Доклад на тему: Мотивация обучения

Доклад на тему: "Мотивация обучения" включает в себя три раздел. Первый раздел посвящен раскрытию понятия "Мотивация". Второй раздел познакомит вас с различными приемами нетрадиционного начала урока. В третьем разделе я поделилась тем, как можно оригинально начать свой урок, мотивировать детей таким образом, чтобы урок прошел успешно.В своей работе я рассмотрела важные аспекты познавательной мотивации, виды мотиваций, такие как компенсаторная мотивация, мотивация избегания неудач, престижная мот...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12






Доклад на тему:

«Мотивация обучения»






Выполнила:

Шашмурина Юлия Петровна

учитель английского языка










Ноябрьск

2015 г.


Содержание:

I. Мотивация обучения


  • Мотивационный этап

  • Условия для внутреннего мотивирования процесса учения

  • Методы мотивации и стимулирования

  • Метод ситуации успеха

  • Внешние и внутренние мотивы обучения

  • Компоненты мотивационной сферы учения


II. Различные приемы нетрадиционного начала урока


  • Рифмованное начало урока

  • Начало урока с элементами театрализации

  • Начало урока с приемом написания частей загаданного слова

  • Начало урока с приема составления слова из набора букв

  • Прием аналитической игры - задания

  • Прием "Fill in the missing words"

  • Прием "Find the ending"

  • Прием "Memorizing"

  • Подборка антонимов или синонимов слов

  • Прием "Tasks for laters"


III. Оригинальное начало урока

















I. Мотивация обучения


Мотивация - необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса урока. Большое значение имеет четко определенная и сформулированная цель, которая ставится перед школьниками.

Каил Гибран однажды произнес: "Работа - это овеществленная любовь. И если вы не можете работать с любовью, а только с отвращением, было бы лучше, если бы вы бросили эту работу и сидели у ворот храма, получая милостыню от людей, которые работают с удовольствием." Мотивация - это не принуждение, а побуждение к деятельности.

Мотивационная сфера, как считает А.Н.Леонтьев, - ядро лич­ности. Что же движет ребенком, какие желания у него возникают? В начале своей школьной жизни он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнооб­разных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители. Более того, в классе, где мнение учителя - не просто решающее, оно единственное автори­тетное мнение, с которым все считаются, высокие отметки и прочие оценки обеспечивают соответствующий статус.

Другие широкие социальные мотивы учения - долг, ответствен­ность, необходимость получить образование. Вот отметка - реально действующий мотив; чтобы получить высокую отметку или похвалу, ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задание.

В раннем школьном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мо­тивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолю­бием; мотивы достижения успеха - соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными норма­ми. Для развития различных видов деятельности, значение которых возрастает на следующих возрастных этапах, особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения.

На примере мотивации достижения отчетливо прослеживается из­менение мотивации на протяжении всего школьного периода. На мотива­цию и эффективность выполняемых ребенком действий влияют те от­дельные удачи и неудачи, с которыми он сталкивается. Если успех влияет по­ложительно на работу ребенка, то неудача - часто отрицательно.

В этот период начинает складываться индивидуальная мотиваци­онная система ребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приоб­ретают относительную устойчивость. Один ребенок постоянно соперничает со сверстниками, стараясь лидировать и во всем быть первым. Другой, наоборот, старается всем помочь. Для третьего важно каждое "серьезное" занятие, каждое требование, замечание, - у него уже появились широкие социальные мотивы, сильным оказался мотив достижения успеха.

Мотивация учения важна для личност­ного развития школьника.

Мотивация неуспевающих школьников специфична - она отличает­ся от мотивации их благополучных сверстников. При наличии сильно­го мотива получения отметки и одобрения круг их социальных моти­вов учения сужен, что обедняет мотивацию в целом.

