэтому поиск эффективных способов учебной деятельности подчинен решению названной задачи. Перевод обучаемых из объекта педагогического воздействия в субъект активного участника процесса обучения, способного использовать навыки творческой работы в своей будущей профессиональной деятельности, - первоочередная задача преподавателя. При этом бесспорна актуальность и важность самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа вызывает у студентов ряд трудностей, обусловленных необходимостью адаптации бывших школьников к новым формам обучения; большинство трудностей связаны с отсутствием навыка анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умения четко излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности, практически полным отсутствием психологической готовности к самостоятельной работе, незнанием общих правил ее организации. Одной из задач работы со студентами является разработка и внедрение методов рационализации и оптимизации самостоятельной работы студентов.

Приобретенные студентами навыки при выполнении самостоятельной работы помогут им быстрее адаптироваться в будущей профессиональной среде, позволят им повышать свой профессиональный уровень, самосовершенствоваться, саморазвиваться.

В процессе выполнения самостоятельной работы формируется профессиональное самосознание будущего специалиста, развивается профессиональное мышление и комплекс профессиональных умений, творческое отношение к профессиональной деятельности.

2. СУЩНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1.Познавательная самостоятельность в истории обучения

Наиболее раннее упоминание о самостоятельности, внутренней сосредоточенности, самоуглубленности в познавательной деятельности находим у древних греков. Они признавали знания знаковым компонентом добродетели, нравственной силы, стремились выработать умы проницательные, а в познавании мира ценили сознательность и широту взглядов.

Методика организации самостоятельного учения наиболее ярко проявилась в римских школах. Например, у Квинтилиана находим задания учащимся, с помощью которых владение языком доводилось до совершенства. Учащимся задавалась тема (цитата), им нужно было развить ее в определенной форме (панегирик автору текста, объяснение и защита принципа автора, практическое поучение и т.п.) или сравнить данную мысль со сходными идеями других авторов, выразить мысль как аксиому и т.д.

Своеобразный ученический энтузиазм поддерживался четкой системой обучения в эпоху Возрождения: основательно знать то, что изучаешь, отчетный обзор изученного за неделю, четверть, год, публичные чтения и выступления, соревнование в творческих опытах, переводах, в логике доказательств, сочинениях. Распространенный метод «рассудительного обучения» ценился за то, что он, по словам М. Монтеня позволял самостоятельно ковать в себе душу, а не украшать ее позаимствованным добром.

На протяжении тысячелетий великие педагоги (Баттист Гвариано, Витторио да-Фельтере, Я.А. Коменский, Д.Локк, И.Г. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистервег) искали способы возуждения независимой мысли учащегося как основы всякого познания.

Российское образование (Н. И. Лобачевский, П.И. Пестель, В.Г. Белинский, А.И.Герцен, Н.Г. Чернышевский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.В. Шелгунов, П.П. Блонский, Н.Ф. Бунаков, П.Ф. Каптерев, В.П.Острогорский и др.), стремясь образовывать умы и сердца, искало методы побуждения собственных усилий юношества в умственном развитии. Каждое из названных имен внесло свой вклад в развитие проблемы самостоятельности и нуждается в особом разговоре, в исследовании наиболее любопытных студентов.

Более поздние дидакты (М.А. Данилов, В.П. Есипов, И.Я. Легнер, Н.Д. Никандров, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, Р.Б. Срода, Т.И. Шамова и др.), изучая процесс учения, пришли к выводу, что самостоятельная работа - явление многоаспектное: с одной стороны - это форма, с другой - это средство организации познавательной деятельности, с одной стороны предполагается активная деятельность учащегося (от постановки познавательных задач, выбора содержания деятельности, способов достижения цели до самооценки), с другой - классно-урочная система с доминирующей позицией учителя и огромным массивом дидактического материала не оставляют места самодеятельности ученика.

Термин «Продуктивная учебная деятельность» сочетает в себе два значения: как противопоставление «репродуктивной» и как понятие «продуктивная, творческая».

