Статья «Повышение значимости типа ценностей личности «Традиции» как фактор снижения конфликтогенности»

"Описание материала: ""«Повышение значимости типа ценностей личности «Традиции» как фактор снижения конфликтогенности» В статье делается упор на необходимости развития, а в отдельных случаях и формирования ценностного отношения обучающихся и студентов к такому типу ценностей, как «Традиции», который имеет непосредственное отношение к проблеме власти, проблеме сохранения национального суверенитета, национального самоопределения. Можно сделать вывод о том, что изучение, повышенное внимание, фор...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Романова Т.В., педагог д/о

ДДТ Октябрьского района г. Ижевска


Повышение значимости типа ценностей личности «Традиции» как фактор снижения конфликтогенности

В процессе настоящего исследования возник интерес к такому типу ценностей личности, как «Традиции», который, по результатам пилотажного исследования, обладает наименьшей значимостью у обучающихся юношеского возраста на уровне индивидуальных приоритетов, как продолжение идей, опубликованных автором в статьях: «Власть как ценностная ориентация», «Власть как проблема междисциплинарного характера», «Конверсационный анализ власти», «Проблема власти в современном мире», «Контент-анализ опроса студентов по их отношению к современному состоянию общества, к политике и политикам», «Отношение молодежи к власти как ценностной ориентации».

Под типом ценностей личности «Традиции» Ш.Шварц понимает уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи.

Ш.Шварц описывает следующие характеристики типа ценностей личности «Традиции» (Tradition):

любые социальные группы вырабатывают свои символы и ритуалы. Их роль и функционирование определяются опытом группы и закрепляются в традициях и обычаях. Традиционный способ поведения становится символом групповой солидарности, выражением единых ценностей и гарантией выживания. Традиции чаще всего принимают формы религиозных обрядов, верований и норм поведения. Мотивационная цель данной ценности - уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре (уважение традиций, смирение, благочестие, принятие своей участи, умеренность) и следование им.

К этому типу относятся такие ценности, как «уважение традиций» (сохранение признанных традиций, обычаев), «сдержанный» (избегающий крайностей в чувствах и действиях), «скромный» (простой, не стремящийся привлечь к себе внимание), «принимающий жизнь» (подчиняющийся жизненным обстоятельствам), «благочестивый» (придерживающийся религиозной веры и убеждений); такие профили личности, как «Он считает, что важно не просить большего, чем имеешь. Он верит, что люди должны довольствоваться тем, что у них есть», «Быть религиозным важно для него. Он очень старается следовать своим религиозным убеждениям», «Он думает, что лучше всего поступать в соответствии с установившимися традициями. Для него важно соблюдать обычаи, которые он усвоил», «Для него важно быть скромным. Он старается не привлекать к себе внимание».

Шварц разработал теорию динамических отношений между ценностными типами, в которой описывается концептуальная организация системы ценностей. Он утверждал, что действия, совершаемые в соответствии с каждым типом ценностей, имеют психологические, практические и социальные последствия, которые могут вступать в конфликт или, наоборот, быть совместимыми с другими типами ценностей. Например, ценности достижения могут вступать в конфликт с ценностями доброты: стремление к личному успеху может противоречить действиям, направленным на повышение благополучия других. Конкурирующие ценностные типы расходятся в противоположные направления из центра, дополнительные типы располагаются по степени близости, образуя круг.

Результаты последующих исследований подтвердили эту структуру, обнаружив, что десять ценностных типов организованы в две биполярные оси измерения:

- открытость изменениям, включающую ценности самостоятельности и стимуляции, в противоположность консерватизму, включающему ценности безопасности, конформности и традиций;

- самовозвышение, включающее ценности власти и достижений, в противоположность самотрансцендентности, включающей универсализм и доброту.

Гедонизм включает элементы как открытости к изменениям, так и самовозвышения.

Поскольку ценностные типы образуют интегрированную мотивационную структуру, Шварц утверждал, что они связаны в общую систему с другими переменными, такими как установки, поведение, членство в группах и т. д. Любая переменная проявляет тенденцию к связи со сходными ценностными типами, располагающимися в структуре ценностей по соседству. И эти отношения ослабляются по мере продвижения по круговой структуре в обоих направлениях: по мере удаления друг от друга степень связи типов ценностей снижается.

Такой тип ценностей личности, как «Власть», по теории динамических отношений между ценностными типами Ш. Шварца, являясь конкурирующим, конфликтным ценностным типом по отношению к ценностному типу «Доброта», теряет свою конкурирующую и конфликтную характеристику благодаря связи с таким ценностным типом как «Традиции» и «Конформность», которые, в свою очередь, являются совместимыми и дополнительными типами по отношению к ценностному типу «Доброта».

Т.о. можно предположить, что через «Традиции» и «Конформность» «Власть» может стать «Доброй».

В процессе преподавания английского языка обучающимся школ г. Ижевска возрастной группы 11-15 лет (5-7 классы) по программе «Лингвострановедение с компьютерной поддержкой» на базе Дома Детского Творчества Октябрьского района г. Ижевска в результате наблюдений, рефлексии и из личного жизненного опыта возникли некоторые выводы и умозаключения.

