• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Использование различных средств и приемов на уроках иностранного языка для повышения эффективности преподавания и усиления мотивации учащихся

Использование различных средств и приемов на уроках иностранного языка для повышения эффективности преподавания и усиления мотивации учащихся

Современный урок иностранного языка должен быть высокоэффективным и способствовать усилению мотивации учащихся. Одним из путей, ведущих к повышению эффективности урока и интереса к изучаемому иностранному языку, является разнообразие средств и приемов ра­боты на уроке, использование активных форм обучения. Современные информационные технологии значительно облегчают учителю поиск таких приемов, но одновременно предъявляют учителю и новые требования в умении владеть новейшими разработками, которые...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Использование различных средств и приемов на уроках иностранного языка для повышения эффективности преподавания и усиления мотивации учащихся


Герштенцвейг В.Р., г. Сочи, гимназия №15 им. Белоусова Н.Н., учитель иностранного языка













Современный урок иностранного языка должен быть высокоэффективным и способствовать усилению мотивации учащихся. Одним из путей, ведущих к повышению эффективности урока и интереса к изучаемому иностранному языку, является разнообразие средств и приемов ра­боты на уроке, использование активных форм обучения. Современные информационные технологии значительно облегчают учителю поиск таких приемов, но одновременно предъявляют учителю и новые требования в умении владеть новейшими разработками, которые можно и нужно использовать в сочетании с традиционными классическими методиками преподавания. На современном уроке нельзя обойтись без информационных технологий. Если современный учитель не использует в своей работе цифровые и компьютерные технологии, то тем самым он лишает своих учащихся многих возможностей, предоставляемых научно-техническим прогрессом. Наличие интернета, цифровых носителей, интерактивной доски делает процесс обучения ярким, запоминающимся и очень продуктивным. Каждый учитель должен уметь хорошо разбираться в компьютере, чтобы использовать готовые цифровые продукты, а также создавать свои презентации в программе Power Point и обучать этому своих учащихся. Кроме того, сейчас интернет предлагает много интересных конкурсов по иностранному языку, и учитель может научить учащихся принимать в них участие. При наличии интернета и интерактивной доски урок имеет практически неограниченные возможности: можно общаться онлайн и смотреть обучающие фильмы или их фрагменты, проходить онлайн-тесты, находить нужную информацию и делать многое другое.

Какие существуют традиционные и нетрадиционные средства повышения эффективности урока и как их лучше использовать? Многие приемы, несколько десятилетий или даже лет назад считавшиеся нетрадиционными, сейчас стали классическими и часто применяются учителями в педагогической практике. В то время как интернет-конкурсы и онлайн-викторины пока считаются новшеством и используются не так часто. Наиболее эффективно использовать сочетание различных средств и приемов ра­боты на уроке для достижения поставленной учителем цели. Их применение целесообразно на любом этапе обучения. Современный учитель должен уметь выбрать оптимальные решения на конкретном уроке и в конкретной ситуации.

Например, на итоговых уро­ках, когда у учащихся уже есть необходимый запас слов, когда они получили нужную информацию по теме, можно проводить различные конкурсы и викторины вместо традиционных тестов и контрольных работ. Если же нужно провести тест, то есть специальная компьютерная программа, позволяющая учителю создать свой тест для учащихся, который можно провести при наличии необходимого количества компьютеров в классе. Или использовать уже готовые онлайн-тесты по разным темам, которые можно провести при наличии интернета.

"Нетрадиционность" урока и отдельных его этапов может выглядеть по-разному. Нестандартность не исключает, а пред­полагает чёткую целенаправленность серии уроков и каждого из них, соблюдение методических требований, предъявляемых к ним. Основным материалом, подлежащим усвоению, является материал учебника, но работа с ним организуется так, что упражнения перестают быть упражнениями, а становятся речевой ситуацией и выполняются часто в форме игры, в том числе и ролевой, груп­пами, индивидуально или коллективно. Практика показывает, что нетрадиционные формы и приёмы работы наиболее действенны, так как при их применении учащиеся охотно и активно трудятся, лег­ко, осмысленно и прочно усваивают материал и, главное, умеют им практически пользоваться. При этом они досконально изучают учебник, умеют "шагать" по нему вперёд, назад, анализировать содержание упражнений и текстов, комбинировать материал, нахо­дить опоры для говорения и использовать их в своей творческой деятельности.