Продуктивное образование определяется как процесс, направленный на всестороннее развитие личности, способной осваивать единую социально-культурную картину мира; как процесс, при котором приращение знаний, способностей, опыта происходит в ходе создания обучающимися собственных образовательных продуктов.

В основе продуктивной учебной деятельности два взаимосвязанных аспекта - методология данной деятельности и субъектные качества личности. Владение методологией учебно-познавательной деятельности можно охарактеризовать как учебную компетенцию - способность эффективно самостоятельно учиться, учить себя. Эта способность заключается в осознанной и самостоятельной постановке цели, выборе адекватных способов, рефлексивной самооценке и саморегуляции своей учебной деятельности. Такая позиция отражает ведущие качества личности студента как субъекта учебной деятельности - активность, самостоятельность и креативность, которые обеспечивают его самоопределение и саморазвитие в образовательном процессе.

Таким образом, продуктивную учебную деятельность можно определить как тип творческой, познавательной деятельности, обеспечивающей самоопределение и развитие личности. Продуктивная учебная деятельность направлена на создание личностного образовательного продукта, в ее основе лежит определенная технология познавательной деятельности и способность личности активно и осознанно управлять ею, рефлексировать и оценивать свою деятельность, накапливая эффективный опыт, конструктивно и творчески взаимодействовать с образовательной средой и субъектами учебной деятельности, принимая на себя ответственность за ее процесс и результат.

Продуктивная учебная деятельность студента приоритетна, но роль репродуктивных видов учебно-познавательной активности при этом не отрицается. Ориентация на продуктивную учебную деятельность означает ее преобладающую роль в системе видов деятельности, сочетающей репродуктивные и творческие.

Следует разграничить понятия «самостоятельная учебная деятельность» и «самостоятельная работа». Самостоятельная учебная деятельность - это вид познавательной деятельности, регулируемой и управляемой студентом как субъектом данной деятельности, и направленной освоение знаний. Под самостоятельной работой понимается форма, в которой организуется и осуществляется учебная деятельность без непосредственного руководства со стороны преподавателя.

2.2.Сущность самостоятельной работы в среднем профессиональном учебном заведении

Рассматривая среднее профессиональное учебное заведение как образовательное пространство, которое способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, где концептуально построена система ценностей будущего специалиста, информационное содержание наполнено профессионально направленными целями и способствует формированию профессионального мышления, а профессиональное развитие, общая культура инициирует процессы самовоспитания, самосовершенствования, процесс учения должен строиться на других, нежели в школе, принципах: самостоятельности и творческой активности, познавательной инициативы и профессионально направленного интереса и ответственности.

Выделяют следующие аспекты самостоятельной работы:

а) социально-значимый аспект,

б) психолого-дидактический аспект.

Социально-значимый аспект самостоятельной работы усматривается в том, что главная задача среднего профессионального учебного заведения - научить будущего специалиста постоянно пополнять свои знания, привить вкус к непрерываемому самообразованию.

Психолого-дидактический аспект самостоятельной работы прежде всего в том, что мыслительная деятельность индивидуальна, она нуждается в активном самостимулировании и постоянном самопобуждении, приобретает ценностный смысл при высоком интересе к объекту познания и при условии прозрачности цели и ее субъективной значимости.

Мы рассматриваем самостоятельную работу как вид познавательной деятельности, при котором проявляются активность и независимость личности, инициатива, ответственность, способность действовать без посторонней помощи и руководства, как процесс усвоения определенной суммы знаний и способов деятельности и как сформированный элемент индивидуального опыта. В нашем понимании самостоятельная работа студента, с одной стороны, способствует эффективной работе студентов по усвоению знаний и овладению способами деятельности, входящими в содержание обучения определенной учебной дисциплине, с другой стороны, удовлетворяет потребность студентов в самосовершенствовании по дисциплине за пределами обязательного программного материала.

Самостоятельная работа студентов (СРС) предполагает максимальную активность студента в усвоении знаний, организации деятельности, использовании целенаправленного восприятия, применении знаний, в сознательном стремлении овладеть рациональными приемами умственной деятельности и превратить знания в убеждения.

