- Преподавателю
- Иностранные языки
- Тезисы по теме Расширение дидактических возможностей учебника английского языка с помощью ИКТ
Тезисы по теме Расширение дидактических возможностей учебника английского языка с помощью ИКТ
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Морозова Е.В. |
Дата | 22.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Расширение дидактических возможностей учебника английского языка
с помощью ИКТ
В последние годы компьютер стал такой же необходимостью, как калькулятор, записная книжка, печатная машинка, музыкальный центр, устройство для доступа и хранения информации. Сегодня умение использовать в своей предметной области средства вычислительной техники и телекоммуникаций следует рассматривать как критерий общей грамотности, сопоставимый на сегодняшний день с традиционной трактовкой данного понятия - как умения читать, писать и считать. В то же время, новые информационные технологии в современной средней школе это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.).
К наиболее часто используемым видам и элементам ИКТ в учебном процессе относятся:
· электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и
· мультимедийного проектора,
· интерактивные доски,
· электронные энциклопедии и справочники,
· тренажеры и программы тестирования,
· образовательные ресурсы Интернета,
· DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
· видео и аудиотехника,
· интерактивные карты и атласы,
· интерактивные конференции и конкурсы,
· материалы для дистанционного обучения,
· научно-исследовательские работы и проекты.
· дистанционное обучение.
Изучение английского языка с использованием ИКТ позволяет школьникам принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащимся доступна любая информация по проблеме, над которой они работают, а именно: лингво-страноведческий материал, новости из жизни известных людей, статьи из газет и журналов, необходимая литература и т.д. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов способствуют расширению кругозора учащихся, дают возможность углубить знания, полученные ранее.
Хотелось бы остановиться на наиболее часто используемых ИКТ на уроках английского языка:
1) Интернет-ресурсы.
На уроках английского языка Интернет помогает решить целый ряд дидактических задач: сформировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий налаживать и поддерживать деловые связи и контакты российских школьников со своими сверстниками в англоязычных странах.
2) Использование проектора.
Преимущества проектора перед традиционными наглядными пособиями - обеспечение наглядности как важной составляющей методики преподавания. Один из методов повышения качества обучения английскому языку является применение компьютера и проектора на уроке. Появляются новые возможности «увидеть невидимое». Ученик не только слушает учителя, но и воспринимает информацию зрительно. Это безусловно повышает качество восприятия нового материала и способствует закреплению изученных тем.
3) Компьютерная лекция.
Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point - это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц. Чаще всего на практике проводятся уроки комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания и объяснение нового материала. Программа разработки презентаций Power Point позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.
4) Электронные учебники.
Достоинствами электронных учебников, безусловно, являются, во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование.
5) Электронные словари.
Электронный словарь соединяет в себе функции поиска интересующей информации, демонстрации языковых закономерностей и дает возможность освоить учебный материал с помощью специальной системы упражнений. Все современные электронные словари используют звуковые средства мультимедийных персональных компьютеров для воспроизведения произношения.
Чаще всего мы используются следующие словари:
1. Промт (осуществляет перевод предложений с русского на английский и с английского на русский)
2. Словарь Мюллера (новая редакция англо-русского словаря, содержит около 160 000 слов)
3. Alternative English Dictionary (постоянно обновляющийся словарь английского сленга)
4. New Words in English (словарь неологизмов английского языка).
Для перевода с помощью какого-либо из перечисленных словарей необходимо ввести переводимое слово (фразу, предложение и т.п.) в диалоговое окно выбранного словаря и следовать дальнейшим инструкциям данного электронного словаря. Использование электронных on-line словарей представляется особенно удобным при необходимости перевода не одной словарной единицы, а сразу некоторого их количества, например при работе с «ключевыми словами» текста, диалога и т.д., при выполнении упражнений по обучению чтению на предтекстовом этапе. И конечно, возможность использования практически любого словаря через Интернет экономит время и силы, способствует творческой работе учащегося.
В дополнение к печатной продукции, входящей в УМК по английскому языку, авторы учебников предлагают компьютерные обучающие программы, например, мультимедиа приложение "Enjoy Listening and Playing" для начальной школы к УМК М.З. Биболетовой и др. "Enjoy English". Обнинск: Титул, 2009.
Данная программа может быть применена и для индивидуальной, и для коллективной работы. Ее также можно использовать и для самостоятельной работы учащихся. Программа "Enjoy Listening and Playing" применяется при работе с проектором, интерактивной доской, компьютерами.
Обучающие компьютерные программы и аудиоприложения к учебникам "Enjoy English-2", "Enjoy English-3" и "Enjoy English-4" разработаны с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников. Упражнения направлены на развитие всех видов речевой деятельности. Учащиеся с большим удовольствием занимаются на уроках, повторяют слова, поют песни, выполняют упражнения. Возможность прослушивать запись несколько раз, неоднократно выполнять задания, заниматься дома придают ребятам уверенность, что все у них получится. Особое внимание уделяется аудированию, произносительной стороне речи. Ученики с первых уроков изучения иностранного языка привыкают слушать иноязычную речь, что снимает ряд психологических проблем при общении с носителями языка, т.к. речь становится "живой", а не просто одним из аспектов обучения. Использование информационно-коммуникационных технологий помогают сделать уроки более яркими, интересными, запоминающимися.
Для учащихся 5-7 классов обучающие компьютерные программы к учебникам "Enjoy English 5-6", "Enjoy English-7" также имеют своей целью поддержать рабочую программу учебника, но структура и содержание заданий и упражнений способствует переходу на новую ступень восприятия, усвоения и использования информации. На этом уровне обучения английскому языку начинается последовательная подготовка учеников к итоговому тестированию.
Необходимо отметить, что применение ИКТ в учебном процессе целесообразно, если только оно количественно и качественно не сокращает общение ученика с учителем и не имеет целью полностью заменить учебник-книгу и рабочую тетрадь или прописи, а лишь дополняет процесс обучения, расширяя дидактические возможности учебника, способствует исследовательской и творческой деятельности учащихся.
__________________________ ___________________________________________