Нестандартные установки, приёмы и формы работы не но­сят только развлекательный характер. Игра по-своему серьёз­на, так как она является средством достижения цели, содер­жит то новое, что подлежит усвоению или тренировке в употре­блении. В ходе игры или по её завершении можно провести ана­лиз, сделать обобщение, выводы, организовать практическое применение изученного материала. Нестандартные установки мо­гут звучать и очень серьёзно. Примером тому являются обобща­юще-повторительные уроки, проводимые в различных формах: уроки, называемые "Что я уже могу?", когда тема в целом или материал серии уроков разделяются на подтемы, которые подле­жат своеобразной защите. Перечень подтем ученики фиксируют в тетрадях, в них позднее выставляются оценки за подписью учи­теля или хорошо успевающих учеников. Нестандартные приёмы оживляют урок, помогают ученикам быс­тро и осмысленно усваивать лексический и сложный грамматический материал. Эмоциональный настрой и необычность приобщают к работе всех и каждого в отдельности. На таких уроках дети не чувствуют себя скованно и особенно активны.

Особенной популярностью пользуются сейчас электронные уроки. Их можно создавать при помощи средств Power Point и использовать на любом этапе работы. Но особенно эффективным может быть их применение на обобщающих уроках повторения по пройденным темам. Цель создания таких электронных уроков - это оптимизация процесса обучения иностранному языку с использованием новейших технологий, повышение интереса учащихся к изучению иностранного языка и создание единой информационной среды. Предусматривается также вовлечение самих учащихся в процесс создания электронных уроков, как одной из форм обучения. Это могут быть различные мультимедийные презентации и проектные работы по изучаемым темам. Применение электронных уроков в ходе учебного процесса способствует созданию оптимально приближенной к действительности ситуации общения для максимального привлечения учащихся к самому процессу обучения на уроке. Кроме того, данные уроки могут быть использованы для самостоятельной работы учащихся в домашних условиях. Изученный и закрепленный в ходе электронных уроков материал усваивается лучше и без особых усилий, более прочно и долговременно сохраняется в памяти.

В своей практике я часто применяю создание проектов и презентаций на итоговых уроках. Учащиеся имеют возможность не только продемонстрировать свои знания, но и проявить свои творческие способности. Так, например, для старшеклассников целесообразно использование деловой игры, в ходе которой им предстоит выступить в роли бизнесменов, рекламирующих свои фирмы. Их задача дать название своей фирме, придумать для неё вывеску и написать рекламное объявление. Здесь я привожу только примерные тексты рекламных объявлений, в то время как учащиеся создают также рекламирующие вывески на альбомных листах или презентации своих фирм в программе Power Point.

Пример 1. Wir möchten unsere Firma präsentieren. Sie heißt "Feiertag, Feiertag, Feiertag!" Träumen Sie von einem schönen, unvergesslichen Fest im Kreis der Freunde und der Familie oder von einer großen korporativen Party? Möchten Sie etwas Ungewöhnliches, damit alle Ihre Gäste viel Spaß bekommen und für immer dieses Fest behalten? Dann wenden Sie sich an unsere Firma. Wir organisieren Hochzeiten, Geburtstage, Jubiläen und verschiedene Partys. Bei uns arbeiten nur die besten Fachleute. Sie erfüllen alle Ihre Träume und verwandeln Ihr Leben in einen unendlichen Feiertag. Wir haben sehr günstige Preise und gute Rabatten für ständige Kunden. Herzlich willkommen! (Мы хотели бы представить нашу фирму. Она называется «Праздник, праздник, праздник!» Вы мечтаете о прекрасном, незабываемом празднике в кругу друзей или семьи или о большой корпоративной вечеринке? Вы хотели бы чего-то необычного, чтобы все ваши гости получили много удовольствия я навсегда запомнили этот праздник? Тогда обращайтесь в нашу фирму. Мы организуем свадьбы, дни рождения, юбилеи и разные вечеринки. У нас работают лучшие специалисты. Мы исполним все ваши желания и превратим вашу жизнь в нескончаемый праздник. У нас приемлемые цены и хорошие скидки для постоянных клиентов)