При рассмотрении сущности СРС можно выделить такие слагаемые:

  • целевая установка;

  • содержание предмета усвоения (познавательная задача);

  • выбор средств достижения цели;

  • определение срока выполнения деятельности;

  • конечный результат, определяемый с помощью контроля и оценки или самоконтроля и самооценки.

Организация деятельности студентов может быть различной:

а) полная («автономная») самостоятельность,

б) неполная (частичная) самостоятельность.

При полной («автономной») самостоятельности студент сам формирует цель работы (дает себе установку), сам выбирает содержание, создает условия, сам ограничивает себя сроками и несет ответственность за качество своей работы. Данный вид самостоятельности проявляется в большей степени при усвоении дисциплины в таких условиях обучения, как экстернат, дистанционное, заочное обучение.

При неполной (частичной) самостоятельности функция определения цели, содержания деятельности, сроков выполнения задания форм отчетности возлагается на преподавателя. Самостоятельность студента заключается в индивидуальном стиле осуществления заданного преподавателем объема работы. Следует учитывать, что усложняющийся характер учебных заданий, их поисковая, творческая, проблемная направленность вызывает у студента не только интерес к материалу, но и повышает исполнительную ответственность и познавательную активность.

Самостоятельная работа студентов углубляется от курса к курсу. На II курсе студенты пишут рефераты, т.е. самостоятельно изучают источники, обобщают материал по заданной теме, анализируют его и делают выводы; на III курсе видами СРС являются индивидуальные задания по актуальным темам спецдисциплин, практики, курсовые работы которые часто носят исследовательский характер.

По темам, вынесенным на самостоятельное изучение, темам курсовых работ преподавателями разрабатываются методические рекомендации: выделяются узловые, наиболее проблемные вопросы, для лучшего усвоения материала указывают связь с другими дисциплинами, дают необходимые рекомендации, комментарии, список литературы. Следовательно, СРС осуществляется в соответствии с рекомендациями по планированию и организации СРС студентов с учетом потенциальных возможностей студентов, дозированности материала, что делает ее выполнение реальным, заинтересовывает студентов, способствует активизации их познавательной деятельности.

В процессе выполнения самостоятельной работы формируется профессиональное самосознание будущего специалиста, развивается профессиональное мышление и комплекс профессиональных умений, творческое отношение к профессиональной деятельности.

Приоритет личности студента в самостоятельной работе не только не снижает роли преподавателя, но наоборот делает его задачу более сложной, повышает требование к нему как организатору равнопартнерского взаимодействия в системе студент - группа - преподаватель. Качество профессиональной подготовки зависит, конечно, от мастерства преподавателя, но в большей степени оно обеспечивается стремлением студента стать компетентным специалистом.

2.3.Виды самостоятельной работы студента

Самостоятельную работу исследователь Лапина О.А. подразделяет следующим образом: по типу, по виду, по уровню, по формам и признакам.

I. Классификация по типу самостоятельных работ

  • воспроизводящие,

  • реконструктивные,

  • эвристические,

  • исследовательские.

1. Воспроизводящие самостоятельные работы (по образцу) предполагают действия студентов по алгоритму или инструкции преподавателя. Овладение системой алгоритмов приводит к формированию умения самостоятельно разработать метод решения поставленной задачи. Определенный стереотип самостоятельной работы задает преподаватель, организуя познавательную деятельность студента: определяет объем заданий, предлагает пути решения вопроса (проблемы), вопросы и задания для самоконтроля, назначает консультации и обосновывает формы контроля.

2. Реконструктивные самостоятельные работы имеют целью инициировать студентов к самостоятельному решению сообщаемой преподавателем общей проблемы, основываясь на имеющихся знаниях, сформированных навыках, приобретенных умениях.

3. Эвристические самостоятельные работы предполагают нестандартную ситуацию, нетиповые задачи. В основе работы - поиск: самостоятельная формулировка и обоснование идеи и путей ее решения. Подобные задания включаются в отдельные практические занятия при выполнении курсовых работ.