Широкое значение мотивов соответствует тем ценностным ори­ентациям, которые дети берут у взрослых, главным образом, усваи­вают в семье. Когда я спрашивала пер­воклассников, проучившихся одну четверть, что им нравится, и что не нравится в школе, они отвечали: "Нравятся уроки. Не нравится, что мальчики расстраивают учительницу". "Нравится, что уроки задают". "Надо, чтобы все были хорошие, послушные". Ученики среднего и старшего звена давали уже другие ответы: "Нравится, что в школе бывают каникулы". "Дискотеки" и т. д. Начиная свою школьную жизнь, они еще не приобрели "взрослых" ценностей, не ориентируются на су­щественные стороны обучения.

Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного пред­мета в начальных классах встречается редко, обычно он сочетается с ранним развитием специальных способностей. Таких детей, считают одаренными. Большинству младших школьников при­сущи познавательные интересы не слишком высокого уровня. Но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы.

Важный аспект познавательной мотивации - учебно-познаватель­ные мотивы, мотивы самосовершенствования. Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, адек­ватная структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-поз­навательные мотивы.

Многие отстающие в учении школьники интеллектуально пассив­ны. Они проявляют интерес чаще всего к наиболее легким, не основ­ным дисциплинам, иногда - только к одной, скажем, к физкультуре или пению, а в большинстве случаев - улице, компании.

Трудные, малопонятные учебные предметы, связанные с постоянно низкими оценками - русский язык и математика, - редко вызывают познавательный интерес. Но и эти интересы менее содержа­тельны, чем у хорошо успевающих детей. Неуспевающие ученики ори­ентируются на процесс выполнения отдельных, частных действий и на протяжении всех лет обучения в школе сохраняют склон­ность к облегченной учебной работе, механическому копированию действий учителя, следованию его указаниям.

Мотивация достижения нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена моти­вация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить за­дание, получить нужный результат. И хотя она обычно сочетается с мотивом получения высокой оценки своей работы (отметки и одобре­ния взрослых), все же ориентирует ребенка на качество и результа­тивность учебных действий независимо от этой внешней оценки, тем самым способствуя формированию саморегуляции. Мотивация достиже­ния успеха, наряду с познавательными интересами, - наиболее цен­ный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации.

Престижная мотивация, менее распространенная, чем мотивация достижения, характерна для детей с завышенной самооценкой и ли­дерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше од­ноклассников, выделиться среди них, быть первым. Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые способности, она ста­новится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов. Индивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность личности таких детей. Кроме того, взрослея, они достигают высокой продуктивности деятельнос­ти, но оказываются не способными к творчеству: стремление все сделать лучше и быстрее других лишает их возможности творческих поисков, углубления в процесс решения проблемной задачи.

У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время в мотивации достижения отчетливо проявляется вторая тенденция - мо­тивация избегания неудачи. Дети стараются избежать "двойки" и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недоволь­ства учителя, санкций родителей. Эта мотивационная тенденция интенсив­но развивается на протяжении всего неуспешного обучения, и к окончанию школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и мотива получения высокой отметки (хотя продолжают рассчитывать на похвалу), а мо­тивация избегания неуспеха приобретает значительную силу. Она сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и при­дает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашен­ность. Почти четверть неуспевающих учеников отрицательно относятся к учению из-за того, что у них преобладает этот мотив.

К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая ком­пенсаторная мотивация. Это побочные, по отношению к учебной дея­тельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области - в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка.

В результате проблемно-ориентированного анализа, проведенного в прошлом году, было выявлено, что у учащихся в нашей школе низкая познавательная мотивация.

Мотивационный этап включает в себя:

  • Создание проблемной ситуации

  • Привлечение занимательного материала

  • Применение наглядных средств обучения

  • Использование неожиданной, противоречивой информации

  • Эмоциональную насыщенность содержания

  • Эмоциональную зарядку

  • Соревновательные и игровые моменты

  • Разъяснение и постановку цели деятельности

  • Разработку плана действий

Условия для внутреннего мотивирования процесса учения:

  1. Предоставление свободы выбора. Ученик, а также его родители (так как характер отношения родителей к школьному обучению сказывается на мотивации их ребенка) должны иметь возможность выбора школы, программы обучения, видов занятий, форм контроля, учителя. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.

