- Преподавателю
- Иностранные языки
- Образовательная программа English Theatre
Образовательная программа English Theatre
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Яновщенко Е.А. |
Дата | 23.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
COPYRIGHT ©ЯНОВЩЕНКО ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 520
Колпинского района Санкт-Петербурга
Рассмотрена «Утверждаю»
на педагогическом совете Директор школы
протокол №________от________ Зубко И.Г.____________
Образовательная программа
«ENGLISH THEATRE»
Для детей 10 - 15 лет
Рассчитана на 2 года обучения
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Яновщенко Елена Александровна
Санкт-Петербург
2015
-
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «English theatre» является модифицированной и имеет художественно-эстетическую направленность.
Актуальность. Программа «Английский театр» дополняет и расширяет изучение английского языка в школе, устраняя объективный зазор между академическим изучением языка, его лексики, грамматики, синтаксиса, повседневной речевой практики, и постижением культуры, реалии которой этот язык принес из прошлого и отражает сегодня. Это помогает детям взглянуть на другую страну и ее жителей через призму их языка и национальных традиций, знакомит с литературой, которая легла в основу национальной сценической культуры. Такое непосредственное знакомство с одной из величайших мировых культур - английской - формирует у учащихся более широкий и творческий взгляд на мир, расширяет круг их представлений и идей в разных областях: социальной, нравственной, художественно-эстетической, - воспитывает толерантность, развивает коммуникативные навыки, позволяя общаться не только в привычной русскоязычной среде, но и в иноязычных сообществах за счет усвоения речевого и поведенческого этикета другого народа, его способов восприятия мира и людей. Таким образом, «Английский театр» - деятельность, способствующая достижению более тесной и адекватной межнациональной и межкультурной коммуникации не теоретически, но в ходе практической познавательной и творческой деятельности самих учащихся.
Новизна. В отличие от существующих программ внеурочной деятельности по обучению английскому языку в игровой форме, занятия по программе «Английский театр» являются самостоятельной формой детского творчества, не способом более легкого усвоения школьных знаний и практик, но средством художественно-эстетического и историко-патриотического воспитания через соприкосновение с другой культурой, иной театральной, литературной, социально-бытовой традицией через тексты постановок и характерные для них сценографические формы (способы коммуникации со зрителем, формы донесения до него «авторской речи»).
Педагогическая целесообразность данной программы заключается, во-первых, в формировании личной толерантности учащихся, открытого, свободного, глубокого взгляда на народ и культуру Англии, позволяющего полюбить ее по-настоящему и понять подлинный патриотизм через сравнение патриотизма собственного и другой нации; во-вторых - в создании в ходе творческой деятельности сплоченного коллектива детей разного возраста, способного результативно и творчески решать поставленные им задачи. Третьим результатом участия в деятельности «Английского театра» становится эстетическое развитие учащихся: сочетание в театральной деятельности абстрактного (текстового), практического (игрового) компонентов и элементов художественно-пластических искусств (костюмы, декорации, реквизит) развивает как логическое, так и образное мышление, делает ум и восприятие ребенка более гибкими, что сказывается на всех сферах его жизни, включая и процесс школьного обучения.
Цель программы: художественно-эстетическое и историко-патриотическое воспитание учащихся в ходе творческой театральной деятельности на иностранном (английском) языке, развитие интереса к английской культуре в разных ее проявлениях (язык, литература, театр, обычаи и традиции и т. д.).
Задачи программы:
Образовательные:
-
Ознакомление учащихся с историей и культурой Великобритании.
-
Углубление понимания учащимися языка как средства внутри- и межкультурной коммуникации: традиционные пласты значений, языковой этикет, идиомы, афоризмы, в том числе - литературные (на основе используемых для постановок текстов). Применение этих знаний в творческой (актерской) деятельности и повседневной коммуникации.
-
Освоение основных понятий, связанных с театром вообще, и английским театром - в частности: история театра и театральных постановок, английский театр в ряду других, приемы театрального искусства, создание театральной постановки, взаимодействие разных искусств в театре, и т. д.
-
Английская драматургия как литературная основа для театра. Пьеса и ее структура. «Драматизирование» прозаических текстов для переноса на сцену.
