Групповая форма обучения на уроках Техническая графика

Методическая   разработка  рекомендуется  для   использования преподавателями общепрофессионально цикла   при проведении  уроков с  применением   групповой формы обучения.   К формам же групповой работы относят беседу, тренинг, лекцию, деловую игру, семинар, т-группу, групповую психотерапию. Групповая форма на уроке – это форма организации учебно-познавательной деятельности, предполагающая функционирование малых учебных групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями преподавателя.                                                                               Групповая работа на уроке стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ГУСЕВСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»


Групповая форма обучения на уроках Техническая графика

Методическая разработка

урока

по дисциплине «Техническая графика»

Тема урока:

«Выбор главного вида и масштаба изображения»




2014

Гусев

Групповая форма обучения на уроках Техническая графика

Подготовила: преподаватель Зайцева Вера Викторовна

Рецензент: Болдасова Валентина Николаевна - заведующий учебно-методическим отделом ГБУ КО ПОО ГАПК



Методическая разработка рекомендуется для использования преподавателями общепрофессионально цикла при проведении уроков с применением групповой формы обучения.

К формам же групповой работы относят беседу, тренинг, лекцию, деловую игру, семинар, т-группу, групповую психотерапию.

Групповая форма на уроке - это форма организации учебно-познавательной деятельности, предполагающая функционирование малых учебных групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями преподавателя.

Групповая работа на уроке стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.

Групповая форма обучения на уроках Техническая графика

Оглавление

Страница

Введение

4

Применение групповой формы обучения на уроках «Техническая графика».

7

Заключение

10

Литература

11

Приложение

12

Презентация

28




Групповая форма обучения на уроках Техническая графика

Введение

Курс « Техническая графика» носит общеопрофессиональный характер и ставит своей целью дать учащимся знания основ теории изображения предметов на плоскости, а также научить навыкам чтения и выполнения эскизов, чертежей, схем и наглядных изображений, с использованием условностей, установленных стандартами Единой Системы Конструкторской Документации.

Чтобы достичь лучшего качества подготовки учащихся, необходима комплексная система обучения черчению, которая должна опираться на ряд положении, таких как:

- органическая взаимосвязь - «обучения - развитие - воспитания» -

с акцентом на развивающую составляющую (развития познавательных интересов, потребностей, мотивов учения);

- историческая преемственность (традиция и новаторство в организации, способах, средствах, оценке результатов обучения);

- включение в обучение рациональной и эмоциональной сфер;

- использование нетрадиционных методов обучения проблемных ситуации и задач, дидактического диалога, контролирующих, обучающих и развивающих игр;

- вариативность, дифференцированный подход;

- сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы с учащимися.

- оперативную «обратную связь» работу по предупреждению и преодолению ошибок, выведению учащихся на необходимый уровень усвоения материала.

Эффективность групповых форм работы во многом зависит от состава группы и содержания предлагаемых задач. На уроках «Техническая графика» чаще организуется группа из двух сидящих за одной партой обучающихся. Психологи иногда называют такие пары диадами. Работа в группе может влиять на процесс обучения по-разному: при отрицательном отношении друг к другу общение влияет негативно. Обучающиеся в таких парах не решают задачи, а выясняют межличностные отношения. Организация пар с учетом желания обучающихся также не эффективна. Многие созданные пары не способны решить задачу, потому что оба партнера находятся на низком уровне знаний или пассивны по натуре.

Определенных успехов достигают пары учащихся, объединенные по схеме «руководство - исполнение». Если пару составляют два сильных обучающихся или одинаковые по уровню знаний и умений, то реальным становится индивидуальное решение задачи. Тогда каждый стремится к верному конечному результату и лишь в отдельных случаях появляется совместное решение.

Специальные исследования, проведенные психологами, утверждают, что при решении графических задач преимущество по сравнению с диадами имеют группы с большим количеством обучающихся. На уроках черчения оптимальной является группа, объединяющая четырех учащихся с двух рядом расположенных парт. На уроке может быть организовано 7-8 таких групп. При этом возникает повышенный шумовой фон - следствие начинающихся дискуссий. Этот фактор часто сдерживает преподавателя от применения подобной формы обучения. Однако совместная мыслительная деятельность более продуктивна, чем индивидуальная. И мой опыт работы показал, что при проведении серии уроков с групповой формой обучения шумовой фон в классе становится минимальным.

В методике преподавания черчения существует большое количество разнообразных графических задач. Но далеко не все из них могут быть использованы для решения группой учащихся.

