Способы и методы формирования у учащихся ключевых компетенций по немецкому языку

Раздел Иностранные языки
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Способы (приемы и методы) формирования у учащихся

ключевых компетенций по иностранному языку.























Содержание


1.Введение

2. Глава 1.Понятие компетенции. Структура коммуникативной компетенции.

3. Глава 2.Способы формирования ключевых компетенций по иностранному языку

4. Заключение

5 Список литературы






Введение

Обучение иностранному языку в школе имеет основную цель: овладение иностранным языком как средством общения, то есть развитие коммуникативной компетенции учащихся. Изменение общественно-политической ситуации, развитие международных контактов во всех сферах, международной интеграции привели к росту роли и значения умений и навыков реального иноязычного общения. Это вызвало необходимость переосмысления цели, задач и содержания обучения иностранному языку с учетом сфокусированности внимания на формирование и развитие способности общаться на иностранном языке.

В законе «Об образовании» написано, что учебному предмету «Иностранный язык» отводится существенная роль в решении важной задачи, стоящей перед школой: обеспечение условий для формирования у учащихся адекватной современному уровню знаний картины мира и развитие у них интереса к мировой и национальным культурам.

В соответствии с новым образовательным стандартом главной целью обучения иностранному языку становится развитие необходимого для межкультурного общения уровня коммуникативной компетенции обучающихся и одновременно формирование и совершенствование личности ребенка, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности, а также и к использованию полученных знаний для решения важных жизненных проблем.

Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения, действовать в типичных и нестандартных ситуациях. Делается акцент на деятельностном содержании образования. Формирование

и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности и личностное развитие обучающихся решаются в образовательном процессе как двуединая задача. Это достигается деятельностным и личностно- ориентированным подходом к иноязычному образованию.

Целью обучения иностранным языкам в полной средней школе является достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне (термин Совета Европы), то есть для успешного овладения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы (усвоение лексики и грамматики), но также иметь представления о том, как их использовать для целей реальной коммуникации.




Глава 1 Компетенция и компетентность. Структура коммуникативной компетентности

Иностранный язык является компетентностным предметом, так как в его основе преобладает деятельностное содержание. Говоря о компетенциях, необходимо уточнить понятия компетенции и компетентности.

В методике понятия «компетенция» и «компетентность» различаются. Под компетенцией следует понимать сформированность у учащихся комплекса взаимосвязанных качеств личности, владения знаниями, навыками и умениями, а также способами деятельности, необходимыми для качественной продуктивной деятельности по отношению к определенному кругу предметов и процессов, готовность к эффективной деятельности в конкретной ситуации. В обучении иностранным языкам компетенция может трактоваться узко - как совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения иностранному языку, и более широко- как практико-ориентированное владение языковыми знаниями, навыками и речевыми умениями. В целом компетенция понимается как компонент иноязычных знаний и навыков, обеспечивающий комплексное развитие соответствующих умений. Компетентность определяется как владение каждым конкретным человеком соответствующей компетенцией, включающей его индивидуально-личностное отношение к ней и к предмету деятельности в целом, предполагает минимальный опыт применения личностью компетенций.

В соответствии с проектом федерального компонента государственного образовательного стандарта главной целью изучения иностранного языка является формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности, что предполагает владение всеми составляющими ее компонентами.

«Под коммуникативной компетенцией, выступающей в качестве интегрированной цели обучения иностранному языку, понимается иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка в заданных стандартом пределах» (И. Л. Бим). Коммуникативная компетенция является ведущей и стержневой многокомпонентной компетенцией, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций, а именно: информационной, социокультурной, социально-политической, готовности к образованию и саморазвитию. Коммуникативную культуру необходимо последовательно формировать и развивать в тесной связи с общеучебными, академическими, информационными умениями, готовностью к решению проблем одновременно на родном и иностранном языке в единой логике. Без коммуникативной компетенции невозможно осуществлять рефлексию, а значит и эффективное проектирование и планирование собственной деятельности.

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции должно осуществляться в совокупности ее составляющих компонентов - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:

речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для школы, освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языках;

социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка, формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

учебно - познавательная компетенция - дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.

Взаимосвязанное формирование всех составляющих коммуникативной компетенции должно обеспечить развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности в процессе овладения школьниками языковыми, лингвострановедческими, социокультурными знаниями и навыками, а также воспитание, образование и развитие учащихся, формирование их общеучебных и специальных учебных умений, развитие компенсаторных умений, что в комплексе должно формировать их способность и готовность осуществлять общение на иностранном языке при непосредственном контакте с носителем языка и опосредованно.