-
Знакомство и практическое освоение арсенала актера: движение (пластика), декламация (сценическая речь), мимика и жест и др. Составление «рисунка роли».
Развивающие:
1. Развитие творческого потенциала учащихся через участие в создании театральной постановки.
2. Создание условий для реализации индивидуальности каждого ученика и организация целенаправленного накопления школьниками субъективного эстетического и познавательного опыта (читательского, актерского, режиссерского).
3. Развитие образного мышления, механизмов сочетания образного мышления с логическим, перехода от одного к другому, рефлексии и саморефлексии в ходе анализа чужого творчества и создания собственного творческого продукта.
4. Физическое (пластическое) развитие детей, его гармонизация через музыкально-пластические элементы в театральной постановке.
5. Развитие эстетического вкуса и чутья через знакомство с лучшими литературными образцами, их анализ и практическое воплощение в образах, а также через декоративную составляющую театрального искусства.
Воспитательные:
1. Создание положительной мотивации, познавательной активности, воспитание интереса к культуре своей и чужой.
2. Осознание учащимися творческой интеллектуальной и игровой деятельности как ценности, роли творчества и творческой деятельности для человека, значения ее произведений для отдельной личности и общества в целом.
3. Формирование психологических свойств и качеств личности, актуальных для творческой деятельности.
4. Развитие навыков коллективной работы, взаимодействия и взаимной ответственности.
5. Развитие чувства ответственности за результат.
Условия реализации образовательной программы
Программа рассчитана на 216 часов, реализуется за 2 года. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа, с перерывом в 10 минут.
В творческий коллектив принимаются все желающие, в возрасте 10-15 лет.
Наполняемость группы:
1-й год обучения - 15 человек;
2-й год обучения - 12 человек.
Формы занятий:
-
групповые;
-
индивидуально-групповые;
-
коллективные.
Виды деятельности на занятиях:
-
выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
-
игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
-
чтение, литературно-художественная деятельность;
-
постановочная (репетиционная) деятельность: драматические сценки, спектакли;
-
прослушивание разучивание стихов и песен;
-
изготовление декораций;
-
творческие проекты.
Планируемые результаты освоения программы и способы контроля.
Полный цикл обучения по программе, помимо решения общих задач дополнительного образования, предполагает приобретение перечисленных ниже знаний, умений и навыков.
1-й год обучения:
Знания:
-
новые лексические единицы соответствующие ситуациям общения, в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны изучаемого языка;
-
значение изученных грамматических явлений (видовременные, неличные и неопределенно-личные формы глагола, формы условного наклонения, косвенная речь / косвенный вопрос, побуждение и др., согласование времен);
-
значение изученных театральных понятий, терминов;
-
художественного чтения на английском языке;
-
знания актерского мастерства и раскрепощения на сцене;
-
практической подготовки к спектаклю (изготовление декораций, элементов костюма, грима)
-
историю театра и театрального искусства;
-
теоретические основы актёрского мастерства;
-
этапы работы над спектаклем;
-
законы сценического действия;
-
страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников: сведения о стране изучаемого языка, её литературе и культуре, поэтах и писателях.
