Авторская концепция Использование интерактивных методов обучения. Кейс-метод

В автрскую концепцию входит-теоретический материал о интерактивном обучении, -описание и технология работы кейс-методом, - теоретическое приложение, не вошедшее в работу- практическое приложение - примет технологической карты урока с апробацией материалов концепции. Урок немецкого языка в 6 классе. Использование интерактивных методов обучения.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГРИШЕВСКАЯ СРЕДНЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОДГОРЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ






Интерактивные методы обучения иностранному языку как средство реализации ФГОС. Кейс-метод


Подготовила: Кульбакина Л.А.,

Учитель немецкого языка


2015

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………..3

Продуктивность использования интерактивных методов обучения………………….4

Кейс-метод. Общая характеристика……………………………………………………..5

Признаки и технологические особенности кейс-метода………………………………6

Технология создания «кейсов»………………………………………………………….8

Литература и электронные ресурсы…………………………………………………….9

Приложения ……………………………………………………………………………..10









Введение

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.

«…воспитывать - это значит побуждать.

Цель педагога состоит в

воспитании самостоятельности ребёнка…»

А.Дистервег


Не смотря на то, что этим словам великого педагога более 150 лет, сегодня, как никогда, они являются актуальными. Важность и необходимость перемен в системе российского образования является актуальной темой для обсуждения. В результате творческого и критического осмысления теории развивающего обучения, их реализации в опыте педагогов-новаторов, создания инновационных учебных планов учёные и педагоги практики осознали необходимость сделать личность ученика центром образовательного процесса. В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения миссией образования рассматривается воспитание, а целью образовательной системы - развитие личности. ФГОС нацелен на смену образовательной парадигмы, следствием этого является модернизация методов обучения, приемов, как и других компонентов педагогического процесса. Для успешного достижения образовательных результатов и повышения качества образовательного процесса ведущую роль занимает использование интерактивных методов обучения. В рамках данной работы нет возможности раскрыть их в полном объёме, поэтому мы рассмотрим кейс-метод, как апробированный автором, соответствующий требованиям ФГОС, результативный на практике. На сегодняшний день, в печатных источниках и интернет - ресурсах есть много информации на данную тему, целью нашей работы мы выделим подбор практических инструкций для использования кейс-метода на уроках иностранного языка. Для реализации данной цели, поставим перед собой следующие задачи:

  • рассмотрим продуктивность введения интерактивных методов обучения

  • охарактеризуем кейс-метод

  • раскроем признаки и технологические особенности кейс-метода

  • систематизируем имеющуюся информацию и выведем поэтапную технологию работы с использованием кейс-метода

Для продуктивного использования данной работы на практике разработаем дидактические материалы и продемонстрируем их в приложениях.


Продуктивность использования интерактивных методов обучения

Интерактивное обучение- это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет ввиду конкретные и прогнозируемые цели. При этом ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, это делает процесс обучения продуктивным. Этот вид обучения реализует основной смысл введения федерального образовательного стандарта второго поколения, а именно, создание условий для развития мотивационных, регулятивных, познавательных потенциальных возможностей личности учащихся, потребности в самореализации, самоутверждении. Все ученики вовлечены в процесс познания, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями. И это исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. Решаются проблемы на основе анализа обстоятельств и информации, обсуждаются альтернативные мнения, принимаются решения. Всё это проводится в рамках индивидуальной и групповой работы, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с различными источниками информации, выполняются творческие работы. Существуют разнообразные методы реализации интерактивного обучения метод проектов, создание портфолио по предмету, обучение в сотрудничестве и другие. Использование интерактивного обучения позволяет не только формировать предметные, линостные, метапредметные универсальные учебные действия, но и обеспечить мотивацию к решению поставленных задач. Одним из основных требований к современному обучению является учёт индивидуальных особенностей восприятия и потребностей учеников, формирование самостоятельности как качества личности. Кроме того воплощается принцип фундаментальности и системности, обязательным является высокий уровень научного содержания обучения иностранному языку. Содержание методов интерактивного обучения соответствуют запросам личности, общества и государства, что является одним из требований реализации ФГОС. Вышесказанное позволяет говорить, о продуктивности использования интерактивных методов обучения. В рамках данной работы нет возможности более подробно раскрыть технологию интерактивного обучения, поэтому мы остановимся на кейс-методе, как апробированном и активно используемом автором работы.

