- Преподавателю
- Иностранные языки
- Учебно-методическая разработка техника запоминания немецкой лексики по смысловой классификации
Учебно-методическая разработка техника запоминания немецкой лексики по смысловой классификации
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рачёва В.Л. |
Дата | 06.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Департамент образования и молодёжной политики ХМАО-Югры
АУ ПО ХМАО - Югры «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»
Учебно-методическая разработка
Техника запоминания немецкой лексики по смысловой классификации словарного минимума глаголов и существительных
Преподаватель немецкого языка ХМТПК: Рачева В. Л.
Ханты-Мансийск, 2014
Одобрена
Предметно-цикловой комиссией
Протокол
Председатель ПЦК
«Иностранный язык»
Мальцева Н.В
Разработчик:
ХМТПК преподаватель иностранных языков Рачева В.Л
Содержание:
-
Введение
-
Смысловая классификация глаголов
-
Смысловая классификация существительных
-
Техника запоминания глаголов и существительных в предлагаемой классификации
-
Литература
Введение.
Предлагаемая смысловая классификация основана на разделении минимума слов по частям речи (глаголы, существительные) с дальнейшим делением на смысловые группы.
При изучении слов в смысловой классификационной системе со смысловой макроструктурой, состоящей из названий смысловых групп и смысловых блоков, вы точно знаете, что вы знаете. Вы также знаете, в какой части вашей памяти находится нужное слово. Единицей информации при таком изучении является не отдельное слово, а блок слов (7-10 слов). Блоки существительных содержат большое число слов.
Предлагаемая классификация, составленный на ее основе, обеспечивают выбор нужного немецкого слова при выражении мыслей на немецком языке. Мысль рождается в самых общих чертах, есть общая идея/тема (которую можно сравнить со смысловой группой классификации). Затем ведется поиск средств для ее выражения (вы останавливаетесь на каком-то блоке), и уже при составлении предложения вы берете какое-то конкретное слово в блоке.
Слова в блоке объединяются как синонимы, антонимы и как однородные действия, признаки или предметы, объединяемые общим понятием, выраженным в названии блока. Например, блок «учебные операции» содержит слова: учить, обучать, объяснять, понимать, запоминать, знать, забывать, ошибаться, исправлять. Эти слова дают краткое изложение процесса обучения.
В предлагаемой классификации выделяют два основные части речи: глаголы, существительные. Распределение слов по частям речи облегчает использование слов в предложениях, поскольку разные части речи выполняют различные функции в предложении.
Актуальность изучения иностранных языков состоит в том, что за последние годы ситуация с иностранными языками в России радикально изменилась. Приход на рынок большого количества иностранных компаний и возможность свободных поездок за рубеж поставили нас перед необходимостью владения одним или несколькими иностранными языками.
Среди иностранных языков, изучаемых в России, немецкий язык занимает твердое второе место, а во всем мире его изучают около 20000000 человек. В разных сферах образования немецкий язык является одним из важнейших языков для подготовки квалифицированных кадров.
Предлагаемая учебно - методическая разработка предназначена для широкого круга учащихся, приступающих к освоению немецкого языка. Цель - комплексное развитие лексических навыков обучающихся.
2. Классификация глаголов по смысловым группам:
Глаголы минимума разбиваются на следующие десять смысловых групп:
-
Глаголы стадии: начинать, продолжать, завершать
-
Глаголы движения: бежать, ехать, лететь, плыть
-
Глаголы наличия /количества: иметь, хранить, сокращать, накапливать
-
Глаголы статического положения: стоять, сидеть, висеть, лежать
-
Бытовые глаголы: работать, есть, одевать, болеть
-
Глаголы чувства: любить, ненавидеть, радоваться, плакать
-
Глаголы мышления: думать, делать вид, решать, складывать, передумать
-
Глаголы, выражающие рабочие операции: изготовлять, ремонтировать, пилить, стирать
-
Глаголы общения: говорить, спрашивать, отвечать, брать, давать, знакомиться, извиняться
-
Глаголы борьбы: нападать, защищаться, побеждать, стрелять.
Названные смысловые группы охватывают нашу жизнь, выраженную в действиях. Действительно, все в окружающем мире изменяется, проходит стадии, движется, имеет количественное выражение и изменение или находится в состоянии покоя.