  2. максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию. Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации обучающегося о успешности его деятельности. Не должно быть наказаний за неудачи, неудача сама по себе является наказанием.

Методы мотивации и стимулирования

Волевые

  1. Предъявление учебных требований

  2. Информирование об обязательных результатах обучения

  3. Формирование ответственного отношения к учению

  4. Познавательные затруднения

  5. Самооценка своей деятельности и коррекция

  6. Рефлексия поведения

  7. Прогнозирование будущей деятельности

Социальные

  1. Развитие желания быть полезным Отечеству

  2. Побуждение подражать сильной личности

  3. Создание ситуации взаимопомощи

  4. "Эмпатии", сопереживания

  5. Поиск контактов и сотрудничества

  6. Заинтересованность результатами коллективной работы

  7. Взаимопроверки

  8. Рецензирование

Метод ситуации успеха

Одним из самых действенных методов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у обучающихся, испытывающих определенные затруднения в учебе. Без переживания радости успеха невозможно рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Вот почему опытные учителя так подбирают для обучающихся задания, чтобы те из них, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них задание, а затем уже переходили бы к выполнению более сложных упражнений. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи обучаемым в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Ситуации успеха создаются преподавателем и путем поощрения промежуточных действий обучаемого, то есть путем специального подбадривания его на новые усилия. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время обучения снижает чувство неуверенности и боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности.

Внешние и внутренние мотивы обучения

Внешние мотивы в обучении:

  • Отметки

  • Вынужденный долг

  • Учеба ради престижа, лидерства

  • Избегание наказания

Внутренние мотивы в обучении:

  • Удовлетворение от самой деятельности

  • Прямой результат деятельности

  • Стремление к успеху

  • Понимание необходимости знания для жизни

  • Учение как возможность общения

Мотивационная сфера учения складывается из следующих компонентов:

  • Смысла учения (внутреннее отношения обучающегося к учению)

  • Мотива учения (побудительная причина к действию)

  • Постановки целей (направленность обучающегося на выполнение действий)

  • Эмоций (реакция ребенка на воздействие внешних и внутренних раздражителей)

  • Интересов (познавательно эмоциональное отношение школьника к учению)

Мотивация обучения сосуществует в рамках мотивации педагогического сотрудничества, мотивация обучения складывается из мотивации деятельности обучающегося и мотивации деятельности педагога, где мотивацией учения для обучающегося является внутренняя мотивация (самоприказ, самоанализ,самооценка, самоубеждение),а мотивацией преподавания для педагога является внешняя мотивация (отношение педагога к профессиональным обязанностям).


II. РАЗЛИЧНЫЕ ПРИЕМЫ НЕТРАДИЦИОННОГО НАЧАЛА УРОКА


  1. Рифмованное начало урока

Философы утверждают, что все во Вселенной построено на ритме: в основе движения, способа существования материи и т. д. - ритм. Поэты обосновывают великую роль созвучий. Рифмы и ритм позволяют лучше усваивать изучаемый материал. В начальной школе можно предложить следующее рифмованное начало уроков.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постараюсь все понять -

Буду грамотно писать.


  1. Начало урока с элементами театрализации

Сосчитайка. Устный или письменный фронтальный счет.

Отвечайка или Повторяйка. Дети дублируют друг друга при про­верке заданий по изученным темам.

Помогайка. Работа в паре.

Думайка. Решение задач по выбору, по вариантам.

Соображайка. Опережение, задачи повышенной трудности.

Доклад на тему: Мотивация обученияЗнайка. Изучение нового материала.

Поиграйка. Математические игры.

Выбирайка. При закреплении материала дети выбирают предложен­ные задания.

Незнайка:

Хоть ты смейся,

Хоть ты плачь,

Не могу решать задач!

Может быть - плохой учебник?

Может быть - таланта нет?

Но нашел я способ верный -

Сразу посмотреть в ответ.

Занимайтесь на здоровье,

Если вам не жалко сил.

Ну, зачем читать условие?

Раз - умножил, два - сложил.

