Внеклассная работа по иностранному языку как один из способов повышения интереса к предмету

Воспитание   и  развитие ученика находят своё выражение в том, что курс иностранного языка способствует формированию всех сторон его личности. Достижение   этих   целей      программы      возможно   лишь   при   условии максимальной  интенсификации  речевой деятельности учащихся. На собственном опыте  знаю - это возможно лишь при сочетании урочной и  внеурочной  деятельности. Внеклассная  работа по иностранному языку в единстве с обязательным курсом создаёт условия для более полного осуществле...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н.И. Кобылкина

преподаватель английского языка,

КГУ «СШ№10 с. Николаевка»,

Карагандинской области,

Осакаровского района



«Внеклассная работа по иностранному языку как

один из способов

повышения интереса к предмету»


Обучение иностранным языкам в современных условиях нацелено на более последовательную взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимосвязь практических, образовательных и воспитательно-развивающих задач и путей их реализации на каждом этапе обучения.

Содержание обучения иностранному языку должно отличаться мотивационно-побудительной направленностью, высокой образовательной ценностью, языковой доступностью.

Воспитание и развитие ученика находят своё выражение в том, что курс иностранного языка способствует формированию всех сторон его личности.

Достижение этих целей программы возможно лишь при условии максимальной интенсификации речевой деятельности учащихся.

На собственном опыте знаю - это возможно лишь при сочетании урочной и внеурочной деятельности.

Внеклассная работа по иностранному языку в единстве с обязательным курсом создаёт условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения. Она способствует расширению сферы применения навыков и умений, приобретённых в обязательном курсе, и расширению языковой среды. Если внеклассная работа сопровождает весь курс обучения иностранному языку в школе, то она успешно поддерживает близкую мотивацию, так как в каждой точке учебного процесса создаются условия для применения приобретённых знаний и умений, что, в свою очередь, обеспечивает стойкое положительное отношение к учению.

На младшем этапе обучения иностранным языкам учащиеся с интересом относятся к изучению языка, занимаются с большим желанием.

Именно в этот период важно закрепить и активизировать языковой материал в речевой деятельности учащихся. Этому, несомненно, способствует внеклассная работа.

С учащимися пятого-шестого класса я много разучиваю стихов, песен, рифмовок, считалок на английском языке.

Так, вне урока, мы с ребятами готовили инсценирование сказок разных народов, например, русские народные сказки «Репка» на английском языке,

«Бременские музыканты» на немецком языке.

Любой учитель не будет отрицать эффективность этого метода. Мои старшеклассники помнят те песни, рифмовки-приветствия, что мы изучали в младших классах. Учащиеся пятых классов с удовольствием приходят во внеурочное время позаниматься языком.

Учитель обязан сделать максимально возможное для того, чтобы интерес к языку сохранился как можно дольше. Ведь, к старшему этапу обучения, он, к сожалению, начинает понижаться. Накопившийся языковой материал частично забывается, а развитое мышление учащихся приходит в некоторое противоречие с возможностями выразить свои мысли при помощи ограниченного запаса языковых средств. Естественная же потребность в общении на языке отсутствует. Вот в решении этих трудных задач на современном этапе, в сохранении как можно дольше интереса к изучению иностранного языка важнейшее место, по-моему, отводится внеурочной работе.

Я испробовала много форм внеурочной работы: и викторины, и конкурсы и различного рода соревнования, и олимпиады и методические недели иностранного языка.

И могу утверждать: внеклассная работа - фактор большой воспитательной силы, условие всестороннего развития личности, средство формирования активной жизненной позиции школьников.

Внеурочная, работа помогает закрепить и совершенствовать знания и умения детей, полученные на уроках.

Итак, мы видим, что функции внеклассной работы соотносятся практическими, образовательными и воспитательными целями обучения.

На своих внеурочных занятиях я очень мало делаю исправлений речи учащихся, не делаю акцента на произношение, добиваясь только одного- общения на языке.

Большую роль во внеклассной работе по иностранному языку, особенно на начальных этапах обучения, отводится игре. Используя игры как средство обучения, многие выдающиеся педагоги справедливо отмечали большие потенциальные возможности, заложенные в них. В игре проявляются способности ребёнка.