Приведем примеры задач, которые можно решать с использованием групповой формы обучения. На рисунке дано графическое условие задачи с неполными данными. Два вида детали полного представления об ее форме. Без указания размеров, знаков диаметра и квадрата нельзя определить внешнюю и внутреннюю форму детали. В результате группового общения и совместного анализа заданной формы детали обучающиеся самостоятельно определяют те геометрические тела, для представления которых обязательно нужен вид сверху, а третье изображение - вид сбоку - становиться лишним.

Совместная мыслительная деятельность более продуктивна, чем индивидуальная.

Наиболее оптимальными для группового решения можно считать задачи на сложные пространственные преобразования положения и формы предмета, задачи «с неполными данными», с элементами формообразования, моделирования и конструирования. Все они могут иметь несколько правильных решений требующие развернутых логических рассуждений. Такие задачи активизируют знания обучающихся, предусматривают использование графических умений в новых условиях, способствуют нахождению неизвестной еще информации и способов решения. Часто обучающемуся предлагается уже знакомый предмет, но его следует рассмотреть с иной точки зрения, обратить внимание на ранее не подмеченные свойства и качества. Многовариантные задачи проблемного характера развивают творческие способности и активизируют их познавательную деятельность.

Применение групповой формы обучения на уроках « Техническая графика»

Данный урок являются частью темы № 3. 2 Прямоугольное проецирование. Тема урока «Выбор главного вида и масштаба изображения. Прямоугольное проецирование на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекции» входит в раздел №3 Чтение и выполнение чертежей и схем.

Данный урок построен на работе в группах. Формирование групп было основано исходя из индивидуальных особенностей каждого участника.

При создании групп были учтены:

- уровень подготовки по предмету каждого участника;

- в каждой группе присутствовали как сильные по предмету ребята, так и по слабее;

- психологическая совместимость участников группы.

(Если замечено, что кто-то из ребят находятся не в дружеских отношениях, то они не должны войти в одну группу);

- учтен тип темперамента.

Группа подбирается предварительно проанализировав тип темперамента каждого участника.

Желательно при формировании групп включать в нее обязательно сангвинника и флегматика, т.к. совершенно разные по темпераменту они будут каждый по себе полезен в группе. Флегматик - упорен, настойчив, мыслителен. Сангвинник подвижный, контактен, общительный, быстро схватывает все новое.



Групповая форма обучения на уроках Техническая графикаГрупповая форма обучения на уроках Техническая графика

САНГВИНИК

Общительность

Инициативность

Доброжелательность

Жизнерадостность

Энергичность

Отзывчивость

Увлеченность

МЕЛАНХОЛИК

Покорность

Впечатлительность

Исполнительность

Уступчивость

Сдержанность

Старательность

Усидчивость

ХОЛЕРИК

Активность

Общительность

Решительность

Инициативность

Энергичность

Находчивость

Настойчивость

Групповая форма обучения на уроках Техническая графика

ФЛЕГМАТИК

Сдержанность

Настойчивость

Рассудительность

Старательность

Осмотрительность

Уравновешенность

Последовательность

Терпимость

Групповая форма обучения на уроках Техническая графикаГрупповая форма обучения на уроках Техническая графика

При такой схеме взаимодействия в группе учащиеся будут взаимно дополнять друг друга. Холерик будет давать импульс инертному флегматику к действиям. Сангвиник будет заряжать энергией и активностью меланхолика и тем самым не даст ему погрузиться в свой внутренний мир. При взаимодействии в группе холерика и сангвиника между ними могут возникать споры, однако, обладая высокой скоростью переработки информации, вместе они могут выступить в качестве «генератора идей». Работая в такой группе флегматик, отличаясь терпимостью, способностью к длительному сосредоточению и старательностью, выступит в роли исполнителя, так же как и меланхолик.

Групповая форма обучения для обучающихся-холериков и сангвиников предоставляет возможность проявить организаторские и лидерские качества, для флегматиков - показать уравновешенность, терпимость, старательность, аккуратность. Для меланхоликов - это возможность утвердиться в себе, повысить личную уверенность в своих силах. Поскольку меланхолики малообщительны, то для них это также дополнительная возможность общения со своими одноклассниками.

В процессе урока обучающиеся применяют полученные знания при выполнении практических заданий. В рабочих группах организуется осмысление, формулирование и развитие ранее приобретённых ЗУНов. В ходе урока применяются следующие методы обучения: словесные (беседа, объяснения) наглядно - демонстрационные (демонстрация слайдов и наглядных пособий).