Каждый человек поддерживает свое существование, испытывает какие-то чувства и думает.
Человек появляется в обществе, чтобы работать, общаться и бороться.
Смысловая классификация немецких глаголов:
-
Глаголы движения.
двигать(ся)
(sich) bewegen
останавливать(ся)
stehenbleiben/halten
поднимать
heben
поднимать
hochheben
подниматься
steigen
опускать
senken
выходить
eintreten
входить
sichbegeben/abfahren
идти вдоль
folgen
следовать
biegen
повернуть налево
biegen (nach links)
прибывать
ankommen
возвращаться
zuruckkommen
идти
gehen
приходить
kommen
бежать
laufen
летать
fliegen
скакать
reiten
-
Глаголы чувств.
любить
gernhaben
любить
lieben
нравиться
gefallen
хотеть
wollen
восхищаться
bewundern
ненавидеть
hassen
страдать
leiden
плакать
weinen
успокоиться
sichberuhigen
смеяться
lacheln
наслаждаться
genissen
радоваться
sichfreuen
быть уверенным
sichersein
сомневаться
zweifeln
уставать
mudesein
быть сердитым
bosesein
обижать
kranken
-
Группа глаголов: рабочие операции.
делать
tun
делать
machen
выполнить
erfullen
готовить
vorbereiten
прятать
verstecken
искать
suchen
находить
finden
брать
nehmen
держать
halten
открывать
offnen
закрывать
schliessen
отсоединять
trennen
резать
schneiden
лить
giessen
сушить
trocknen
-
Глаголы борьбы.
нападать
angreifen
сражаться
kampfen
защищать
schutzen
выиграть
gewinnen
проигрывать
ferlieren
стрелять
schiessen
убить
toten
ранить
verwunden
5.Глаголы наличия / количества
Быть
sein
Иметь
haben
Имеется
esgibt
Быть достаточным
genugen / ausreichen
Отсутствовать
fehlen / abwesendsein
Быть пустым
leer sein
Собирать
sammeln
Быть полным
vollsein
Исключать
ausschliessen
Принадлежать
gehoren
Содержать
enthalten
6. Глаголы положения
класть
legen
лежать
liegen
сидеть
sitzen
садиться
sichsetzen
стоять
stehen
ставить
stellen
висеть/вешать
hangen
находиться
sein / liegen
7.Бытовые глаголы
жить
leben
родиться
geborensein
работать
arbeiten
зарабатывать
verdienen
есть
essen
пить
trinken
печь
backen
жарить
braten
кипятить /кипеть
sieden / kochen
носить
tragen
надевать
anziehen
стирать
waschen
гладить
bugeln
ложиться спать
zubettgehen
спать
schlafen
будить
wecken
просыпаться
erwachen
вставать
aufstehen
болеть
kranksein
выздоравливать
gesundwerden
8.Глаголы восприятия и мышления
видеть
sehen
слышать
horen
чувствовать
fuhlen
помнить
sichernnern
забывать
vergessen
узнавать
erkennen
различать
unterscheiden
читать
lessen
писать
schreiben
считать
zahlen
думать
denken
решать
entscheiden
9.Глаголы общения
говорить
sprechen
сказать
sagen
обращаться
sichwenden
спрашивать
fragen
просить
bitten
отвечать
antworten
разрешать
erlauben
советовать
raten
предлагать
anbieten
давать
geben
покупать
kaufen
продавать
verkaufen
дарить
schenken
приглашать
einladen
посещать
besuchen
знакомиться
kennenlernen
извинять
entschuldigen
прощать
verzeihen
благодарить
danken
тепло встречать
willkommenheissen
Существительные в немецком языке имеют три рода, которые выражаются артиклями. В данном словаре существительные приведены с определенными артиклями. Так их и нужно заучивать, иначе может возникнуть проблема при использовании слов в речи, поскольку во многих случаях род в русском и немецком языках не совпадает. Рядом с существительными дается окончание родительного падежа единственного числа и форма именительного падежа множественного числа.
