ЭФФЕКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ

Аудирование – это процесс восприятия и понимания звучащей речи. Аудирование, наряду с говорением, обеспечивает возможность общения на иностранном языке. Аудирование – это мощное средство обучения языку. Оно даёт возможность овладеть звуковой стороной  изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идет усвоение лексического состава языка и его грамматического оформления. В то же время аудирование облегчает овладение говорением, чтением, пись...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение 2

Бежина Л.В.,

учитель английского языка

МБОУ «Истобнянская СОШ»

Губкинский район

Белгородская область


ЭФФЕКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ

ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ


Что такое аудирование.

Аудирование - это процесс восприятия и понимания звучащей речи. Аудирование, наряду с говорением, обеспечивает возможность общения на иностранном языке. Аудирование - это мощное средство обучения языку. Оно даёт возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идет усвоение лексического состава языка и его грамматического оформления. В то же время аудирование облегчает овладение говорением, чтением, письмом.

Как средство обучения аудирование используется, например, при организации ознакомления учащихся с новым языковым (фонетическим, лексическим, грамматическим) или речевым материалом.

Как цель обучения аудирование выступает тогда, когда учащиеся воспринимают на слух связное целое и через аудиотекст получают какую-то, даже самую элементарную, содержательно-смысловую информацию.

Первое, что формирует у учащихся умение аудирования-эмоциональная, правильная, доступная им речь учителя на английском языке. Поэтому учителю стоит обращать самое пристальное внимание на своё речевое поведение на уроке.

Навыки аудирования формируются только в процессе восприятия речи на слух. При этом есть потребность в умении понимать речь разного темпа, разного интонационного оформления и разного уровня правильности.

Всякий, даже самый минимальный, уровень овладения аудированием предполагает сформированность ряда операций:

- опознание звукового потока;

- восприятие значения аудируемых единиц;

- выявление значимой информации в аудируемом тексте.

Несмотря на то, что процесс аудирования может протекать без внешних проявлений, это активный процесс, требующий больших интеллектуальных усилий. В ходе аудирования слушающий выполняет сложную перцептивно-мнемоническую деятельность и мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, противопоставления, абстрагирования, конкретизации и др. Успешность аудирования определяется как объективными, так и субъективными факторами. Объективные факторы складываются из особенностей предъявляемого текста и условий, в которых протекает его восприятие.

Субъективные факторы определяются особенностями психики слушающего и уровнем его подготовки.

При отборе текста для аудирования учитываются его языковые особенности, содержательная характеристика и композиционные особенности. При оценке психических особенностей обучаемого учитываются его речевой слух, внимание и память, способность к речевой догадке и вероятностному прогнозированию, уровень развития внутренней речи.

Важным условием при формировании умения аудирования является мотивация. Если слушающий испытывает потребность слушать, это ведёт к максимальной мобилизации его психического потенциала: обостряется речевой слух и даже чувствительность органов ощущения, более целенаправленным становится внимание, повышается интенсивность мыслительных процессов.

Для создания мотивации важным является правильный выбор аудиотекстов. Слишком трудные тексты могут вызвать разочарование учащихся, лишить их веры в успех. Слишком лёгкие тексты также нежелательны. Отсутствие момента преодоления трудностей делает работу неинтересной, и она не становится развивающим фактором в процессе обучения. Важно учитывать также интересы школьников той или иной возрастной группы. Для начальной школы можно использовать тексты, основанные на сказочных сюжетах, истории о животных, рассказы детей о своей семье, играх, любимых игрушках. Старшеклассников интересуют темы, связанные с политикой, жизнью в других странах, юмористические рассказы, детективы. Основные требования, предъявляемые к тексту для восприятия на слух - полная доступность и интересное содержание. Доступность определяется близостью темы к опыту учащихся, известным языковым материалом, простотой построения. Механизм развития сюжета должен быть предельно ясным, должны быть наглядными причинно-следственные связи, то есть должна быть ясно видна логика развития сюжета.