Глава 2 Способы (приемы и методы) формирования ключевых компетенций

по иностранному языку

Исходя из того, что развитие коммуникативной компетенции является основой содержания обучения иностранному языку, и что коммуникативная компетенция может быть сформирована только при условии сбалансированного, равномерного функционирования всех ее структурных компонентов, необходимо выбирать наиболее эффективные и целесообразные методы обучения.

Методы есть совокупность способов и приемов совместной согласованной деятельности учителя и учащихся, а также учащихся друг с другом, в процессе которой последними достигается определенный уровень владения иностранным языком и оказывается существенное развивающее воздействие на личность обучаемого, на его способность и готовность пользоваться изучаемым языком как средством социального взаимодействия и взаимопонимания с представителями иной культуры, средства познания последней.

При отборе современных методов обучения (способов, приемов, форм обучения) необходимо учитывать критерии, в соответствии с которыми используемые методы должны:

- создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно, стимулировать интересы обучаемого, развивать у него желание практически использовать иностранный язык, а также потребность учиться, делая тем самым реальным достижение школьником успеха в овладении предметом;

- затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его эмоции, чувства и ощущения, соотноситься с его реальными потребностями, стимулировать его речевые, когнитивные, творческие способности;

- активизировать школьника, делая его главным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса;

- создавать ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; учащийся должен осознавать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения;

- учить школьника работать над языком самостоятельно на уровне его физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей- следовательно, обеспечить дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;

- предусматривать различные формы работы в классе; индивидуальную, групповую, коллективную, в полной мере стимулирующие активность учащихся, их самостоятельность, творчество.

Усваиваемый с их (методов) помощью иностранный язык должен восприниматься учащимися как инструмент и средство социального взаимодействия с партнерами по общению.

Коммуникативный системно - деятельностный подход является ведущим средством достижения данной цели. Он обеспечивает полный и взвешенный охват всех сторон, аспектов и операций овладения иностранным языком в комплексе его функций. Он предполагает реализацию такого способа обучения, при котором на основе всех взаимодействующих компонентов реализуется упорядоченное, систематизированное и взаимосоотнесенное овладение иностранным языком в условиях моделируемой на учебных занятиях речевой деятельности, которая является неотъемлемой и составной частью общей (экстралингвистической) деятельности. Осуществляется ориентация на владение языком как системой практического взаимодействия ряда компетенций; языковой, речевой, коммуникативной, компенсаторной и учебной. Основной чертой данного подхода является коммуникативность, которая предусматривает речевую направленность обучения, стимулирование речемыслительной активности, обеспечение индивидуализации, учет функциональности речи, создание ситуативности обучения, соблюдение принципа новизны и нешаблонности организации учебного процесса.

В общении , основой которого является обсуждаемая проблема, наряду с коммуникативной функцией языка выступает и познавательная, поэтому здесь есть возможность для развития интеллектуальных способностей школьников, мышления и поведенческих умений, формируется способность постоянно трудиться.

Обучающийся выступает как активный , творческий субъект учебной деятельности, управляемой педагогом, происходит развитие инициативности учащихся, их способности к творческому поиску, реализуется принцип индивидуализации.

Знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Учитель должен организовать исследовательскую работу школьников, чтобы они сами нашли решение проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры. Инструкции к заданиям содержат речевую задачу. Механические воспроизводящие упражнения отсутствуют, их место занимают игровые ситуации, работа с партнером, задания на поиск ошибок, сравнения и сопоставления, подключающие логику, умение мыслить аналитически и образно. Весь комплекс приемов помогает создать иноязычную среду, в которой должны действовать учащиеся: читать, общаться, участвовать в ролевых играх, излагать свои мысли, делать выводы.

Основной единицей урока и всей стратегии обучения является акт говорения. В обучении монологической речи приняты два пути: « путь сверху»- исходной единицей обучения является законченный текст; «путь снизу»- в основе обучения предложение, отражающее элементарное высказывание. «Путь сверху» осуществляется через пересказы исходного текста, творческую переработку материала. Работе над текстом предшествуют занятия в парах, ответы на вопросы, заполнение таблиц.

« Путь снизу» предполагает развертывание высказывания от предложения к законченному монологу. Это высказывания в связи с темой или ситуацией, описание картины, выражение своего отношения. Большое внимание уделяется опорам, которые носят индивидуальный характер.