Игра как одно из удивительнейших явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела. В своей «Поэтике» Аристотель отмечал пользу словесных игр и каламбуров для развития интеллекта.

Игра - универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое занятие. Игра помогает вовлечь в учебный процесс даже «слабого» ученика, так как в ней проявляются не только знания, но и находчивость и сообразительность. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь порой, оказываются более важными, чем знание предмета.

Уже с первых своих уроков я ввожу игровые моменты, которые повышают интерес учащихся к изучению учебного материала. Подбор игр зависит от возраста детей. От простых форм постепенно перехожу к сложным видам игр. Игры, викторины, конкурсы используются на всех этапах обучения иностранному языку, как на уроках, так и во внеурочное время. Вот пример некоторых игр:

Лексические игры

Слова, слова, слова... I

Учащиеся должны назвать или записать как можно больше слов, начинающихся с обеленной буквы алфавита. Можно попросить их найти в помещении, где они находятся, предметы, названия которых начинаются с определенной буквы алфавита.

Слова, слова, слова... II

Учащиеся должны назвать или записать как можно больше слов, имеющих отношение к определенной лексической теме, например, семья, школа, одежда или город.

Эту и предыдущую игры можно проводить в форме соревнования между двумя учениками, которые будут одновременно записывать слова на разных частях доски. Затем доску следует развернуть так, чтобы все увидели написанные слова. Если доска неподвижная, учащиеся могут просто поочередно называть слова.

В больших группах или классах можно провести состязание на знание слов между учашимися, сидящими на разных рядах и образующими, таким образом, команды: каждый ряд будет по очереди называть слово.

Поле чудес

Один из членов группы или преподаватель в роли ведущего задумывает слово, желательно длинное, не сообщая его остальным, Каждую букву слова он пишет на листе бумаги или картона, который выставляет оборотной стороной на доске. Теперь он просит нескольких участников игры назвать по одному числу и открывает соответствующие буквы.

Выигрывает тот, кто отгадает исходное слово по нескольким открытым буквам.

Преподаватель называет различные слова (стол, птичка, книга, дом, самолет и т. д.) и добавляет и конце: «... летает».

Например: Птица летает.

Самолет летает.

Осел летает.

Если информация верна (в нашем случае после слов птица и самолет), то участники подтверждают это вслух: «Да, это так!» или поднимают руку в знак согласия. Если же утверждение неверно - все молчат. Кто ошибся, получает штрафные очки. Выиграет тот, кто наберет наименьшее количество очков.

В эту игру можно играть, используя различные глаголы: плавает; видит в темноте; Живет в море; разговаривает и т.д. В продолжающих группах рекомендуется чередовать утверждения разных типов; занимаясь с начинающими, лучше придерживаться одной стандартной фразы, меняя в ней только подлежащее или сказуемое. Если словарный запас учащихся пока невелик, лучше перед началом игры выписать на доску слова, встречающиеся в подготовленных преподавателем предложениях, и перевести их.

Игры, направленные на развитие речи.

Испорченный телефон

Преподаватель произносит фразу, например: «Роберт приехал в Лондон из Парижа на поезде». Следующий участник повторяет ее, заменяя одно слово.

Например:

«Роберт приехал в Рим из Парижа на поезде». Следующий меняет в этой фразе еще одно слово: «Роберт приехал в Рим из Вены на поезде». В результате, получается совсем другое высказывание. Например: «Мария улетела из Рима в Вену на самолете». Но игра продолжается, и мы получаем еще более изменившуюся фразу. Например: «Крокодил отправился из зоопарка в кино на велосипеде». Такая игра может очень понравиться детям.

Болтуны

Преподаватель произносит короткую фразу, например: «Питер-англичанин». Один из играющих продолжает ее, добавляя новый элемент: «Питер- англичанин из Лондонона». Следующий подхватывает: «Питер - англичанин из Лондона, но сейчас он в Москве». И так далее: «Питер - англичанин из Лондона, но сейчас он в Москве, потому что он здесь работает», «Питер - англичанин из Лондона, но сейчас он в Москве, потому что он здесь работает в посольстве» и т.д. Тот, кто не сможет продолжить фразу, выбывает из игры.

Можно играть письменно: пустите по кругу лист бумаги с написанной фразой, которую каждый участник будет дополнять новой информацией.

© 2010-2022