Применение игровых технологий в изучении грамматики английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




























Применение игровых технологий в изучении грамматики английского языка.

Селиванова Светлана Владимировна

учитель английского языка первой категории

МБОУ «СОШ №4» г. Пикалево им. А.П.Румянцева





















Грамматика - важный аспект языка, который всегда находился в центре дискуссий о месте, роли, значении при обучении иностранным языками и рассматривался то как цель, то как средство обучения иностранному языку. Нельзя недооценивать знание грамматической структуры языка для правильно сформированного речевого общения, что в свою очередь подчеркивает функцию грамматики как средства формирования коммуникативной компетенции. В связи с введением основного и единого государственного экзаменов (ОГЭ, ЕГЭ) грамматика стала объектом контроля. Для выполнения тестовых заданий, написания эссе, писем делового и личного характера обучающиеся должны знать правила и иметь практику в применении знаний данного аспекта, т.о. грамматика становится не только средством, но и целью обучения.

Известно, что тренировка обучающихся в употреблении грамматических структур, требующая их многократного повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. На мой взгляд, игры как один из способов повышения интереса к изучению грамматики помогут сделать скучную и однообразную работу более интересной и увлекательной, создать на уроке «языковую среду», то есть условия, приближающиеся к тем, в которых люди беседуют на английском языке в естественной обстановке. Энергичный темп приучают обучающихся быстро мыслить, упражняет готовность их языковой памяти, способствует развитию темпа речи. Играя на уроке иностранного языка, ученики практикуются в речевой деятельности, которая благодаря этому автоматизируется в определенных и постоянно расширяющихся пределах. Однако все это реализуется при правильном подборе и организации игр учителем:

  1. Одну и ту же игру проводить несколько раз (путем подстановки новых лексических единиц);

  2. Новую игру начинать учителю (роль ведущего), а затем эту роль передать хорошо подготовленному ученику;

  3. Придать игре характер соревнования, для того чтобы получить от игры наибольший эффект;

  4. Снабдить играющих различными красочными аксессуарами, предметами, пособиями;

  5. Использовать особый вокабуляр, который поможет учителю проводить игру на иностранном языке;

  6. Исключительно большое значение в играх обучающего характера имеет исправление ошибок. Желательно, чтобы и оно проводилось в форме «разыгрывания фантов», «записывания очков» и т.п.

Применение данных игр преследуют следующие цели:

- научить обучающихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;

- создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;

- развить речевую активность и самостоятельность учащихся.

Как мне кажется, игры можно использовать на любом этапе урока. Важно, чтобы игровая работа приносила положительные эмоции и пользу, и, кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать. Большую трудность для обучающиеся представляют грамматические времена английского языка, поэтому большая часть игр посвящена именно этому грамматическому явлению.

Приведем примеры грамматических игр:

  • Узнай, кто говорит. (Guess who is speaking)

Ученик выходит к доске и становится спиной к классу. Один из учеников говорит о себе, что он с детства делает хорошо, например: «I have been playing chess since childhood».

Ученик, стоящий у доски, угадывает говорящего по голосу и теперь говорит то же самое, назвав исполнителя: «Mary has been playing chess since childhood». (Здесь показано повторение темы «The Present Perfect Progressive Tense», но эту игру можно использовать для любого настоящего времени).

- Чепуха (Nonesense).

Учитель называет предложения, которые не соответствуют действительности, например: «We wear school uniforms when we go to the theatre». Ученики поправляют фразы, которые неправильны с их точки зрения: «We do not wear school uniforms when we go to the theatre». (Мы тренируем The Present Simple Tense).

- Где ты был? (Where were you?)

Играют две команды. Ученики одной из команд играют роль посетителей. Обращаясь к игрокам другой команды, они говорят: «I called at 10 a.m. last Saturday morning, but you weren`t in. Where were you?».

Игроки другой команды по очереди отвечают, причем повторяться нельзя.

I was at my uncle`s house.

I was at the airport.

I was in the mountains.

I was in the park.

После того как первая команда закончит отвечать, принимаются добавления от членов обеих команд. Стоимость каждого ответа - одно очко. Далее игроки первой команды задают вопросы: «I called at 10 a.m. last Saturday morning, but you weren`t in. Where were you doing?».

(Тренировка прошедшего простого и прошедшего длительного времён)

- Что я делаю? (What am I doing?)