4. Исследовательские самостоятельные работы носят творческий характер. В ходе их выполнения проявляется самый высокий уровень самостоятельности и познавательной активности студента. Через творческое задание студент глубоко проникает в сущность изучаемого вопроса, находит новые пути решения проблем. Как правило, этот тип работы проявляется при выполнении курсовой работы, выпускной квалификационной работы, при подготовке научного доклада, в ходе выполнения творческого задания.

П. Классификация по форме самостоятельных работ

  • аудиторная самостоятельная работа

  • внеаудиторная самостоятельная работа

1. Аудиторная самостоятельная работа, как правило, осуществляется на практических, лабораторных занятиях и представляет собой форму самостоятельной продуктивной в учебном отношении деятельности студентов.

2. Внеаудиторная самостоятельная работа предусматривает изучение научной и специальной литературы, подготовку к занятиям, написание докладов, рефератов, выполнение заданий по темам, вынесенным на самостоятельное изучение. Данная форма самостоятельной работы корректируется, контролируется и оценивается преподавателем или самим студентом через тесты, вопросы для самоконтроля, контрольные работы.

III. Классификация по цели самостоятельных работ

  • текущая проработка материала

  • учебно-исследовательская работа

1. Текущая проработка материала включает выполнение домашнего задания по предмету, работу с конспектом, конспектирование первоисточников, подготовку к практическим, лабораторным работам.

2. Учебно-исследовательская работа предполагает выполнение индивидуальных заданий, нацеленных на углубление, активизацию материала, самостоятельное изучение темы, составление реферата, доклада, сообщения, анализа специальной литературы и др.

Таким образом, самостоятельная работа студентов неразрывно связана с учебным процессом и преследует следующие цели: сформировать дидактико-методическую компетентность будущего специалиста; развить у студента стремление к профессионально-нравственному самосовершенствованию.

Качество профессиональной подготовки зависит, конечно, от мастерства преподавателя, но в большей степени оно обеспечивается стремлением студента стать компетентным специалистом. Поэтому задания могут дифференцироваться как обязательные (минимум, необходимый для усвоения всеми без исключения, вариативными могут быть сроки и форма отчетности) и необязательные для всех, индивидуальные: расширяющие объем знаний или корректирующие в зависимости от готовности студента и его интереса к дисциплине.


3. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

3.1.Объем самостоятельной работы и бюджет времени

Интегральное свойство СРС - быть средством организации познавательной деятельности студентов, без чего невозможно качественная подготовка специалиста. Эффективность организации СРС зависит от нескольких факторов.

Выделим некоторые из них. Объем и бюджет времени, отводимого на самостоятельную работу, должны быть упорядочены и научно обоснованы.

Согласно Госстандарту максимальный объем учебной нагрузки студентов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной работы не должен превышать 54 часа в неделю. Объем обязательных аудиторных занятий не должен превышать в среднем 27 часов в неделю. Следовательно, на внеаудиторную работу отводится также 27 часов, которые должны быть рационально распределены:

  • с учетом готовности студентов к эффективному осуществлению СРС, наличие у них определенных умений ее оптимальной организации. Задания для студентов первого курса должны быть с учетом сформированности умений организации самостоятельной работы;

  • между формами самостоятельной работы. Например, чем меньше объем заданий по текущей переработке материала, тем больше должен стать удел СРС, носящей учебно-исследовательский характер;

  • между дисциплинами, по которым предусматривается СРС: цикловые комиссии должны рассчитать объем времени на СРС по дисциплине, исходя из количества аудиторных часов, предусмотренных учебным планом на изучение данной дисциплины.

Вывод: обоснованный расчет времени для каждой ступени обучения и его разумное соотношение по дисциплинам обеспечит рациональную организацию СРС.

3.2.Управление самостоятельной работой

Под управлением самостоятельной работой студента понимается руководство преподавателем познавательной деятельностью. Основными этапами педагогического руководства являются:

Первый этап - диагностический.

  • тщательное изучение объема знаний, умений и навыков, входящих в содержание дисциплины, с целью условной дифференциации содержания;

  • определение комплекса учебных умений для эффективного выполнения СРС. Необходимо, помимо общеучебных умений выработать учебные умения, специфичные для данной дисциплины;

  • диагностику развития ОК у студентов;

  • определение готовности к СРС, которое осуществляется в трех аспектах: теоретическом; практическом; психологическом.