Смысловая классификация немецких существительных:
1.Природные явления
стихийные бедствия
Naturkatstrophenpl
метеорология
Meteorologie
осадки
Niederschlage
сезон
Jahreszeit/Klima-en
погода
Wetter -s
природа
Natur
время года
die Jahrezeit
зима
die Winter -s
весна
der Fruhling- s, - e
лето
der Sommer-s
осень
der Herbst- es, -s
климат
das Klima-s, - s
гроза
das Gewitter -s
гром
der Donner -s
молния
der Biltz- es, - e
ветер
der Wind- es, - e
луч
der Strahl -s, - en
темнота
die Dunkelheit
буря
der Sturm - s
дождь
der Regen -s
туман
der Nebel -s
лёд
das Eis- es
снег
der Schnee -es
иней
der Reif -es
пожар
der Brand-es
загрязнение
die Verschmutzung - en
окружающая среда
die Umwelt
защита окружающей среды
der Umweltschutz-es
ущерб
der Schaden - s
2.Геометрия
размер
die Grosse -n
форма
die Form-en
фигуры на плоскости
die Flache - en
линия
die Linie - n
структура
die Struktur/Aufbau -en
длина
ширина
die Lange -n
die Breite -n
высота
die Hohe-n
глубина
die Tiefe-n
толщина
die Starke-n
тело
der Korper -s
шар
die Kugel -n
ряд
die Reihe -en
точка
der Punkt-es, - e
сторона
die Seite-n
задняя часть
die HIinterseite-n
середина
die Mitte-n
3.Мир
небо
der Himmel -s
земля
die Erde
вода
das Wasser-s
положение
Lage/Richtung -n
зоны
GeographischeZonen -n
воздух
dieLuft
облако
die Wolke-n
солнце
die Sonne
звезда
der Stern -es, -e
луна
der Mond -es
планета
der Planet-en, - en
почва
der Boden-s
остров
die Insel- n
берег
das Ufer-s
морское побережье
die Kuste -n
пляж
der Strand-es, Strande
море
das Meer-es, -e
океан
der Ozean-s, - e
река
der Fluss-es, Flusse
болото
der Sumpf-es, Sumpfe
ручей
der Bach-es
волна
die Welle-n
место
der Ort- es, - e
направление
die Richtung-en
север
der Norden-s
юг
der Suden-s
восток
der Osten-s
запад
der Westen-s
лес
der Wald-es, Walder
луг
die Wiese-n
пустыня
die Wuste-n
гора
der Berg-es, - e
холм
der Hugel-s
вершина
der Gipfel-s
равнина
die Ebene -n
поле
das Feld-es, - er
долина
das Tal-s, Taler
4.Растения
овощи
das Gemuse - s
фрукты/ягоды
das Obst - es \Beere - n
урожай
die Getreide-s
дерево
der Baum-es, Baume
лист
das Blatter-es, Blatter
цветок
die Blume - n
морковь
die Mohrrube-n
картофель
doe Kartoffel-n
капуста
der Kohl -es
лук
die Zwiebel-n
свекла
die Rube-n
огурец
die Gurke-n
помидор
die Tomate-n
дыня
die Melone-n
арбуз
die Wassermelone-n
яблоко
der Apfel-s, Apfel
груша
die Birne-n
слива
die Pflaume-n
вишня
die Kirsche-n
персик
der Pfirsich-es, - e
лимон
die Zitrone-n
апельсин
die Apfelsine-n
сад
der Garten- s, Garten
плод
die Frucht, Fruchte
урожай
das Getreide-s
пшеница
der Weizen-s
рис
der Reis-es
кукуруза
der Mais-es
береза
die Birke-n
дуб
die Eiche-n
ветвь
der Zweig-es, - e
сук
der Ast-es, Aste
5.Животные
дикие животные
Wieldtiere
волк
der Wolf-es, Wolfe
лиса
der Fuchs-es, Fuchse
медведь
der Bar-es, - en
тигр
der Tiger-s
лев
der Lowe -n, - n
слон
der Elefant-en, - en
обезьяна
der Affe-n, -n
верблюд
das Kamel-s, - e
кролик
das Kaninchen-s
заяц
der Hase-n, -n
домашние животные
das Haustiere
корова
die Kuh, Kuhe
лошадь
das Pferd-es, - e
коза
die Ziege-n
овца
das Schaf-es, - e
осел
der Esel-s
свинья
das Schwein-es, - e
кошка
die Katze-n
собака
der Huhd-es, - e
мышь
die Maus , Mause
крыса
die Ratte-n
птицы