Учитель выполняет какое-либо действие и спрашивает класс, что он делает «What am I doing?» (можно демонстрировать действия при помощи мультимедиа).

You are cleaning the board.

You are drawing a man.

You are walking round the table.

You are touching Ann`s hand.

You are writing on the blackboard.

You are looking out of the window.

За правильно угаданное движение и правильно построенное предложение

Ученик получает очко. Выигрывает тот, кто получил большее количество очков (Тренируем Present Progressive).

- Предложения по картинке (Picture Sentences)

Класс делится на группы. Каждой группе выдаются одинаковые картинки, по которой им нужно составить, как можно больше предложений, используя Present Progressive. После предложения зачитываются. Побеждает команда, составившая большее количество правильных предложений.

(Тренировка длительного времени)

- Что он/она делал, когда я вошел? (What was he/she doing when I came in?)

Для снятия излишней трудности учитель пишет на доске глаголы, обозначающие движения, которые несложно изобразить, например:


Jump Do the washing up

Water the plants Read

Write on the blackboard Drink hot tea

Eat soup Skip …..

Ведущий просит изобразить одно из движений, а сам выходит за дверь.

Войдя, он спрашивает у игроков, сидящих за партами:

Was he/she writing on the blackboard, when I came in?

Was he/she watering the plants, when I came in?

Was he/she drawing a picture, when I came in?

Was he/she jumping, when I came in?

Если он не угадал, он спрашивает: «What was he/she doing when I came in?»

Тот, кто правильно ответит и построит предложение, получает очки. Позже ведущего можно поменять.

(Тренировка прошедшего длительного времени)

  • Лентяи (Lazy-bones)

I`ll ask to do something. Say that you did it yesterday.

T. - Help me!

S. - I helped you yesterday.

T. - Dance after school.

S. - I danced after school yesterday.

T. - Answer the phone!

S. - I answered the phone yesterday.

Учитель использует другие глаголы: work, play, bake, visit, skate, paint …

(Отработка прошедшего простого времени).

  • День из жизни (A day in the life)

Группа обучающихся делится на подгруппы. Каждая группа выбирает игрока, который покидает класс. Группа пытается представить день удаленного игрока с 8 часов утра до 8 асов вечера и описывает, где он был, что он делал, с кем разговаривал.

В класс входят удаленные игроки и возвращаются в свои команды. Задавая общие вопросы членам группы, покидавший класс игрок старается угадать день, который придумала группа. Когда каждый игрок отгадает свой день, группа задает ему вопросы, выясняя его реальный предыдущий день.

(Тренировка прошедшего простого времени)

- Афиша (The Sign)

На спину игрока прикрепляется лист бумаги, на котором написано слово. Его задача - отгадать надпись. Задавать можно только простые вопросы (Do I …., Am I …., Can I …), а отвечать кратко (Yes/ No).

Возможен вариант, когда учащиеся отгадывают слово, задавая водящему общие вопросы.

(Тренировка общих вопросов в настоящем времени)

  • Ни да ни нет не говорить (Don`t say No nor Yes)

Класс делится на две группы. Каждая группа должна придумать общие вопросы (время глагола любое) и выбрать игрока, который будет представлять интересы своей группы. Задача игрока - не отвечать односложно «Да» или «Нет». За правильно построенный вопрос и ответ команды получают баллы.

Пример:

- Do you have a cat? - Of course.

- But you have no rabbit, do you? - Not yet.

- Do you like your cat? - I love her!

- Is she black? - Not entirely.

- Have you visited London? - Recently

- Did you like the city? - You bet I did.

- Did you see Westminster Abbey? - I did not have the time.

(Тренировка общих вопросов и распространенных ответов на них).

- Короткие ответы (Short answers)

Класс делится на группы или пары. Каждая группа вытягивает по одинаковому количеству полосок с короткими ответами. Группы пишут общие вопросы с вытянутым кратким ответом в соответствующем грамматическом времени. Команды зачитывают свои вопросы, а остальные оценивают их правильность. Побеждает команда, составившая большее количество правильных вопросов.

Пример:

Yes, I do.

No, they didn`t.

No, he doesn`t.

Yes, he is.

Yes, they will.

No, I am not.

No, she won`t.

Yes, I did.

Yes, we have.

No, he isn`t.

No, he hasn`t.

No, they don`t.

No, they haven`t.