Представилось возможным констатировать, что традиции и обычаи одной страны, местности, культуры и т.д. актуальны и ценны только в пределах этой страны, местности, культуры. Заимствование, перенесение, включение традиций и обычаев, принятых в одной стране, местности, культуре в другую страну, местность, культуру влечет за собой вырождение, искоренение, нивелировку, исчезновение этих традиций и обычаев.

Т.о. можно заключить, что нужно знать, проявлять интерес, обращать внимание, делать упор, акцент на традиции, обычаи стран, местностей, культур вообще, а особенно, и в частности, на обычаи, традиции страны, местности, культуры проживания или временного пребывания, а также на традиции и обычаи страны, местности, культуры родового происхождения. При этом надо учитывать, что смешение традиций, обычаев не допустимо. Нужно четко соблюдать территориальную и демографическую принадлежность той или иной традиции или обычая. Они актуальны только на своей территории внутри своей нации, народности. Перенос традиций, обычаев одной страны, местности, культуры в другую чреват трагедией, конфликтной ситуацией, ситуацией непонимания (провалом коммуникации), неприятия.

В результате это может привести либо к открытым конфликтам, доходящим до национальных распрей, междоусобиц, разжигания войн, либо к полному искоренению или уничтожению какой-то конкретной традиции или обычая, что, в свою очередь, ставит под сомнение и большой знак вопроса ценность, историю, культурное наследие, опыт жизни целых поколений отдельных стран, местностей, культурных регионов.

Необходимо развивать, а в отдельных случаях и формировать ценностное отношение обучающихся и студентов к такому типу ценностей, как «Традиции» (по Ш.Шварцу), который имеет непосредственное отношение к проблеме власти, проблеме сохранения национального суверенитета, национального самоопределения.

Можно сделать вывод о том, что изучение, повышенное внимание, формирование ценностного отношения обучающихся к традициям, обычаям, верованиям, культурному наследию страны проживания и других стран является залогом и гарантом эмпатийного, толерантного отношения и адекватных норм поведения по отношению и в пределах страны, местности, культуры проживания (пребывания), а также других стран и культур, а также может рассматриваться как фактор снижения конфликтогенности и достижения прочного мира между народами, конечной целью чего является искоренение такого явления современного мира, как война, как таковая.

Академический курс преподавания английского языка по программе «Лингвострановедение с компьютерной поддержкой», рассчитанный на 4 года обучения школьников в возрасте от 9 до 15 лет, проводимый на базе Дома Детского Творчества Октябрьского района г. Ижевска, ставит одной из своих задач формирование ценностного отношения обучающихся к традициям, обычаям, верованиям, культурному наследию страны проживания, стран изучаемого языка и других стран мира.

Целью данного курса является:

  1. Углубить теоретические знания и практические умения в области английского языка;

  2. Развивать способность и готовность обучающихся к участию в межкультурной коммуникации, а также к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью, к использованию иностранного языка в других областях знаний;

  3. Воспитывать у обучающихся любовь к родному и иностранному языку, понимание важности изучения иностранного языка в современном мире;

  4. Расширять общие представления о культуре англоязычных стран;

  5. Воспитывать толерантность и уважение к духовным ценностям, традициям, обычаям, культурным особенностям разных стран и народов.

Задачами данного курса являются:

  1. Научить обучающихся высказываться в пределах определенных программой тем;

  2. Научить понимать основное содержание несложных аутентичных текстов;

  3. Познакомить с культурой англоязычных стран;

  4. Расширить культурные познания относительно родной страны;

  5. Развивать иноязычные коммуникативные компетенции: речевую, языковую, социокультурную, учебно-познавательную;

  6. Формировать умение осуществлять диалогическое общение в стандартных ситуациях в рамках учебно-трудовой, бытовой и культурной сфер;

  7. Развивать умение выстраивать монологическое высказывание на английском языке в рамках определенных программой тематических блоков;

  8. Способствовать расширению кругозора и повышению общей культуры обучающихся;

  9. Воспитывать толерантное отношение к народам других стран и их культуре;

  10. Воспитывать ценностное отношение к родному и иностранному языку, прививать любовь к слову, развивать мастерство владения словом;

  11. Развивать умение выступления с докладами перед аудиторией, умение держаться на публике;

  12. Формировать умение выступления с презентацией;

  13. Развитие основ компьютеропользования.

Для большей эффективности обучения английскому языку используется работа в компьютерном классе, где учащиеся наряду с изучением основ компьютеропользования закрепляют полученные на занятиях знания, умения и навыки по лексике, грамматике, страноведению. С помошью компьютера осуществляется и контроль ЗУН. Также формами контроля ЗУН являются викторины, тесты, интеллектуально-творческие игры, диктанты, проекты, открытые занятия для родителей.

Литература

1. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - СПб.: Речь, 2004 - C. 27-34.



© 2010-2022