der Geflugel
птица
der Vogel-s, Vogel
курица
das Huhn-es, Huhner
петух
der Hahn-es, Hahne
гусь
deiGans, Ganse
утка
die Ente-n
ворона
die Krahe-n
воробей
der Sperling-s, - e
журавль
der Kranich-es, - e
аист
der Storch-es, Storche
орел
der Adler-s
соловей
die Nachtigall-en
Рыбы
Fisch
рыба
der Fisch-es, - e
карп
der Karpfen -s
сом
der Wels-es, - e
акула
der Haifisch-es, - e
щука
der Hecht-es, - e
насекомые
Insekte
муха
die Fliege-n
пчела
die Biene-n
бабочка
der Schmetterling-s, -e
стрекоза
die Libelle-n
муравей
die Ameise-n
жук
der Kafer-s
6.Жилье
дом/адрес
das Haus, Hauser
крыша
das Dach-es, Dacher
комнатa
das Zimmer-s
мебель/обстановка
die Mobel - s/Einrichtung
постель
das Bett-es
дверь
die Tur -en
квартира
die Wohnung-en
улица
die Strasse-n
этаж
die Etage-n
двор
der Hof-es, Hofe
ворота
das Tor-es, - e
площадь
der Platz-es, Platze
кухня
die Kuche-n
ванная
das Baderzimmer - s
туалет
die Toilette-n
гостиная
das Gastzimmer-s
прихожая
der Vorraum-es
спальня
das Schlafzimmer-s
столовая
das Esszimmer-s
кабинет
das Arbeitzimmer-s
детская комната
das Kinderzimmer-n
стол
der Tisch-es, e
стул
der Stuhl-es, Stuhle
кресло
der Sessel-s
диван
das Sofa-s, - s
плательный шкаф
der Kleiderschrank-es
книжный шкаф
der Bucherschrank-es
ковер
der Teppich-s, - e
зеркало
der Spiegel-s
шторы
der Vorhang-es
вешалка
die Garderobe-n
7.Время
единицы времени
Zeiteinheiten
праздник/ свободное время
Feirtag / Freizeit
месяцы
der Monat-es, -e
рабочее время
die Arbeitszeit-en
дни недели
der Wochenttag - e
временные этапы
die Stadienpl
стадии дня
die Tageseinteilung -e
секунда
die Sekunde-n
минута
die Minute-n
час
die Stunde-n
день
der Tag-es, - e
сутки
die Stude - en
неделя
die Woche-n
месяц
der Monate-es - e
год
das Jahr-es - e
столетие/век
das Jahrhundert-s -e
тысячелетие
das Jahrtausend-s - e
вечность
die Ewigkeit
часы
die Uhr-en
будильник
der Wecker-s
миг
der Augenblick-s - e
8.Человек
пол
dasGeschlecht-es- e
мужчина
derMann-es - er
женщина
dieFrau -en
мальчик
derJunge-n
девочка
dasMadchen-s
возраст
dasAlter-s
детство
die Kindheit
юность/ молодость
die Jugend
ребенок
das Kind-es - er
подросток
der/ die Jugendliche-n
молодежь
die Jugendpl
имя
der Name-en
отчество
der Vatersname-en
фамилия
der Familienname-en
паспорт
der Pass-e
визитная карточка
die Visitenkarte-en
человек/личность
die Person-en
национальность
die Nationalitat-en
биография
die Biographie-es
день рождения
der Geburtstag-e
9.Чувства/характер
эмоции
das Gefuhl-es - e
удовольствие
das Vergnugen-s
счастье
das Gluck-es
радость
die Freude-n
интерес
das Interesse-en
облегчение
die Erleichterung
скука
die Langweile
беспокойство
die Unruhe-en
возбуждение
die Erregung-en
недовольство
die Unzufriedenheit
печаль
dirTraurigkeit
страдание
das Leiden-en
горе
der Kummer-s
несчастье
das Ungluck -es
страх
die Angst
гнев
die Wut-es- e
сочувствие
das Mitleid-es
уважение
die Achtung
дружба
die Freundschaft- en
терпение
die Geduld
храбрость
die Tapferkeit-es
уверенность
die Sicherheit
слабость
die Schwache-n
трусость
die Feigheit
гордость
die Stolz -es
стыд
die Scham- e
скромность
die Bescheindenheit
грубость
die Grobheit
терпимость
die Toleranz
желание
der Wunsch-es- e
мечта
der Traum -es - e
цель