Эти методы позволят преподавателю выяснить практически уровень выполнения чертежей; обобщить и систематизировать материал по теме «Прямоугольные проекции».

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

  1. Подготовка к выполнению группового задания.

а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

б) Инструктаж о последовательности работы.

в) Раздача дидактического материала по группам

2. Групповая работа.

а) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

б) Распределение заданий внутри группы.

в) Индивидуальное выполнение задания.

г) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

д) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения,

уточнения, обобщения).

е) Подведения итогов группового задания.

3. Заключительная часть.

Мыслительная деятельность при групповой форме обучения более продуктивна .



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав результаты работы в группах, можно сделать вывод: вне всякого сомнения, использование такой формы работы имеет свои преимущества.

Во-первых, не все обучающиеся готовы задать вопрос преподавателю, если они не поняли материал, а работая в группах, обучающиеся выясняют друг у друга все, что им не понятно и все вместе не боятся обратиться за помощью к преподавателю.

Во-вторых, ребята сами учатся видеть проблемы, возникшие при выполнении задания и находить способы их решения.

В-третьих, у обучающихся формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.

В-четвёртых, ребята начинают понимать, где и как они смогут применить свои знания, они общаются между собой, развивают чувство товарищества и взаимопомощи.

И, наконец, работа в группах значительно облегчает распределение учебной и информационной нагрузки на уроке, в соответствии с требованиями СанПин.

Значит, в целом, технология группового обучения, является значимым инструментом для решения одной из современных проблем образования.

Литература.

1. Бродский А.М., Фазлулин Э.М., Халдинов В.А. « Основы индженерной графики» (металлообра - ботка) -М., АСАЭЕМА, 2006.

2. Васильева Л.С. Предмету « Основы индженерной графики» (металлообработка) Практикум. М, ИздательствоЦентр Академия., 2008.

3. Ганенко А.П. Лапсарь М.И. Оформление текстовых и графических мате-

риалов и (Требования ЕСКД). - М, Изд. Центр Академия., 2006.

4. Чекмарев А.А. Осипов В.К. Справочник по черчению. - М., АСАОЕМА, 2009.

5. Интернет-ресурс «pedagogika/slastenin/slastenin59.html»

6. Интернет-ресурс «teach/enc/txt/15/page39.html»





\


Приложение 1

План урока

Курс: II

Группа: СВ-21

Профессия: 150709.02 Сварщик (Электрогазосварочные и газосварочные работы)

Раздел №3 Чтение и выполнение чертежей эскизов и схем.

Тема № 3.1 Центральное и параллельное проецирование.

Проецирование прямоугольных проекций.

Тема урока: Прямоугольное проецирование на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекции.

Цели урока:

Методическая: Продемонстрировать методику организации групповой формы работы и активизацию познавательного интереса к предмету посредством работы в группах.

Обучающиеся:

  • закрепить понимание возможности получения изображения на плоскости методом проецирования;

  • овладеть знаниями по решению задач на проецирование

  • способствовать восприятию информации, ее осмыслению, сохранению в памяти; закрепить знания, умения навыки прямоугольного проецирования.

  • овладеть знаниями по решению задач на проецирование

Развивающие:

  • развить пространственного представления у учащихся при выполнении чертежа;

  • развить аналитического мышления при решении задач;

  • развить навыков самостоятельной работы в группах;

  • развить творческого мышления, интереса к поиску решения задач.

Воспитывающие:

  • развить внимания к построению задач на проецирование;

  • формировать познавательный интерес к предмету, активность, самостоятельность суждений;

  • воспитывать уважительное и бережное отношение к наглядным пособиям, раздаточному материалу, чертежным инструментам;

  • воспитывать уважение к мнению одноклассников.

Тип урока: Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.

Метод проведения урока: Словесный, наглядный, практический.

МПС: Геометрия, литература.

Оборудование:

  1. Тетрадь для черчения.

  2. Презентация.

  3. Мультимедийное оборудование.

  4. Интерактивная доска Star Board;


  1. Программное обеспечение winnows 2007-2010

  2. Программное обеспечение офисное

7. Чертежные принадлежности.

Общие компетенци:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ПК 2.5. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций.

ПК 1.3. Выполнять сборку изделий под сварку.

ПК 1.4. Проверять точность сборки.

Литература: Литература:

  1. С.К. Боголюбов, Москва «Машиностроение 2009 г. «Инженерная графика »

  2. Г.В. Чумаченко «Техническое черчение»»Феникс» Ростов-на-Дону 2005 г







Приложение 2

Структура урока

№ п/п

Основные структурные элементы урока

Метод проведения

Время

1.