Yes, she does.

Yes, she has.

No, we won`t.

(Тренировка общих вопросов в любом грамматическом времени)

- Найди ошибки (Find errors).

Класс делится на 2 команды, которые встают друг напротив друга. Обучающиеся из обеих команд по очереди подходят к столу и вытаскивают карточку с предложением. Предложения могут быть верными или содержать ошибку, задача ученика - определить правильность и исправить, если есть ошибки.

Примечание: Можно разрешить обсуждение в группах.

Группам присуждаются очки по следующим правилам:

- если предложение правильное и группа определила верно, то ей присуждается очко;

- если предложение неправильное и группа определила верно, то получает очко, очко добавляется, если ошибка исправлена;

- если группа не может исправить ошибку, то соперники имеют право на ее исправление, справившись успешно, получает очко.

Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Пример:

1. I has already done my homework.

2. She isn`t happy here.

3. He don`t eat lunch with us.

4.Were your aunt a teacher?

5. My brother sings right now.

(Тренировка грамматических времен)

- Сигналы (Signals)

Класс делится на группы. На доске записаны «сигнальные» слова по изученным грамматическим временам.

Пример: already, ever, now, every day, just, yesterday, often, tomorrow, at the moment, three days ago, never, next month, yet.

Группы записывают предложения с этими словами. По истечении времени группы зачитывают свои предложения. Каждое правильное предложение - очко.

(Тренировка грамматических времен)

- Вопросы и ответы (Questions and answers)

Учитель готовит карточку по количеству обучающиеся в классе. В каждой карточке должно быть представлено лицо и время действия.

Пример:

She/ today

The teacher/ yesterday

My friend and I/tomorrow

You/ every day

Your friends/ this week

Your mother/ on Sunday

Обучающиеся садятся в круг. Учитель раздает каждому карточку и дает 2 минуты на обдумывание вопроса по карточке.

Пример:

The teacher/ yesterday - Did the teacher tell you about England yesterday?

Допускаются любые типы вопросов. По истечении времени начинается работа с ответа одного ученика, который выбирает другого игрока и задает ему вопрос. Затем спрашивающий становится отвечающим.

(Тренировка грамматических времен)



- Игра в фанты (Forfeits).

Ведущий стоит за спиной у судьи, держит за спиной фант и говорит:

Heavy, heavy hangs over your head,

What will this forfeit do?

Диалог ведущего и судьи может быть построен на разных грамматических конструкциях (в зависимости от грамматического материала, который изучается в классе). Например:

The leader The judge

What must this forfeit do? The forfeit must dance.

What will this forfeit do? The forfeit will sing.

What do you want this forfeit to do? I want this forfeit to jump like a hare.

What will you make this forfeit do? I`ll make this forfeit recite a poem.

Учителю необходимо тоже участвовать в игре, чтобы исключить фактор застенчивости.



- неправильный Бинго (Irregular Bingo)

Класс делится на пары или учащиеся играют индивидуально. Ребятам выдается карточка с неправильными глаголами и жетоны для накрывания клеточек. Водящий (учитель или ученик) вытягивает из коробки карточки с написанными глаголами и произносит их либо по-русски, либо вторую форму глаголов. Игроки закрывают клетки с названными глаголами. Тот, кто первым закроет ряд, кричит `Bingo!`

Победителем может стать тот, кто первым закроет любой вертикальный ряд, горизонтальный ряд, вертикальный крест, горизонтальный крест, все клетки.

Пример:

Become

Forget

Keep

Lead

Know

Choose

Fly

Grow

Hide

Swim

Meet

Shine

Steal

Run

Understand

Tell

Think

Put

Stand

Read

Write

Sing

Drink

Eat

See

(Тренировка форм неправильных глаголов)

- Tic-tac-toe.

Обучающимся предоставляется таблица, аналогичную таблицу имеет учитель, которая заполнена предложениями в Active Voice.

A B C

1

2

3

1

2

3

1

2

3

В тетради учителя:

A B C

1 We eat bread every day.

2 People build houses every year.

3 Boy play hockey in winter.

1 They received the letter yesterday.

2 Pupils do homework every day.

3 Our friends invited us to the party last week.

1 The teacher asked me at the lesson yesterday.

2 He answered my questions yesterday.

3 People founded the town in 1703.



Класс делится на 2 группы. Одна команда будет ставить значок «X» в ячейках таблицы, другая - «0». Команда ставит свой значок в случае правильного ответа (в противном случае ставится значок соперников).