das Ziel-es - e
усталость
die Mudigkeit
лень
die Faulheit
любовь
die Liebe
обида
die Krankung -en
зависть
der Neid -es
восхищение
die Bewunderung
ревность
die Eifersucht
злоба
die Bosheit
10.Анатомия человека
вес
das Gewicht-es - e
рост
die Statur-en
кожа
die Haut
волос
das Haar-es - e
кровь
das Blut-es - e
тело
der Korper-s
голова
der Kopf-es - e
шея
der Hals-es
грудь
die Brust- e
спина
der Rucken-s
живот
der Bauch-es
нога
das Bein-es - e
стопа
der Fuss-es - e
колено
das Knie-s- en
рука
der Arm-es - e
ноготь
der Nagel-s
голова
der Kopf-es - e
глаз
das Auge-es
бровь
die Braue-n - en
ресница
die Wimper-n
ухо
das Ohr-es - en
рот
der Mund-es
губа
die Lippe-en
зуб
der Zahn-n - e
язык
die Zunde-e
лицо
das Gesicht-es- er
нос
die Nase-en
лоб
die Stirn-e
щека
die Wange-en
мозг
das Gehirn-es
легкие
die Lunge-en
сердце
das Herz -e
желудок
der Magen-s
печень
die Leber-n
11.Отношения между людьми
отец
der Vater-s
мать
die Mutter
сестра
die Schwester-n
брат
der Bruder-s
бабушка
die Grossmutter
дедушка
der Grossvater-s
сын
der Sohn-e
дочь
die Tochter
муж
der Mann-er
жена
die Frau-en
свадьба
die Hochzeit-en
развод
die Scheidung-en
родители
die Elternpl
родные
die Verwandtenpl
дядя
der Onkel-s
тетя
die Tante-en
племянник
der Neffe -en
племянница
die Nichte-en
двоюродный брат
der Vetter-s
двоюродная сестра
die Kusine-en
друг
der Freund-es - e
коллега
der Kollege-en
хозяин
der Besitzer-s
работодатель
der Arbeitnehmer-s
12.Одежда
пальто
der Mantel-s
плащ
der Regenmantel -s
шуба
der Pelzmantel-s
мужская одежда
die Mannerkleidung
женская одежда
die Frauenkleidung
детская одежда
die Kinderkleidung
рабочая одежда
die Arbeitskleidung
куртка
die Jacke-en
костюм
der Anzug-s - e
рубашка
das Hemd-es - e
брюки
die Hose-en
джинсы
Jeanspl
платье
das Kleid- er
юбка
der Rock-es- e
носок
die Socke -en
чулок
der Strumpf-s - e
обувь
die Schuhepl - en
сапог/туфля
der Stiefel-es
шляпа
der Hut-e
шапка
die Mutze -en
пуговица
der Knopf-es - e
ремень
der Riemen -s
галстук
die Krawatte-en
перчатки
die Handschirmpl
зонтик
der Regenschirm-es
очки
die Brille-n
13.Питание
прием пищи
die Mahlzeit
завтрак
das Fruhstuck- es,-e
обед
das Mittagassen -s
чай
der Tee- s,-s
ужин
das Abendbrot- s,-e
вкус
der Geschmack - s,Geschmacke
аппетит
der Appetit- s,-e
14.Напитки
напиток
das Getrank - es,-e
чай
der Tee - s,-s
кофе
der Kaffee - s,-s
какао
der Kakao -s
молоко
die Milch
сок
der Saft - es,Safte
вино
der Wein - es, -e
минеральная вода
das Mineralwasser -s
кола
das Cola
водка
der Wodka - s,-s
лимонад
die Limonade
коньяк
der Kognak - s,-s
15. Блюда
первое блюдо
derersteGang -es,Gange
второе блюдо
derzweiteGang - es,Gange
десерт
derNachtisch - es, - e
суп
dieSuppe - n
каша
derBrei- es, - e
вареное яйцо
dasgekochteEi - es, - er
котлета
das Kotelett - s, - s
мясо
das Fleisch - es
птица
das Geflugel - s
рыба
der Fisch - es
салат
der Salat - es, -e
приправа
die Wurze - n
перец
der Pfeffer - s
соль
das Salz - es
16. Сладости
сладости
dieSussigkeitenpl
шоколад
dieSchokolade
варенье
dieKonfiture
торт/пирожное
dieTorte - n
пирог
derKuchen - s
сахар
der Zucker - s
мед
der Honig - s
17.Пищевые продукты
сливочное масло
die Butter
сыр
der Kase - s
творог
der Quark - es
сметана
saureSahne