Умения и навыки:
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: общения с представителями других стран, ориентации в современном поликультурном мире;
-
воспроизводить свои действия в заданной ситуации;
-
представлять движения в воображении и мыслить образами;
-
находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
-
самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;
-
выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;
-
совершенствовать навыки разговорного английского языка;
-
развить память, внимание, ассоциативно-образное мышление, рече-двигательную координацию речи и движений и др.;
-
освоить навыки работы в коллективе, на сцене, коммуникативные качества, дисциплины;
2-й год обучения:
Знания:
-
спонтанно высказываться, выражать свое мнение на английском языке;
-
чтение монологов и диалогов на английском языке наизусть;
-
понимать аутентичное диалоговое общение носителей языка по заданной теме по аудио и видеоматериалам;
-
извлекать нужную информацию и понимать аутентичные тексты для создания собственного ситуативного общения;
-
поиск, сравнение, анализ аутентичных материалов;
-
работать с информационными источниками Интернета;
-
правильно вести себя на сцене соответственно жанру и исполняемой роли;
-
теоретические и практические основы создания сценария;
-
историю и виды английского театра;
-
основные приёмы актерского мастрества;
-
теоретические и практические основы сценической речи;
-
принципы построения литературной композиции;
-
этикет и манеры поведения в разные эпохи;
-
расширить свои знания в области культуры, театрального искусства и традициях англоязычных странах, сформировать чувства восприятия прекрасного;
Умения и навыки:
-
уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений;
-
достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;
-
самостоятельно анализировать постановочный план;
-
создавать точные и убедительные образы;
-
самостоятельно создавать полный образ согласно роли;
-
воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность;
-
овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке;
-
овладение навыками публичного высказывания;
-
развитие творческих способностей, воображения;
Виды контроля и формы подведения итогов:
Текущий контроль
Промежуточный контроль
Итоговый контроль (аттестация)
Контроль в игровой форме: конкурсы, постановки, лексические игры, решение кроссвордов и ребусов.
Выполнение творческих заданий, их презентация и обсуждение:
- мини-постановки по прочитанным текстам;
- защита индивидуальных творческих проектов;
- командно-зачетные тематические игры;
- индивидуальные или групповые импровизации (задания по карточкам).
Практическая театральная деятельность по итогам каждой темы и полного курса обучения:
- открытые занятия (мастер-классы);
- театрализованные представления (вечера, утренники);
- полномасштабные театральные постановки по пьесам (драматизированным текстам).
-
Учебно-тематический план. 1-й год обучения
№
Тематический блок программы
Тема
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
С чего начинается театр
Вводное занятие.
Знакомство с театром.
Техника безопасности на занятиях.
4
2
6
Основные театральные понятия. Авторский замысел. Ремарки в помощь учащимся.
2
6
8
Линия поведения героя. Искусство требует личных открытий. Экспромт и фантазия.
2
10
12
Закрепление пройденного. Викторина «Театр»
0
2
2
2
Сценическая речь
Сценическая лексика. Монолог и диалог на сцене. Согласование времен в английском языке.
2
6
8
Фонетические символы английского языка.
Английская фонетика на сцене и вне. Формирование правильной речи на сцене.
2
6
8
Интонации и звучание голоса со сцены. Отработка некоторых элементов (драка, слёзы, смех, шёпот, и др.) на сцене.
2
10
12
Закрепление пройденного.
Разыгрывание этюдов-импровизаций.
0
2
2
3
Английский театр
Английский театр вчера и сегодня. Английский фольклор на сцене.
2
10
12
Воспитание зрительской культуры. Просмотр учебного телеспектакля на английском языке. Анализ просмотренного.
1
3
4
Практическая работа «Представить персонаж английского фольклора».
2
2
4
4
Актерское мастерство
Выбор пьесы. Чтение и беседа по драматизированному тексту.
4
10
14
Распределение ролей. Чтение ролей.
2
10
12
Практика. Импровизация сцен спектакля.
2
10
12
5
Мастерская слова и пластики
Магия чувств. Упражнения на эмоциональную память, на взаимодействие. Речь в движении. Отработка исполнения роли.
2
15
17
Магия тела.
Учебные упражнения по пластике.
Музыкально-пластические этюды. Отработка движения по сцене.
2
15
17
6
Создатели спектакля
Разбор антуража пьесы. Создание декораций для постановки. Создание афиши для постановки.
1
9
10
Что носили герои пьесы. Работа над образом «Внешний вид героя». Создание костюмов.
1
9
10
Отработка финальной песни для постановки. Грамматический и лексический разбор песни. Выбор музыкального оформления для постановки.
1
9
10
7
Репетиционно-постановочная работа
Подготовка к выступлению на сцене. Прогон постановки. Генеральная репетиция.
5
25
30
Демонстрация спектакля учащимися.
0
2
2
Итоговое занятие. Рефлексия.
1
3
4
ИТОГО:
40
176
216
Содержание программы. 1-й год обучения
-
Знакомство со сценическим искусством и театром в целом.