Второй этап - подготовительный. Со стороны преподавателя он предусматривает обоснование и тщательный расчет бюджета времени, соотношения аудиторных и внеаудиторных часов, выделение тем, учебных заданий для самостоятельного изучения.

Третий этап - организационный. Он построен на принципах сотрудничества и взаимодействия преподавателя и студентов и предполагает определение целей и задачи СРС, сроков выполнения задания, форм контроля.

Четвертый этап - контрольно-корректирующий. Результат - показатель развития, усвоения знаний, формирования навыков и умений по дисциплине. Коррективы должны способствовать активизации учебного процесса, вызывать потребность в дальнейшем самосовершенствовании.

Формы контроля самостоятельной работы могут быть разнообразными, но предпочтение следует отдавать самоконтролю.

Устные формы контроля: доклад, сообщение, собеседование, пересказ и т.д., защита конспектов, рефератов, проекта, деловая игра.

Письменные формы контроля: конспектирование, контрольные работы, тестирование, заполнение схем, таблиц.

3.3.Перечень документов, необходимых для организации самостоятельной работы

  • тематический план дисциплины;

  • график СРС;

  • фонд методических комплексов по теме (темам, проблемам, видам познавательной деятельности) для организации СРС;

  • фонд методических материалов для студентов разного уровня подготовки;

  • рекомендации преподавателя по оптимальной организации СРС;

  • памятки для студентов по написанию реферата, курсовой, выпускной квалификационной работы.

3.4. Критерии оценки самостоятельной работы студентов

  1. Уровень усвоения студентом учебного материала

  2. Умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач.

  3. Умение выполнить несложную практическую работу в отсутствие преподавателя.

  4. Сформированность общеучебных умений.

  5. Обоснованность и четкость изложения ответа.

  6. Оформление материала в соответствии с требованиями.

Нельзя выделить отдельные задания для самостоятельной работы студентов с целью получения высокого результата. Только комплексное использование всех видов заданий даст полноценный результат.

Критериальная база для оценки работы не может быть единой. В зависимости от типа урока будут различными критерии его эффективности.

Необходимо отметить, что адекватная самооценка у студента позволяет ему достаточно быстро освоиться на рабочем месте, найти контакт коллективом. А это, в свою очередь, позволяет выполнить поставленную задачу в полном объеме. Студенту как самостоятельно, так и под контролем преподавателя необходимо формировать адекватную самооценку.

Самостоятельная работа - это, с одной стороны, форма самоорганизации, которая требует от студента знаний процедуры целеполагания, планирования, самоуправления, самоконтроля и самооценки. С другой стороны, - это деятельность по приобретению и применению знаний без помощи со стороны, которая требует от студента умственных и физических усилий.

Для организации эффективной самостоятельной работы необходимо обратиться к рекомендациям известных методистов. Так, П.И. Пидкасистый предлагает различать следующие уровни самостоятельной работы:

  1. Дословное и преобразующее воспроизведение информации;

  2. Самостоятельная работа по образцу: вопросы к тексту, составление плана, разработка текстов;

  3. Реконструктивная самостоятельная работа: обобщения, кроссворды, анкеты, интервью;

  4. Эвристическая самостоятельна работа: разрешение проблемных ситуаций, поиск новых решений

  5. Творческая (исследовательская) самостоятельная работа, создание первичной информации.

Хотелось бы обратить внимание на принципы организации самостоятельной работы для формирования профессиональной самостоятельности:

  • непрерывность (в течение всего периода обучения);

  • моделирование комплекса исследовательских знаний, умений, навыков на каждом этапе обучения по каждой дисциплине с учетом объема и сложности;

  • обеспечение единства содержания, форм и методов самостоятельной подготовки студентов, выбор целесообразных средств;

  • координирование и взаимодействие всех форм самостоятельной работы на уроке и вне его;

  • обеспечение взаимодействия между цикловыми комиссиями в руководстве самостоятельной работой;

  • внедрение результатов исследования в практику, прикладной характер.