колбаса
die WurstWurste
яйцо
das Ei - es, - er
18.Хлеб
хлеб
das Brot - es
булочка
die Semmel - n
пончик
kleinePastete - n
мука
das Mehl - es
тесто
der Teig - es
кондитерские изделия
die Susswarenpl
блины
die Fladenpl
19.Кухонные принадлежности
обеденный стол
der Esstisch - es, - e
ложка
der Loffer - s
чайная ложка
der Teeloffel - s
вилка
die Gabel - n
нож
das Messer - s
тарелка
der Taller - s
стакан
das Glas - es, Glaser
чашка
die Tasse - n
столовая посуда
das Geschirr - es, - e
сковорода
die Pfanne - n
Практические советы по заучиванию слов предлагаемой классификации:
Для достижения конечной цели - воспроизведение глаголов и существительных как таблицы умножения - рекомендуется выполнить следующие задания:
-
Научитесь читать немецкие слова в блоках.
-
Научитесь переводить глаголы и существительные блоков с немецкого языка.
-
Научитесь переводить глаголы и существительные блоков с русского языка на немецкий.
-
Выучите наизусть слова блоков с полным заполнением на русском языке.
-
Расскажите глаголы и существительные минимума на немецком языке наизусть, опираясь на смысловую макроструктуру и на русские слова, заученные в блоке.
Первоначально вы воспроизводите немецкие слова с опорой на русские слова. Это очень важно, потому что в дальнейшем эта классификация используется для поиска немецкого слова, соответствующего русскому слову.
Для заучивания слов по предлагаемой системе рекомендуется изготовить карточки на каждый блок. С одной стороны карточки записываются слова на немецком языке, а с другой - их перевод на русский язык. Слова можно пронумеровать для облегчения нахождения соответствующего слова. Карточки должны иметь с одной стороны цифровое обозначение, а с другой - название блока в соответствии со смысловой макроструктурой. Карточки лучше заполнять фломастером. Материал для карточек лучше брать жесткий, чтобы карточки можно было тасовать, как карты. На карточках вы можете выполнять задания, рекомендуемые для заучивания слов. На практике установлено, что изучающие немецкий язык могут легко выучить в день 20 слов. На повторение уже выученных слов требуется очень мало времени.
Использование предлагаемой системы позволяет поддерживать знание слов и без наличия языковой среды, и практики живой речи. Вы привыкаете получать доступ к словам, пользуясь карточками, а впоследствии и без опоры на карточки - словарь есть у вас в голове. Обязательно проходите три главных ступени при изучении слов в указанной последовательности: чтение и перевод с немецкого, перевод с русского, воспроизведение наизусть каждого блока.
Пользование макроструктурой можно отрабатывать без заполнения ее словами и с минимальным заполнением блоков.
Помните, что знание слов - это уже 80% знание языка в целом!
Литература:
Листвин, Д.А. Современный немецкий. [Т]: учебное пособие/Д.А. Листвин. - М.: Астрель: АСТ, 2011. - 317 с.
Литвинов , П.П. 3500 немецких слов. Техника заполнения [Текст]/П.П. Литвинов. - 7-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2012. - 256 с. - (немецкий. Ступени к успеху).
Никифорова, А.С., Проценко В.А. немецко-русский и русско-немецкий словарь для всех. [Текст]/А.С. Никифорова - М.: Цитадель-трейд: Вече, 2010. - 848 с.