- Преподавателю
- Иностранные языки
- Авторская концепция Использование интерактивных методов обучения. Кейс-метод
Авторская концепция Использование интерактивных методов обучения. Кейс-метод
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кульбакина Л.А. |
Дата | 11.11.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГРИШЕВСКАЯ СРЕДНЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОДГОРЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Интерактивные методы обучения иностранному языку как средство реализации ФГОС. Кейс-метод
Подготовила: Кульбакина Л.А.,
Учитель немецкого языка
2015
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………..3
Продуктивность использования интерактивных методов обучения………………….4
Кейс-метод. Общая характеристика……………………………………………………..5
Признаки и технологические особенности кейс-метода………………………………6
Технология создания «кейсов»………………………………………………………….8
Литература и электронные ресурсы…………………………………………………….9
Приложения ……………………………………………………………………………..10
Введение
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.
«…воспитывать - это значит побуждать.
Цель педагога состоит в
воспитании самостоятельности ребёнка…»
А.Дистервег
Не смотря на то, что этим словам великого педагога более 150 лет, сегодня, как никогда, они являются актуальными. Важность и необходимость перемен в системе российского образования является актуальной темой для обсуждения. В результате творческого и критического осмысления теории развивающего обучения, их реализации в опыте педагогов-новаторов, создания инновационных учебных планов учёные и педагоги практики осознали необходимость сделать личность ученика центром образовательного процесса. В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения миссией образования рассматривается воспитание, а целью образовательной системы - развитие личности. ФГОС нацелен на смену образовательной парадигмы, следствием этого является модернизация методов обучения, приемов, как и других компонентов педагогического процесса. Для успешного достижения образовательных результатов и повышения качества образовательного процесса ведущую роль занимает использование интерактивных методов обучения. В рамках данной работы нет возможности раскрыть их в полном объёме, поэтому мы рассмотрим кейс-метод, как апробированный автором, соответствующий требованиям ФГОС, результативный на практике. На сегодняшний день, в печатных источниках и интернет - ресурсах есть много информации на данную тему, целью нашей работы мы выделим подбор практических инструкций для использования кейс-метода на уроках иностранного языка. Для реализации данной цели, поставим перед собой следующие задачи:
-
рассмотрим продуктивность введения интерактивных методов обучения
-
охарактеризуем кейс-метод
-
раскроем признаки и технологические особенности кейс-метода
-
систематизируем имеющуюся информацию и выведем поэтапную технологию работы с использованием кейс-метода
Для продуктивного использования данной работы на практике разработаем дидактические материалы и продемонстрируем их в приложениях.
Продуктивность использования интерактивных методов обучения
Интерактивное обучение- это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет ввиду конкретные и прогнозируемые цели. При этом ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, это делает процесс обучения продуктивным. Этот вид обучения реализует основной смысл введения федерального образовательного стандарта второго поколения, а именно, создание условий для развития мотивационных, регулятивных, познавательных потенциальных возможностей личности учащихся, потребности в самореализации, самоутверждении. Все ученики вовлечены в процесс познания, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями. И это исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. Решаются проблемы на основе анализа обстоятельств и информации, обсуждаются альтернативные мнения, принимаются решения. Всё это проводится в рамках индивидуальной и групповой работы, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с различными источниками информации, выполняются творческие работы. Существуют разнообразные методы реализации интерактивного обучения метод проектов, создание портфолио по предмету, обучение в сотрудничестве и другие. Использование интерактивного обучения позволяет не только формировать предметные, линостные, метапредметные универсальные учебные действия, но и обеспечить мотивацию к решению поставленных задач. Одним из основных требований к современному обучению является учёт индивидуальных особенностей восприятия и потребностей учеников, формирование самостоятельности как качества личности. Кроме того воплощается принцип фундаментальности и системности, обязательным является высокий уровень научного содержания обучения иностранному языку. Содержание методов интерактивного обучения соответствуют запросам личности, общества и государства, что является одним из требований реализации ФГОС. Вышесказанное позволяет говорить, о продуктивности использования интерактивных методов обучения. В рамках данной работы нет возможности более подробно раскрыть технологию интерактивного обучения, поэтому мы остановимся на кейс-методе, как апробированном и активно используемом автором работы.