Кейс-метод. Общая характеристика

Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения.Непосредственная цель метода - совместными усилиями группы учеников проанализировать ситуацию - case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса - оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Впервые был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году. Сегодня этот метод завоёвывает ведущие позиции в обучении, при этом используется в экономике и бизнесе. Case-studiеs - учебные конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать управленческие решения. Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество ученика и учителя; отсюда принципиальное отличие кейс-метода от традиционных методик - демократия в процессе получения знания, когда ученик, по сути, равноправен с другими учениками и учителем в процессе обсуждения проблемы.

Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки учебной, профессиональной деятельности.

Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей учеников. Метод способствует развитию у учеников самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

  • - соответствовать четко поставленной цели создания;

  • - иметь соответствующий уровень трудности;

  • - иллюстрировать несколько аспектов жизни;

  • - не устаревать слишком быстро;

  • - быть актуальным на сегодняшний день;

  • - иллюстрировать типичные ситуации;

  • - развивать аналитическое мышление;

  • - провоцировать дискуссию;

  • - иметь несколько решений.У кейс-метода есть свои признаки и технологические особенности, позволяющие отличить его от других методов обучения.

Признаки и технологические особенности кейс-метода

Кейс- метод имеет свои признаки:

  1. Наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени.

  2. Коллективная выработка решений.

  3. Многоальтернативность решений; принципиальное отсутствие единственного решения.

  4. Единая цель при выработке решений.

  5. Наличие системы группового оценивания деятельности.

  6. Наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых.

Технологические особенности метода

1) Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.

2) Выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией.

3)Обучение можно рассматривать как синергетическую технологию, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п.

4)интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.

5) Выступает как специфическая разновидность проектной технологии.

6) Концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха».

Основная функция кейс-метода - учить учеников решать сложные неструктурированные проблемы, которые не возможно решить аналитическим способом.

Технология создания «кейсов»

Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, связанной с реальной жизнью, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые ученикам нужно получить; при этом учитель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

Целесообразно выделение следующих основных этапов создания кейсов:

1. Формирование дидактических целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач; выявление «зоны ответственности» за формируемые УУД.

2. Определение проблемной ситуации.

3. Построение технологической карты кейса.

4. Поиск связи информации, с которой ученики будут работать на уроке, с реальной жизнью.

5. Сбор сведений в альтернативных источниках информации(СМИ, интернет).

  1. Построение или выбор модели кейса(см.Приложение).

  2. Написание,побор текста кейса.

  3. Диагностика правильности и эффективности кейса.

  4. Подготовка окончательного варианта кейса.

  5. Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий.

Решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов:

1)знакомство с ситуацией, ее особенностями.

2)выделение основной проблемы (основных проблем).

3) предложение концепций или тем для «мозгового штурма».

4)анализ последствий принятия того или иного решения.

5)решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.

Заключение

Итак, интерактивные методы обучения являются средством реализации ФГОС второго поколения. Использование кейс-метода на практике продуктивно и актуально на сегодняшний день, способствует достижению образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных).

Кейс -метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, в которых нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество ученика и учителя; отсюда принципиальное отличие кейс-метода от традиционных методик - демократия в процессе получения знания, когда ученик, по сути, равноправен с другими учениками и учителем в процессе обсуждения проблемы.

Основная функция кейс-метода - учить учеников решать сложные неструктурированные проблемы, которые не возможно решить аналитическим способом.

Представлена продуктивная технология, опробированная на практике и готовая для использования на уроках иностранного языка, в том числе немецкого.




Список литературы и электронные ресурсы

1.Образовательные технологии, обеспечивающие достижение требований ФГОС к результатам деятельности общеобразовательной школы: методическое пособие / авт-сост.: Г.М.Анохина, Т.В. Дубовицкая, Е.А. Лукина, Ю.А. Савинков; под общ. Ред. Ю.А. Савинкова. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2013

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - Москва.: Просвещение, 2010

3.Фисина Т.А. Проектный подход в образовательно- воспитательной сфере: методическое пособие / Москва: Специалист.2013

4.standart. edu.ru - Новый стандарт обьщего образования

5. edu.ru/ - Каталог образовательных Интернет-ресурсов

6. uchportal.ru/load/97- о разработке программ по иностранному языку

7. evolkov.net/case/case.study.html -Долгоруков А. Метод кейсов



Приложения




























© 2010-2022