Для того, чтобы контекст был «прозрачным», структура его должна быть простой, действие должно развиваться прямолинейно, в одном временном плане, без экскурсов в прошлое или будущее. Желательно, чтобы в текстах было ограниченное число действующих лиц. Стилистически они должны быть очень простыми, так как, если в тексте встречаются выражения или слова, употребляемые в переносном смысле,-это очень затрудняет как их узнавание, так и понимание текста в целом.

В зависимости от конкретных учебных задач и по признаку полноты понимания информации различают два вида аудирования:

- с полным пониманием содержания;

- с пониманием основного содержания.

Тексты для аудирования с полным пониманием не включают незнакомой лексики. Отдельные новые слова должны легко пониматься учащимися. К ним относятся интернационализмы, слова, состоящие из известных элементов, или слова, значение которых легко выводится из контекста.

При аудировании текста с пониманием основного содержания учащиеся должны стремиться понимать текст в целом, даже если он содержит определённый процент незнакомых слов и выражений. Но эти незнакомые элементы не должны быть ключевыми в тексте.

На младшем этапе основное внимание уделяется развитию умения полностью понимать текст, основанный на знакомом материале. На этом же этапе формируется психологический механизм смыслового восприятия на слух и умения добиваться понимания вербальными средствами. На среднем этапе отрабатываются оба вида аудирования-с полным пониманием и аудирование смыслового содержания. На старшем этапе совершенствуются ранее сформированные умения и, по необходимости, корректируются.

С самого начала обучения аудированию темп речи должен быть нормальным. В слабо подготовленных классах можно давать информацию порциями, увеличивая длительность пауз между синтагмами, предложениями, абзацами для осмысления содержания. Можно увеличивать время на снятие трудностей перед восприятием текста. Продолжительность сообщения при этом не должна превышать 1,5-3 минуты (без зрительной опоры), так как по данным психологов утомляемость при аудировании наступает значительно раньше, чем при зрительном восприятии.

На понимание текста влияет его смысловая организация. Рассказ должен строиться так, чтобы легко выделялась его главная мысль, а детали примыкали к ней. Причём, если главная мысль выражена в начале сообщения, оно понимается на 100%, в конце сообщения - на 70%, в середине - на 40%.

Важен также чётко организованный контроль при аудировании. Он должен быть регулярным и охватывать всех учащихся. Нужно учитывать разную сложность приёмов контроля, начинать с более простых приёмов (ответы на общие вопросы) и постепенно переходить к более сложным (охарактеризуйте, объясните, почему), то есть от объяснения поверхностных фактов к глубинным.

С самого начала учитель вводит в употребление выражения классного обихода и постепенно их усложняет. При использовании нового выражения учитель заостряет внимание учащихся на его форме и значении. При этом может использоваться как контекстная семантизация, так и перевод на родной язык. Обучение и контроль понимания на начальном этапе должны проводиться регулярно в форме упражнения, в котором учащиеся выполняют разнообразные команды. На среднем и старшем этапах возможен контроль в виде перевода. Некоторое время учитель сопровождает свою речь мимикой, жестами, показом,- это контактное аудирование, при котором многое подсказывается ситуацией непосредственного контакта. Позже снимаются и эти опоры, то есть учащиеся воспринимают информацию исключительно по слуховому каналу - это дистантное аудирование.

В методике различают визуальные (изобразительные) и вербальные опоры при обучении аудированию. К визуальныи относятся карты, картинки, фотографии, схемы и другие графические материалы. К вербальным относятся ключевые слова, план, разнообразные анкеты, которые заполняются в процессе аудирования.

Эффективные упражнения и приёмы работы при обучении аудированию

Для того, чтобы научиться понимать устную речь, учащиеся должны овладеть следующими умениями:

- узнавать речевые образцы и их лексическое наполнение;

- понимать незнакомые элементы, опираясь на контекст;

- понимать целое, независимо от отдельных, непонятных мест;

- выделять факты, о которых идёт речь в сообщении;

- отделять основное в содержании от второстепенного;

- улавливать логические связи.