Организационный момент

3-5 мин

2.

Целеполагание и мотивация

Словесный.

Объяснение целей, задач предстоящей работы.

3

Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос с использованием мультимедийного оборудования

20 мин

4

Применение знаний

Практическое задание

30 мин

5

Информация и домашнее задание

Словесный.

3-5

мин

6

Подведение итогов урока

Словесный.

Подведение результатов урока, выставление оценок. Комментарии. Анализ ошибок.

3-5

мин



Приложение 3

Ход урока


Наименование структурного

элемента урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1

2

3

4

1

Организацион-

ный момент

Проверка присутствующих, создание рабочей обстановки.

Деление обучающихся на 4 группы.

Организуют свои рабочие места.

2

Целеполагание

и мотивация

Преподаватель рассказывает о значении знаний в области черчения для квалифицированных рабочих, производственных мастеров, инженеров.

Слушают и отвечают на вопросы.

Выполняют указания преподавателя.

3

Актуализация

опорных

знаний

Демонстрирует слайды с вопросами.

Предлагает вспомнить пройденные темы:

  1. Что называется проецированием? (Проецирование - это процесс построения проекции предмета);

  2. Какие способы проецирование вы знаете?

(Центральный способ проецирования и параллельный способ проецирования, который делится на косоугольный и прямоугольный способ проецирования);

  1. Какой способ проецирования применяется в черчении?

(В черчении применяют прямоугольный способ проецирования).

  1. Сколько и какие плоскости проекций вы знаете, как они расположены в проекционной связи?

(Три плоскости проекций: первая плоскость проекций - это фронтальная плоскость проекций, строго под ней и в проекционной связи расположена горизонтальная плоскость проекций, справа от фронтальной строго в проекционной связи - профильная плоскость проекций)

Преподаватель объявляет тему и цель урока, объясняет критерии оценки.

У каждой группы на столах лежит по 5 кубиков, т.е. каждый работающий в группе на сегодняшнем уроке может получить оценку "5". Если учащиеся обращаются за помощью к учителю - изымается один кубик, т.е. группа работает на оценку "4". За любой правильный ответ с места при поднятой руке обущающийся получает 1 балл - геометрическую фигуру "Орден умника" (Приложение 1. )

Слушают. Задают вопросы. Отвечают на вопросы преподавателя устно или ответ выражают через чертеж, сделанный на уроке в рабочей тетради.

Выполняют задания преподавателя.

4

Применение

знаний

Демонстрируются слайды «Решение графических задач з»

Чтобы узнать фамилию автора этих представленных на слайде строк надо рассмотреть наглядное изображение детали. Три проекции данной детали лежат на столе. Вызываются к доске два обучающийся из разных групп (Приложение 2).

На наглядном изображении на плоскостях проекций расположены буквы, а на прямоугольном проецировании цифры.

Выполняют задание преподавателя устно. И показывают на доске.

Один из обучающихся выкладывает на доске цветные проекции в проекционной связи. Сопоставляя наглядное изображение и проекции обучающийся выкладывают отдельными подготовленными буквами имя автора: ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.

4.1.

На доске дано наглядное изображение детали и 12 проекций (Приложение 4)

К данным наглядным изображениям требуется найти ее фронтальную, горизонтальную и профильную проекции.


Практическое задание

К доске приглашаются два обучающийся из разных групп, они выбирают правильные проекции и раскладывают их на доске в проекционной связи.

Работа в группах: начертить выбранные проекции детали в проекционной связи, используя масштаб увеличения (М 2:1).

5

Информация о

домашнем задании

Называет тему домашнего задания. Повторить тему «Сопряжение» стр. 241 Г.В.Чумаченко

Записывают домашнее задание

6

Подведение итогов.

награждение

Подсчитывает количество баллов у каждой группы .

Победитель получает грамоту «Знаток черчения»




Приложение 4

Конспект урока

Преподаватель: сегодня на уроке мы работаем по группам, у каждой группы на столах лежит по 5 кубиков, т.е. каждый работающий в группе на сегодняшнем уроке может получить оценку "5". Если учащиеся обращаются за помощью к учителю - изымается один кубик, т.е. группа работает на оценку "4". За любой правильный ответ с места при поднятой руке обучающийся получает 1 балл - геометрическую фигуру "Орден умника" (Приложение 1.).

В конце урока подсчитываются баллы и записываются в правый верхний угол своего рабочего листа.

При количестве набранных баллов более 5, лишний балл пойдет на выполнение и проверку третьего самостоятельного задания.