3.5. Условия для успешного выполнения самостоятельной работы:

В связи с этим можно выделить условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы:

  1. Мотивированность учебного задания (чему способствует).

  2. Четкая постановка познавательных задач.

  3. Алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения.

  4. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.

  5. Определение вида консультационной помощи (консультации - установочные, тематические, проблемные).

  6. Критерии оценки, отчетности и т.д.

  7. Виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты).

  8. Культура самостоятельной работы.

В монографии П.И. Пидкасистого «Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении» выделены пять уровней самостоятельной работы обучаемых. За основу каждого уровня взято соотношение воспроизводящих и творческих процессов в деятельности учащихся.

Студенту предоставляется возможность работать на том уровне, который для него приемлем в настоящее время. Иными словами, создаются условия для положительной мотивации процесса учения и развития способностей.

Каждый из уровней должен быть обеспечен как можно большим набором самостоятельных заданий различных форм. Это позволяет избежать монотонности в работе, делает студенческие работы оригинальными.

Перспективным направлением, нацеливающим студентов на формирование готовности к самостоятельной работе, является активизация процесса обучения путем использования следующих принципов:

  • проблемность в обучении;

  • обеспечение связи обучения с жизнью, решение межпредметных познавательных задач и установление межпредметных связей;

  • дифференцированный подход в процессе обучения.

3.6. Культура самостоятельной работы предполагает:

1. Умение рационально организовывать познавательную деятельность: выделить первоочередные задания (по сложности, по срочности и т.д.), осмыслить учебную задачу и объем работы, наметить цель;

2. Умение создавать благоприятные условия деятельности (подобрать необходимую литературу, сделать пометки и др.):

3. Умение работать с книгой, справочными материалами (конспектировать, делать выписки, систематизировать материал, обобщать, выделять главное, анализировать факты, явления);

4. Умение излагать усвоенное в письменной форме;

5. Формирование собственного стиля работы (владения методами скорочтения, систематичность в работе, знание ПК);

6. Умение работать с электронными источниками информации;

7. Умение мотивировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

Формирование у студентов интереса к самостоятельной работе стало актуальной проблемой среднего профессионального образования. Для решения этой проблемы необходимо создание педагогических предпосылок для возникновения мотивации к самостоятельной работе. Одним из главных условий формирования и развития мотивационной сферы студента является четкое определение целей его профессиональной подготовки, которые раскрывали бы перспективы развития и общественную значимость его будущей деятельности.

Итак, самостоятельная работа - это один из наиболее существенных факторов формирования творческой личности, целеустремленной и настойчивой в достижении вершин педагогического мастерства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правильно организованная самостоятельная работа студентов имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Она является определяющим условием в достижении высоких результатов в обучении, в формировании нравственных качеств; служит главным путем превращения полученных знаний в убеждения и навыки, выступает важным фактором в развитии умения учиться, заниматься самообразованием, и, таким образом, являться как средством, так и целью обучения. Только через самостоятельную работу студент может стать хорошим специалистом.

Значимость самостоятельной работы студентов определяют следующие факторы:

  1. Самостоятельная работа позволяет студентам глубоко вникнуть в сущность изучаемого вопроса, основательно в нем разобраться.

  2. Самостоятельный учебный труд вырабатывает у студентов стойкие взгляды и убеждения.

  3. В ходе самостоятельной работы студенты формируют у себя такие ценные качества, как трудолюбие, организованность, инициативу, силу воли, дисциплинированность, аккуратность, активность, целеустремленность, творческий подход к делу, самостоятельность мышления.

Систематическая самостоятельная работа студентов повышает культуру их умственного труда, развивает у них умение самостоятельно приобретать и углублять знания.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Коряковцева, Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей [Текст] / Н. Ф. Коряковцева. - М.: Аркти, 2002. - 176 с.

  2. Лапина О.А., Тигунцева Г.Н. Самостоятельная работа студентов: организация и содержание: Учеб. пособие. - Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2002. - 80с.

  3. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование. - М.: Педагогика, 1980 - 240с.


© 2010-2022