Для развития этих умений необходимы специальные упражнения, охватывающие процесс восприятия речи с разных сторон. Наиболее распространённые виды упражнений в аудировании можно разделить на две большие группы - подготовительные и речевые упражнения.

К числу подготовительных относятся упражнения, которые направлены на вычленение отдельных трудностей и их изолированную отработку. Они отрабатывают узнавание новых слов, словосочетаний и предложений. Они позволяют тренировать учащихся в узнавании речевых образцов, по аналогии с которыми можно будет понять предложения, впервые воспринимаемые.

Работа над речевыми образцами в плане понимания не менее важна, чем для обучения говорению. Это чисто тренировочные упражнения. Они нужны до тех пор, пока учащийся не овладел определённой степенью автоматизма в расшифровке языковой формы, а затем он может переключить внимание на содержание того, что он слышит. На последующих этапах работа над формой приобретает подчинённое значение и не выделяется в особое упражнение.

При выполнении речевых упражнений учащиеся сталкиваются не с отдельными трудностями, как в подготовительных упражнениях, а с комплексом трудностей. Речевые упражнения должны научить учащихся использовать усвоенные образцы в речевом синтезе, узнавать и понимать известные им конструкции в разнообразном окружении. При выполнении этих упражнений следует избегать перевода. Они могут сопровождаться анализом, но это будет только логический анализ, помогающий осмыслению содержания.

К речевым относятся упражнения, направленные на восприятие общего смысла высказывания или на выделение отдельных смысловых групп. Обязательным для них является то, что они направляют внимание слушающего на содержание речи и проводятся только на связном материале. Они всегда связаны с речевой ситуацией.

Учебная деятельность учащихся, связанная с аудированием, включает в себя два момента: учащиеся должны прослушать речь и показать, как они ориентируются в прослушанном. Это влечёт за собой использование упражнений, имеющих двойственный характер.

Каждое упражнение состоит из двух частей: первая включает сам акт восприятия речи, вторая сопутствует ему: «прослушать текст и определить его главную мысль», «прослушать описание и определить, к какому лицу оно относится» и т.д.

Примеры подготовительных упражнений:

  1. Прослушивание фраз, содержащих легко смешиваемые элементы: восприятию речи сопутствует перевод этих фраз. Восприятию речи сопутствует выполнение действий.

  2. Прослушивание фразы, затем прослушивание группы фраз, включающих и данную фразу. Выделение из группы фраз той, которую необходимо перевести.

  3. Прослушивание ряда фраз. Предъявление картинок, иллюстрирующих каждую фразу.

Примеры речевых упражнений:

1. Прослушивание двух вариантов одного и того же текста. Определение расхождения между двумя вариантами.

2. 3-4 кратное прослушивание текста, трудного с точки зрения содержания или манеры изложения. Пересказ содержания с добавлением деталей после каждого нового прослушивания.

3. Прослушивание связного текста в нормальном темпе. Ответы на вопросы по содержанию.

Для того чтобы научить учащихся правильно слышать и точно понимать услышанное, мы должны развивать у них соответствующие психические процессы, то есть совершенствовать их мыслительную деятельность.

В методике разработаны разнообразные приёмы, направленные на формирование аудитивных навыков. Они необходимы на том этапе, когда у учащихся ещё не сформировался навык восприятия на слух и когда идёт процесс становления психических механизмов аудирования, которые играют важную роль в развитии памяти, внимания, формировании прогностических способностей.

Для развития вербальной памяти эффективны упражнения, построенные по принципу снежного кома, когда учащиеся по цепочке последовательно повторяют слова, словосочетания, предложения. Такую работу можно проводить в игровой форме, разделив учащихся на команды.

Приёмы для тренировки оперативной памяти могут предусматривать запоминание числительных, имён собственных, географических названий.

Особые приёмы направлены на тренировку внимания, особенно на начальном этапе, когда оно у учащихся рассеянно, неустойчиво. Например, учитель зачитывает текст, затем этот текст читается вторично, но в нём есть некоторые изменения. Учащиеся должны заметить эти изменения и прореагировать на них.