Преподаватель сообщает тему урока: " Прямоугольное проецирование на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекции» и цель урока: на сегодняшнем уроке учащееся должны: закрепить понимание возможности получения изображения на плоскости методом проецирования, прочно овладеть знаниями по решению задач на проецирование;

Для контроля знаний на выданном листе учащиеся пишут фамилию и имя.

Групповая форма обучения на уроках Техническая графика

1-е задание - обучающийся 3 и 4 групп

2-е задание - обучающийся 1 и 2 групп

Вопросы группе:

-Что называется проецированием? (Проецирование - это процесс построения проекции предмета);

-Какие способы проецирование вы знаете?

(Центральный способ проецирования и параллельный способ проецирования, который делится на косоугольный и прямоугольный способ проецирования);

-Какой способ проецирования применяется в черчении?

(В черчении применяют прямоугольный способ проецирования).

-Сколько и какие плоскости проекций вы знаете, как они расположены в проекционной связи?

(Три плоскости проекций: первая плоскость проекций - это фронтальная плоскость проекций, строго под ней и в проекционной связи расположена горизонтальная плоскость проекций, справа от фронтальной строго в проекционной связи - профильная плоскость проекций).

Решение графических задач:

А) первая задача: на решение этой задачи отводится 7 минут:

На доске написано изречение: "Где крик, там нет истины".

Чтобы узнать фамилию автора этих строк надо рассмотреть наглядное изображение детали. Три проекции данной детали лежат на столе. Вызываются к доске два обучающихся из разных групп (Приложение 2).

На наглядном изображении на плоскостях проекций расположены буквы, а на прямоугольном проецировании цифры. Один из обучающийся выкладывает цветные проекции в проекционной связи. Сопоставляя наглядное изображение и проекции, обучающийся выкладывают отдельными подготовленными буквами имя автора: ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.

Преподаватель показывает классу портрет Леонардо да Винчи (Слайд №14).

- Кто такой был Леонардо да Винчи?

-Это человек широких и разнообразных интересов, живший в эпоху Возрождения

(родился 15 апреля 1452 года). Художник, скульптор, архитектор, инженер, физик, анатом, ботаник, музыкант, писатель)

Леонардо да Винчи внес существенную лепту во все эти роды деятельности.

-Что такое Винчи? (Небольшой итальянский городок, расположенный недалеко от Флоренции).

Б) вторая задача: на решение этой задачи отводится 10 минут.

Даны наглядные изображения деталей:

(два варианта - 1 и 4 группы выполняют 1 вариант;

2 и 3 группы выполняют 2 вариант).

На доске дано наглядное изображение детали и 12 проекций

(Приложение 4)

К данным наглядным изображениям требуется найти ее фронтальную, горизонтальную и профильную проекции.

К доске приглашаются два обучающийся из разных групп, они выбирают правильные проекции и раскладывают их на доске в проекционной связи.

Работа в группах: начертить выбранные проекции детали в проекционной связи, используя масштаб увеличения (М 2:1).

В) третья задача: на решение этой задачи отводится 10 минут.

Задание индивидуальное по вариантам (4 варианта): дано наглядное изображение детали, даны три проекции: фронтальная, горизонтальная и профильная. Дополните три проекции детали недостающими линиями, используя наглядное изображение детали (Слайд №32)

Задание на дом:- 2 минуты:

Подведение итогов урока:- 2 минуты: сегодня на уроке закрепили знания на понимание возможности получения изображения на плоскости методом проецирования, отработали навыки и умения решения задач на проецирование.

Самоконтроль!

Сосчитайте количество набранных баллов и поставьте на лист в верхний правый угол. Поднимите руки те, кто набрал более 5 баллов

Приложение 1 к уроку

Групповая форма обучения на уроках Техническая графика


Приложение 2 к уроку

Групповая форма обучения на уроках Техническая графикаГрупповая форма обучения на уроках Техническая графикаГрупповая форма обучения на уроках Техническая графика





Приложение 3 к уроку

Групповая форма обучения на уроках Техническая графика


Групповая форма обучения на уроках Техническая графикаГрупповая форма обучения на уроках Техническая графика




Приложение 4 к уроку

Групповая форма обучения на уроках Техническая графика




Приложение 5 к уроку


Групповая форма обучения на уроках Техническая графикаГрупповая форма обучения на уроках Техническая графика

Групповая форма обучения на уроках Техническая графика


Приложение 6 к уроку

Групповая форма обучения на уроках Техническая графика

Группа


3


© 2010-2022