Кейс-метод. Общая характеристика
Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения.Непосредственная цель метода - совместными усилиями группы учеников проанализировать ситуацию - case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса - оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Впервые был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году. Сегодня этот метод завоёвывает ведущие позиции в обучении, при этом используется в экономике и бизнесе. Case-studiеs - учебные конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать управленческие решения. Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество ученика и учителя; отсюда принципиальное отличие кейс-метода от традиционных методик - демократия в процессе получения знания, когда ученик, по сути, равноправен с другими учениками и учителем в процессе обсуждения проблемы.
Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки учебной, профессиональной деятельности.
Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей учеников. Метод способствует развитию у учеников самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.
Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
-
- соответствовать четко поставленной цели создания;
-
- иметь соответствующий уровень трудности;
-
- иллюстрировать несколько аспектов жизни;
-
- не устаревать слишком быстро;
-
- быть актуальным на сегодняшний день;
-
- иллюстрировать типичные ситуации;
-
- развивать аналитическое мышление;
-
- провоцировать дискуссию;
-
- иметь несколько решений.У кейс-метода есть свои признаки и технологические особенности, позволяющие отличить его от других методов обучения.
Признаки и технологические особенности кейс-метода
Кейс- метод имеет свои признаки:
-
Наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени.
-
Коллективная выработка решений.
-
Многоальтернативность решений; принципиальное отсутствие единственного решения.
-
Единая цель при выработке решений.
-
Наличие системы группового оценивания деятельности.
-
Наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых.
Технологические особенности метода
1) Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.
2) Выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией.
3)Обучение можно рассматривать как синергетическую технологию, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п.
4)интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.
5) Выступает как специфическая разновидность проектной технологии.
6) Концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха».
Основная функция кейс-метода - учить учеников решать сложные неструктурированные проблемы, которые не возможно решить аналитическим способом.
Технология создания «кейсов»
Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, связанной с реальной жизнью, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые ученикам нужно получить; при этом учитель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.
Целесообразно выделение следующих основных этапов создания кейсов:
1. Формирование дидактических целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач; выявление «зоны ответственности» за формируемые УУД.
2. Определение проблемной ситуации.
3. Построение технологической карты кейса.
4. Поиск связи информации, с которой ученики будут работать на уроке, с реальной жизнью.
5. Сбор сведений в альтернативных источниках информации(СМИ, интернет).
-
Построение или выбор модели кейса(см.Приложение).
-
Написание,побор текста кейса.
-
Диагностика правильности и эффективности кейса.
-
Подготовка окончательного варианта кейса.
-
Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий.
Решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов:
1)знакомство с ситуацией, ее особенностями.
2)выделение основной проблемы (основных проблем).
3) предложение концепций или тем для «мозгового штурма».
4)анализ последствий принятия того или иного решения.
5)решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.
Заключение
Итак, интерактивные методы обучения являются средством реализации ФГОС второго поколения. Использование кейс-метода на практике продуктивно и актуально на сегодняшний день, способствует достижению образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных).
Кейс -метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, в которых нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество ученика и учителя; отсюда принципиальное отличие кейс-метода от традиционных методик - демократия в процессе получения знания, когда ученик, по сути, равноправен с другими учениками и учителем в процессе обсуждения проблемы.
Основная функция кейс-метода - учить учеников решать сложные неструктурированные проблемы, которые не возможно решить аналитическим способом.
Представлена продуктивная технология, опробированная на практике и готовая для использования на уроках иностранного языка, в том числе немецкого.
Список литературы и электронные ресурсы
1.Образовательные технологии, обеспечивающие достижение требований ФГОС к результатам деятельности общеобразовательной школы: методическое пособие / авт-сост.: Г.М.Анохина, Т.В. Дубовицкая, Е.А. Лукина, Ю.А. Савинков; под общ. Ред. Ю.А. Савинкова. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2013
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - Москва.: Просвещение, 2010
3.Фисина Т.А. Проектный подход в образовательно- воспитательной сфере: методическое пособие / Москва: Специалист.2013
4.standart. edu.ru - Новый стандарт обьщего образования
5. edu.ru/ - Каталог образовательных Интернет-ресурсов
6. uchportal.ru/load/97- о разработке программ по иностранному языку
7. evolkov.net/case/case.study.html -Долгоруков А. Метод кейсов
Приложения