-
Обсуждение основных сценических терминов и понятий. Понятие основной мысли произведения. Ремарка - видение автором персонажа и инструкция для актера.
-
Изучение поведения героя на сцене, его основные действия. Новое прочтение роли. Привнесение неожиданных деталей в образ героя. Звуковое и интонационное оформление высказывания.
-
Закрепление пройденного. Викторина «Театр».
-
Отработка монолога и диалога. Что труднее: говорить самому с собой или чувствовать партнёра и вести себя с ним на равных?
-
Первое появление на сцене. Работа над небольшими этюдами. Работа над правильным, чётким произношением на сцене.
-
Формирование нужных интонаций и постановка сценического голоса. Детальная отработка некоторых сценических элементов действия для большего раскрепощения учащихся.
-
Закрепление пройденного. Разыгрывание этюдов-импровизаций.
-
Английский театр вчера и сегодня. Английский фольклор на сцене.
-
Просмотр учебного телеспектакля на английском языке. Изучение и анализ учебного фильма на английском языке для осознания огромного многообразия сценических теорий и взглядов.
-
Обобщение изученного материала. Практическая работа «Представить персонаж английского фольклора».
-
Коллективный выбор постановки. Разбор текста. Чтение и беседа по драматическому тексту.
-
Самостоятельный выбор типа роли в соответствии с желаниями и способностями учащихся.
-
Импровизация сцен спектакля.
-
Упражнения на эмоциональную память, на взаимодействие. Речь в движении. Отработка исполнения роли.
-
Учебные упражнения по пластике. Музыкально-пластические этюды. Отработка движения по сцене.
-
Разбор антуража пьесы. Создание декораций для постановки. Создание афиши для постановки.
-
Что носили герои пьесы. Работа над образом «Внешний вид героя». Создание костюмов.
-
Отработка финальной песни для постановки. Грамматический и лексический разбор песни. Выбор музыкального оформления для постановки.
-
Подготовка к выступлению на сцене. Прогон постановки. Генеральная репетиция.
-
Демонстрация спектакля учащимися.
-
Анализ и обсуждение постановки, награждение участников. Подведение итогов по знаниям, полученным учащимися за год.
Учебно-тематический план. 2-й год обучения
№
Тематический блок программы
Тема
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
С чего начинается театр
Вводное занятие.
Театральные профессии.
Техника безопасности на занятиях.
4
2
6
Основы актерского мастерства. Сценическое общение, взаимодействие партнеров и воздействие друг на друга.
2
6
8
Работа актера над образом. Учебные упражнения на тренировку воображения, скорости реакции, погружения в роль.
2
10
12
Практическая работа «Роли: характерная и романтическая. Что ближе?»
0
2
2
2
Сценическая речь
Интонация на сцене английского театра. Развитие речевого дыхания.
2
6
8
Техника речи. Особенности произношения английских звуков.
2
6
8
Английский диалог и монолог на сцене и вне. Вопросительные предложения английском языке.
2
10
12
Закрепление пройденного.
Чтение поэтических этюдов наизусть.
0
2
2
3
Английский театр
Английский театр Эпохи Шекспира. Краткая биография Англии и английского театра эпохи Шекспира.
2
10
12
Воспитание зрительской культуры. Просмотр учебного телеспектакля на английском языке. Анализ просмотренного.
1
3
4
Практическая работа «Представить персонаж театра эпохи Шекспира».
2
2
4
4
Актерское мастерство
Пьеса «Ромео и Джульетта». Чтение и беседа по драматизированному тексту.
4
10
14
Распределение ролей. Чтение ролей.
2
10
12
Импровизация сцен спектакля.
2
10
12
5
Мастерская слова и пластики
Отработка дыхания, дикции. Развитие артикуляции в английских чистоговорках, скороговорках. Этюды по своей роли «оправдай движение словом»
2
15
17
Мимика и жесты. Создание образа в пространстве. Общение мимикой и жестами», «Использование мимики, жестов, движений в исполнении роли».
2
15
17
6
Создатели спектакля
Разбор антуража пьесы. Создание декораций для постановки. Создание афиши для постановки.
1
9
10
Что носили герои пьесы. Работа над образом «Внешний вид героя». Создание костюмов.