Для развития вероятностного прогнозирования используются задания, где нужно восстановить высказывание по услышанной части, то есть догадаться по речевой ситуации, какая часть сообщения пропущена.

Большую роль в развитии аудирования играет формирование механизма эквивалентных замен, то есть способность слушающего осуществлять замену слов другими словами, передающими смысл. Этому способствуют задания, такие как: « Передай содержание услышанного одним предложением», «Придумай заголовок к тексту», замены слов их синонимами.

Этапы работы с аудиотекстом:

1. Предтекстовый этап,- снятие языковых трудностей аудиотекста: контроль понимания наиболее трудных предложений, анализ значений отдельных слов и фраз; тренировочные упражнения на базе текста, введение и первичное закрепление новых слов, аудирование изолированных фрагментов текста.

В качестве особого приёма можно использовать индивидуальную мотивационную установку к аудиотексту. Например, можно дать задание: при прослушивании первый ряд следит за приметами времени и места действия, второй- за поведением персонажа, третий- называет кульминационный момент.

Мотивационная установка показывает учащимся, на что обратить внимание и возбуждает интерес к прослушиванию текста.

Предтекстовая ориентировка на восприятие речи состоит из постановки предтекстовых вопросов, предложении озаглавить текст, выбрать правильные утверждения из ряда данных, выбрать правильный вариант ответа на вопрос.

2. Тектовый этап- прослушивание всего текста и поочерёдно отдельных абзацев, смысловых блоков. При прослушивании можно предложить подобрать к абзацу заглавие, перефразировать предложение, ответить на вопросы, проанализировать употребление языковых средств, вычленить отдельные фразы по определённому признаку.

3. Послетекстовый этап- контроль понимания, задания на творческую переработку информации, задания на использование полученных сведений в общении.

На этом этапе ведётся вопросно-ответная работа, составление плана пересказа, сжатый, ориентированный пересказ, расширение и продолжение текста учащимися, составление рассказа по аналогии, составление диалога по теме текста, описание картинок, иллюстрирующих содержание текста, постепенное переключение на другие виды речевой деятельности (чтение, письмо, говорение).

При проверке понимания можно использовать тестовые формы контроля:

- альтернативный тест (да - нет);

- тест множественного выбора (из 3-4 утверждений - одно правильное);

- тест дополнения, восстановления (учащиеся слушают текст, в котором часть слов пропущена, определяют по контексту эти слова и записывают на листок, нумеруя их).

Обучение аудированию в начальной школе.

На начальном этапе обучения аудированию как речевому умению дети учатся понимать на слух выражения классного обихода. Затем перед ними встаёт задача понимания небольшого текста, диалога, описания или рассказа.

Восприятие текста в ряде случаев может быть облегчено зрительными опорами: действиями кукол, показом серии картинок, мимикой и жестами.

Вначале учащимся предлагаются тексты, построенные на знакомом материале, объёмом не более 3-х фраз. Постепенно объём текстов увеличивается, в них могут появиться незнакомые слова (но не более 1 на текст), звучание которых практически совпадает с соответствующими русскими словами или слова, значение которых ясно из контекста.

Особенно важно применение наглядности в первый год обучения, что обусловлено психологическими особенностями детей младшего школьного возраста. Их внимание ещё очень неустойчиво, поэтому яркая, эмоциональная подача материала позволяет удерживать его дольше. Использование картинок, игрушек и других занимательных средств развивает образную и ассоциативную память.

Аудирование во 2 классе

Тема: «Family».

Рассказ состоит из нескольких простых фраз. Перед прослушиванием и во время прослушивания используются картинки, изображающие семью девочки, о которой она рассказывает.

1. Предтекстовый этап. Задание: прослушайте рассказ девочки о своей семье и скажите, как её зовут и с кем она любит играть.

2. Прослушивание с показом картинок:

" My name is Ann. I have got a family.

I have got a mother, father, a grandmother and a grandfather.

I have got a brother. His name is John.

I have got a cat. Its name is Pussy.

I like to play with my cat.

I love my family."