Я и вычел, разделил.

Ну, все, как полагается,

Но только правильный ответ

Никак не получается.

Помогите мне, ребята,

Все расставить по местам.

Научусь решать задачи -

Буду, благодарен вам!


3. Начало урока с приемом написания частей загаданного слова

Какие слова можно составить из данного набора букв? Известно ли вам, что эти слова обозначают? (applecucumbercherryraspberry: apple, cucumber, cherry, raspberry)

4. Начало урока с приема составления слова из набора букв (eplap: apple)
5. Прием аналитической игры - задания ("Третье лишнее", "Что общего?")

6. Прием "Fill in the missing words" (вставь пропущенные слова)

7. Прием "Find the ending" (на разных карточках написать начала и концы предложений, раздать карточки обучающимся, обучающиеся должны найти окончание или начало своего предложения среди своих одноклассников)

8. Прием "Memorizing" (на обратной стороне доски записано 3 предложения, обучающийся подбегает к доске, запоминает одно предложение, идет к своей команде, диктует это предложение, после чего проверяется правильность запоминания предложения)

9. Подборка антонимов или синонимов слов.

10. Прием "Tasks for laters" (около входа в класс находится коробочка с заданиями, которые должны быть сложными, но по пройденной теме. Опоздавший обучающийся должен вытянуть задание и выполнить его дома, после чего задание оценивает учитель и ставит отметку. Такой прием мотивирует не опаздывать обучающихся)

III. Оригинальное начало урока

Начинать урок английского языка очень полезно звуковой зарядкой и скороговорками. Это способствует лучшему освоению фонетики и особенно полезно для младших учащихся. Рекомендуется выполнять такую зарядку перед каждым занятием и использовать при этом маленькое зеркальце, что позволит наблюдать за работой языка.

Звуковую зарядку можно также представить в виде сказки.

Справиться с трудными английскими звуками помогут и скороговорки. Сначала стоит произносить скороговорку медленно, четко выговаривая каждое слово. Затем повторять ее быстрее и быстрее несколько раз подряд.

Вот ряд скороговорок для малышей, с которых можно начать:
/l/ Lion Leo likes lemons
/r/, /l/ Red lorry, yellow lorry
/ә:/ A bird in a skirt
/ʃ/ A fish in a shirt
/æ/ A bear on a chair, a chair on a bear
/tʃ/ Mike and Mary, cheese and cherry
/dʒ/ Orange jacket, orange juice
/w/ Where is a white sweater?
/k/, /t/ Kate, take a cat
/ai/ I like my bike
/iz/ Four foxes in the boxes
/pl/ Play, Liz! Play, please!
/ŋ/ «Ping-pong», - sings my ball
/a:/ Apples in the vase, cherries in the glass
/i:/ Three green trees
/ei/ I say: "Let's play!" They say: "OK!" (Е. Левко. I like English, кн.2)

Скороговорки легко вводить в урок. С них легко начинать. Они очень полезны для начинающих изучать язык. Взрослым людям, которые изучали иностранный язык раньше, в течение определенного периода времени, но у которых по каким-либо причинам не сложилось правильное произношение, будет сложнее улучшить свою интонацию и произношение, поскольку они уже сформированы в определенном виде, и обучать таких людей снова нелегко. Приведем несколько примеров скороговорок, которые могут подойти для взрослых. Легче начать с небольших:
/k/ Kate caught a kitten
/p/ The puppy took a piece of paper out of Peter's pocket
/t/ Ted took Tom's kite
/i/ Big business stinks

Далее можно усложнять, например:
/p/
Peter Piper picked a peck of pickled pepper,
A peck of pickled pepper Peter Piper picked.
If Peter Piper picked a peck of pickled pepper,
Where's the peck of pickled pepper Peter Piper picked?



Вывод

Мотивация учения - основное условие успешного обучения. "Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться" (В. А. Сухомлинский). Мотивация обучения будет достигнет положительных результатов только посредством осуществления мотивации педагогического сотрудничества педагога и обучающегося.

© 2010-2022