Пример 2. Wir möchten unseren Autosalon präsentieren. Er heißt " Traumauto". Träumen Sie von einem wunderschönen modernen Auto, dann besuchen Sie unseren Autosalon. Bei uns finden Sie die besten weltberühmte Modellen: Porsche, Alfa Romeo, Jeep, Mercedes, BMW, Volvo und viele andere. Unsere günstigsten Preise werden Sie angenehm überraschen. Und unsere Fachleute helfen Ihnen das passende Auto finden. Wohnen Sie weit von der Arbeit? Haben Sie ein Gartenhaus gekauft? Sind Sie müde von den öffentlichen Verkehrsmitteln? Dann kommen Sie zu uns. Wir bieten Ihnen den Komfort und die Geschwindigkeit unserer Autos! (Мы хотели бы презентовать наш автомобильный салон. Он называется «Машина мечты» Вы мечтаете о чудесном современном автомобиле, тогда посетите наш автосалон. Здесь вы найдёте лучшие известные модели….(перечисляет). Наши цены вас приятно удивят. А наши специалисты помогут вам найти подходящий автомобиль. Вы живёте далеко от работы? Вы купили дачу? Вы устали от общественного транспорта? Тогда приходите к нам. Мы предлагаем вам комфорт и скорость наших автомобилей!)

Наиболее характерными чертами подобной деловой игры являются:

1. Взаимодействие учащихся.

2. Наличие общей цели у всего коллектива.

3. Коллективная выработка и реализация решений.

4. Наличие управляемого эмоционального напряжения.

Подобный тип урока хорошо сочетает в себе компьютерную и проектную технологии. Целью такого урока является закрепление и повторение изученного материала в ходе деловой игры с привлечением средств мультимедиа. Проведение подобного урока требует определенной подготовки. Это необходимое оснащение: монитор и диск с электронным уроком, отксерокопированный материал для проектной деятельности. В ходе подобной деловой учащиеся учатся активно пользоваться имеющейся информацией и обмениваться этой информацией в процессе свободного общения для достижения результата. Подобные уроки позволяют осуществить более глубокий контроль знаний учащихся, побуждают их систематически готовиться к урокам, поскольку им заранее известно о проведении подобного урока. Эффективность данной формы работы зависит от дифференцированного подхода к учащимся, учёта их языковой подготовки. Разнообразие заданий даёт возможность проконтролировать раз­ные виды речевой деятельности. Если школьникам заранее изве­стно, что итоговый урок будет проводиться в нетрадиционной форме, то они, значительно серьёзнее будут изучать эту тему.

Каждый учитель - это творец. И главное его творение - это урок. В наше время у учителя имеется много возможностей для творчества, если он владеет разными современными образовательными технологиями. Это нужно для того, чтобы выбрать оптимальные средства для решения конкретных задач каждого урока и найти верный индивидуальный подход к каждому учащемуся. Главная задача учителя - воспитать думающую и творчески дейст­вующую личность. А стремясь активизировать мыслительную и речевую деятельность каждого, необходимо использовать любые приёмы и фор­мы работы, позволяющие добиться этого.
















Литература:


I. Сухова Т.П. Внеклассные мероприятия по немецкому языку - Волгоград; 2005

2. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе - Москва, Просвещение; 1988.

  1. Стромская В.Н. 0 привитии интереса к иностранному языку - Иностранные языки в школе; 1984, №2.

  2. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению - Москва, Просвещение;1991.


5. Рабская С.М. Парная и групповая формы работы на уроках немецкого языка - Иностранные языки в школе; 1986, №6.



© 2010-2022