3. Послетекстовый этап. Ответы на вопросы:

- как зовут девочку?

- с кем она любит играть?

- сколько человек в её семье?

Для ответа на последний вопрос может понадобиться вторичное прослушивание.

Задание: расскажи о своей семье.

Аудирование текста в 3 классе

1. Предтекстовый этап. Учитель показывает картинки, на которых изображены животные, названия которых уже известны учащимся и спрашивает:

- What's this?

- A giraffe, a crocodile, a monkey, a lion, …

- Where can they live in our country?

- Взоопарке.

- Yes, at the Zoo. Now repeat after me: Zoo.

Учащиеся повторяют за учителем новое слово.

- What can these animals do? Can the giraffe jump? Can the crocodile swim?

Учащиеся отвечают на вопросы, вспоминая структуру с глаголом can/ can't:

- The monkey can jump. The giraffe can run.

- What colour are these animals?

Учащиеся отвечают, вспоминая названия цветов:

- The lion is yellow. The elephant is grey.

- Now let's listen to the story and think of a title for it.

2. Прослушивание текста:

" My little brother and I like to go to the Zoo with Granny. At the Zoo we can see many animals: monkeys and elephants, tigers and giraffes, white bears and brown bears, hares and foxes, crocodiles and many other animals. We can see many birds too. They are green and blue, black and white, red and yellow. We can see big birds and little birds. I like to watch the monkeys. They are so funny. They can run and jump very well. They like to play. My brother likes to watch white bears. They are big animals. They can swim very well. We like the Zoo very much."

3. Послетекстовый этап. Ответы на вопросы:

- Where do the children like to go?

- With whom do they go to the Zoo?

- What animals can they see there?

- What colour are the bears, elephants, birds?

- What animals do they like to watch?

Обсуждаются варианты названия текста.

Возможно вторичное прослушивание и последующий пересказ.

Аудирование текста в 4 классе.

Тест дополнения, восстановления (closeprocedure).

1. Предтекстовый этап. Задание: прослушайте рассказ, в нем пропущены 7 слов.

Догадайтесь, какие слова пропущены и запишите их на листке ответа против соответствующих номеров.

2. Прослушивание текста.

"One day the teacher at an English school came into the classroom and (1) to the pupils,

'I know you all like football very much. Some of you (2) football very well, others like to watch the game. I want you to (3) about the last football match.'

Then the teacher went to the blackboard, took a (4) of chalk and wrote,'The Last Football Match'.

All the pupils opened their exercise-books, (5) their pens and began to write. One little boy only wrote a few (6), then shut his exercise-book and held up his hand.

'Well, Tommy, why aren't you (7)?' asked the teacher.

'I have already finished.'

'Show me your exercise-book.'

The teacher opened it and read,' Rain, no game'.

После первого следует вторичное прослушивание, в процессе которого учащиеся записывают пропущенные слова, нумеруя их по порядку и сверяют полученный результат с ключом.

The Key:

1. said (told)

2. play

3. write

4. piece

5. took

6. words

7. writing

3. Послетекстовый этап. После выполнения тестового задания можно попросить учащихся обменяться тетрадями, проверить друг у друга слова по ключу и оценить правильность выполнения заданий. Ключ выноситься на доску.

Используя тестовые задания, учитель может вовлечь в работу всех учащихся одновременно и оценить результаты каждого.

Список литературы

  1. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. - М.: Просвещение - 1982.

  2. Зайцева Л.А. Требования к аудитивному материалу, содержащему изученную лексику. - // Иностранные языки в школе - № 9. - 2014. - с. 60 - 71.

  3. Елухина Н.В. Речевые упражнения для обучения аудированию. - Методическая мозаика (Приложение к журналу «Иностранные языки в школе»). - № 4. - 2009. - с. 9 - 19.

  4. Никитина Л.Л. Аудирование как средство развивающего обучения. - // Иностранные языки в школе. - № 10. - 2014. - с. 26 - 32.

  5. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1985.

  6. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в образовательных учреждениях. - М.: Просвещение - 1998.

10


© 2010-2022