1
9
10
Отработка финальной песни для постановки. Грамматический и лексический разбор песни. Выбор музыкального оформления для постановки.
1
9
10
7
Репетиционно-постановочная работа
Подготовка к выступлению на сцене. Прогон постановки. Генеральная репетиция.
5
25
30
Демонстрация спектакля учащимися.
0
2
2
Итоговое занятие. Рефлексия.
1
3
4
ИТОГО:
40
176
216
Содержание программы. 2-й год обучения
-
План работы на год. Повторение «С чего начинается театр». Обзор театральных профессий. Техника безопасности на занятиях. Обсуждение плана работы на год.
-
Основы актерского мастерства. Сценическое общение, взаимодействие партнеров и воздействие друг на друга.
-
Работа актера над образом. Учебные упражнения на тренировку воображения, скорости реакции, погружения в роль.
-
Практическая работа «Роли: характерная и романтическая. Что ближе?»
-
Интонация на сцене английского театра. Развитие речевого дыхания.
-
Техника речи. Особенности произношения английских звуков.
-
Английский диалог и монолог на сцене и вне. Вопросительные предложения английском языке.
-
Чтение поэтических этюдов наизусть.
-
Английский театр Эпохи Шекспира. Краткая биография Англии и английского театра эпохи Шекспира.
-
Воспитание зрительской культуры. Просмотр учебного телеспектакля на английском языке. Анализ просмотренного.
-
Практическая работа «Представить персонаж театра эпохи Шекспира».
-
Пьеса «Ромео и Джульетта». Чтение и беседа по драматизированному тексту.
-
Распределение ролей. Чтение ролей.
-
Импровизация сцен спектакля.
-
Отработка дыхания, дикции. Развитие артикуляции в английских чистоговорках, скороговорках. Этюды по своей роли «оправдай движение словом».
-
Мимика и жесты. Создание образа в пространстве. Общение мимикой и жестами», «Использование мимики, жестов, движений в исполнении роли».
-
Разбор антуража пьесы. Создание декораций для постановки. Создание афиши для постановки.
-
Что носили герои пьесы. Работа над образом «Внешний вид героя». Создание костюмов.
-
Отработка финальной песни для постановки. Грамматический и лексический разбор песни. Выбор музыкального оформления для постановки.
-
Подготовка к выступлению на сцене. Прогон постановки. Генеральная репетиция.
-
Демонстрация спектакля учащимися.
-
Анализ и обсуждение постановки, награждение участников. Подведение итогов по знаниям, полученным учащимися за год.
-
Учебно-методическое обеспечение.
Основными формами организации работы театра является работа в группах, парах, а также индивидуальная работа. Программа готовит учеников к участию в общешкольных мероприятиях на изучаемом языке, способствует их самопознанию, самоутверждению и самовыражению. Очень большое значение при этом имеет организация творческого процесса, предусматривающая сочетание приемов драматизации и инсценирования, представленных по следующим этапам:
-
Prereading activities.
(обсуждение темы спектакля, названия пьесы, списка действующих лиц, творческий конкурс на лучший сценарий и стихи)
-
Whilereading the play.
1.Reading activities.
-
Чтение и перевод драматизируемого текста;
-
Прослушивание образцов чтения ролей в исполнении учителя или сильного ученика;
-
Выявление лексико-грамматических трудностей, работа по активизации лексики в аналогичных структурах;
-
Беседа о характере персонажей и способах их передачи при чтении.
2. Rehearsing.
-
Выполнение интонационных упражнений;
-
Отработка выразительного чтения ролей;
-
Выполнение творческих заданий (передать какую-либо мысль другими словами, описать какой-либо персонаж от лица другого персонажа и т.д.);
-
Передача жестами и мимикой содержания какой-либо ситуации;
-
Разыгрывание ситуаций по прочитанным текстам;
-
Импровизация.
-
Postreading the play.
1. Распределение ролей и постановка спектакля;
2. демонстрация спектакля учащимся школы.
-
Follow-upactivities.
Выполнение творческих проектов (написание песен об одном из героев, написание стихов о каком-либо аспекте сюжета, написание статьи о действующих лицах, сюжете и т.д.).