Команда выбирает квадрат, ей зачитывается предложение в Active Voice, игроки должны сказать его в Passive Voice.

(Тренировка страдательного залога)

- Кубики (Bricks).

Цель этой игры - автоматизация употребления конструкции в устной речи. Для игры изготавливаются кубики, на гранях которых наклеены картинки с изображением предметов. Обучающиеся делятся на две команды, по очереди подходят к столу, подбрасывают кубик и называют предложение с отрабатываемой конструкцией, соответствующее сюжету картинки. За каждое правильное предложение команда получает очко.

  • S.O.S. Кораблекрушение (S.O.S. Shipwrecked)

Давайте представим ситуацию: вы на корабле в открытом море, и вдруг разразился шторм. Вы увидели брешь в судне, понимаете, что тонете. Вам нужно перебраться в маленькую лодку, но вы можете взять с собой только 8 предметов. Что вы решите взять? Что для вас самое важное в данной ситуации? Почему?

Сначала каждый выбирает необходимые вещи из списка, затем ученики объединяются в группы и решают, какие 5 вещей они возьмут.

Individually

Items

Group`s Choice


1. A box of matches



2. A compass



3. A 30-meter rope



4. A fishing rod



5. A radio receiver



6. A spoon



7. A Bible



8. A pen



9. A hair brush



10. 10-litre drinking water



11. 3 distress rockets



12. A torch



13. The Russian flag



14. A sea chart



15. A buoy



16. A blanket



17. Binoculars



18. Toilet paper



19. A mirror



20. A swimming suit


Примеры:

If we take matches, we will light a fire.

If you took a pen, you could write to me……

(Тренировка условных предложений первого и второго типа).

  • Прятки на картинке. (Hide-and-seek in a picture)

Прятки будут ненастоящие. «Спрятаться» надо мысленно за одним из предметов комнаты на большой картине, которая вешается на доске. Выбирается водящий (им сначала может быть учитель). Водящий пишет на записке, куда спрятался, и отдает ее учителю. Обучающиеся читают присказку перед началом игры:

Bushel of wheat, bushel of clover,

All not hid, can`t hide over.

All eyes open! Here I come.

Затем начинаются «поиски».

N: Are you behind the wardrobe?

R: No, I am not.

A: Are you under the bed?

R: No, I am not.

L: Are you behind the curtains?

R: Yes, I am.

Последний ученик, задавший вопрос, получает очко и право «спрятаться» (Тренировка предлогов места, общих вопросов с глаголом «to be» и кратких ответов на них).

- Испорченный телефон (Chinese whispers).

Все обучающиеся принимают участие в этой игре. Суть ее заключается в понимании сказанного и передаче шепотом услышанной информации другому. Игра должна проходить в быстром темпе. Последний участник говорит фразу вслух. Конечный вариант сравнивается с первоначальным.

Примеры:

My granny was riding a bike for last week but fell off.

The library was open every day from 2 to 6 except Tuesday.

Yesterday I had a cup of coffee and a muffin for breakfast, a jacket potato with beans for lunch and a chicken curry for dinner….

(Тренировать можно любое грамматическое явление).

- Где это? (Where is it?)

Играют две команды. Несколько предметов разложены на необычных местах. Все предметы должны быть хорошо видны. Несколько минут дается на обдумывание.

Затем представители каждой команды по очереди говорят, какой предмет они видят и где он находится. Например:

There is a book on the top of the door.

There is a bag behind the window.

There is a hairbrush on the floor.

There is a cassette in the vase.

Команда получает очко за каждое правильное предложение. (Отработка структуры There is/ are, предлогов места).

Игра служит средством повышения эффективности урока лишь тогда, когда она педагогически и методически направленна. Как показал мой опыт применения игр, необходимо постепенно вводить все новые типы и виды игр, видоизменять и усложнять их содержание и материал. Во время игры обучающиеся могут психологически перестраиваться и начинать думать только об игре, а не о языке. Игра дает им возможность увидеть практическое использование знаний, умений и навыков в области английской грамматики.

Использование игровых технологий на уроках иностранного языка может помочь преподавателю сохранить и повысить интерес к предмету, формировать и совершенствовать грамматические навыки у обучающихся.








© 2010-2022