При обучении диалогу возможен « путь сверху» от целого диалога- образца и «путь снизу» от элементарного диалогического единства. Учащиеся создают диалогическое общение на основе подобной, но новой ситуации путем изменения отдельных компонентов. Учащимся дают опоры, подстановочные элементы. « Путь снизу» - это выполнение заданий на восстановление одной из реплик. Эффективным является использование игровых моментов. Прием развития полилога - драматизация, ролевые игры с большим количеством учащихся.

Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка могут быть использованы разнообразные приемы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса: 1) игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики; 2) активизация речевой деятельности с помощью дидактического и раздаточного материала; 3.) создание компъютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке; 4) нестандартный вход в урок;5) мозговой штурм; 6) кластер ( состоит в выделении смысловых единиц текста, высказывания и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди); 7) INSERT (маркировка текста по мере его чтения); 8) комментированное чтение; 9) своя опора ( ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу).

Применение ролевой игры предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Исполняя роли , учащиеся обыгрывают жизненные ситуации. Используется также деловая игра (модель взаимодействия людей в процессе достижения некоторой цели) и дискуссия ( спор, обсуждение ).

Применяется парная работа; 1) каждый учащийся получает тему и прорабатывает ее по частям в парах сменного состава; 2) каждый ученик получает подробный план своей темы. По плану он должен восстановить содержание темы по текстам, которые имеют разные учащиеся ; 3) методика взаимопередачи тем для изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах. Один учащийся повторяет одно правило, другой повторяет второе правило. Сначала первый объясняет, учит другого, потом меняются ролями; 4) методика взаимотренажа, предназначенная для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. На карточках 5-6 упражнений с ответами. Один ученик имеет карточку с ответами, а другой - без ответов; 5) методика взаимопроверки индивидуальных заданий.

Применяется групповая работа: 1) метод « разрезанной информации». Формируются группы, каждому ученику дается только часть информации, необходимой для выполнения какой- либо учебной задачи. Учащиеся по очереди учат друг друга, помогают друг другу; 2) метод «учимся вместе» В группах ученики работают над темой или лексикой. Затем группы сравнивают результаты своей работы; 3) метод проектов.

В основе этих приемов лежат принципы системно - деятельностного подхода. Принцип минимакса - освоение материала на максимальном уровне и обеспечение усвоения на уровне минимума (государственного стандарта знаний). Принцип деятельности - ученик получает не готовые знания, а ищет их сам осознанно. Принцип психологической комфортности - создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалогических и монологических форм общения. Принцип вариативности - формирование учащимися способностей к выбору вариантов. Принцип творчества - приобщение учеников к творческой деятельности.

Учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать учащимся критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.


Заключение.

Модернизация отечественного образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачи переосмысления своей профессиональной деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, методов, приемов, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут учащимся стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.

В данной работе были рассмотрены следующие аспекты: коммуникативная компетенция и ее компоненты как ключевые компетенции при обучении иностранному языку, приемы и методы их формирования при реализации системно- деятельностного подхода, который позволяет рационально использовать потенциал традиционных и новых методов обучения. Системно - деятельностный подход позволяет обеспечить достижение поставленной перед учителем цели. Системный характер сочетания учебно- методических компонентов открывает широкие воможности для их использования на определенных этапах обучения, для определенных уровней и конкретных целей обучения.



Список литературы

1.Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и перспективы. Учеб. пособие [Текст]: М.: Просвещение, 1988 г.-256 с.

2. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя [Текст]: М. :АРКТИ, 2004 г.-192 с.

3. Методики обучения иностранным языкам в средней школе. Модернизация общего образования . Пособие для учителей. [Текст]: Санкт Петербург: КАРО, 2006 г.-224 с

4.Морозова Л. Ю. Урок открытия нового знания. Презентация./ интернет ресурс: http: // do. kuz-edu.ru.

5.Смирнов И. Б. Актуальные вопросы преподавания немецкого языка в средней школе: учебно - методическое пособие для учителя.[Текст]: Санкт Петербург: КАРО, 2005 г.-160 с.

6. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс: пособие для студентов пед.вузов и учителей. [Текст]: М.:АСТ: Астрель, 2010 г.- 272 с.

7.Шекунова Л. В. Системно- деятельностный подход в обучении английскому языку в общеобразовательной школе/ интернет-ресурс: http: nsportal.ru/ rabota 2013 docx.

8.Свидерская Н. И. Теоретическое проектирование урока немецкого языка на основе системно - деятельностного подхода./ интернет ресурс: http: nsportal.ru/ proek na uroke nemeckogo yazyka.docx.

9.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]: Министерство образования РФ.- М: Просвещение, 2011.-160 с.


© 2010-2022