Обязательными элементами каждого занятия являются:
-
Игровые упражнения на развитие творческих способностей;
-
Выразительное чтение
-
Релаксация, направленная на сохранение психического здоровья детей
№
Тематический блок программы
Формы организации учебного процесса
Методы и приемы проведения занятий
Дидактический материал и техническое оснащение
Вид и форма контроля
1
С чего начинается театр
Групповая работа по усвоению новых знаний. Работа в парах для закрепления полученных знаний.
Игровые, наглядные, иллюстрированные.
Презентации, видеофильмы, фотографии, учебная литература по теме.
Анкетирование, беседа, викторина.
2
Сценическая речь
Групповая работа по усвоению новых знаний. Индивидуальная работа. Работа в парах для закрепления полученных знаний.
Эвристические, методы импровизации. Художественная игра.
Индивидуальные карточки с заданиями. Аудио-видео-материалы.
Разыгрывание коротких этюдов-импровизаций.
3
Английский театр
Групповая работа по усвоению новых знаний. Индивидуальная работа. Работа в парах для закрепления полученных знаний.
Методы игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Презентации, видеофильмы, фотографии, художественная литература по теме.
Поэтическое чтение «Представить персонаж английского фольклора».
4
Актерское мастерство
Групповая работа по усвоению новых знаний. Индивидуальная работа. Работа в парах для закрепления полученных знаний.
Методы ступенчатого повышения нагрузок, методы игрового содержания, методы импровизации.
Групповые и индивидуальные карточки с заданиями по теме. Учебная литература.
Индивидуальная импровизация сцен спектакля.
5
Мастерская слова и пластики
Групповая работа по усвоению новых знаний. Индивидуальная работа. Работа в парах для закрепления полученных знаний.
Практические занятия, творческая лаборатория. Методы импровизации.
Фотографии, видеофильмы, СD-диски.
Музыкально-пластические и словесные этюды.
6
Создатели спектакля
Коллективная работа. Индивидуальная работа.
Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые.
Театральные журналы, афиши. Презентация «Виды оформления сценической площадки». Видеофильм «Образ актера».
Оформление сценической площадки.
7
Репетиционно-постановочная работа
Коллективная работа для активизации полученных знаний.
Методы полных нагрузок, методы игрового содержания, методы импровизации.
Художественная игра.
Декорации, костюмы, сценарий, музыкальное и видео оформление постановки.
Выступление - творческий отчет. Анализ практической деятельности.
-
Материально-техническое обеспечение.
-
Наличие помещения для репетиций (занятий хореографией, пением)
-
Зал, сцена для постановки спектаклей, кулисы, ширма.
-
Костюмы.
-
Театральный грим.
-
Гримерная.
-
Аудио и мультимедийное оборудование.
-
CD с музыкой.
-
Видеокамера.
-
Проектор.
-
Персональный компьютер.
-
Методическая литература.
-
Список литературы:
-
Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. - Москва, изд-во «Аркти» , 2010.
-
В.В.Копылова. Методика проектной работы на уроках английского языка. _ Москва, «Дрофа», 2011.
-
В.Г.Кулиш. Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории. - Донецк, «АСТ», 2009.
-
Багрова Е.О. Примерная программа дисциплины «Сценическая речь». М., 2004.
-
Родкина К.А., Соловьева Т.А. Стихи и пьесы для детей: Сборник на английском языке для учащихся 7-9 кл. сред. Шк. М.: Просвещение, 1989.
-
Г.Н.Федорова. Тематические вечера на английском языке. Пособие для учителей средний общеобразовательных и специализированных школ. - Москва - Ростов-на-Дону, «Март», 2008.
-
Школа творчества, «Я вхожу в мир прекрасного», №3, 1998.
-
Зимняя И.Я. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1994.
-
Мокроусова А.К., Кузовлева Н.Е. Организация внеклассной работы по иностранному языку: из опыта работы. М.: Просвещение, 1989.
-
Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.
-
Пассов Е.И. и др. Учитель иностранного языка: мастерство и личность. М.: Просвещение, 1993.